ТЕМА 7 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 7 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ



ТЕМА 7 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

7.1 Понятие потребительского выбора и предпосылки анализа
потребительского поведения

Рассмотрение микроэкономических проблем начинается с изучения поведения потребителя, несмотря на то, что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о “суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки.

Потребительское поведение— это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность.Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами. При этом потребительский выборпредставляет собой выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

В анализе потребительского поведения мы будем опираться на рациональное поведение потребителя, которое предполагает, что потребитель максимизирует совокуп­ную полезность в условиях существующего у него ограничения дохода, то есть он старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом. При этом потребитель будет находиться в состоянии равновесия,если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Предпосылками анализа потребительского поведения являются:

· множественность видов потребления, то есть каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ;

· ненасыщаемость, то есть потребитель стремится приобрести большее количество благ;

· транзитивность, то есть потребителю присуще постоянство и согласованность вкусов (например, если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой);

· взаимозаменяемость благ, то есть потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида;

· убывающая предельная полезность, то есть с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Особенность формируемого потребителем спроса заключается в том, что наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Структура потребительского спроса представлена на рис. 7.1.

 

Рис. 7.1.Классификация потребительского спроса

(по X. Лейбенстайну)

Функциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству.Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Эффект присоединения к большинству- эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба.В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена- эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спросвозникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос- это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.

При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях которых важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности.

Существуют два основных направления в теории потребительского поведения кардиналистское (количественное) и ординалистское (порядковое). Ниже рассмотрим подробно особенности каждого из указанных направлений.

Равновесие потребителя

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя, которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой - уровнем цен.

Предположим:

I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;

X- количество продуктов, которое может быть приобретено им;

Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим покупателем;

PX- цена единицы продовольствия;

PY- цена единицы одежды.

Тогда:

PX X - сумма денег, затраченная на питание;

PY Y-сумма средств, затраченная на приобретение одежды.

Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность может быть описана уравнением:

I = PX X + PY Y (7.4)

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии.

Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что:

(I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может приобрести потребитель;

(I / PY ) - максимальное количество одежды, которое может приобрести потребитель.

Выразим из уравнения Y:

Y = I / PY - (PX / PY ) X;(7.5)

(PX / PY ) - угловой коэффициент бюджетной линии, отрицательное отношение цен товаров.

Приведем пример.Предположим, доход потребителя составляет I=40 тыс. ден. ед.; цена товара X составляет PX= 1 тыс. ден. ед.; цена товара Y PY = 2 тыс. ден. ед. Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность, которую можно описать следующим уравнением:

X +2 Y = 40

Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2.

При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребительских товаров (см. табл.7.2).

Таблица 7.2

ТЕМА 8 ТЕОРИИ ФИРМЫ

Теория производства

L

Рис. 8.8.Возрастающая экономия от масштаба

Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба (рис. 8.9).

 

Рис. 8. 9.Убывающая экономия от масштаба

В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба (рис. 8.10).

Рис. 8.10.Постоянная экономия от масштаба

Таким образом, изокванта позволяет не только экономно использовать имеющиеся ресурсы для достижения данного объема производства, но и определить минимально эффективный размер предприятия в отрасли.

В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресур­сов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Тем са­мым анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства.

Пересечение изоквант с изокостой позволяет определить не только технологическую, но и экономическую эффективность, т. е. выбрать технологию (трудо- или капиталосберегающую, энерго- или материалосберегающую и т. д.), позволяющую обеспечить максимальный выпуск продукции при тех денежных средствах, которыми располагает производитель для организации производства.

Теория издержек и прибыли

Понятие и сущность издержек

В анализе поведения фирм наибольшее значение имеют условия обеспечения максимальной доходности бизнес-деятельности. Фирма, ориентированная на прибыль, наиболее типична для предпринимательской деятельности.

Величина прибыли в определяющей мере зависит от издержек фирмы, посколькуприбыль - это выручка фирмы за вычетом издержек.

Поэтому проблема издержек – исходная в теории фирмы.

Издержки -это денежное выражение стоимости ресурсов, необходимых для производства и реализации производимой фирмой продукции и услуг

Издержки производства, которыми оперирует экономическая теория, отличаются от стоимости затрат, исчисляемой бухгалтерами.

Экономические издержки -это оценка издержек владельцем фирмы.

В условиях ориентации на максимально прибыльную работу это предполагает оценку наиболее доходного использования каждого вовлеченного в производство ресурса.

Экономические издержки -стоимость ресурса при наилучшем из возможных вариантов его применения.

Экономические издержки - это идеал, норматив, к которому стремится фирма.

