Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки предприятия в долгосрочном периоде

Поиск

В долгосрочном периоде фирма может менять всеиспользуемые факторы производства, и, следовательно, переменными становятся все издержки производства. Если фирма достигает объема производства, при котором средние совокупные издержки возрастают, то она вынуждена внести изменения и в те факторы производства, которые ранее были по­стоянными. Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками (LAC).

Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описывается кривой долгосрочных средних издер­жек производства. Последняя показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства (рис. 8.15).

Кривая LAC огибает кривые средних краткосрочных издержек производства, касаясь их в точке их минимума.

Рис. 8.15. Кривая долгосрочных средних издержек производства

Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой определяется эффектом масштаба, эффектом увеличения объема производства.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают:

- возрастающую (положительную) отдачу от масштаба – объем производства растет быстрее, чем совокупные издержки; средние издержки производства снижаются;

- убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем объем производства; средние издержки производства возрастают;

- постоянную отдачу от масштаба - объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, средние издержки производства постоянны.

Положительный эффект масштаба обусловлен:

- преимуществами крупного производства, позволяющего осуществлять специализацию труда, производства и управления и на этой основе снижать затраты;

- возможностями использования на крупных предприятиях специализированного, более производительного оборудования;

- возможностью использования отходов основного производства для выпуска побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба связан с ростом управленческих расходов, обусловленных возрастанием масштабов производства, снижением эффективности взаимодействия между отдельными подразделе­ниями.

Пока положительный эффект масштаба превалирует над отрицательным, долгосрочные средние издержки производства снижаются, когда отрицательный эффект масштаба превышает положительный - средние долгосрочные издержки возрастают, когда положительный и отрицательный эффекты равны, долгосрочные средние издержки постоянны.

В разных отраслях положительный, постоянный или отрицательный эффект масштаба наступает при разных объемах производства. Соответственно разный вид может иметь и кривая долгосрочных средних издержек производства (рис. 8.16).

Если положительный эффект масштаба исчерпывается быстро, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства остаются постоянными длительное время (кривая а).

Если положительный эффект масштаба действует долго, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства снижаются продолжительное время (кривая б).

Если положительный эффект масштаба исчерпывает себя быстро, то падение долгосрочных средних издержек производства вскоре сменяется их ростом (кривая в).

Рис. 8.16. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек производства

Наименьший объем производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства определяет минимальный эффективный размер предприятия.

Понятие и сущность прибыли

Доход предприятия зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. доход - это всегда функция от цены и объема производства. В зависимости от количества продаваемой продукции раз­личают совокупный, средний и предельный доход.

Совокупный доход (валовой доход, выручка от реализации) - доход от всего объема продаж (TR), он равен произведению цены (Р) на количество проданной продукции (Q):

TR=P × Q (8.22)

На доход фирмы влияет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой либо постоянную величину, на которую фирма не можетвоздействовать (фирма – «ценополучатель»), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять (фирма – «ценоделатель»).

Отсюда доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться.

Графически совокупный доход фирмы-совершенного конкурента представляет прямую, восходящую из начала координат, фирмы-монополиста - параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой (рис. 8.17).

Рис. 8.17. Совокупный доход: а) конкурентной фирмы;

б) неконкурентной фирмы (монополиста)

Средний доход (AR) - доход, получаемый на единицу проданной продукции:

 

AR = TR: Q. (8.23)

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта:

 

AR = (P × Q): Q = P (8.24)

Наконец, третьим показателем, характеризующим доход фирмы и широко используемым в экономическом анализе, является предельный доход.

Предельный доход (MR) - это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

 

MR=ΔTR: ΔQ, (8.25)

или MR = TRn - TRn -1 (8.26)

В условиях конкурентного рынка средний и предельный доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.

MR = AR = P. (8.27)

Динамика среднего и предельного дохода конкурентной фирмы представлена на рис. 8.18.

