Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.



Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.

Большинство российских ученых-экономис­тов в своих учебниках экономическую теорию характеризуют как науку об экономических отношениях и законах, управля­ющих производством, распределением, обменом и потребле­нием благ и услуг на различных этапах развития человечес­кого общества.

. В рыночной экономике к экономическим агентам относятся: фирмы, домохозяйства и государство в лице ис­полнительных органов.

Объектом исследования в эконо­мической теории являются экономические явления или про­цессы, познание которых помогает регулировать и воздей­ствовать на экономическую жизнь в нужных для людей на­правлениях.

Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции.

Под предметом экономической теории следует понимать исследование экономических отно­шений по использованию ограниченных или редких ресурсов для производства благ и услуг в целях удовлетворения по­требностей человека.

Функции экономической теории можно перечислить в следующем порядке:

1. Экономическая теория выполняет прежде всего ПО­ЗНАВАТЕЛЬНУЮ функцию, которая заключается в том, что эта наука помогает понять, например, что такое рыночная экономика и централизованно управляемая экономика, каков их механизм функционирования, как обеспечивается в них экономическое равновесие.

2. С познавательной, теоретической функцией экономи­ческой теории тесно связана ее ПРАКТИЧЕСКАЯ функция, которая проявляется в разработке принципов и методов ра­ционального хозяйствования, научном обосновании экономи­ческой политики государства и т. д.

3. Экономическая теория выполняет и МЕТОДОЛОГИ­ЧЕСКУЮ функцию, ибо она выступает в качестве теорети­ческой основы целого комплекса экономических наук — отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.), функциональных (эконо­мика труда, финансы, денежное обращение и кредит, эко­номическая статистика и др.).

4. Еще одна функция экономической теории — ВОСПИ­ТАТЕЛЬНАЯ. Данная наука воспитывает экономных произ­водителей, рачительных потребителей, удачливых предпри­нимателей, расчетливых бизнесменов.

Методология и методы экономической теории.

Методология - наука о принципах и о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явле­ний.

Методы экономической теории представляют собой сово­купность способов познания сущности экономических отно­шений.

При изучении экономической теории используется в пер­вую очередь общенаучный метод — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД, который нацеливает на выявление глубинных причинно-следственных связей, скрытых на поверхности.

Диалектика делает акцент на процессах развития, причем развитие трактуется через призму трех основных законов диалектики: переход количества в качество и наоборот, един­ство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т. е. со­отношение между двумя взаимообусловленными и вместе с тем противоположными сторонами, присущими предмету или его частям. МЕТОД АБСТРАКЦИИ предполагает отвлечение от реальности. Поэтому экономическая теория неизбежно становится абстрактной.

МЕТОД ИНДУКЦИИ И ДЕДУКЦИИ — движение в эко­номическом анализе от частного к общему а затем — от общего к частному, или от теории к фактам.

МЕТОД АНАЛИЗА И СИНТЕЗА предполагает сначала расщепление экономических явлений на простые процессы, а затем — объединение исследованных отдельных частей того или иного явления в единое целое.

МЕТОД ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕС­КОГО основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и соответственно нужно проследить их жизнь по этапам их развития, а затем построить логически обосно­ванную цепь взаимосвязанных явлений, отражающую их суть.

МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА дает формализованное раскрытие экономических явлений на основе математического инструментария и коли­чественных показателей.

Экономические категории и экономические за­коны.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны реальной экономиче­ской жизни общества, называются экономическими категориями.

Используя экономические категории, исследователь выяв­ляет закономерности в экономике и формулирует экономиче­ские законы. Всякий экономический закон выражает собой сущность происходящих в действительности явлений. Закон и сущность - понятия однородные

Экономические законы принято классифицировать по сле­дующим группам: 1) общие экономические законы (действуют на всех экономических пространствах и во все времена); 2) осо­бенные экономические законы (законы для ряда эпох и для оп­ределенных групп стран); 3) специфические экономические за­коны (законы развития конкретных, исторически определен­ных форм хозяйствования).

Предметы микроэкономики и макроэкономики.

МИКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической теории, исследующий деятельность отдельных экономических субъектов, играющих существенную роль в функциониро­вании экономики: деятельность промышленных и сельско­хозяйственных предприятий, их внутренние подсистемы и элементы.

МАКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической теории, исследующий поведение национальной экономической систе­мы в целом (инфляция, безработица, государственный бюд­жет и т. д.)

Экономическая система: сущность, основные элементы.

Экономические ресурсы и их ограниченность.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — это на­ука, изучающая экономические отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребле­ния материальных благ в целях удовлетворения потребнос­тей людей при эффективном использовании ресурсов.

