Понятие полезности потребителя. Функция полезности. Потребительский излишек. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие полезности потребителя. Функция полезности. Потребительский излишек.



 

Мотивы потребительского выбора близки каждому из нас, ибо в качестве потребителя, покупателя различных благ и услуг мы выступаем с детских лет.

Будем называть благом любой объект потребления, приносящий вполне определенное, устойчивое и предсказуемое удовлетворение потребителю. Добавим, что всякое благо повышает уровень благосостояния потребителя. Оценить влияние блага на наше благосостояние нелегко хотя бы потому, что оно потребляется в определенных наборах (комплектах или «корзинах»).

Для получения закономерностей процессов потребления ограничиваются обычно двумя благами, предполагая аналогичность свойств всех n – мерных пространств, начиная с n = 2. Этот простой прием позволяет широко использовать графическую интерпретацию потребительских решений с привлечением всем известной декартовой системы координат. Среди множеств экономических решений отбирается отдельное. Доход потребителя ограничен, что побуждает его достигать наибольшей выгоды или отдачи при наличных возможностях или бюджете.

Достигаемая выгода субъективна. Мы можем любить, а можем не любить путешествия, предпочитать поезд или самолет и т.п.

Заметим, что вкусы и предпочтения могут быть совершенно разные при одинаковом бюджете у покупателей.

Субъективная выгода, повышающая уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.

Каждый из нас обнаруживает как покупатель свое отношение к рассматриваемым благам и их комбинациям. Покупая, мы устанавливаем субъективные рамки благ, выражаем свое предпочтение одного блага другому или отношение равноценности. Последнее отношение в экономической теории называют безразличием.

Введем теперь понятие функции полезности. Функция полезности – соотношение между объемами потребительских благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем:

U = f(x1, x2,...,xn),

Где n – уровень полезности (от англ. Utility),

х12,.... хn – количество потребляемых благ.

В экономической теории эта функция полезности рассматривается как целевая, функция действий потребителя в процессе выбора. Полезность потребитель стремится максимизировать.

Функция общей полезности на графике, как ранее установлено (см. рис.), выпуклая, а функция предельной полезности гиперболическая. В последней мы легко узнаем функцию спроса от цены, которую теперь можем интерпретировать в терминах полезности. Предельная полезность любого вида благ уменьшается по мере роста количества потребляемого блага.

Выражая полезность блага в денежных единицах, мы получаем его ценность.

Обратимся к примеру.

 

Задача 8.1.

 

Первый кусок рафинада доставляет любителю чая удовлетворение равное 20. Каждый следующий кусок доставляет удовлетворение на 2 меньше предыдущего. Начиная с какого куска рафинада суммарное удовлетворение от потребления рафинада будет уменьшаться?

 

Решение.

 

Замечаем, что предельная полезность задается формулой убывающей арифметической прогрессии с первым членом 20 и разностью d=2. Поэтому:

MUi=MU1 –d(i-1)=20-2(i-1)=22-2i:

Решаем неравенство 22-2i<0, отсюда i>11. Начиная с двенадцатого куска рафинада, полезность уменьшается.

 

Любое благо приобретается по рыночной цене и стоит покупателю вполне определенных издержек. Выгода (ценность) превышает издержки (стоимость). Это так, иначе мы не обменяем деньги на товар. Уступая продавцу деньги в соответствии с рыночной ценой, покупатель получает благо, которое ценит выше уплаченной суммы. Положим, пассажир считает, что за проезд можно заплатить до 500 рублей. Таково его искреннее суждение «про себя». А железная дорога запрашивает 400 рублей. Разница и образует то, что А Маршалл, крупный английский экономист, назвал потребительским избытком или излишком.

       
 
Субъективная ценность блага в денежных единицах
 
Издержки (стоимость) по рыночным ценам
 


Потребительский излишек = -–

 

Благо приобретают те покупатели, в представлении которых потребительский излишек положителен.

