Основы теории потребительского выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории потребительского выбора



МИКРО

Вопрос 6.

СПРОС – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

ОБЪЕМ (ВЕЛИЧИНА) СПРОСА – количество данного товара, которое покупатели желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

ЗАКОН СПРОСА проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость

Если на абсциссе обозначить количество товара, покупаемого на рынке, Q а на ординате – движение цены Р (анг. price), то получится кривая спроса DD (анг. demand). Если при цене Р1 величина спроса составляет Q 1, то при снижении цены до Р2 величина спроса Q 1увеличится до Q2 и т. д.

Факторы, влияющие на изменение величины спроса, имеют название – детерминанты спроса.

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Вместе с тем существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами: потребительские вкусы, число покупателей, доход, цены на сопряженные товары, рациональные ожидания.

Спрос является функцией всех этих факторов: QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), где QD – спрос; P – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена на товары-субституты; Pcom– цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; В – прочие факторы.

Изменение цен означает движение по кривой спроса. Неценовые факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него.

Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности.

1 – совершенно эластичный спрос

2 – эластичный спрос

3 – неэластичный спрос

4 – совершенно неэластичный спрос

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента Е P:

>1 – эластичный <1 – неэластичный

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность:

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется п ерекрестной эластичностью (cross elasticity):

Если ЕDX > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если ЕDX < 0 – взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда ЕDx,y = + ∞, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если ЕDx,y = – ∞, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (income elasticity of demand):

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (EI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (ЕI > 0), благо является нормальным.

 

Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам.

ОБЪЕМ (ВЕЛИЧИНА) ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.

Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменных факторах ве­личина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и объемом товаров, предъявляемых к продаже на рынок.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Величина предложения является функцией всех этих факторов: Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В), где Pr – цены ресурсов; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; В – прочие факторы

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения

Кривая предложения иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

1 – совершенно неэластичное предложение

2 – неэластичное предложение

3 – предложение единичной эластичности

4 – эластичное предложение

5 – совершенно эластичное предложение

Эластичность предложения является положительной, поскольку цена и величина предложения изменяются в одном направлении. Она зависит от многих факторов, в том числе от самой возможности и затрат на длительное хранение данного товара, условий его производства и гибкости реакции последнего на изменения рыночной конъюнктуры. Еще большую, чем для спроса, роль играет при этом фактор времени, поскольку чаще всего предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. С расширением границ временного интервала эластичность предложения, как правило, повышается.

 

Коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют переводить на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами.

Равновесие – это такая ситуация, при которой ни у продавцов, ни у покупателей не возникает стимулов к изменению объемов покупок или продаж.

Площадь между осями цены и количества, на которой расположены кривые спроса и предложения, представляет собой все рыночное пространство. Кривые делят его на четыре различные зоны. Каждая точка на кривой спроса показывает ту максимальную цену (цена спроса), которую покупатель согласен заплатить за данное количество товара. Таким образом, линия D делит рыночное пространство на две части, задавая потолок цен спроса. Соответственно точки кривой предложения отражают минимальные цены (цены предложения), по которым производители согласны продать данное количество товара. Кривая S делит рыночное пространство также на две части и задает нижнюю границу цен предложения.

Четыре зоны, на которые рыночное пространство оказалось разделенным кривыми спроса и предложения, можно описать следующим образом:

I – мертвая зона данного рынка, в пределах которой интересы как покупателя, так и продавца отсутствуют;

II – зона возможных продаж, но невозможных покупок, здесь налицо только интерес продавца;

III – зона возможных покупок, но невозможных продаж: в таких ценах на данное количество товара заинтересован лишь покупатель;

IV – зона возможных покупок и продаж данного товара: продавец и покупатель могут придти к соглашению.

Любая точка IV зоны соответствует определенной конъюнктуре рынка, здесь возможны сделки между продавцом и покупателем, т.е. некоторые равновесные состояния; все они, однако, за исключением одного, неустойчивы.

В нормальной же рыночной среде давление на цену вверх или вниз будет про­исходить до тех пор, пока она не достигнет уровня PF, соответствующего количеству QF. Только в этом случае величина спроса и предложения равны между собой. Если в системе ничего больше не меняется, то данные значения цены и количества могут сохранять­ся длительное время, и ни у продавца, ни у покупателя не появится желания изменить создавшееся положение. Это и есть рыночное равновесие

Потребительский спрос

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с качествами экономического блага.

