Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Налоговое регулирование в РФ

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ,ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………..5

1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………..5

1.2. Признаки и функции налогов……………………………………6

1.3. Виды налогов………………………………………………………8

ГЛАВА II. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ……………………...15

2.1. Понятие налогового регулирования……………………………..15

2.2. Методы и способы налогового регулирования …………………17

2.3 Роль налогов в регулировании экономики……………………….20

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………23

3.1. Налоговое законодательство РФ…………………………………23

3.2. Ответственность за нарушение налогового

Законодательства………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..………………………………………………………… 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………...……...30

ВВЕДЕНИЕ

Налоги играют очень важную роль в жизни человека как части общества, в жизни государства. От того, сколько налогов будет собрано, зависит благополучие страны, региона, города. В истории развития общества еще ни одно государства не смогло обойтись без налогов, ведь для выполнения функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Следовательно, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. [11]

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время велика роль налогов и для России, где проблема нехватки финансовых ресурсов. Ведь налоги являются одним из ключевых способов решений этой проблемы, выступая в качестве одного из рычагов экономики, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется доход и прибыль предприятия.

Цель работы: анализировать налоговое регулирование в РФ.

Задачи работы:

1) изучить понятие и сущность налогов по законодательству РФ;

2) исследовать признаки и функции налогов;

3) ознакомиться видами налогов и дать им короткую характеристику;

4) рассмотреть понятие и цель налогового регулирования;

5) изучить методы и способы налогового регулирования;

6) рассмотреть налоговое законодательства, и ответственности за нарушение нологового законодательства.

Структура работы обусловлена вышеперечисленными задачами: во введении обосновываются актуальность и цели работы, в первой главе рассматривается содержание налогов, их классификация, во второй главе изучение налогового регулирования в РФ, в третьей главе анализируется государственное регулирование налоговой системы РФ на современном этапе.

В курсовом работе использовались как общенаучные, так и правовые методы исследования, поставленными задачами.

 

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ,ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Понятие и сущность налога

Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической реальности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая категория выражает финансовые отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с прочий стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) снова созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. [12]

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное важность в этом месте имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8): " Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного менеджмента финансовых средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательность уплаты налогов означает, что все налогоплательщики должны уплачивать налоги, в противном случае это означает нарушение закона.

Индивидуальность уплаты налогов означает, что каждый налогоплательщик должен платить не все налоги, какие существуют в государстве, а только те, которые ему положено платить по своему социальному статусу.

Безвозмездность уплаты налогов означает, что при уплате любого налога налогоплательщиком государство не возвращает ему никаких вещественных эквивалентов.

Налоги возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполняемых ими функций, то есть для наполнения бюджета государства.[11]

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.Он объединяет главные доходы и расходы государства.

 

Признаки и функции налогов

Из ст. 8 НК РФ можно выделить следующие признаки налогов:[5]

1) имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);

2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означаюющих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и риализации стоящих перед ним задач;

3) уплачиваются в денежной форме;

4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

5) носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги выполняют три важнейшие функции: [6]

- фискальную,

- социальную

- регулирующую.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и прогресса. С поддержкой реализации предоставленной функции на практике создаются государственные финансовые ресурсы и возникают физические обстоятельства для функционирования государства. Основная задача осуществления фискальной функции - снабжение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция гарантированного участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Термин "фискальная функция" широко распространен во всем мире, поэтому такое название этой функции налогов, по нашему мнению, возможно сохранить и для России.

Регулирующая функция позволяет изменять доходы разных групп населения. Она нацелена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности изготовителей различных товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и консультации. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в области производства, но и в сфере обмена и потребления. Эта функция демонстрирует общие функции управления экономикой государством, планирование, координацию, организацию, стимулирование и контроль.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом большая их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко растет в период экономических кризисов, когда подавляющая часть населения нуждается в социальной защите.

 

Виды налогов

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов, а также специальные налоговые режимы. Все перечисленные ниже налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.[2]

Федеральные налоги – это установленные НК РФ налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 13 НК РФ к федеральным налогам относятся:[9]

- Налог на добавленную стоимость - НДС - является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, выставленной покупателям, которая отражается в книге продаж, и суммой налога, предъявленной поставщиками, отраженной в книге покупок.

- Налог на доходы физических лиц - НДФЛ - основной вид прямых налогов, рассчитываемый как процент от совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на сумму установленных законодательством вычетов. Исчисление и уплата налога, а также составление налоговой декларации по НДФЛ осуществляется работодателями, у которых налогоплательщики (физические лица) получили доходы, в остальных случаях - самими налогоплательщиками.