РЕСУРСЫ — все то, что используется для производ­ства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей. Они подразделяются на:

1) людские — труд и предпринимательские способности;

2) материальные — земля (природные блага) и капитал;

ТРУД — целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Экономически труд реализуется в рабочей силе — способнос­ти человека (физической и умственной) к труду

ЗЕМЛЯ — это все естественные ресурсы, или "даровые" блага, которые приемлемы в воспроизводственном процессе. Это пахотные земли, леса, месторождения минералов и не­фти, водные ресурсы. Природные ресурсы классифицируют на исчерпаемыте и неисчерпаемые, которые в свою очередь подразделяются на воспроизводимые (например, лес) и невос­производимые (уголь, нефть и т. д.).

КАПИТАЛ — это средства производства, т. е. компьюте­ры, инструменты, машины, оборудование, здания транспор­тные средства, неподвижные сооружения и т. д., используе­мые в производстве товаров и услуг и доставке их конечно­му потребителю с целью получения максимальной прибыли.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - -совокупность средств труда и предметов труда. Средства труда -- все то, с помо­щью чего создается товар (продукт) или услуга. В свою оче­редь, средства труда представляют собой:

1) совокупность орудий труда — это станки, машины, оборудование, или костно-мускульная система производства,

2) сосудистую систему — трубы, цистерны, бочки и т. д.,

3) производственную инфраструктуру, или общие усло­вия, непосредственно не участвующие в создании продукта, но без которых производство невозможно. Это информация, линии электропередачи, дороги, здания, сооружения и т. д.

Предметы труда — все то, из чего непосредственно со­здается продукт. Это сырые материалы, или сырье: сталь, хлопок, зерно и т. д.

Рынок как экономическая система.

Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитив­ные и негативные стороны рынка.

Конъюнктура рынка.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и по­лучению ими прибыли, а также удовлетворению платежес­пособного спроса покупателей на основе свободного, взаим­ного соглашения, возмездности, эквивалентности и конку­рентности.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обраще­ния. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Кроме обращения как такового ры­ночные отношения включают:

• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной ос­нове;

• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включаю­щей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформирован­ный.

Объекты рынка земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность (проекты по строительству, реконструкции и т.п.), рабочая сила и т.п., все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи,

В экономической теории выделяют три группы основных субъ­ектов рыночных отношений: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство — экономическая единица, представленная од­ним или несколькими лицами, которая владеет экономическими ресурсами, продает их или сдает в аренду производителям това­ров и услуг, а на полученные от этих сделок доходы стремится максимально удовлетворить свои потребности, покупая товары и услуги для конечного потребления.

Фирма — предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели и для их реали­зации покупающая экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли.

Государство - это понятие используется в широком смысле и включает в себя:

1) государственное предпринимательство, т.е. деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется не только на коммерческой основе. Сочетание коммерческих и некоммерческих начал в разных странах неодинаково;

2) юридическую и политическую власть для осуществления, I в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами, и, в частности, рынком в целом, для достижения общественных целей;

3) все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, но действующие порой не как единый орган, что наглядно иллюстрирует противоречия между законодательной и исполнительной властями.

На экономическое положение субъектов рынка оказывает влияние рыночная конъюнктура — соотношение спроса и предложения, как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом. Когда предложение превышает спрос, покупатели имеют возможность сравнивать между собой различные сорта товаров, их цены и оказывать предпочтение тому или иному товару. Такая ситуация возможна на рынке покупателей т.е. на таком рынке, где имеет место конкуренция производителей и продавцов. Если спрос превышает предложение, отсутствует конкуренция между произво­дителями и продавцами; главную роль играет количество товаров и услуг, а не их качество, то это рынок продавца. На таком рынке то­варный ассортимент беден, отсутствует предпродажное и после­продажное обслуживание, все продается сразу.

Современный рынок является рынком покупателя.

При равенстве спроса и предложения цены на товары уста­навливаются на уровне общественно необходимых затрат и вы­ступают как цены равновесия. При увеличении спроса и неиз­менном предложении происходит рост цен, результатом чего яв­ляется рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов про­изводства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спро­сом и предложением.

Рынок является самонастраивающейся системой..

Информативная функция. Динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары и производительные услуги, 'на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок; характеризует возможности производства, позволяет каждому субъекту рыночных отношений сверять собственные возможности с меняющимися условиями рынка.

Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, экономию затрат факторов производства, улучшение качества продукции, совершенствование структуры производства и потребления.

Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-экономическими группами. Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к его сокращению. В результате изменения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этой функции! цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей как количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабель­ность, производительность, фондоотдача и др.).