Бухгалтерские издержки включают только денежные платежи, понесенные фирмой на приобретение ресурсов у внешних поставщиков. Бухгалтерские издержки еще называют внешними, или явными(например, заработная плата наемных рабочих, менеджеров, оплата сырья, приобретенного на стороне, выплата процентов банку по ссуде и т.п.).

В производстве товаров и услуг используются не только приобретаемые на стороне, но и внутренние ресурсы фирмы: собственная продукция, здания и сооружения, земля и другие объекты, которые являются собственностью данной фирмы и могут быть проданы или сданы в аренду другим лицам, в результате чего фирма может получить дополнительные доходы.

Кроме того, владелец бизнеса, как правило, сам занимается предпринимательской деятельностью, часто при этом использует труд членов семьи.

Учет альтернативного, наиболее рентабельного применения этих ресурсов означает необходимость учета в издержках рыночной цены внутренних ресурсов, иными словами, альтернативных издержек, или издержек упущенных возможностей.

Экономические издержки, наряду с внешними, или бухгалтерскими, включают цену внутренних издержек.

Другой подход к определению экономических издержек предполагает специфическое исчисление прибыли предпринимателем-собственником. Любой владелец бизнеса будет заниматься им в данной отрасли только до тех пор, пока будет получать нормальную, или среднюю прибыль. В случае относительного снижения доходности бизнеса, он переключится на другую деятельность, более прибыльную. Не случайно в современной российской экономике основная часть предпринимательского капитала сосредоточена в сфере обращения. Сегодня условия бизнеса таковы, что слишком мало производств, обеспечивающих прибыль, равновеликую посреднической или банковской.

Экономические издержки включают среднюю, или нормальную прибыль. Только прибыль выше средней может рассматриваться владельцем бизнеса как действительная экономическая прибыль.

В бухгалтерские издержки прибыль предпринимателя вообще не входит.

Рассмотрим в качестве примера оценку владельцем фермы издержек, понесенных им на производство сельхозпродукции. Фермер использует труд наемных рабочих, выплачивает им зарплату 40 000 долл. в год. Для приобретения семян и удобрений взята ссуда в банке, по ней необходимо выплатить 10 000 долл. Стоимость основного капитала (тракторов, др. техники и сооружений) составляла 100 000 долл. Предположим, что капитал служит 5 лет. Тогда амортизационные расходы за текущий год составят 20000 долл. Расходы на приобретение материалов, семян, удобрений, страхование и др. составили 20 000 долл. Все эти издержки - бухгалтерские.

Фермер-собственник, оценивая полученную в расчете информацию, считаетальтернативные издержки по ведению бизнеса.

Предположим, фермер сам работает полный рабочий день, хотя имеет предложение работать управляющим за 30 000 долл. в год. Кроме того, в хозяйственный оборот вовлечена земля, которая могла быть сдана в аренду за 40 000 долл. Половину рабочего дня на ферме трудится жена. В другом месте за ту же работу она могла бы получить 10 000 долл. Наконец, рыночная стоимость оборудования и сооружений, используемых на ферме – 80000 долл. Если бы фермер его продал его и, прекратив бизнес, выплатил банковский кредит в 50 000 долл., у него осталось бы еще 30 000 долл. Он мог бы положить эти деньги в банк и получать процент в 3 000 долл. ежегодно. Сумма бухгалтерских и альтернативных издержек дает экономические издержки (см. табл. 8.2).

Таблица 8.2

Бухгалтерские и экономические издержки (в тыс. долл.)

Наименование Бухгалтерские издержки Экономические издержки
Заработная плата
Процент по ссуде
Амортизация
Материалы, сырье, страховка и пр.
Неявный заработок предпринимателя
Неявный заработок жены
Неявная земельная рента
Неявный процент на собственный капитал
Всего издержек

Понятие и сущность прибыли

Доход предприятия зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. доход - это всегда функция от цены и объема производства. В зависимости от количества продаваемой продукции раз­личают совокупный, средний и предельный доход.

Совокупный доход (валовой доход, выручка от реализации) - доход от всего объема продаж (TR), он равен произведению цены (Р) на количество проданной продукции (Q):

TR=P × Q (8.22)

На доход фирмы влияет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой либо постоянную величину, на которую фирма не можетвоздействовать (фирма – «ценополучатель»), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять (фирма – «ценоделатель»).

Отсюда доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться.

Графически совокупный доход фирмы-совершенного конкурента представляет прямую, восходящую из начала координат, фирмы-монополиста - параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой (рис. 8.17).