- Налог на прибыль организаций представляет собой процент от прибыли - разницы сумм доходов организации и сумм понесенных ей расходов. Является прямым налогом. Уплата налога на прибыль осуществляется посредством авансовых платежей на основании налоговой декларации. Ставка налога составляет 20%.

- Акцизы - это вид косвенных налогов, устанавливаемых внутри страны в основном на предметы массового потребления (алкогольная и табачная продукция, автомобили, топливо и др.), а также на коммунальные, транспортные и другие услуги. Акциз включается в цену товаров или услуг. Ставки акцизов устанавливаются отдельно для каждого вида подакцизных товаров.

- Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные или иные органы, или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий: выдачи документов или их копий, разрешений, лицензий. Размер пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий. Обычно уплата госпошлины производится до их совершения.

-Налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ. Полезным ископаемым является продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании цен их реализации либо их расчетной стоимости.

- Водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ: забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей сплава древесины.

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают лица, имеющие лицензию или разрешение на добычу указанных объектов. Уплачиваются при получении лицензии, либо в течение срока действия разрешения на добычу.

Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов.

Региональные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам, согласно ст. 14 Налогового кодекса, относятся:[9]

- Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Налоговая база определяется как среднегодовая остаточная стоимость указанного имущества. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

- Транспортный налогобязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани. Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

- Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор. По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Региональные налоги устанавливаются (а также вводятся и прекращают свое действие) законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Как и федеральные, отдельные виды региональных налогов могут отменяться специальными налоговыми режимами. Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Местные налоги— это налоги сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги, согласно ст. 15 Налогового кодекса — это:[9]

- Земельный налог. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость. Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.

- Налог на имущество физических лиц. Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Специальные налоговые режимы [9]

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения - УСН - может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам 9 месяцев текущего года их доходы не превысили 45 млн.руб. Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения "доходы минус расходы" - 15%. Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход - ЕНВД. Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении этого режима, признаются организации, являющиеся инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств, имущества или имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенной работы, следует отметить, что налоги по праву являются одним из ключевых аспектов налоговой системы. Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги — один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми каналами по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов — одно из самых тяжких преступлений. [10]

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования.[11]

Выделяют три важнейшие функции налогов:

1) фискальную (финансирование государственных расходов);

2) регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики);

3) социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления, согласно первой части Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: федеральных, региональных и местных.[9]

Налоговая система действует на всей территории России. Это единая налоговая система российского государства, что относится ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во-вторых, что единство отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня), есть между субъектами Федерации, между органами местного самоуправления). [13]

Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекает из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации// СПС «КонсультантПлюс»

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации// СПС «КонсультантПлюс»

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»

4. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики// Финансы.2004 г.

5. Брызгалин А.В. Принципы налогового права: теория и практика// Законодательство и экономика.2006 г.

6. Брызгалин А.В. Теория налогов., - М.2007 г.

7. Дуканич Л.В. налоговое регулирование: методы и способы.,- Ростов.: Т.Папир,2001 г.

8. Заяцев Н.Е. Теория налогов:учебник для вузов.,- Минск.:2005 г.

9. Каширина М.В. Каширин В.А. Федеральные, регональные и местные налоги и сборы.:уч.пособие.,:М.-2005 г.

10. Ковалев А.В. Финансы и кредит: учебник для вузов., М.-2006 г.

11. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: уч.пособие.: М.- 2005 г.

12. Черник Д.Г., Воронин В.А., Галинин А.А. Налоги: уч.пособие для вузов., М.- 2008 г.

13. Швейцов Ю. Налоговая система России. уч. пособие – 2011 г.

14. htth:// nalog.ru

15. htth:// consultant.ru

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ,ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………..5

1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………..5

1.2. Признаки и функции налогов……………………………………6

1.3. Виды налогов………………………………………………………8

ГЛАВА II. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ……………………...15

2.1. Понятие налогового регулирования……………………………..15

2.2. Методы и способы налогового регулирования …………………17

2.3 Роль налогов в регулировании экономики……………………….20

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………23

3.1. Налоговое законодательство РФ…………………………………23

3.2. Ответственность за нарушение налогового

Законодательства………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..………………………………………………………… 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………...……...30

ВВЕДЕНИЕ

Налоги играют очень важную роль в жизни человека как части общества, в жизни государства. От того, сколько налогов будет собрано, зависит благополучие страны, региона, города. В истории развития общества еще ни одно государства не смогло обойтись без налогов, ведь для выполнения функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Следовательно, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. [11]

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время велика роль налогов и для России, где проблема нехватки финансовых ресурсов. Ведь налоги являются одним из ключевых способов решений этой проблемы, выступая в качестве одного из рычагов экономики, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется доход и прибыль предприятия.

Цель работы: анализировать налоговое регулирование в РФ.

