Эффект замены и эффект дохода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект замены и эффект дохода



Кривая «доход - потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода.

При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение Bi, В2, В3,..., Вп. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К], Кг, К3, K4,..., Кп показывает последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 7.13).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход - потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Рис. 7.13. Кривая «доход - потребление» (уровня жизни)

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 7.14.

Рис. 7.14. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

Кривая «ценапотребление». Рассматривая кривую «доход - потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход.

Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т.е. Рх! Х2 > Рх3Х4 и т.д. Например, 1 единица блага X стоила 100 руб, а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага X.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 7.15а).

Рис. 7.15. Кривая «цена - потребление (а) и построение кривой спроса (б)

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NXs и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия Ui, U2, U3, U4, с бюджетными ограничениями точками R], R.2, R.3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена - потребление». На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. 7.15б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(РХ), а на оси абсцисс - количество блага X.

Эффект дохода и эффект замещения. Допустим, цена блага X снижается с Рх' до Рх2, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (X).

Допустим, что в результате снижения цен на благо X положение равновесия потребителя переместилось из точки Ео в точку Ei (рис. 7.16).

Рис. 7.16. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ

(при понижении цены Рх)

Эффект замещения - изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода - это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

Некачественные блага. Парадокс Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен.

Мы знаем, что если цена на товар повышается с P1 до Р2, то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1 до Q2 (рис. 7.17).

Рис. 7.17. Парадокс Гиффена

 

Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т.е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.

Рис. 7.17. Парадокс Гиффена

Малоценный или низкокачественный товар - благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении. Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).

Рис. 7.18. Проявление эффектов дохода и замещения при снижении цены товара Х

Товар Гиффена - это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Проявление эффекта дохода и эффекта замещения применительно к товарам Гиффена отражено на рисунке 7.19.

Рис. 7.19. Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. Взаимодополняемость благ - свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.

График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией (рис. 7.20)

Рис. 7.20. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 7.21.

 

Рис. 7.21. Относительная взаимодополняемость

Если два продукта взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности EDxy, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

EDxy = (dQx/Qx)/(dPy/Py), (7.7)

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (EDxy < 0) означает, что спрос на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X.

Взаимозаменяемость благ - свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами.

Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис.7.22). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

Рис. 7.22. Совершенная взаимозаменяемость

Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности EDxy (см. формулу 5.7). Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (EDxy > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ (рис. 7.23). Поэтому совершенная субституция означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо X.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

 

Рис. 7.23. Относительная взаимозаменяемость



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.008 с.)