Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология. Большинство российских ученых-экономистов в своих учебниках экономическую теорию характеризуют как науку об экономических отношениях и законах, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением благ и услуг на различных этапах развития человеческого общества. . В рыночной экономике к экономическим агентам относятся: фирмы, домохозяйства и государство в лице исполнительных органов. Объектом исследования в экономической теории являются экономические явления или процессы, познание которых помогает регулировать и воздействовать на экономическую жизнь в нужных для людей направлениях. Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции. Под предметом экономической теории следует понимать исследование экономических отношений по использованию ограниченных или редких ресурсов для производства благ и услуг в целях удовлетворения потребностей человека. Функции экономической теории можно перечислить в следующем порядке: 1. Экономическая теория выполняет прежде всего ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ функцию, которая заключается в том, что эта наука помогает понять, например, что такое рыночная экономика и централизованно управляемая экономика, каков их механизм функционирования, как обеспечивается в них экономическое равновесие. 2. С познавательной, теоретической функцией экономической теории тесно связана ее ПРАКТИЧЕСКАЯ функция, которая проявляется в разработке принципов и методов рационального хозяйствования, научном обосновании экономической политики государства и т. д. 3. Экономическая теория выполняет и МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ функцию, ибо она выступает в качестве теоретической основы целого комплекса экономических наук — отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.), функциональных (экономика труда, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.). 4. Еще одна функция экономической теории — ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Данная наука воспитывает экономных производителей, рачительных потребителей, удачливых предпринимателей, расчетливых бизнесменов. Методология и методы экономической теории. Методология - наука о принципах и о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Методы экономической теории представляют собой совокупность способов познания сущности экономических отношений. При изучении экономической теории используется в первую очередь общенаучный метод — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД, который нацеливает на выявление глубинных причинно-следственных связей, скрытых на поверхности. Диалектика делает акцент на процессах развития, причем развитие трактуется через призму трех основных законов диалектики: переход количества в качество и наоборот, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т. е. соотношение между двумя взаимообусловленными и вместе с тем противоположными сторонами, присущими предмету или его частям. МЕТОД АБСТРАКЦИИ предполагает отвлечение от реальности. Поэтому экономическая теория неизбежно становится абстрактной. МЕТОД ИНДУКЦИИ И ДЕДУКЦИИ — движение в экономическом анализе от частного к общему а затем — от общего к частному, или от теории к фактам. МЕТОД АНАЛИЗА И СИНТЕЗА предполагает сначала расщепление экономических явлений на простые процессы, а затем — объединение исследованных отдельных частей того или иного явления в единое целое. МЕТОД ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и соответственно нужно проследить их жизнь по этапам их развития, а затем построить логически обоснованную цепь взаимосвязанных явлений, отражающую их суть. МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА дает формализованное раскрытие экономических явлений на основе математического инструментария и количественных показателей. Экономические категории и экономические законы. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны реальной экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Используя экономические категории, исследователь выявляет закономерности в экономике и формулирует экономические законы. Всякий экономический закон выражает собой сущность происходящих в действительности явлений. Закон и сущность - понятия однородные Экономические законы принято классифицировать по следующим группам: 1) общие экономические законы (действуют на всех экономических пространствах и во все времена); 2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох и для определенных групп стран); 3) специфические экономические законы (законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования). Предметы микроэкономики и макроэкономики. МИКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической теории, исследующий деятельность отдельных экономических субъектов, играющих существенную роль в функционировании экономики: деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, их внутренние подсистемы и элементы. МАКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической теории, исследующий поведение национальной экономической системы в целом (инфляция, безработица, государственный бюджет и т. д.) Экономическая система: сущность, основные элементы. Экономические ресурсы и их ограниченность. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — это наука, изучающая экономические отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ в целях удовлетворения потребностей людей при эффективном использовании ресурсов. РЕСУРСЫ — все то, что используется для производства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей. Они подразделяются на: 1) людские — труд и предпринимательские способности; 2) материальные — земля (природные блага) и капитал; ТРУД — целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Экономически труд реализуется в рабочей силе — способности человека (физической и умственной) к труду ЗЕМЛЯ — это все естественные ресурсы, или "даровые" блага, которые приемлемы в воспроизводственном процессе. Это пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы. Природные ресурсы классифицируют на исчерпаемыте и неисчерпаемые, которые в свою очередь подразделяются на воспроизводимые (например, лес) и невоспроизводимые (уголь, нефть и т. д.). КАПИТАЛ — это средства производства, т. е. компьютеры, инструменты, машины, оборудование, здания транспортные средства, неподвижные сооружения и т. д., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю с целью получения максимальной прибыли. