Вопрос 1. Экономическая теория, ее предмет и цели исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Экономическая теория, ее предмет и цели исследования



Вопрос 1. Экономическая теория, ее предмет и цели исследования

Экономическая теория – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения и т.д.) для производства различных товаров (пшеница, говядина, пальто и т.д.) и распределение их между членами общества в целях потребления.

Цели экономической теории:

1) Экономический рост – производство и его рост, большее количество товаров лучшего качества.

2) Занятность – стремление к ситуации, чтобы дать возможность работать всем, кто этого желает.

3) Экономическая эффективность – максимальная отдача при минимальных затратах

4) Стабильный уровень цен (отсутствие инфляции)

5) Справедливое распределение доходов

Вопрос 2. Этапы становления, структура и функции экономической теории

У экономической теории (микро и макроэкономика) существуют определенные функции:

1) Познавательная - объясняет как функционирует экономика, в чем суть, причина и последствия экономических явлений

2) Практическая (прагматическая) – экономика дает рекомендации, предлагает действия хозяйственной практики экономической политики и т.д.

3) Методологическая – позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин

4) Образовательная

5) Прогностическая

Структура - Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. Состоит из ряда экономических школ.

Этапы становления – изучение экономики ведется с древних времен. Название “Экономика” ввел Аристотель. Однако как наука, т.е. систематизированные знания о сущности экономики, экономическая теория развивалась с 17 по 19 век в качестве политической экономии, этот термин ввел А.Монкретьен

Вопрос 3. Основные экономические школы

1. Меркантелизм -главенствующая роль в экономике отводится сфере обращения (движение капиталов денежных средств), а богатства нации заключены в деньгах. Представители: Томас Мен, Боден

2. Физиократы – главенствующая роль отдана сельскому хозяйству. Представители: ФранцуаКенэ, основной труд экономическая таблица

3. Классическая экономическая школа – основная мысль: богатства нации создается во всех сферах материального производства и именно труд – основа данного богатства. Представители: У. Петти, А.Смит, Мальтус, Милль

Марксизм

5. Неоклассическое направление – Австрийская школа (математическая школа, где была создана общая экономико-математическая модель народного хозяйства, основные представители:Визер), Лозаннская школа (психологическая школа, представители: Парето, Вальрас), Кембриджская школа, Американская школа

6. Маржинализм -Представитель: Альфред Маршалл. Работа: Принципы экономической науки. Целью работы было изучение человеческих потребностей. Самой главной человеческой потребностей, Маршалл считал наличие определенной денежной массы.

Кейнсианство

Монетаризм

9. Институционализм ( Движущая сила экономического развития – общественные институты (государство, семья, религия, монополии, профсоюзы) и общественная психология (мотивы поведения, обычаи, традиции, привычки) и формой проявления общественной психологии в экономике являются такие понятия, как: частная собственность, налог, кредит, прибыль и т.д., основной представитель – ТорстейнВеблен)

10. Неоконсерватизм ( 70-90 гг. 20 века. Неоконсерватизм – сохранение старых ценностей на новом этапе. Связан с такими личностями, как Рейган (1881-1989 – был президентом США), Буш старший (1989-1993). В Великобритании в это время премьером была Маргарет Тэтчер.

Вопрос 4. Понятие экономических потребностей, благ, производства и ресурсов. Пирамида потребностей Маслоу

Производство – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворения их потребностей.

Потребность – объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, которые люди стремятся удовлетворить, т.е. состояние определенной неудовлетворенности человека заставляют его осуществлять производственную деятельность

Благо – средство удовлетворения человеческих потребностей, принято делить на 3 группы: потребительские (прямые), нематериальные (услуги), Производственные (косвенные)

Неэкономические ресурсы – атмосферный воздух, в некоторых источниках вода, в некоторых источниках энергия солнца.

Экономические ресурсы – все природные ресурсы, людские ресурсы, все ресурсы произведенные человеком и т.д.


Вопрос 7. Закон замещения. Альтернативные издержки

Закон замещения -при полном использование ресурсов и неизменных технологиях производства, увеличение производства одного продукта приводить к сокращению производства второго и наоборот.

Альтернативные издержки - издержки производства одного товара, выраженные в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

Вопрос 13. Функции денег.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Вопрос 33

Вопрос 37. Бюджетное ограничения потребителя (ординалистская теория). Предельная норма замещения.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 30-х гг. XX века в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара , которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара , при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

MRS = ΔQ2 / ΔQ1

Основные свойства MRS:

  • Предельная норма замещения товара Q2 товаром Q1 равна отношению их предельных полезностей, то есть MU1 к MU2. Отрицательный знак в выражении означает, что чем больше одного товара (Q1), тем меньше другого товара (Q2) должно быть в потребительском наборе, с тем чтобы совокупная полезность осталась неизменной.
  • Если любые две точки на кривой безразличия сливаются в одну, то MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке.
  • Предельная норма замещения имеет значение только при движении по кривой безразличия, но никогда — при перемещении между кривыми
  • Принцип убывания MRS не является универсальным и выполняется только для кривых безразличия стандартного вида

 

Вопрос 38

Вопрос 1. Экономическая теория, ее предмет и цели исследования

Экономическая теория – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения и т.д.) для производства различных товаров (пшеница, говядина, пальто и т.д.) и распределение их между членами общества в целях потребления.

Цели экономической теории:

1) Экономический рост – производство и его рост, большее количество товаров лучшего качества.

2) Занятность – стремление к ситуации, чтобы дать возможность работать всем, кто этого желает.

3) Экономическая эффективность – максимальная отдача при минимальных затратах

4) Стабильный уровень цен (отсутствие инфляции)

5) Справедливое распределение доходов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.013 с.)