Задачи работы:

1) изучить понятие и сущность налогов по законодательству РФ;

2) исследовать признаки и функции налогов;

3) ознакомиться видами налогов и дать им короткую характеристику;

4) рассмотреть понятие и цель налогового регулирования;

5) изучить методы и способы налогового регулирования;

6) рассмотреть налоговое законодательства, и ответственности за нарушение нологового законодательства.

Структура работы обусловлена вышеперечисленными задачами: во введении обосновываются актуальность и цели работы, в первой главе рассматривается содержание налогов, их классификация, во второй главе изучение налогового регулирования в РФ, в третьей главе анализируется государственное регулирование налоговой системы РФ на современном этапе.

В курсовом работе использовались как общенаучные, так и правовые методы исследования, поставленными задачами.

 

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ,ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Понятие и сущность налога

Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической реальности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая категория выражает финансовые отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с прочий стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) снова созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. [12]

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное важность в этом месте имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8): " Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного менеджмента финансовых средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательность уплаты налогов означает, что все налогоплательщики должны уплачивать налоги, в противном случае это означает нарушение закона.

Индивидуальность уплаты налогов означает, что каждый налогоплательщик должен платить не все налоги, какие существуют в государстве, а только те, которые ему положено платить по своему социальному статусу.

Безвозмездность уплаты налогов означает, что при уплате любого налога налогоплательщиком государство не возвращает ему никаких вещественных эквивалентов.

Налоги возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполняемых ими функций, то есть для наполнения бюджета государства.[11]

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.Он объединяет главные доходы и расходы государства.

 

Признаки и функции налогов

Из ст. 8 НК РФ можно выделить следующие признаки налогов:[5]

1) имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);

2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означаюющих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и риализации стоящих перед ним задач;

3) уплачиваются в денежной форме;

4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

5) носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги выполняют три важнейшие функции: [6]

- фискальную,

- социальную

- регулирующую.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и прогресса. С поддержкой реализации предоставленной функции на практике создаются государственные финансовые ресурсы и возникают физические обстоятельства для функционирования государства. Основная задача осуществления фискальной функции - снабжение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция гарантированного участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Термин "фискальная функция" широко распространен во всем мире, поэтому такое название этой функции налогов, по нашему мнению, возможно сохранить и для России.

Регулирующая функция позволяет изменять доходы разных групп населения. Она нацелена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности изготовителей различных товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и консультации. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в области производства, но и в сфере обмена и потребления. Эта функция демонстрирует общие функции управления экономикой государством, планирование, координацию, организацию, стимулирование и контроль.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом большая их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко растет в период экономических кризисов, когда подавляющая часть населения нуждается в социальной защите.

 

Виды налогов

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов, а также специальные налоговые режимы. Все перечисленные ниже налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.[2]

Федеральные налоги – это установленные НК РФ налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 13 НК РФ к федеральным налогам относятся:[9]

- Налог на добавленную стоимость - НДС - является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, выставленной покупателям, которая отражается в книге продаж, и суммой налога, предъявленной поставщиками, отраженной в книге покупок.

- Налог на доходы физических лиц - НДФЛ - основной вид прямых налогов, рассчитываемый как процент от совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на сумму установленных законодательством вычетов. Исчисление и уплата налога, а также составление налоговой декларации по НДФЛ осуществляется работодателями, у которых налогоплательщики (физические лица) получили доходы, в остальных случаях - самими налогоплательщиками.

- Налог на прибыль организаций представляет собой процент от прибыли - разницы сумм доходов организации и сумм понесенных ей расходов. Является прямым налогом. Уплата налога на прибыль осуществляется посредством авансовых платежей на основании налоговой декларации. Ставка налога составляет 20%.

- Акцизы - это вид косвенных налогов, устанавливаемых внутри страны в основном на предметы массового потребления (алкогольная и табачная продукция, автомобили, топливо и др.), а также на коммунальные, транспортные и другие услуги. Акциз включается в цену товаров или услуг. Ставки акцизов устанавливаются отдельно для каждого вида подакцизных товаров.

- Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные или иные органы, или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий: выдачи документов или их копий, разрешений, лицензий. Размер пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий. Обычно уплата госпошлины производится до их совершения.

-Налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ. Полезным ископаемым является продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании цен их реализации либо их расчетной стоимости.

- Водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ: забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей сплава древесины.

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают лица, имеющие лицензию или разрешение на добычу указанных объектов. Уплачиваются при получении лицензии, либо в течение срока действия разрешения на добычу.

Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов.

Региональные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам, согласно ст. 14 Налогового кодекса, относятся:[9]

- Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Налоговая база опре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.102.248 (0.014 с.)