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - -совокупность средств труда и предметов труда. Средства труда -- все то, с помощью чего создается товар (продукт) или услуга. В свою очередь, средства труда представляют собой: 1) совокупность орудий труда — это станки, машины, оборудование, или костно-мускульная система производства, 2) сосудистую систему — трубы, цистерны, бочки и т. д., 3) производственную инфраструктуру, или общие условия, непосредственно не участвующие в создании продукта, но без которых производство невозможно. Это информация, линии электропередачи, дороги, здания, сооружения и т. д. Предметы труда — все то, из чего непосредственно создается продукт. Это сырые материалы, или сырье: сталь, хлопок, зерно и т. д. Рынок как экономическая система. Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка. Конъюнктура рынка. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: • отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; • обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; • процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Объекты рынка земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность (проекты по строительству, реконструкции и т.п.), рабочая сила и т.п., все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, В экономической теории выделяют три группы основных субъектов рыночных отношений: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство — экономическая единица, представленная одним или несколькими лицами, которая владеет экономическими ресурсами, продает их или сдает в аренду производителям товаров и услуг, а на полученные от этих сделок доходы стремится максимально удовлетворить свои потребности, покупая товары и услуги для конечного потребления. Фирма — предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели и для их реализации покупающая экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли. Государство - это понятие используется в широком смысле и включает в себя: 1) государственное предпринимательство, т.е. деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется не только на коммерческой основе. Сочетание коммерческих и некоммерческих начал в разных странах неодинаково; 2) юридическую и политическую власть для осуществления, I в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами, и, в частности, рынком в целом, для достижения общественных целей; 3) все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, но действующие порой не как единый орган, что наглядно иллюстрирует противоречия между законодательной и исполнительной властями. На экономическое положение субъектов рынка оказывает влияние рыночная конъюнктура — соотношение спроса и предложения, как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом. Когда предложение превышает спрос, покупатели имеют возможность сравнивать между собой различные сорта товаров, их цены и оказывать предпочтение тому или иному товару. Такая ситуация возможна на рынке покупателей т.е. на таком рынке, где имеет место конкуренция производителей и продавцов. Если спрос превышает предложение, отсутствует конкуренция между производителями и продавцами; главную роль играет количество товаров и услуг, а не их качество, то это рынок продавца. На таком рынке товарный ассортимент беден, отсутствует предпродажное и послепродажное обслуживание, все продается сразу. Современный рынок является рынком покупателя. При равенстве спроса и предложения цены на товары устанавливаются на уровне общественно необходимых затрат и выступают как цены равновесия. При увеличении спроса и неизменном предложении происходит рост цен, результатом чего является рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов производства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спросом и предложением. Рынок является самонастраивающейся системой.. Информативная функция. Динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары и производительные услуги, 'на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок; характеризует возможности производства, позволяет каждому субъекту рыночных отношений сверять собственные возможности с меняющимися условиями рынка. Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, экономию затрат факторов производства, улучшение качества продукции, совершенствование структуры производства и потребления. Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-экономическими группами. Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к его сокращению. В результате изменения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этой функции! цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей как количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабельность, производительность, фондоотдача и др.). Важнейшими преимуществами рынка являются: • функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство; • эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом; • высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 70-е годы в Западном мире вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии; • возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования); • рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения; • создание рынком мощной системы стимулов; • широкое использование достижений НТР. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, и конкуренция делает этот процесс непрерывным; • обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.; • способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей; • рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме. К недостаткам рынка относятся: • автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери; • рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.); • неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды; • игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений; • рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы; • отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований; • нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением. Спотовый и срочный рынки.