Мы уже знаем, что предельная полезность блага убывает. С приобретением каждой очередной единицы блага убывает и потребительский излишек. Последняя, замыкающая (предельная) единица блага, которую еще имеет смысл приобрести, должна теоретически принести покупателю потребительский излишек, равный нулю (см. рис. 8.1).

Стоимость (издержки) приобретения блага покупателем в количестве, соответствующем точке Д, выражается площадью прямоугольника ЕСВД. Между тем, ценность блага для покупателя выше. Приемлемые цены заключены в интервале от точки

 

Р

 

А

 

С В

 

х

Е Д

 

Рис. 8.1. Потребительский излишек при линейной функции спроса

 

А до точки С. Следовательно, площадь заштрихованного прямоугольного треугольника АВС характеризует потребительский излишек.

Понятие потребительского излишка настолько существенно, что полезно закрепить его на примере.

 

Задача 8.2.

 

Покупатель готов заплатить за первую гроздь винограда 50 рублей, а за каждую следующую на 5 рублей меньше, чем за предыдущую. Рыночная цена в пересчете на стандартную гроздь-20 рублей. Найти равновесный объем покупки и соответствующий потребительский излишек.

 

Решение.

 

Как и в первой задаче, найдем функцию предельной полезности.

MUi=50-5(i-1)=55-5i.

По условию последняя гроздь характеризуется предельной полезностью, равной рыночной цене:

55-5i=20; 5i=35; i=7.

Для нахождения суммарного потребительского излишка необходимо найти потребительский излишек (S) первой и предпоследней грозди винограда.

S1= 50 –20 = 30 руб.

S6= 55 – 5 х 6 – 20 = 5 руб.

Суммарный потребительский излишек находится как площадь заполненной ступенчатой трапеции (см. рис.)

S = 0,5 (30+5) х 6 = 105 руб.

 

 
 

 

 


Рис. 8.1.1. Потребительский излишек покупателя винограда

 

8.2.2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.

 

 

Приобретая на рынке интересующий его товар (услугу), покупатель получает больше, чем материальный эквивалент израсходованной суммы денег. Мы видели, что он получает потребительский излишек. Его можно рассмотреть как разность между максимальными ценами, которую потребитель заплатил бы за каждое данное количество блага, и истинными рыночными ценами этого количества. Когда эта разность отрицательная, благо не приобретается.

Перед покупателем стоит задача не просто получения потребительского излишка, а получение максимального излишка. Буквально или подсознательно он оперирует понятием наилучшего (оптимального) потребительского набора.

Проблему выбора оптимального потребительского набора в микроэкономике рассматривают, сводя количество благ к двум. Полагают, что учет большого количества благ, усложняя задачу, не имеет преимуществ. Набор из двух благ представителен.

Теоретически можно так комбинировать количество двух благ, что суммарная полезность от их потребления будет одинаковой. Функции полезности U = f(x1,x2) на графике в декартовой системе координат соответствует кривая, гипербола, называемая кривой безразличия.

По определению кривая безразличия есть геометрическое место (совокупность) всех точек на графике потребительского множества, иллюстрирующее все возможные комбинации товаров, обеспечивающие потребителю один и тот же уровень полезности.

Например, на кривой безразличия Jq1 точкам А и В соответствует равная суммарная полезность, доставляемая благами Х1 и Х2 покупателю. При этом количество благ Х1,Х2 в этих точках скомбинировано по-разному. В точке А доминирует потребление блага Х2, а в точке В – блага Х1.

Потребительские наборы тех же благ, доставляющие иную полезность, представлены другими кривыми. Так точке С на кривой безразличия Jq соответствует большая полезность, чем любой точке на кривой безразличия Jq1. В точке Д на кривой безразличия Jq2 достигается общая полезность больше, чем в любой точке на кривой безразличия Jq.

 

 

Кривые безразличия не пересекаются. В противном случае на разных кривых существовали бы наборы благ равной полезности, что исключено.

Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой(набором) кривых безразличия.