Социальные эффекты связаны с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп.

Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то что покупают другие. Эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроси из-за того что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает.

Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Различают также индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный – спрос одного лица, субъекта рынка, рыночный – совокупный спрос на конкретном рынке.

Бюджетное ограничение

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

I – доход потребителя, P – цена благ X и Y

Бюджетное ограничение I=PxX+PyY

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

Законы Госсена

Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность. Происходит убывание полезности последующих единиц продукта в одном непрерывном акте потребления и полезности первых единиц продукта при повторных актах потребления. – 1 закон Госсена

Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине – 2 закон Госсена

 

Вопрос 7

Производство

Экономика появляется тогда и там, где люди переходят от собирательства природных даров, получения и присвоения жизненных благ в готовом виде к их сотворению, созиданию, к изготовлению нужных вещей. Так вот, создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобразование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда, и представляет собой производство. Под производством в современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов.

Факторы производства

Параметры, определяющие ход про­изводственного процесса и его результат, именуются факторами производства. Фак­торы – это главные причины и условия протекания производства. Вся суть произ­водства состоит в использовании производственных факторов и создании с их помощью, на их основе экономического продукта.

Производственные факторы: «земля», «труд», «капитал», «предприни­мательство» и «информация»..

Природный фактор отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природ­ной флоры и фауны. Природная среда как фактор производства воплощает возмож­ность вовлечения в производство определенных видов и объемов природных богатств, превращаемых в сырьевой материал, из которого изготовляется все многообразие материально-вещественных продуктов производства.

Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем ра­ботников. Соединение труда с остальными факторами производства инициирует про­изводственный процесс как таковой. При этом в факторе «труд» воплощено все мно­гообразие видов и форм трудовой деятельности, направляющей производство, сопровождающей его и представляющей его в виде непосредственного участия в пре­образовании вещества, энергии, информации.

Фактор «капитал» представляет задействованные в производстве и непосредст­венно участвующие в нем средства производства. Капитал как производственный фактор может выступать в разных видах, фор­мах и по-разному же измеряться. Физический капитал представлен в виде основного капитала (основных средств про­изводства) и оборотного капитала (оборотные средства). При рассмотрении долговременных, будущих факторов производства в качестве та­ковых часто рассматривают капиталовложения, инвестиции в производство.

Четвертый фактор производства отражает воздействие предпринимательской ак­тивности на результаты производственной деятельности. В том, что предприниматель­ская инициатива сказывается благоприятным образом на итогах производственной деятельности, сомневаться не приходится. Вместе с тем количественно установить, измерить эффект воздействия этого фактора довольно трудно. Предприни­мательская инициатива повышает отдачу трудового фактора в производстве.

Высокий научно-технический и информационный уровень производства приводит к повышению отдачи трудового фактора (производительности труда) и капитала (основных средств), то есть проявляется через другие факторы.

Производственная функция

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией: Q = f (F1,F2,...,Fn), где Q – максимальный объем производства при заданных затратах; F1 – количество использованного фактора f1 F2 – количество использованного фактора f2; Fn – количество использованного фактора fn.

Предположим сначала, что F1 является переменным фактором, тогда как остальные факторы (F2,..., Fn) постоянны. Совокупный продукт (Q) с ростом использования в производстве переменного фактора (F1) будет увеличиваться, однако этот рост имеет определенные пределы в рамках заданной технологии. При неизменном состоянии техники, например, рост использования труда ограничен. В результате прирост переменного фактора F1 приводит к уменьшению выпуска совокупной продукции.

Закон убывающей производительности – с ростом использования одного производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного из факторов (при фиксированности остальных) приводит к последовательному снижению отдачи его применения.

Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем. Он отражает реально наблюдаемый факт определенных пропорций между различными факторами. Нарушение их, выражающееся в чрезмерном росте применения одного из ресурсов, может довольно быстро исчерпать границы взаимозаменяемости ресурсов и в конечном итоге приведет к недостаточно эффективному его использованию. Однако закон применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

Максимально возможное использование переменного фактора в технологии I обозначим через Х1 Очевидно, что переход к технологии II позволяет увеличить количество переменного фактора до Х22 > X1), переход к технологии III – до Х3 и т. д.

Теперь предположим, что производственная функция состоит не из одного, а из двух переменных факторов, а объем производства является величиной постоянной. Предположим, что в производстве жевательной резинки используются только два ресурса F1 и F2, например труд и капитал.

