Основные формы деловых предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы деловых предприятий



Основными формами деловых предприятий являются частно­предпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и госу­дарственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыль­ные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наи­более распространенными из них являются частнопредприниматель­ские фирмы, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фир­ма – это фирма, владелец кото­рой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограничен­ной ответственности). Собственник классической фирмы явля­ется центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и уволь­нения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов коман­ды. Поэтому он получает весь остаточный доход – всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласо­вания в принятии решений и т. д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (свя­занная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации про­изводственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда соб­ственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вло­женным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство – это фирма, орга­низованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих пред­приятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. В ряде случаев воз­никают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означа­ет, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность кото­рых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с огра­ниченной ответственностью).

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопред­принимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преиму­ществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и спе­циализацию в производстве и управлении, легче преодолеть фи­нансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обла­дают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неогра­ниченная ответственность и др.). К ним, однако, добавляются но­вые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже не­совместимость интересов) и угроза потенциального распада парт­нерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Корпо­рация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где от­ветственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг воз­можно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высо­коквалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновле­ние ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками. Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственнос­ти и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осущест­вления действенного контроля. В корпорации происходит размыва­ние прав собственности, поскольку возможности контроля за дея­тельностью команды ослабляются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, пере­лив капитала в дочерние компании, сомнительная производствен­ная деятельность и т. д.).

Другим крупным недостатком деятельности современной кор­порации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

Неприбыльные (некоммерческие) организа­ции – широко распространенная форма в ус­ловиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, гос­питали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности – продажи товаров и ус­луг. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по опто­вым ценам, во втором – контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятель­ности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

Цели фирм

Поведение фирмы может быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий.

В неоклассической теории в качестве цели фирмы постулируется максимизация прибыли. Однако кроме того, целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Другой часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон.

Но даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли присутствует всегда.

Доходы и издержки фирмы

В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost): однако сами издержки бывают внешними (явными) и внут­ренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бух­галтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитыва­ет внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому пред­принимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходит­ся на такой важнейший ресурс, каким является предприниматель­ская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.

Совокупный доход (total revenue – TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага: TR = Р х Q, где Р (price) – цена; Q (quantity) – проданное количество благ.

Средний доход (average revenue – AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (marginal revenue – MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

Краткосрочный (или короткий) (short-run) период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

Долгосрочный (длительный) (long-run) период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными.

Постоянные издержки (fixed cost) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Средние постоянные издержки обозначаются AFC (Average Fixed Cost): AFC = FC/Q, где Q – объем производства.

 

Переменные издержки – это из­держки, величина которых изменяется в зависи­мости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату тру­да. Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q: AVC = VC/Q.

Общие издержки – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: АТС = TC/Q. Или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC): АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q

Предельные издержки – это при­ращение совокупных издержек, вызванное бесконеч­но малым увеличением производства. Под предельными издерж­ками обычно понимают издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции.

Предельные издержки – производная функция только от переменных издержек:

Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки; когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки; когда АС = min, то МС = АС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.013 с.)