Нисходящий наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замены – MRSx1х2 – благом х1 блага х2. Ее величина показывает количество единиц блага х2, которые потребитель готов заменить единицей блага х1.

MRSx1x2 = -∆х2/∆х1

Формально математически предельная норма замены равна взятой с обратным знаком производной функции x2 =f(x1).

Замечаем, что предельная норма замены при движении по кривой безразличия изменяется. Равным приращениям ∆х1 (на единицу) соответствуют неравные приращения (с отрицательным знаком) ∆х2. В принципе это понятно и подсказано нашим жизненным опытом. Положим, мы путешествуем в жаркое время поездом. Потребительский набор представлен прохладительными напитками и свежими газетами. Если у нас целая батарея бутылок воды, мы охотно жертвуем 1-2 бутылками (стаканами) ради свежей газеты, к примеру, это «Спорт-Экспресс». Но постепенно вода становится дефицитной, и мы не столь охотно жертвуем ей. Таким образом, предельная норма замены уменьшается, что и отражает вогнутая кривая безразличия.

Блага, предельно заменяющие друг друга в потреблении (совершенные субституты), имеют кривые безразличия в виде прямых линий.

Блага, потребляемые совместно для удовлетворения единой потребности, совершенно не способные заменить друг друга в потреблении (совершенно комплементарные), имеют кривые безразличия в виде прямых углов.

Понятие предельной нормы замещения будет усвоено после выполнения несложных расчётов.

 

Задача 8.3.

 

Функция полезности U=xy. Найти предельную норму замещения продукта x для набора (3,8).

 

Решение.

 

Покажем два способа решения этой задачи.

I способ. Полезность набора U = 3 х 8 = 24. Поэтому кривая безразличия, проходящая через точку (3,8), задается формулой:

ху = 24, или у = .

Находим производную этой функции:

У1 = () = - , отсюда MRSx = = 2,67.

 

II способ. Находим частные производные функции полезности U:

MUx = y, MUy = x, отсюда MRSx = или MRSx = = 2,6

Ясно, что норма замены одного блага другим зависит не только от вкусов и предпочтений потребителя. Она зависит от соотношения цен, весьма подвижного в реальной действительности. Так, в России в 90-е годы особенно стремительно дорожали товары (услуги) первой необходимости, не имеющие заменителей. Еще сравнительно недавно, чтобы внести символическую квартплату, не приходилось жертвовать покупкой других товаров. Сегодня это совсем не так. Задолженность по квартплате за два месяца можно ликвидировать, пожертвовав покупкой хорошего костюма.

Строя свои планы покупок, потребитель просто обязан считаться с ценами и своими финансовыми возможностями.

В этой связи вводят понятие бюджетного ограничения. Оно показывает все комбинации товаров, которые могут быть приобретены потребителем при данном выделенном для этой цели фиксированном доходе J и данных ценах Р1 и Р2. Бюджетное ограничение в математической форме записывается следующим образом:

Р1х1 +Р2х2 ≤ J

Доступная область выбора потребителя (или бюджетное пространство) представлена ниже на графике как площадь заштрихованного прямоугольного треугольника.

Х2

J/Р2

 

 


 

 

J/Р1 Х1

 

Рис.8.3. Бюджетное пространство и бюджетная линия потребителя

 

Линия бюджетного ограничения чаще называется бюджетной линией, в простейшем случае прямая:

Р1Х1 + Р2Х2 = J

Точкам бюджетной линии соответствуют наборы благ, при покупке которых доход потребителя необходим и достаточен. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках Х1 = J/P1 и Х2 = J/P2, показывающих максимально возможные количества блага Х1 и Х2, доступные при сложившихся ценах и доходе. Наклон бюджетной линии равен отношению цен товаров Р1/Р2. Как и доход, это соотношение динамично. Поэтому бюджетное пространство изменяется по площади, а бюджетная линия меняет угол наклона к осям координат.

Точкам вне заштрихованного прямоугольного треугольника на графике соответствуют недоступные для покупателя наборы товаров (услуг).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.032 с.)