Биржевая торговля - одна из форм организованного рынка, т.е. рынка, функционирующего по установленным правилам, записанным в тех или иных нормативных актах. Сделки на валютной бирже делятся на кассовые (или сделки «спот») и срочные (сделки «форвард»). Сделка «спот» характеризуется тем, что срок ее заключения совпадает со сроком исполнения и при такой сделке валюта должна быть поставлена сразу же (как правило, не позже двух рабочих дней после заключения сделки). Привлекательность такой сделки в том, что покупатель получает необходимую ему валюту, а продавец - деньги - отечественную валюту в требуемый срок, риск по таким сделкам минимальный. Сущность срочной валютной сделки состоит в том, что при такой сделке срок исполнения не совпадает с моментом ее заключения, поэтому продавец берет на себя обязательство через согласованный срок (в пределах одного года) передать покупателю валюту, а покупатель обязуется ее принять и оплатить по условиям сделки. Понятие, функции и виды. Конкуренция (от лат. concurrere — бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества Конкуренция в условиях рынка является способом успешного функционирования предприятия на рынке. Она отвергает все ненужное, непрогрессивное, тормозящее развитие производства. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инновационную; 4)адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую. Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ, allocation— размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей. Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. Несовершенная конкуренция Антимонопольная политика. Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты: продавец выступает как единственный; отрасль —это синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт); монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок; на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения. Монополистическая конкуренция —это рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п. Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Эта черта является главной для этой модели рынка. Еще одна важная характеристика рынка монополистической конкуренции — относительная легкость вступления в рынок. Олигополия. Главной особенностью олигополии является немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Классические олигополии" образуются тремя—пятью производителями. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, технического спирта и т.д., дифференциация — на рынках потребительских товаров. Важное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конкурентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигополистическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не столь часто. Антимонопольная политика — государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношении, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции. Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка. В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Спрос и величина спроса. Спрос — это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной денежными средствами. Он выступает в виде платежеспособной потребности, т. е. потребности покупателя, располагающего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое желают купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, год) при определенных условиях. Желание покупателей приобрести данный товар означает, что они располагают необходимой для совершения покупки суммой денег, т. е. их желания реальны. существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Ее можно представить графически в виде кривой DD (рис. 1.1). Цена Р1 соответствует объему спроса Q1, цена Р2 —объему спроса Q2, т.е. чем больше цена, тем меньше объем спроса. Кривая спроса DD идет вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Рис. 1.1. Функция спроса Рассмотрим основные неценовые факторы и их влияние на спрос. 1. Потребительские вкусы и предпочтения потребителей. 2. Население. Чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг, и наоборот. 3. Денежные доходы потребителей. 4. Цены на сопряженные товары. 5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов способны изменить спрос. 6. Сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром. Рыночная цена Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно подобно двум лезвиям ножниц Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие — термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы. Рыночная цена (ее часто называют действительной — реальной ценой) — это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьировать бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения
Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
Государственной регистрацией юридических лиц является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. . Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Санация — система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий, проводимых с целью предотвращения их банкротства или повышения конкурентоспособности Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная арбитражным судом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей[1]. Данный термин имеет особое юридическое значение, так как влечет комплекс специфических правовых последствий: процедура несостоятельности (конкурсный процесс), имеющая первоочередной целью наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника[2]. Закон предусматривает применение процедуры несостоятельности как дляюридических, так и для физических лиц. Потребность и потребление. Поведение потребителя в рыночной экономике объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый товар, может определить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель -принять более рациональное решение. Для того чтобы субъект экономических отношений мог осуществить потребительский выбор, он должен получить ответы на следующие вопросы: • Что купить? • Сколько это стоит? • Хватит ли денег на эту покупку? Под потребностью следует понимать желание человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, которое он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. расстановка потребностей объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. Поэтому потребитель сравнивает цены на взаимозаменяемые товары и формирует свой потребительский выбор. При этом немаловажным критерием оценки блага является его качество. К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджетным ограничением. Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить потребности при условии ограниченного дохода. Иначе говоря, потребительское поведение — это процесс формирования спроса на товары и услуги, исходя из конкретного дохода потребителя и учитывая его субъективные предпочтения.. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
. Полезность — это способность товара или услуги удовлетворять те или иные потребности.. Предельная полезность — это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Но самое главное — предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать. Закон убывающей предельной полезности гласит: начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Согласно закону производители должны понижать цену, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта. Факторы, влияющие на поведение потребителя: 1. Мах товаров и услуг при min расходов. Такой «шаг» потребителя рассматривается как разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги •«все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность. 2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить. 3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. За несколькими возможными исключениями — Рокфеллеры, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии — все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета. 4. Цены. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Потребителю приходится подбирать такую комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей. Эффект замещения и эффект дохода. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения и бюджетная линия. Кривые безразличия Бюджетное сдерживание — величина дохода, которым располагает потребитель в определенный период времени, или ЧТО может приобрести потребитель при неизменном доходе.
Рис. 11.1. Графическое изображение карты кривых безразличия Расположение бюджетной линии зависит от двух факторов 1) величины денежного дохода и 2) цен. Конкретизируем: 1} увеличение дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо, а уменьшение — влево; 2) снижение цен обоих продуктов (подобно увеличению дохода) перемещает график вправо и, наоборот, повышение — влево. Движение бюджетных линий вправо и влево экономисты определили как карту безразличия, а кривые как кривые безразличия. Они подобно бюджетным линиям определяют, ЧТО предпочитает потребитель (см. рис. 11.1).
Издержки производства. Издержки производства и их виды. Явные и неявные издержки. Альтернативность издержек. Структура бухгалтерских издержек. Трансакционные издержки. Трансакционные издержки можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Они включают все, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности. Таким образом, трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами. Инвестиции Процент и инвестиции. Инвестиции — один из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, на образование кадров и на научные иссл
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.185 (0.017 с.) |