Рис. 8.17. Совокупный доход: а) конкурентной фирмы;

б) неконкурентной фирмы (монополиста)

Средний доход (AR) - доход, получаемый на единицу проданной продукции:

 

AR = TR : Q. (8.23)

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта:

 

AR = (P × Q) : Q = P (8.24)

Наконец, третьим показателем, характеризующим доход фирмы и широко используемым в экономическом анализе, является предельный доход.

Предельныйдоход (MR) - это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

 

MR=ΔTR : ΔQ, (8.25)

или MR = TRn - TRn-1 (8.26)

В условиях конкурентного рынка средний и предельный доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.

MR = AR = P. (8.27)

Динамика среднего и предельного дохода конкурентной фирмы представлена на рис. 8.18.

Рис. 8.18. Средний доход (цена продукции) и предельный доход

Конкурентной фирмы

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

MR<P. (8.28)

Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущее единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.

Предположим, что фирма продает первую единицу продукции за 14 ден. ед., чтобы продать вторую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но, снизив цену на вторую единицу, фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, первую единицу. В результате, продав вто­рую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [ 12—(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.

Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рис. 8.19).

 

Рис. 8.19. Средний доход (цена продукции) и предельный доход

Неконкурентной фирмы

Как видно из рис. 8.19, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнитель­ной единицы продукции оказывается меньше цены.

Доход является основой прибыли, получаемой предприятием (фирмой). Прибыль как плата за капитал, является составной частью валового или общего дохода от предпринимательской деятельности. По марксистской теории прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Количественная величина прибыли определяется как разность между выручкой, полученной от продажи товара и его себестоимостью. Прибыль равна прибавочной стоимости, если товар на рынке продается по стоимости, и величина ее отклоняется от прибавочной стоимости, когда товар продается не по стоимости. По неоклассической теории прибыль, есть величина, которая равна разности между общим доходом, полученным от продажи всей продукции и экономическим издержкам и на ее производство.

Важно понять источники образования прибыли. Они вытекают из тех положений, которые обоснованы вышеназванными теориями. Согласно марксистской теории, источником прибыли является созданная трудом стоимость, то есть прибавочная стоимость. Неоклассическая теория выводит прибыль из цены. Однако цену товара правильнее будет называть фактором, а не источником образования прибыли. Цена перераспределяет созданную в производстве стоимость товара: или в пользу прибыли производителя, когда она повышается, или в пользу дохода потребителя этого товара, когда она понижается. Еще Дж.Стюарт, один из последних представителей меркантилизма, разграничивал: положительную прибыль, которая возникает из увеличения труда, усердия и мастерства и относительную прибыль, которая является результатом реализации товаров по ценам выше их стоимости.

Таким образом, необходимо различать две группы факторов, воздействующих на величину прибыли: внутрипроизводственные (внутрифирменные), за счет изменения издержек производства, качества продукции и внешние по отношению к фирме – прежде всего за счет изменения рыночной цены. Следовательно, можно предположить, что максимальная прибыль будет получена фирмой при производстве такого товара, при котором разница между общим доходом и валовыми издержками будет максимальная. Каждая фирма стремится получить максимальную прибыль, используя для этого те или иные факторы, в зависимости от конъюнктуры рынка. При совершенной конкуренции предприниматель больше надеется на получение максимальной прибыли за счет своих внутренних возможностей. При несовершенной конкуренции появляется возможность у монопольных предприятий получить больше прибыли за счет внешних (рыночных) факторов.

Важным критерием получения максимальной прибыли является предельный доход. Для получения большей прибыли, фирма стремится увеличить производство продукции. Но производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек. Одновременно повышается общий доход на величину предельного дохода. Пока последний больше предельных издержек, прибыль в целом повышается и фирма увеличивает объем производства. Как только предельные издержки станут больше предельного дохода, рост объема прибыли замедляется, и увеличение объема производства становится убыточным. Следовательно, величина прибыли будет максимальной при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

В теории и на практике различают несколько видов прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности.

Валовая прибыль (экономическая или балансовая прибыль, сложившаяся до налогообложения), образуется за счет превышения дохода фирмы над всеми ее затратами – производственными и коммерческими. Она включает: прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации неиспользованного основного капитала, прибыль от нереализованных операций (напр. от сдачи имущества в аренду), прибыль от вне фирменной деятельности (напр. дивиденды на акции) и т.д.

Налогооблагаемая прибыль, это скорректированная валовая прибыль. Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, освобожденных от налогов (подсобное хозяйство для собственных нужд, капитальные вложения на строительство жилья, взносы на экологические цели, на проведение НИР, льготы для малых предприятий и т.д.).

