Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: предприятие как объект и субъект рыночных отношений↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ващенко Н.В.
Экономика предприятия
Курс лекций
для студентов дневной формы обучения специальностей 7.050104, 7.050105, 7.050106
Утверждено: Протокол заседания кафедры Экономики предприятия № От «» _________2005 г.
Донецк 2005
Тема 1: Предприятие как объект и субъект рыночных отношений 1. Сущность предприятия как объекта и субъекта рыночных отношений. 2. Виды деятельности предприятия. 3. Правовые основы функционирования предприятий. 4. Виды предприятий, их характеристика. Литература: Хозяйственный Кодекс Украины. 1. Законы Украины „О собственности” „О предпринимательстве” „О предприятиях в Украине” 2. Экономика предприятия Учебник / М.Г. Грещак, В.М. Колот, и др. За заг ред. С.Ф. По кропивного. – Вид 2-е, перероб. но доп. – К.- КНЕУ, 2004. – 528с. 3. Афанас’єв М.В. Економіка підприємства (текст): Навч. посібник. – Х.: ІНЖЕК, 2003. – 410 с. 4. Крайник О.П. Економіка підприємства: навч. посібник.– Л.,2003.– 208 с 5. Мельник Л.Г. Економіка підприємства: конспект лекцій: Навч. посібник для вищих навчальних закладів. – Суми, 2003. – 412 с. 6. Экономика предприятия (текст): Учебник для вузов./ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М: ИНФРА – М, 2003. – 432 с. Сущность предприятия как объекта и субъекта рыночных отношений. Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью люди создают определенные организации(трудовые коллективы), которые совместно выполняют какую-то миссию (реализуют программу или цель) и действуют на основе определенных правил и процедур. Однако цель и характер деятельности таких многочисленных организаций разная. По этим признакам их можно разделить на две группы: предпринимательские (коммерческие), которые функционируют и развиваются за счет собственных средств, и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства. Организации с предпринимательским характером деятельности называют предприятиями. Предприятие — это организационно выделенное и экономически самостоятельное основное (первичная) звено производственной сферы народного хозяйства, которое изготовливает и реализует продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги). Экономический механизм функционирования предприятия – это целостная система организации деятельности предприятия, основанная на определенной форме собственности, использующая соответствующие методы и рычаги предпринимательской деятельности с целью удовлетворения потребностей рынка и получения благодаря этому максимальной прибыли. Важно знать, что каждое предприятие является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать с собственным названием, а также товарный знак (марку) в виде определенного символа, рисунка. Фирменный знак (марка) служит для идентификации товаров или услуг продавца и их отделения на рынке от продукции (услуг) конкурентов. Также основными признаками предприятия являются наличие учредительных документов, наличие собственного имущества, способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. в соответствии с законодательством, заключать все виды гражданско-правовых договоров, право от своего лица быть истцом и ответчиком, в суде. Для эффективного ведения хозяйства существенным является определение целей создания и функционирования предприятия. Генеральную (главную) цель предприятия, то есть четко очерченную причину его существования, в мировой экономике принято называть миссией. По большей части миссией современного предприятия считают производство продукции (услуг) для удовлетворения потребностей рынка и получения максимально возможной прибыли. На основе общей миссии предприятия формулируются и устанавливаются общие цели предприятия, которые должны отвечать определенным требованиям: • во-первых, цели предприятия должны быть конкретными и поддаваться измерению. Формулировка целей в конкретных формах создает исходную базу отсчета для следующих правильных хозяйственных и социальных решений. Благодаря этому можно более аргументировано определить, насколько эффективно предприятие действует в направлении осуществление своих целей; • во-вторых, цели предприятия должны быть ориентированными во времени, то есть иметь конкретные горизонты прогнозирования. Цели обычно устанавливаются на длительные или короткие промежутки времени. Долгосрочные цели ориентированы на 5 лет, иногда больше (7—10 лет) — для передовых в техническом отношении фирм; краткосрочные цели — в пределах одного года; • в-третьих, целые предприятия должны быть досягаемыми и обеспечивать