Рис. 8.18. Средний доход (цена продукции) и предельный доход

Конкурентной фирмы

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

MR<P. (8.28)

Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущее единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.

Предположим, что фирма продает первую единицу продукции за 14 ден. ед., чтобы продать вторую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но, снизив цену на вторую единицу, фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, первую единицу. В результате, продав вто­рую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [ 12—(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.

Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рис. 8.19).

 

Рис. 8.19. Средний доход (цена продукции) и предельный доход

Неконкурентной фирмы

Как видно из рис. 8.19, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнитель­ной единицы продукции оказывается меньше цены.

Доход является основой прибыли, получаемой предприятием (фирмой). Прибыль как плата за капитал, является составной частью валового или общего дохода от предпринимательской деятельности. По марксистской теории прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Количественная величина прибыли определяется как разность между выручкой, полученной от продажи товара и его себестоимостью. Прибыль равна прибавочной стоимости, если товар на рынке продается по стоимости, и величина ее отклоняется от прибавочной стоимости, когда товар продается не по стоимости. По неоклассической теории прибыль, есть величина, которая равна разности между общим доходом, полученным от продажи всей продукции и экономическим издержкам и на ее производство.

Важно понять источники образования прибыли. Они вытекают из тех положений, которые обоснованы вышеназванными теориями. Согласно марксистской теории, источником прибыли является созданная трудом стоимость, то есть прибавочная стоимость. Неоклассическая теория выводит прибыль из цены. Однако цену товара правильнее будет называть фактором, а не источником образования прибыли. Цена перераспределяет созданную в производстве стоимость товара: или в пользу прибыли производителя, когда она повышается, или в пользу дохода потребителя этого товара, когда она понижается. Еще Дж.Стюарт, один из последних представителей меркантилизма, разграничивал: положительную прибыль, которая возникает из увеличения труда, усердия и мастерства и относительную прибыль, которая является результатом реализации товаров по ценам выше их стоимости.

Таким образом, необходимо различать две группы факторов, воздействующих на величину прибыли: внутрипроизводственные (внутрифирменные), за счет изменения издержек производства, качества продукции и внешние по отношению к фирме – прежде всего за счет изменения рыночной цены. Следовательно, можно предположить, что максимальная прибыль будет получена фирмой при производстве такого товара, при котором разница между общим доходом и валовыми издержками будет максимальная. Каждая фирма стремится получить максимальную прибыль, используя для этого те или иные факторы, в зависимости от конъюнктуры рынка. При совершенной конкуренции предприниматель больше надеется на получение максимальной прибыли за счет своих внутренних возможностей. При несовершенной конкуренции появляется возможность у монопольных предприятий получить больше прибыли за счет внешних (рыночных) факторов.

Важным критерием получения максимальной прибыли является предельный доход. Для получения большей прибыли, фирма стремится увеличить производство продукции. Но производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек. Одновременно повышается общий доход на величину предельного дохода. Пока последний больше предельных издержек, прибыль в целом повышается и фирма увеличивает объем производства. Как только предельные издержки станут больше предельного дохода, рост объема прибыли замедляется, и увеличение объема производства становится убыточным. Следовательно, величина прибыли будет максимальной при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

В теории и на практике различают несколько видов прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности.

Валовая прибыль (экономическая или балансовая прибыль, сложившаяся до налогообложения), образуется за счет превышения дохода фирмы над всеми ее затратами – производственными и коммерческими. Она включает: прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации неиспользованного основного капитала, прибыль от нереализованных операций (напр. от сдачи имущества в аренду), прибыль от вне фирменной деятельности (напр. дивиденды на акции) и т.д.

Налогооблагаемая прибыль, это скорректированная валовая прибыль. Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, освобожденных от налогов (подсобное хозяйство для собственных нужд, капитальные вложения на строительство жилья, взносы на экологические цели, на проведение НИР, льготы для малых предприятий и т.д.).