Бухгалтерская прибыль, образуется как разность между общим доходом фирмы и внешними издержками производства ( внешними платежами за ресурсы). Следовательно, такая прибыль включает все собственные материальные затраты фирмы на производство продукции, что позволяет ее перераспределять в пользу первоочередных внутрипроизводственных потребностей.

Чистая прибыль, образуется за счет вычета из налогооблагаемой прибыли налогов, различных потерь, связанных, например, с аннулированием задолженности другим предприятиям, процентных платежей по кредиту, арендных и рентных платежей, расходов на рекламу и других внешних платежей. Оставшаяся на предприятии чистая прибыль находится в полном распоряжении предпринимателя, трудового коллектива.

Номинальная прибыль (предпринимательский доход), представляет собой плату за такой используемый ресурс, как предпринимательская способность. По неоклассической теории каждый из четырех ресурсов (капитал, земля, труд, предпринимательская способность) имеет цену, зависящей от спроса и предложения. По этой цене осуществляются платежи.

За приобретенные и сохраненные ресурсы. Из этих платежей складываются экономические издержки. Цена каждого ресурса имеет свою конкретную экономическую форму: заработная плата за труд, прибыль (процент) за капитал, рентные платежи за землю, нормальная прибыль за предпринимательскую способность. Последняя, есть плата за функции предпринимательской способности – организацию производства, соединение вещественных и людских ресурсов, их комбинирование, инновации и т.д.

Монопольная прибыль,образуется на предприятиях, обладающих монопольным преимуществом. Образование такого преимущества в экономической теории трактуется по-разному. Неоклассическая теория определяет монопольную прибыль как доход, который образуется за счет «искусственного ограничения» производственных факторов. Монополии ограничивают предложение на рынке принадлежащих им производственных факторов. Из-за превышения спроса на них, цены возрастают, что приводит к образованию максимальной прибыли. Если же на рынок поступает большое количество производственных факторов, то это приводит к увеличению массы производимых товаров, а следовательно, к падению цен и снижению прибыли.

Марксистская теория считает, что источники монопольной прибыли находятся как на рынке, так и в производстве. На рынке монополия искусственно создает дефицит товара, тем самым поддерживает монопольно высокую цену на него. За счет «ножниц цен» (разности между монопольно высокой ценой на продаваемый товар и монопольно низкой ценой на покупаемый товар) монополия имеет возможность присвоить в свою пользу часть стоимости, созданной в немонополистическом секторе. В производстве источником монопольной прибыли является усиливающаяся эксплуатация наемного труда. За счет максимального использования достижений НТП монополия получает избыточную прибавочную стоимость, которая является также источником монопольной прибыли. Кроме того, получению монопольной прибыли способствует государство за счет предоставления налоговых льгот, установления выгодных цен для монополий, связанных, прежде всего, с военным производством, в результате слабого контроля за финансовой деятельностью естественных монополий и т.д.

Торговая прибыль образуется при обмене, в результате функционирования торгового капитала, который обособляется от производства и имеет самостоятельное движение исключительно в сфере обращения. Торговый капитал выполняет две основные функции:

а) обеспечивает продажу инвестиционного товара производителям, способствуя тем самым нормальному функционированию производства;

б) совершает покупку товара у производителей, с тем чтобы реализовать его потребителям.

Цель функционирования торгового капитала получение торговой прибыли. Источником последней является промышленная прибыль. Механизм образования торговой прибыли основан на межотраслевой конкуренции, то есть конкуренции между промышленностью и торговлей. В результате конкуренции происходит перелив капитала из одной отрасли в другую и образование средней прибыли на вложенный капитал. Если в торговле образуется выше прибыль, чем в промышленности, то капитал устремляется в торговлю и прибыль в ней уменьшается. И наоборот. Так образуется средняя прибыль, то есть прибыль полученная в производстве в расчете на совокупный капитал в промышленности и в торговле. На практике механизм образования торговой прибыли действует через цену товара. Торговец продает товар потребителю выше, чем он купит его у производителя на величину издержек обращения и торговой прибыли. Разность между ценой продажи и ценой покупки товара образует доход, включающий издержки обращения и прибыль снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Издержки обращения, есть затраты на доведение товара от производителя до потребителя. В состав издержек обращения входят: а)дополнительные издержки, связанные с затратами на упаковку, хранению и перевозку товара. Эти затраты труда, материалов образуют дополнительную стоимость товаров, сверх той которая создается в производстве; б) чистые издержки, непосредственно связаны с актом купли-продажи товаров и включают затраты на содержание торговых помещений, оплату продавцов, кассиров, бухгалтеров, на рекламу и т.д. В этом случае дополнительная стоимость продаваемых товаров не образуется.

