Сущность кардиналистской теории потребительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность кардиналистской теории потребительского поведения



Кардиналистская (количественная) теория исходит из того, что субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благмогут быть измерены в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

 

TU = F(QA,QB,...,QZ), (7.1)

где ТU — общая полезность данного набора благ;

QA, QB,..., Qz — объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов. Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.2, 7.3).

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага — это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время покупки. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 7.4 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QА), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.

Рис. 7.4. Убывающая предельная полезность

 

Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г. Данный закон заключает в себе дваположения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.

Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.

Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.

Таким образом, основным постулатом кардиналистской теории является то, что полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности — «утили»). При этом потребитель находясь в равновесии максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит ему равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:

 

MUa: Pa = MUb: Pb = MUc: Pc, (7.2)

где MU – предельная полезность товаров a, b, c, соответственно;

P – цена товаров a, b, c.

Путем простых математических преобразований получим, что

 

MUa: MUb: MUc = Pa: Pb: Pc (7.3)

Иными словами, согласно кардиналистской теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.

7.3 Особенности ординалистической теории потребительского
поведения. Кривые безразличия и их свойства

В основе ординалистской (порядковой) теории потребительского поведения лежит постулат о том, что полезность количественно не измерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Взгляды ординалистов сегодня являются более признанными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Прежде чем приступить к анализу особенностей данной теории, вслед за ординалистами сделаем следующие предположения:

1) Предпочтения сформированы: потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности):

A предпочтительнее B: A >B;

А хуже В: А< В;

А и В равноценны: А ~ В.

2) Предпочтения транзитивны: Если А>B, а В>С, то А>С (аксиома транзитивности).

3) Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома ненасыщаемости).

При анализе будем использовать двумерные графики, однако основные выводы, легко могут быть распространены на ситуацию со сколь угодно большим числом товаров.

Для примера возьмем следующие комбинации благ (см. табл.7.1).

Таблица 7.1.

Ассортиментные наборы благ Количество продуктов питания Количество одежды
А    
B    
C    
D    
E    
F    

Отобразим данные таблицы на графике (рис. 7.5).

В нашем примере набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А легко сравнивать с наборами в областях I и III: в области I наборы более предпочтительные, по сравнению с набором А, а в области III - менее. По поводу точек в областях II и IV необходимо дополнительное исследование.Сравнение набора А с наборами B, F, C возможно только на основе информации об их оценке конкретным потребителем. Наш потребитель одинаково оценивает наборы А, В и С. Но тогда F - менее предпочтительный набор.

 

Рис. 7.5. Кривая безразличия

Если соединить плавной линией точки, соответствующие наборам В, А и С, то получится линия, которая называется «кривой безразличия». Она представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя (рис. 7.5). Таким образом, любая точка на кривой безразличия (A, B, C) характеризует различные наборы товаров, имеющие одинаковое потребительское значение, то есть приносящие одинаковую совокупную полезность для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор товаров приобрести, так как ни один из наборов не имеет для него предпочтения.

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту кривых безразличия.

Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень совокупной полезности.

Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Но совместно они характеризуют предпочтения потребителей. При этом кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью (рис. 7.6). Таким образом карта кривых безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности.

Рис. 7.6. Карта кривых безразличия потребителя

Свойства кривых безразличия:

1) Нисходящий характер. Для сохранения того же уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.

2) Кривые безразличия не могут пересекаться. Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке набор А должен быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество одежды, но набор В более предпочтителен. Этот набор включает большее количество продуктов питания, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он предпочтительнее. Отсюда, в силу предпосылки о транзитивности, набор А предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об эквивалентности наборов А и С (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Невозможность пересечения кривых безразличия

 

3) Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага.

Рис. 7.8 Убывание предельной нормы замещения

На рисунке 7.8 приведена иллюстрация убывающей предельной полезности. При переходе от набора А к набору В (увеличении количества продуктов питания на единицу) потребитель готов поступиться шестью единицами одежды. При движении от D к Е он готов пожертвовать только одну единицу одежды. Для измерения количества «жертвы» используют меру, названную предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRS -Marginal rate of substitution) – это максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.

MRS = - DY / DX (U=const) (7.3)

В формуле исчисления предельной нормы замещения используется знак «-», так как DY< 0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия.

Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае - продовольствия).

Формы кривых безразличия могут быть довольно разнообразными, показывать на разные степени желательности замены одного товара другим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.015 с.)