Бухгалтерская прибыль, образуется как разность между общим доходом фирмы и внешними издержками производства (внешними платежами за ресурсы). Следовательно, такая прибыль включает все собственные материальные затраты фирмы на производство продукции, что позволяет ее перераспределять в пользу первоочередных внутрипроизводственных потребностей.

Чистая прибыль, образуется за счет вычета из налогооблагаемой прибыли налогов, различных потерь, связанных, например, с аннулированием задолженности другим предприятиям, процентных платежей по кредиту, арендных и рентных платежей, расходов на рекламу и других внешних платежей. Оставшаяся на предприятии чистая прибыль находится в полном распоряжении предпринимателя, трудового коллектива.

Номинальная прибыль (предпринимательский доход), представляет собой плату за такой используемый ресурс, как предпринимательская способность. По неоклассической теории каждый из четырех ресурсов (капитал, земля, труд, предпринимательская способность) имеет цену, зависящей от спроса и предложения. По этой цене осуществляются платежи.

За приобретенные и сохраненные ресурсы. Из этих платежей складываются экономические издержки. Цена каждого ресурса имеет свою конкретную экономическую форму: заработная плата за труд, прибыль (процент) за капитал, рентные платежи за землю, нормальная прибыль за предпринимательскую способность. Последняя, есть плата за функции предпринимательской способности – организацию производства, соединение вещественных и людских ресурсов, их комбинирование, инновации и т.д.

Монопольная прибыль, образуется на предприятиях, обладающих монопольным преимуществом. Образование такого преимущества в экономической теории трактуется по-разному. Неоклассическая теория определяет монопольную прибыль как доход, который образуется за счет «искусственного ограничения» производственных факторов. Монополии ограничивают предложение на рынке принадлежащих им производственных факторов. Из-за превышения спроса на них, цены возрастают, что приводит к образованию максимальной прибыли. Если же на рынок поступает большое количество производственных факторов, то это приводит к увеличению массы производимых товаров, а следовательно, к падению цен и снижению прибыли.

Марксистская теория считает, что источники монопольной прибыли находятся как на рынке, так и в производстве. На рынке монополия искусственно создает дефицит товара, тем самым поддерживает монопольно высокую цену на него. За счет «ножниц цен» (разности между монопольно высокой ценой на продаваемый товар и монопольно низкой ценой на покупаемый товар) монополия имеет возможность присвоить в свою пользу часть стоимости, созданной в немонополистическом секторе. В производстве источником монопольной прибыли является усиливающаяся эксплуатация наемного труда. За счет максимального использования достижений НТП монополия получает избыточную прибавочную стоимость, которая является также источником монопольной прибыли. Кроме того, получению монопольной прибыли способствует государство за счет предоставления налоговых льгот, установления выгодных цен для монополий, связанных, прежде всего, с военным производством, в результате слабого контроля за финансовой деятельностью естественных монополий и т.д.

Торговая прибыль образуется при обмене, в результате функционирования торгового капитала, который обособляется от производства и имеет самостоятельное движение исключительно в сфере обращения. Торговый капитал выполняет две основные функции:

а) обеспечивает продажу инвестиционного товара производителям, способствуя тем самым нормальному функционированию производства;

б) совершает покупку товара у производителей, с тем чтобы реализовать его потребителям.

Цель функционирования торгового капитала получение торговой прибыли. Источником последней является промышленная прибыль. Механизм образования торговой прибыли основан на межотраслевой конкуренции, то есть конкуренции между промышленностью и торговлей. В результате конкуренции происходит перелив капитала из одной отрасли в другую и образование средней прибыли на вложенный капитал. Если в торговле образуется выше прибыль, чем в промышленности, то капитал устремляется в торговлю и прибыль в ней уменьшается. И наоборот. Так образуется средняя прибыль, то есть прибыль полученная в производстве в расчете на совокупный капитал в промышленности и в торговле. На практике механизм образования торговой прибыли действует через цену товара. Торговец продает товар потребителю выше, чем он купит его у производителя на величину издержек обращения и торговой прибыли. Разность между ценой продажи и ценой покупки товара образует доход, включающий издержки обращения и прибыль снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Издержки обращения, есть затраты на доведение товара от производителя до потребителя. В состав издержек обращения входят: а) дополнительные издержки, связанные с затратами на упаковку, хранению и перевозку товара. Эти затраты труда, материалов образуют дополнительную стоимость товаров, сверх той которая создается в производстве; б) чистые издержки, непосредственно связаны с актом купли-продажи товаров и включают затраты на содержание торговых помещений, оплату продавцов, кассиров, бухгалтеров, на рекламу и т.д. В этом случае дополнительная стоимость продаваемых товаров не образуется.

