ТОП 10:

Формы и современные методы государственного регулирования экономики



Необходимость государственного регулироания объясняется следующим:

Во-первых, государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов на мировом рынке. Во-вторых, государство определяет долговременные интересы населения в целом, и бизнес обязан уважать эти цели и интересы. В-третьих, государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, равновесной и развивающейся системой. В-четвертых, расширение общественного воспроизводства, означающее поступательное развитие производительных сил общества, требует определенного институционального целеполагания и государственной корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства. В-пятых, создание и поддержание развитой инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству. В-шестых, только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).

Ряд сфер находится вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это касается прежде всего так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно и где предельные издержки производства не зависят от количества потребителей (национальная оборона, образование, связь, транспортная система и т.п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (экстерналии). Внешние эффекты (экстерналии) - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Отрицательные экстерналии - издержки одного экономического агента, вызванные деятельностью другого. Положительные экстерналии - выгоды одного экономического агента, вызванные деятельностью другого.

Фиаско рынка проявляется и в присущей рыночной системе тенденции к монополизации, которая подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного выявления регулирующих функций рынка. Рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности, что чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица.

Но первое, что должно обеспечить государство, - это защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Для нормального функционирования экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. В первую очередь - это законодательное обеспечение прав собственности, противодействие власти монополий, защита прав потребителей, а также охрана интеллектуальной собственности, деятельность банковской сферы и других областей экономики, уголовное законодательство. Таким, образом, возможности государственного регулирования определяются существованием сфер, находящихся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. А необходимость государственного регулирования связана с правовым обеспечением функционирования экономики, производством общественных товаров, минимизацией экстерналий, минимизацией трансакционных издержек.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве - система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Типы государственного регулирования - централизованно управляемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (ничем не ограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное управление (великий неоклассический синтез), промежуточные формы (японская, шведская модели).

Формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.

Инструменты (методы) государственной экономической политики (госдурственногорегулирования)

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают мерта - запрета, .разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи. Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными, рынками .(прямое полномасштабное администрирование государственного сектора мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Экономические инструменты ГЭП - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, государственное экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Финансовая политика Российской Федерации и ее особенности на современном этапе.

Содержание и задачи финансовой политики

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании в рамках единой экономической системы.

Финансовая политика является составной частью экономической политики. В тоже время она относительно самостоятельная сфера деятельности государства.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную или на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупно­масштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

В основу осуществления финансовой политики положен ряд принципов общих и частных.

К общим принципам относятся:

· учет действий объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципам относятся:

· обеспечение рациональной структуры системы финансов в обществе;

· обеспечение рационального построения финансового механизма;

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях системы финансов;

· создание финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития, посредством рационального построения налоговой системы;

· сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

· сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.

Финансовая политика включает следующие важнейшие звенья:

1)выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

2)определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

3)осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей. Вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изучение всех факторов,

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпри­нимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использованию местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию эконо­мических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Развитие производительных сил и научно-технического прогресса в настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ непосильно одному государству. Поэтому страны сообща выполняют некоторые функции, что помогает экономить средства. Только международное сотрудничество способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам.

Итак, можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми ресурсами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной системы управления финансами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.007 с.)