Важнейшими преимуществами рынка являются:

• функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;

• эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

• высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 70-е годы в За­падном мире вызвало внедрение ресурсосберегающих тех­нологий, поиск альтернативных источников энергии;

• возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информа­цию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономиче­ских ресурсов для нормального хозяйствования);

• рыночная экономика — бездефицитная экономика. В лю­бых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;

• создание рынком мощной системы стимулов;

• широкое использование достижений НТР. В погоне за при­былью товаропроизводители внедряют в производство но­вейшие достижения науки и техники, и конкуренция де­лает этот процесс непрерывным;

• обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

• способность быстро и эффективно удовлетворять разнооб­разные потребности людей;

• рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.

К недостаткам рынка относятся:

• автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего об­щество может нести существенные потери;

• рынок не создает стимулы для производства товаров и ус­луг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

• игнорирование рынком возможных негативных для обще­ства последствий принимаемых решений;

• рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономи­ческих ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство долж­но решать социальные проблемы;

• отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

• нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъ­юнктуры чередуются с ее падением.

Спотовый и срочный рынки.

 

Биржевая торговля - одна из форм организованного рын­ка, т.е. рынка, функционирующего по установленным правилам, записанным в тех или иных нормативных актах.

Сделки на валютной бирже делятся на кассовые (или сделки «спот») и срочные (сделки «форвард»).

Сделка «спот» характеризуется тем, что срок ее заключения совпадает со сроком исполнения и при такой сделке валюта должна быть поставлена сразу же (как правило, не позже двух рабочих дней после заключения сделки). Привлекательность такой сделки в том, что покупатель получает необходимую ему валюту, а продавец - деньги - отечественную валюту в требуемый срок, риск по таким сделкам минимальный.

Сущность срочной валютной сделки состоит в том, что при такой сделке срок исполнения не совпадает с моментом ее заключения, поэтому продавец берет на себя обязательство через согласованный срок (в пределах одного года) передать покупателю валюту, а покупатель обязуется ее принять и оплатить по условиям сделки.


Понятие, функции и виды.

Конкуренция (от лат. concurrere — бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества Конку­ренция в условиях рынка является способом успешного функци­онирования предприятия на рынке. Она отвергает все ненужное, непрогрессивное, тормозящее развитие производства.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инноваци­онную; 4)адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению).

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией раз­мещения (от англ, allocation— размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их приме­нение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных про­явлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического раз­вития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (ва­лового национального продукта) среди потребителей.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Несовершенная конкуренция

Антимонопольная политика.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.

Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели прису­щи четыре характерные черты: продавец выступает как единственный; отрасль —это синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма постав­ляет принципиально новый продукт); монополист обладает рыночной властью, контролирует це­ны, поставки на рынок; на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непре­одолимые для конкурента барьеры как естественного, так и ис­кусственного происхождения.

Монополистическая конкуренция —это рыночная ситуация, при ко­торой относительно большое число производителей предлагает похо­жую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совер­шенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизирован­ную или однородную продукцию, при монополистической — диф­ференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, каче­ство продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров дли­тельного пользования), близости к покупателям, интенсивности рек­ламы и т.п. Фирмы на рынке монополистиче­ской конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию про­дукции и услуг. Эта черта является главной для этой модели рынка.

Еще одна важная характеристика рынка монополистической конкуренции — относительная легкость вступления в рынок.

Олигополия. Главной особенностью олигополии является немногочислен­ность участников конкуренции. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охваты­вает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Классические олигополии" образуются тремя—пятью производителями.

Олигополии могут производить как однородные, так и диф­ференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, техниче­ского спирта и т.д., дифференциация — на рынках потребитель­ских товаров.

Важное отличие олигополистического рынка от рынка совер­шенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конку­рентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигопо­листическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и из­меняются не столь часто.

Антимонопольная политика — государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отноше­нии, направленная на достижение оптимального для данного места и време­ни сочетания эффективности и конкуренции.

Совершенная конкуренция, цено­вая и неценовая конкуренция.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономи­ческой системы, когда влияние каждого участника экономическо­го процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пре­небречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однород­ность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производ­ственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов од­них фирм сопровождался разорением других:

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конку­ренты.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность.

Спрос и величина спроса.

Спрос — это форма выражения потребности, пред­ставленной на рынке и обеспеченной денежными сред­ствами. Он выступает в виде платежеспособной по­требности, т. е. потребности покупателя, располагаю­щего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое желают купить от­дельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, год) при определенных услови­ях. Желание покупателей приобрести данный товар означает, что они располагают необходимой для совер­шения покупки суммой денег, т. е. их желания реальны.

существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Ее можно представить графически в виде кривой DD (рис. 1.1). Цена Р1 соответствует объему спроса Q1, цена Р2 —объему спроса Q2, т.е. чем больше цена, тем меньше объем спроса. Кривая спроса DD идет вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная.

Рис. 1.1. Функция спроса

Рассмотрим основные неценовые факторы и их влияние на спрос.