При заданной технологии один и тот же выпуск продукции может быть обеспечен с большим применением капитала (как в точке А) или с большим привлечением труда (как в точке D). Возможны и промежуточные варианты (точки В и С).

Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта (isoquant), – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства (ресурсов), обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.

Если изокванта является непрерывной линией, то число возможных комбинаций ресурсов будет бесконечным, что обеспечивает чрезвычайную гибкость принимаемых фирмой решений по организации производства продукции.

Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант (isoquant map).

Анализ с помощью изоквант имеет для производителя очевидные недостатки, так как использует только натуральные показатели затрат ресурсов и выпуска продукции. Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек, или изокоста (isocost line). Если Р1 – цена фактора производства F1, a P2 – цена F2, то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить X единиц фактора F1 и Y единиц фактора F2

Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево. Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах.

Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, тогда как бюджет производителя постоянно растет. Соединив точки пересечения изоквант с изокостами, мы получим линию OS – "путь развития". Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства. Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует возрастающая экономия от масштаба. Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба.

В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.

 

Равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства, точно так же, как и потребитель оказывается в положении равновесия, когда максимизирует свое благосостояние (удовольствие от потребляемых благ).

Предположим, что цены ресурсов, готовой продукции и количество денег, которым располагает производитель для организации производства, являются фиксированными (заданными) и что производитель использует два фактора производства F1 и F2.

Допустим, что их предельная производительность составляет соответственно MRP1 = 60 и MRP2 = 70, а цены – Р1 = 5 долл. и Р2 = 10 долл. Взвешенные предельные производительности равны MRP1/P1 = 12, MRP2/P2 = 7. Очевидно, что использование первого ресурса более эффективно, чем второго, поэтому целесообразно отказаться от одной единицы фактора F2 (что сэкономит нам 10 долл.) и купить соответственно две единицы фактора F1, что повысит нашу прибыль. При этом мы потеряли 70 единиц продукции, так как MRP2 = 70, но приобрели при этом 120 (60 х 2). Чистый выигрыш составил 50 единиц. Так мы будем перераспределять ресурсы до тех пор, пока взвешенные предельные производительности не будут равны друг другу. Это правило применимо для любого количества факторов производства (ресурсов):

Правило наименьших издержек (least cost combination rule of resources) – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу – одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, так как уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими. Производитель находится в положении равновесия. В этом положении достигается оптимальная комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию выпуска.

 

Вопрос 8. Фирма

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обла­дает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресур­сы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Фирма предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. Фирма – есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимате­ля.

Цели фирм

Поведение фирмы может быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий.

В неоклассической теории в качестве цели фирмы постулируется максимизация прибыли. Однако кроме того, целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Другой часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон.

Но даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли присутствует всегда.

Доходы и издержки фирмы

В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost): однако сами издержки бывают внешними (явными) и внут­ренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бух­галтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитыва­ет внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому пред­принимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходит­ся на такой важнейший ресурс, каким является предприниматель­ская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.

Совокупный доход (total revenue – TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага: TR = Р х Q, где Р (price) – цена; Q (quantity) – проданное количество благ.

Средний доход (average revenue – AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (marginal revenue – MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

Краткосрочный (или короткий) (short-run) период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

Долгосрочный (длительный) (long-run) период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными.

Постоянные издержки (fixed cost) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Средние постоянные издержки обозначаются AFC (Average Fixed Cost): AFC = FC/Q, где Q – объем производства.

 

Переменные издержки – это из­держки, величина которых изменяется в зависи­мости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату тру­да. Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q: AVC = VC/Q.

Общие издержки – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: АТС = TC/Q. Или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC): АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q

Предельные издержки – это при­ращение совокупных издержек, вызванное бесконеч­но малым увеличением производства. Под предельными издерж­ками обычно понимают издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции.

Предельные издержки – производная функция только от переменных издержек:

Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки; когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки; когда АС = min, то МС = АС.

Теории фирмы

В экономической теории сложилось несколько концепций трактовки фирмы.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы – заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений – делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек, а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов. Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникалъные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объединение, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам – получать экономическую прибыль. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет многообразие фирм.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. Главной задачей является консолидация функции управления, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства.

Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

 

Типы рыночных структур

Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка. Это: 1) численность продавцов и их рыночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, 4) степень контроля производителей над ценами, 5) характер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся разной степенью конкурентности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.91.23 (0.088 с.)