Важными показателями величины созданной на предприятии прибыли за определенный период являются ее масса и норма.

Масса прибыли, или ее абсолютная величина, есть разница между общим доходом предприятия как выручка от продажи товаров и экономическими издержками на их производство (себестоимостью). Этот показатель не дает возможности сопоставить при оценке работы двух предприятий, поскольку в них различны объемы производства и ресурсов. Для одного предприятия этот показатель позволяет характеризовать достигнутый уровень эффективности в работе, за определенный период, так как по величине полученной прибыли можно оценить, например, на сколько улучшилась или ухудшилась деятельность предприятия в данном году, по сравнению с предыдущим годом.

Норма прибыли как относительная величина может иметь несколько моделей. В частности:

1) норма прибыли как отношение массы прибыли к уровню текущих затрат (себестоимости):

Nп = (П : С) × 100%, (8.29)

где Nп – норма прибыли, П – масса прибыли, С – себестоимость продукции.

Такая норма прибыли характеризует эффективность использования текущих издержек фирмы, степень их отдачи, а также выгодность производства той или иной продукции.

2) норма прибыли как отношение прибыли к величине основного и оборотного капитала:

Nп = (П : (Косн. + Кобор.)) × 100%, (8.30)

где Nп – норма прибыли, П – масса прибыли, Косн. и Кобор – величина соответственно основного и оборотного капиталов.

Данный показатель еще называют общей рентабельностью капитала, так как он выражает способность капитала к приращению.

Подобным образом можно определить эффективность использования других факторов производства по каждому в отдельности. Такая необходимость в определении нормы прибыли возникает при оценке работы отдельных подразделений фирмы.

Характеристика названных показателей дает основание считать, что прибыль играет важную роль в предпринимательской деятельности. В экономической литературе называют следующие основные функции, которые выполняет прибыль: учетная, стимулирующая и распределительная.

Учетная функция прибыли состоит в том, что она является важным критерием эффективности всей предпринимательской деятельности фирмы. Эта функция реализуется через массу и норму прибыли, норму рентабельности. Однако нельзя отожествлять повышение эффективности с ростом нормы прибыли, поскольку конечный эффект производства, определяемый степенью общественной полезности его результатов, может не совпадать с полученной массой прибыли. Здесь возможны те случаи, при которых масса прибыли может расти вне зависимости от положительных действий факторов производства, а за счет рыночной конъюнктуры.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она выступает важным фактором развития производства и повышения его эффективности. Прибыль, ее абсолютная и относительная величина, побуждает предпринимателя, коллектив предприятия к увеличению производства и реализации товара, к уменьшению текущих затрат (себестоимости), ускорению оборота производственных ресурсов, повышению производительности труда и качества продукции. Именно благодаря указанным мероприятиям повышается эффективность производства, увеличивается масса и норма прибыли.

Распределительная функция прибыли, заключается в том, что она является источником накопления финансовых средств для развития производства, источником материального поощрения работников предприятия, улучшения их бытовых условий. Опыт российских предприятий показывает, что чистая прибыль является источником создания различных экономических фондов: фонд развития производства, науки и техники; фонд материального поощрения и стимулирования труда; фонд социального развития; дивидендный фонд и др. Зарубежные фирмы также направляют часть прибыли на социальные нужды. Они имеют собственные социальные программы, которые реализуют за счет полученной прибыли.

Совершенная конкуренция

9.1.1 Понятие конкуренции, ее роль в рыночной экономике.
Классификация рыночных структур

Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - фор­ма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупа­телями, между покупателями и продавцами, в результате которой форми­руется рыночная цена, конкуренция между продавцами - неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продав­цами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто со­седствует со свои антиподом - монополией, означающей господство на рынке отдельного продавца.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Конкуренция: сущность, функции и методы.

Вопрос 2. Сущность, происхождение и типы.монополий.

Вопрос 3. Рынок несовершенной конкуренции.

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции - основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объек­тивно возникает состязание, соревнование - конкуренция.

Конкуренция(от латинского слова "конкурере " - столкновение) - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция - это борьба за достижение лучших условий доступа к огра­ниченным ресурсам общества.

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решают­ся вопросы: "Что? Как? Для кого?" следует производить. Конкуренция -способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к со­кращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресур­сов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложе­ния, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стре­мится предложить более высокую цену за дефицитный товар - цена по­вышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен про­изводить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что фак­торы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них суще­ствует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление мак­симизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпри­нимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки про



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.018 с.)