повышение эффективности его деятельности. Недосягаемые или досягаемые частично цели вызывают негативные последствия, в частности блокировка стремления работников эффективно хозяйствовать, уменьшение уровня их мотивации, ухудшение показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижение конкурентоспособности его продукции на рынке; • в-четвертых, учитывая динамику эффективности производства множественные цели предприятия должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не могут препятствовать реализации других целей. Иное может привести к возникновению конфликтной ситуации между подразделениями предприятия, ответственными за достижение разных целей. В конечном итоге цели предприятия должны быть четко сформулированы для каждого вида его (ее) деятельности, что является важным для субъекта ведения хозяйства, который стремится наблюдать и измерять результаты этой деятельности. Стоит также отметить, что цели предприятия будут частью стратегического планирования в том случае, когда они не только правильно сформулированы и эффективно систематизированы, но и достаточно о них информирован весь персонал предприятия. Предприятие выступает как объект и субъект рыночных отношений. Как субъект рыночных отношений оно должно быть конкурентоспособным по отношению к другим предприятиям, функционирующим на рынке, а также взаимодействовать с предприятиями других отраслей, инфраструктурой, выступая продавцом и покупателем. Предприятие, функционируя на определенном рынке, в то же время в своей деятельности является активным участником других сегментов рынка. На рынке средств производства оно приобретает необходимое оборудование, инвентарь, другие материальные ценности; на рынке ценных бумаг покупает и продает акции, облигации, векселя. Рынок труда, с одной стороны обеспечивает предприятие квалифицированной рабочей силой, с другой – принимает избыточную рабочую силу и распределяет ее между предприятиями и отраслями. Предприятие нуждается в большом объеме кредитных ресурсов и других видах инвестиций. Поскольку каждое предприятие имеет свою стоимость и может быть продано или куплено на рынке оно является объектом рыночных отношений.
Тема 2. Среда функционирования предприятия 1.Внешняя среда: сущность, факторы ее обуславливающие. 2.Внутренняя среда функционирования предприятий. 3.Рынок, его характеристика и принципы поведения на нем субъектов хозяйствования. ТЕМА 3. КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ План Экономические предпосылки коммерческого расчета и его сущность Организация и принципы коммерческого расчета Формы коммерческого расчета Особенности коммерческого расчета в торговой деятельности Формы коммерческого расчета Как экономическая категория коммерческий расчет не может быть разделен на части или виды. Обе стороны расчетных отношений коммерческого расчета образуют единую систему расчетных взаимоотношений. В то же время как метод хозяйствования он имеет различную организацию на разных звеньях управления в предприятии. На полном расчете находятся предприятия, действующие в соответствии с законом "О предприятиях". Они наделены основными и оборотным средствами, имеют расчетный и др. счета в банке, самостоятельный баланс, платежи в бюджет. В этих предприятиях реализуются все принципы хозрасчета. Структурные единицы и подразделения, входящие в состав предприятия, работают на началах внутреннею расчета. Внутренний коммерческий расчет - метод хозяйствования выражающий систему внутренних отношений, складывающихся на производствах. Он является составной частью полного коммерческого расчета, основан на использовании принципов коммерческого расчета в работе структурных единиц и подразделений и охватывает систему экономических отношений, хозяйственный единиц и структурных подразделений, а также между самими структурными единицами. Принципы организации внутреннего расчета те же, что и полного, но они модифицируются. Так, принцип экономической самостоятельности не может быть реализован в полном объеме, а реализуется как оперативно-хозяйственная самостоятельность. Она означает расширение прав и обязанностей структурных единиц, наделение их необходимыми основными производственным фондами и оборотным средствами. Элементами организации внутреннего расчета являются: - планирование и оценка результатов деятельности; - установление норм и нормативов; - система экономической ответственности; - система материального поощрения, В зависимости от решения этих элементов в каждом конкретном предприятии различают следующие виды внутреннего расчета: 1. С оценкой деятельности по показателю прибыли: а) промежуточная прибыль (валовой доход - издержки обращения прямые): б) чистая прибыль (валовой доход издержки обращения). 2. Без выявления показателя прибыли, а с оценкой по показателю товарооборота и фонда оплаты труда. Тема 5: Планирование деятельности предприятия