Важными показателями величины созданной на предприятии прибыли за определенный период являются ее масса и норма.

Масса прибыли, или ее абсолютная величина, есть разница между общим доходом предприятия как выручка от продажи товаров и экономическими издержками на их производство (себестоимостью). Этот показатель не дает возможности сопоставить при оценке работы двух предприятий, поскольку в них различны объемы производства и ресурсов. Для одного предприятия этот показатель позволяет характеризовать достигнутый уровень эффективности в работе, за определенный период, так как по величине полученной прибыли можно оценить, например, на сколько улучшилась или ухудшилась деятельность предприятия в данном году, по сравнению с предыдущим годом.

Норма прибыли как относительная величина может иметь несколько моделей. В частности:

1) норма прибыли как отношение массы прибыли к уровню текущих затрат (себестоимости):

Nп = (П: С) × 100%, (8.29)

где Nп – норма прибыли, П – масса прибыли, С – себестоимость продукции.

Такая норма прибыли характеризует эффективность использования текущих издержек фирмы, степень их отдачи, а также выгодность производства той или иной продукции.

2) норма прибыли как отношение прибыли к величине основного и оборотного капитала:

Nп = (П: (Косн. + Кобор.)) × 100%, (8.30)

где Nп – норма прибыли, П – масса прибыли, Косн. и Кобор – величина соответственно основного и оборотного капиталов.

Данный показатель еще называют общей рентабельностью капитала, так как он выражает способность капитала к приращению.

Подобным образом можно определить эффективность использования других факторов производства по каждому в отдельности. Такая необходимость в определении нормы прибыли возникает при оценке работы отдельных подразделений фирмы.

Характеристика названных показателей дает основание считать, что прибыль играет важную роль в предпринимательской деятельности. В экономической литературе называют следующие основные функции, которые выполняет прибыль: учетная, стимулирующая и распределительная.

Учетная функция прибыли состоит в том, что она является важным критерием эффективности всей предпринимательской деятельности фирмы. Эта функция реализуется через массу и норму прибыли, норму рентабельности. Однако нельзя отожествлять повышение эффективности с ростом нормы прибыли, поскольку конечный эффект производства, определяемый степенью общественной полезности его результатов, может не совпадать с полученной массой прибыли. Здесь возможны те случаи, при которых масса прибыли может расти вне зависимости от положительных действий факторов производства, а за счет рыночной конъюнктуры.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она выступает важным фактором развития производства и повышения его эффективности. Прибыль, ее абсолютная и относительная величина, побуждает предпринимателя, коллектив предприятия к увеличению производства и реализации товара, к уменьшению текущих затрат (себестоимости), ускорению оборота производственных ресурсов, повышению производительности труда и качества продукции. Именно благодаря указанным мероприятиям повышается эффективность производства, увеличивается масса и норма прибыли.

Распределительная функция прибыли, заключается в том, что она является источником накопления финансовых средств для развития производства, источником материального поощрения работников предприятия, улучшения их бытовых условий. Опыт российских предприятий показывает, что чистая прибыль является источником создания различных экономических фондов: фонд развития производства, науки и техники; фонд материального поощрения и стимулирования труда; фонд социального развития; дивидендный фонд и др. Зарубежные фирмы также направляют часть прибыли на социальные нужды. Они имеют собственные социальные программы, которые реализуют за счет полученной прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.009 с.)