1. Потребительские вкусы и предпочтения потре­бителей.

2. Население. Чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг, и наоборот.

3. Денежные доходы потребителей.

4. Цены на сопряженные товары.

5. Потребительские ожидания относительно бу­дущих цен и доходов способны изменить спрос.

6. Сезонность потребности, удовлетворяемой дан­ным товаром.

Рыночная цена

Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вме­сте и одновременно подобно двум лезвиям ножниц Их взаимодействие (пересечение) ус­танавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие — термин, означаю­щий, что все рыночные факторы сбалансированы.

Рыночная цена (ее часто называют действительной — реальной ценой) — это цена, которая дейст­вует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьировать бесконечно. Поэтому равно­весное состояние по своей природе нестабильно, так как рыноч­ные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения

 

 

Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.

 

Государственной регистрацией юридических лиц является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.

.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Санация — система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий, проводимых с целью предотвращения их банкротства или повышения конкурентоспособности

Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная арбитражным судом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей[1]. Данный термин имеет особое юридическое значение, так как влечет комплекс специфических правовых последствий: процедура несостоятельности (конкурсный процесс), имеющая первоочередной целью наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника[2]. Закон предусматривает применение процедуры несостоятельности как дляюридических, так и для физических лиц.

Потребность и потребление.

Поведение потребителя в рыночной экономике объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помо­щью производитель, выпустивший новый товар, может опреде­лить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель -принять более рациональное решение. Для того чтобы субъект экономических отношений мог осу­ществить потребительский выбор, он должен получить ответы на следующие вопросы:

• Что купить?

• Сколько это стоит?

• Хватит ли денег на эту покупку?

Под потребностью следует понимать желание человека по­треблять различные блага. Но поскольку количество благ, кото­рое он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости.

расстановка потребностей объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. Поэтому потребитель сравнивает цены на взаимозаменяемые товары и формирует свой потребитель­ский выбор. При этом немаловажным критерием оценки блага является его качество.

К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджет­ным ограничением.

Следовательно, рациональный потребитель должен так рас­пределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить по­требности при условии ограниченного дохода. Иначе говоря, потребительское поведение — это процесс формирования спроса на товары и услуги, исходя из конкретного дохода потребителя и учитывая его субъективные предпочтения..

Полезность: общая и предельная. Закон убы­вающей предельной полезности.

 

. Полезность — это способность товара или услуги удовлетворять те или иные по­требности.. Пре­дельная полезность — это добавочная полезность, извлекаемая по­требителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Но самое главное — предельная полезность каждой последующей еди­ницы продукции будет падать. Закон убывающей предельной по­лезности гласит: начиная с определенного момента дополнитель­ные единицы каждого продукта будут приносить потребителю по­стоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Согласно закону производители должны понижать цену, чтобы побуждать по­требителей к увеличению покупок такого продукта.

Факторы, влияющие на поведение потребителя:

1. Мах товаров и услуг при min расходов. Такой «шаг» потребите­ля рассматривается как разумное поведение.

Типичный потребитель стремится получить за свои деньги •«все, что мож­но», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокуп­ную полезность.

2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчет­ливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, пред­лагаемых на рынке.

Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, кото­рые они могут надумать купить.

3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров.

За несколькими возможными исключениями — Рокфеллеры, Майкл Джек­сон и король Саудовской Аравии — все потребители испытывают на себе сдер­живающее влияние бюджета.

4. Цены. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Потребителю приходится подбирать та­кую комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.

Эффект замещения и эффект дохода. Потреби­тельские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюд­жетные ограничения и бюджетная линия.

Кривые безразличия

Бюджетное сдерживание — величина дохода, которым располагает потребитель в определенный период времени, или ЧТО может приобрести потребитель при неизменном доходе.

Видеокассеты Продукт А по цене 1,5 долл.

 

Рис. 11.1. Графическое изображение карты кривых безразличия

Расположение бюджетной линии зависит от двух факторов

1) величины денежного дохода и 2) цен. Конкретизируем: 1} увеличение дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо, а уменьшение — влево; 2) снижение цен обо­их продуктов (подобно увеличению дохода) перемещает гра­фик вправо и, наоборот, повышение — влево. Движение бюд­жетных линий вправо и влево экономисты определили как карту безразличия, а кривые как кривые безразличия. Они подобно бюджетным линиям определяют, ЧТО предпочита­ет потребитель (см. рис. 11.1).

 


Издержки производства.

Издержки производства и их виды. Явные и неявные издержки. Альтер­нативность издержек. Структура бухгалтерских издержек.

Трансакционные издержки.

Трансакционные издержки можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Они включают все, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Таким образом, трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами.

Инвестиции

Процент и инвестиции.

Инвестиции — один из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.105 с.)