1. Сущность и принципы планирования Самой важной функцией управления предприятием является планирование его деятельности. Планирование является процессом определения целей, которые предприятие предусматривает достичь за определенный период, а также способов достижения этих целей. Планирование объединяет структурные подразделения предприятия общей целью, предоставляет всем процессам однонаправленность и скоординированность, что дает возможность наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, комплексно, качественно и своевременно решать разнообразные задачи управления. Наряду с общими принципами управления и планирования существуют и специфические принципы планирования, а именно: целевая направленность, системность, непрерывность, сбалансированность, оптимальность использования ресурсов, адекватность объекта и предмета планирования. 1. • Самым важным принципом планирования является выбор и обоснование целей, конечной цели, результатов деятельности предприятия. Четко определенные конечные цели являются исходным пунктом планирования. В целом, выделяют пять основных целей (или групп целей) предприятия: — хозяйственно-экономические, обусловленные требованиями обеспечения высокой эффективности производственной системы, выпуска общественно необходимой конкретной продукции; — производственно-технологические, отображающие основное функциональное назначение предприятия — выпуск определенной продукции надлежащего качества; — научно-технические, то есть постоянное ускорение научно-технического прогресса, материализирующиеся в постоянном улучшении продукции и обновлении технической базы производства; — социальные — как можно более полное обеспечение материальных и духовных потребностей работников предприятия; — экологические — обеспечение требований воспроизводимости ресурсов и изготовления экологически безопасной (чистой) продукции. 2. • Эффективность и реальность планов в значительной мере зависит от степени реализации принципа системности. Этот принцип предусматривает охват планированием всех сфер деятельности предприятия, всех тенденций, изменений и обратных связей в его системе. Системный подход нужно использовать для обоснования и решения плановых задач на любом уровне управления. Посредством системного анализа можно ответить на такие важные вопросы, как: определение целей и их субординации, возможность нахождения альтернативных путей и способов достижения целей, сроками реализации, социальными последствиями и тому подобное. 3. • Важной проблемой и весомой предпосылкой реалистичности планирования является обеспечение его непрерывности. Принцип непрерывности означает: — поддержку непрерывной плановой перспективы, формирование и периодическое изменение горизонта планирования, который зависит от общих социально-политических и экономических предпосылок, темпов научно-технического прогресса в отрасли, длительности влияния управленческих решений, достоверности предвидения будущего; — взаимосогласованность долго-, средне- и краткосрочных планов; — своевременная коррекция перспективных и текущих планов, исходя из полученных сигналов относительно внешних (регион, экономика в целом) и внутренних (внутри самого предприятия) изменений условий ведения хозяйства. 4. • Одним из самых важных требований до плановых решений является обеспечение оптимального использования применяемых ресурсов. Использование ресурсов предприятия должно ориентироваться на потребности, условия и конъюнктуру рынка, интенсификацию производства, ввода достижений научно-технического прогресса, максимально полную реализацию имеющихся резервов как сугубо производственных, так и организационных и тому подобное. 5. • Важной качественной характеристикой плана является его сбалансированность, то есть необходимое и достаточное количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана. Сбалансированность — это определяющее условие обоснования планов, реальности их выполнения. Главным его проявлением является соответствие между потребностями в ресурсах и наличием таких. 