Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления экономической деятельности в системе государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представления о роли государства, степени его воздействия на экономику страны различались в разные периоды экономического развития (табл.3). Таблица 3 Разнообразие взглядов на роль государства в регулировании экономики
При всей противоречивости и несовпадении взглядов на принципы государственного регулирования экономики можно отметить: роль государства в создании экономической стабильности страны, уровня доходов ее граждан, инвестиционной привлекательности огромна. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но экономическая роль все-таки велика. Вместе с тем, необходимо знать, что современная экономика представляет собой синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Современный рынок невозможен без вмешательства государства, поэтому экономисту в первую очередь необходимо, понимать каким образом государство влияет на экономическую реальность. Государственное регулирование экономики следует рассматривать как систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Итак, основными акцентами в системе государственного регулирования экономики являются: 1. Создание правовой основы функционирования и развития экономической системы посредством разработки и реализации комплекса законодательной базы о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической, антимонопольной деятельности. Особое внимание уделяется промышленному и банковскому законодательству, тарифно-таможенному механизму, трудовому законодательству, различным государственным стандартам, регулирующим условия эксплуатации окружающей среды и качество выпускаемой продукции; 2. Активизация инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. Меры государственной поддержки призваны обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, создавать и развивать передовые отрасли промышленности. 3. Формирование и реализация финансовой, денежной и кредитной политики. Финансово-кредитная система представляет собой совокупность финансовых и финансово-кредитных инструментов государственного регулирования. Так, выделяются следующие финансовые регуляторы: · налоги и неналоговые платежи в бюджет; · финансовые льготы и санкции; · эксплуатационные расходы бюджетных организаций; · общие и целевые субсидии для государственных заказов; · доходы и расходы внебюджетных фондов; · доходы и расходы государственных предприятий. 4. Регулирование экономики посредством внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий. 5. Воздействие государства на распределение доходов в обществе посредством реализации налоговой и социальной политики. Перечисленные методы воздействия могут носить прямой и косвенный характер. Методы прямого воздействия вынуждают субъекты экономики принимать решения, основанные на соблюдении законодательства. В качестве примера выступают размер налоговых платежей, величина амортизационных отчислений. Методы косвенного воздействия создают условия для того, чтобы субъекты экономики приняли наиболее выгодные для государственной политики решения. Например, развитие малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, поддержка особо значимых инвестиционных проектов. В целом, экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются: 1) денежно-кредитная политика; 2) бюджетная политика; 3) налоговая политика; 4) инвестиционная политика; 5) политика в области труда и занятости; 6) внешнеэкономическая политика. Для разработки и реализации всех направлений РФ опирается на совокупность государственных органов, действующих в рамках единой экономической политики. Стратегические решения здесь принадлежат Президенту, Правительству, Совету Федерации и Государственной Думе РФ. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает на должность Председателя Правительства, является субъектом законодательной инициативы. Правительство РФ разрабатывает и представляет на согласование Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики. Конечно, все блоки Правительства отчасти выполняют экономические задачи, однако, особо следует выделить министерства промышленности и торговли, труда и социальной защиты, финансов, экономического развития. Кроме того, активно действуют такие координационные и совещательные органы правительства как Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, Правительственная комиссия по бюджетным корректировкам на очередной финансовый год и плановый период, Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, Правительственная комиссия по территориальному планированию, Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики, Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и др. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим экономическим вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров. Счетная палата, создаваемая Советом Федерации и Государственной думой, контролирует исполнение федерального бюджета, правомерность расходования бюджетных средств. Министерство экономического развития (Минэкономразвития) — федеральное министерство, осуществляющее выработку и реализацию экономической политики по таким направлениям как: · макроэкономика (прогноз, мониторинг и анализ социально-экономического развития; реализация государственной политики в различных секторах экономики); · стратегическое планирование; · развитие конкуренции, малого бизнеса, НИОКР; · внешнеэкономическая деятельность (регулирование экспортно-импортных операций); · формирование и регулирование финансовых рынков; · экономика социальной сферы и пр. Министерство финансов выполняет задачи, связанные с реализацией бюджетной политики, устойчивым развитием банковской системы, сбалансированностью региональных и муниципальных финансов, повышением гибкости долговой политики. Реализация экономической политики также осуществляется Центральным банком РФ (Центробанк) посредством регулирования денежной массы, процедур расчетов и банковских операций, количества коммерческих банков и негосударственных пенсионных фондов, управления золотовалютными резервами РФ и прочее. Федеральная налоговая служба призвана обеспечить соблюдение законодательства о налогах и сборах; формировать комфортные условия для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей; сокращать административную нагрузку и развивать открытый диалог с бизнесом и обществом. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет целый комплекс работ по исполнению социальной политики, регулированию уровня безработицы и занятости. Кроме того, на уровне регионов и муниципалитетов действуют министерства, комитеты и ведомства, деятельность которых направлены на реализацию экономической политики в рамках отдельных территорий или сферы деятельности. Органы регионального управления можно разделить на две основные группы. 1. Территориальные органы федеральных органов управления. Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами). 2. Органы регионального управления, непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы в целях обеспечения интересов региона.
Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению: 1. Обсудите основные направления государственной экономической стратегии в РФ 2. Выделите ключевые позиции во внешнеэкономической политики в РФ в настоящее время. 3. Рассмотрите особенности налоговой политики в нашей стране и других странах мира 4. В чем состоят ключевые аспекты государственной инвестиционной политики в РФ в настоящее время? 5. Приведите примеры прямого и косвенного государстввенного регулирования экономики.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.131 (0.009 с.) |