ТОП 10:

Задачи, методы и практика регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации



Внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Основные принципы:

Независимость

Открытость

Равноправие

Признание приоритета международных договоров.

Главная цель – формирование эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов РФ, поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров и услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства, преследующих цель формирования благоприятных рамочных условий хозяйствования субъектам внешнеэкономической деятельности.

Задачи:

- обеспечение приоритета национальных экономических интересов процессе участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве;

- формирование благоприятного правового климата для корректной деятельности национальных хозяйствующих субъектов;

- экономическое стимулирование внешнеторговых операций;

- обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и в целях общегосударственного развития;

- регулирование платежного баланса страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется разными методами, определенными законодательством. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы.

Тарифное регулирование проводится через установление импортного и экспортного таможенных тарифов.

Методами нетарифного регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт товаров отдельных видов; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие РФ в международных экономических санкциях, валютное регулирование.

Исходя из перечня мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления и применения экспортных и импортных таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются одним из видов неналоговых платежей. Правовые основы тарифного регулирования определяются Законом РФ «О таможенном тарифе».

Закон РФ «О таможенном тарифе» определяет виды ставок таможенных пошлин: адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Таможенный тариф РФ – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ исходя из систем классификаций товаров, принятых в международной практике.

Установленные тарифом базовые ставки применяются в отношении товаров, происходящих из стран, которым РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях. В отношении товаров, происходящих из стран, которым РФ не предоставляет режима наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные в 2 раза.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% действующих ставок. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей системой преференций РФ, ввозные таможенные пошлины не применяются.

Не облагаются ввозными таможенными пошлинами ввозимые на территорию РФ товары, происходящие из государств, с которыми Россия заключила договоры о свободной торговле (Армения, Кыргызстан, Молдова и др.).

Тарифные льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины или освобождения от пошлины.

Квотирование и лицензирование

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование. Постановление Правительства РФ о введении количественных ограничений должно быть принято и официально опубликовано не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Помимо этого, в силу ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности могут вводиться исходя из национальных интересов федеральными законами и международными договорами РФ. Федеральные законы об ограничениях экспорта и (или) импорта товаров, принимаемые в таких случаях, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.

Режим квотирования и лицензирования, действующий на территории РФ, был определен Постановлением Правительства РФ «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ», Постановлением Правительства РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» и другими актами.

Распределение квот осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ».

Лицензирование представляет собой выдачу компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара, т. е на оборот товара. Лицензирование может применяться и наряду с квотированием, и в качестве самостоятельной меры. Следует иметь в виду, что при регулировании внешнеэкономической деятельности лицензируется не сама деятельность, а оборот товара. Выдача лицензий осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона.

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Они выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ. При этом генеральная лицензия выдается на конкретный вид товара с указанием его количества и качества, но без определения конкретного покупателя или продавца. Срок ее действия устанавливается Правительством РФ. Разовая лицензия действует в течение одного года и распространяется на совершение экспортных или импортных операций по одному контракту с одним видом товара.

Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Номенклатура товаров, подпадающих под экспортный контроль, определяется перечнями, утверждаемыми указами Президента РФ. Эти акты вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Порядок вывоза данных товаров определяется Правительством РФ.

Методы осуществления экспортного контроля:

- идентификация контролируемых товаров и технологий, т. е установление их соответствия товарам и технологиям, включенным в перечни;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;

- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий;

- валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки РФ;

- применение мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушивших установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

На основании ФЗ «Об экспортном контроле» в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам, осуществляется государственная экспертиза сделок. Она проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли РФ по соответствующим направлениям науки, техники и технологии. Экспертиза осуществляется на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической сделки в Министерство экономического развития и торговли для получения лицензии или разрешения, предусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля.

Защитные меры при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Законодательством Российской Федерации предусмотрен комплекс мер в целях:

- защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- поддержания равновесия платежного баланса посредством регулирования импорта товаров;

- обеспечения потребностей внутреннего рынка посредством регулирования экспорта;

- продвижения товаров из Российской Федерации на мировой рынок.

К защитным мерам следует отнести также установление особых таможенных пошлин:

- специальных, которые взимаются сверх ставки таможенной пошлины при осуществлении внешней торговли товарами с иностранными государствами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования. Специальные пошлины, наряду с иными специальными защитными мерами (введение импортных квот и др.), применяются в том случае, если импорт какого-либо товара осуществляется в РФ в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики. Подобные защитные меры применяются в отношении какого-либо товара на недискриминационной основе независимо от страны его происхождения;

- антидемпинговых, взимаемых сверх базовой ставки таможенной пошлины при введении антидемпинговых мер в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта (ввозимого по цене ниже нормальной стоимости в государстве экспортера);

- компенсационных, которые взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины при введении компенсационных мер. Такие меры касаются ограничения импорта товара, субсидируемого иностранным государством путем предоставления финансовой поддержки.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резидентов и нерезидентов. Законом определен правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, к которым относятся:

- операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся: прямые инвестиции; «портфельные», инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Совершение текущих операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; с получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней и др.

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены особенности осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. В частности, установлено:

- право на осуществление резидентами текущих валютных операций без ограничений;

- право на осуществление резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

- право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (Государственный таможенный комитет, Минфин РФ, Министерство РФ по налогам и сборам). К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.007 с.)