6. • Принцип адекватности системы планирования относительно объекта и условий его деятельности выходит из того, что, поскольку рыночная среда предопределяет постоянное изменение номенклатуры продукции предприятия, его производственной и организационной структуры, технологий и факторов производства, поскольку методы планирования, показатели и разделы планов, организация самого процесса их разработки подлежат постоянному пересмотру, а при необходимости — применению улучшенных или принципиально новых методов и процедур планирования. В зависимости от длительности планового периода планирования разделяется на перспективное и текущее. Перспективное планирование на предприятии охватывает долгосрочное (стратегическое) и среднесрочное. В зависимости от горизонта планирования перспективный план разрабатывается с разной степенью детализации. Долгосрочный план выражает преимущественно стратегию развития предприятия, в нем использованы решения, касающиеся сфер деятельности и выбора ее направлений. Он имеет более концептуальный характер, а необходимый цифровой материал используется лишь для обоснования решений. Самыми важными составляющими среднесрочного плана является детальная хронологизация проектов, полная номенклатура продукции, которая изготовляется, более конкретные инвестиционные и финансовые показатели. Среднесрочный план — это, собственно, детализированный стратегический план на первые годы деятельности предприятия. Граница между долгосрочным и среднесрочным планами является очень условной и неоднозначной. Длительность планового периода зависит от степени определенности условий деятельности предприятия, его отраслевой принадлежности, общей экономической ситуации в стране, достоверности первичной информации, качества ее аналитической обработки и тому подобное. Текущее планирование заключается в разработке планов на всех уровнях управления предприятием и по всем направлениям его деятельности на более короткие периоды (квартал, месяц). Разновидностью текущего планирования является оперативно-календарное планирование, то есть календарное согласование производственного процесса между структурными подразделениями с учетом последовательности и параметров технологического процесса.
2. Методы планирования Методы планирования – совокупность способов и технических приемов, используемых в процессе разработки плана. Методы планирования: 1. Балансовый метод. Итогом планирования должна быть обеспечена взаимосвязь между показателями плана и теми ресурсами, которые обеспечат их выполнение. Зн + П = Р+ Зк В ходе планирования используются следующие формулы увязки таких показателей: ü Зн + Пост (различные источники поступлен. товаров) = Т оварооборот + Е стествен у быль + Пр очее выбытие + Зк ü Сбалансированность доходов, расходов и прибыли предприятия П = ВД – НДС – ИО ü Сбалансированность между показателями материальных ресурсов: ОФн + ОФввод = ОФкон + ОФвыб ü Сбалансированность между показателями трудовых ресурсов: Чн + Чпринятых = Чуволен + Чк 2. Метод технико-экономических расчетов (нормативный метод) при планировании используются различные нормативы: ü Абсолютные (цены, тарифы, ставки арендной платы), ü Относительные (% за кредит, ставки налога, отчисления в социальные фонды). Нормативы используются для расчета каждого показателя в отдельности. Примером использования данного метода может служить расчет суммы текущих товарных запасов. 3. Экономико-статистические методы. Используются результаты анализа и распространяются выявленные тенденции (экстраполяция) на планируемый период. Для этого используются группировки, индексы и графический анализ, показатели динамики средние величины, показатели вариации, корреляционно-регрессионный анализ. 4. Математические методы. Экономические процессы описываются с помощью математических формул (моделей, уравнений). Для этого строятся графики, наносятся точки и по их расположению определяется зависимость факторов. Применяются уравнения прямой, гиперболы, параболы Однофакторные модели и многофакторные модели. Сущность метода состоит в следующем: - ставится задача, - к задаче собирается соответствующая информация, - строится математическая модель, с использованием системы уравнения с неизвестными, - производится расчет для получения результата. - по результату принимается решение. 5. Программно-целевой метод предполагает определение направлений развития хозяйственной системы, а также обоснование плана на основе достижения конкретной цели (целевая прибыль, заданный объем реализации товаров, заданный объем деятельности, захват рынка). Разрабатывается дерево целей и с помощью других методов определяется средства достижения этой цели.Промежуточные и конечные значения плановых показателей определяются методом экстраполяции – на основе динамики этих показателей в прошлом, допуская, что темпы и пропорции, достигнутые на момент разработки будут сохранены в будущем. 