Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 35. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя

Поиск

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: П. в., вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения (см. также Аксиомы выявленного предпочтения).

Функцией потребительского выбора некоторые авторы называют зависимость набора товаров, выбираемых потребителем, от вектора цен и суммы его дохода (платежеспособности его бюджета).

В соответствующих моделях предполагается, что функция определена для любых положительных цен и бюджетов, любой положительный набор товаров может быть выбран потребителем при определенных условиях и, наконец, что потребитель полностью может использовать бюджет на покупки.

Формально запись П. в. для двух продуктов может быть такой:

u(x 1 ,x 2) → max (максимизируется функция полезности)

при условии:

p 1 x 1 + p 2 x 2I (т. е. общие затраты на оба продукта не должны превышать дохода потребителя).

Обычно к этому условию прибавляется также условие неотрицательности переменных (x 1 ≥ 0, x 2 ≥ 0), однако в ряде случаев при решении задачи П. в. без этого удобно обойтись.

Сущность кардиналистской теории полезности

Кардиналистский подход предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Кардиналисты (К. Менгер, Л. Вальрас) в качестве меры полезности используют условную единицу - «ютиль».

Этот подход, рассматривающий полезность как количественную величину, предполагает не только возможность упорядочения наборов товаров с точки зрения возрастания их полезности, но и возможность сравнения разницы в полезности различных товарных наборов. На возможности такого сравнения, собственно, и основана предпосылка об уменьшении предельной полезности - ведь последняя есть не что иное, как приращение полезности при переходе от одного набора товара к другому.

Согласно теории субъективной полезности потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, используя свой ограниченный доход. Максимальное субъективное удовлетворение - это полезность.

Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы товара.

Правила потребительского поведения:

- величина дохода и цена как основные ограничители потребителя

-критерии рационального поведения потребителя

В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально

Формулируя принципы рационального поведения потребителя, экономисты вовсе не определяют цели рационального потребительского поведения, оставляя раздумья об этом философам, религиозным проповедникам, политикам и самим потребителям. Экономиста интересует иное - как ведут себя люди, реализующие свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей.

Вопрос 36. Потребительские возможности. Кривые безразличия и их свойства

Qa

0 QB

Кривая безразличия – линия, объединяющая ряд наборов благ, одинаково предпочтительных для потребителя

Совокупность кривых безразличия называется картой безразличия

Необходимо отметить 4 основных свойств кривых безразличия:

1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других представляет собой более предпочтительные наборы товаров

2) Для любой пары доброкачественных благ или товаров, кривые безразличия выпуклы к началу системы координат

3) Кривые безразличия не имеют возрастающих и убывающих участков

4) Кривые безразличия не могут пересекаться

Вопрос 37. Бюджетное ограничения потребителя (ординалистская теория). Предельная норма замещения.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 30-х гг. XX века в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара , которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара , при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

MRS = ΔQ2 / ΔQ1

Основные свойства MRS:

  • Предельная норма замещения товара Q2 товаром Q1 равна отношению их предельных полезностей, то есть MU1 к MU2. Отрицательный знак в выражении означает, что чем больше одного товара (Q1), тем меньше другого товара (Q2) должно быть в потребительском наборе, с тем чтобы совокупная полезность осталась неизменной.
  • Если любые две точки на кривой безразличия сливаются в одну, то MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке.
  • Предельная норма замещения имеет значение только при движении по кривой безразличия, но никогда — при перемещении между кривыми
  • Принцип убывания MRS не является универсальным и выполняется только для кривых безразличия стандартного вида

 

Вопрос 38



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.009 с.)