6. Факторный метод в соответствии, с которым плановые значения показателей определяются на основании расчетов влияния важнейших факторов, которые обуславливают изменение этих показателей. Используются, прежде всего, при планировании эффективности деятельности. 3. Бизнес-план, его сущность и структура Бизнес-план - это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию предпринимательской идеи, на получение прибыли. Бизнес-план разрабатывается с целью: 1) технико-экономического обоснования целесообразности создания и функционирования предприятия; 2) привлечение внешних инвесторов, в том числе иностранных; 3) для обоснования предложений относительно целесообразности приватизации предприятия. Бизнес-план разрабатывается на длительный срок, чаще всего на 3-5 лет, хотя временные рамки бизнес-планирование могут быть значительно шире. Исходной информацией при разработке бизнес-плана является: • информация о спросе на продукцию (услуги) (о емкости рынка, географии рынка, демографической характеристике потенциальных потребителей); § производственная информация (о технологии изготовления продукции, необходимых производственных площадях, оборудовании, сырье, численности и квалификационном составе персонала и др.); • финансовая информация (о необходимых денежных средствах для реализации проекта, источниках и условиях их получения). Структура бизнес-плана может отличаться в зависимости от цели его разработки. Для внутреннего использования разрабатывается бизнес-план с достаточно высокой степенью детализации технико-экономических показателей, а для предъявления инвесторам - приводятся самые важные показатели эффективности проекта. Типичная структура бизнес-плана: 1. Резюме (сводный раздел) В нем обосновывается необходимость организации нового предприятия, преимущества будущей продукции по сравнению с продукцией потенциальных конкурентов, прогнозные объемы продажи на ближайшие годы, выручка от продажи, расходы на производство, валовая прибыль и эффективность вложенного капитала, срок окупаемости капиталовложений. Этот раздел часто называют «мини-бизнес-планом». //. Основная часть 2.1. Описание товара (услуги), характеристика фирмы (характеристика товара, особенности продукции, патенты и свидетельства, которыми защищены эти особенности, образец товара, ориентировочная цена на продукцию или расходы на ее производство, характеристика вида и форм деятельности фирмы, ее репутация, основатели и др.). 2.2. Анализ отрасли (темпы развития отрасли, новые продукты отрасли, перспективы ее развития на ближайшие годы, входные барьеры, жизненный цикл товара и др.). 2.3. Анализ рынка (результаты изучения рынка сбыта, данные, характеризующие структуру и сегменты рынка, потенциальные потребители, возможные конкуренты, их товары, качество продукции, ориентировочные цены и условия продажи). 2.4. План маркетинга (ценообразование, организация и стоимость рекламы, каналы сбыта продукции, формы продажи товара, методы стимулирования продажи и др.). 2.5. План производства (величина производственных мощностей, условия их наращивания, условия обеспечения производства сырьем и материальными ресурсами, виды необходимых для производства ресурсов, оборудование предприятия, план его закупок, кооперирующие связи со смежниками, величина расходов на производство, организация контроля качества продукции). 2.6. Организационный план (организационная схема управления предприятием, профессионально-квалификационная характеристика персонала, формы найма работников и их оплата труда, формы стимулирования работников разных категорий). 2.7. Оценка риска и страхования (типы рисков, источники рисков и момент их возникновения, мероприятия по уменьшению вероятности и масштабов риска и минимизации убытков от него, программа страхования от рисков). 2.8. Юридический план (форма собственности и устав предприятия, долевое участие партнеров, их ответственность; если предприятие является акционерным обществом, то объясняется распределение капитала между акционерами, теми, кто владеет контрольным пакетом акций). 2.9. Финансовый план (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, сведенный баланс активов и пассивов, график безубыточности). Планирование материально-технического обеспечения производственной программы Планирование материально-технического снабжения сводится к разработке заданий по обеспечению выполнения производственной программы сырьем, материалами, энергией и т.п. При необходимости увеличения объемов выпуска продукции путем наращивания производственных мощностей возникает необходимость обоснования плана капитальных вложений и капитального строительства, что также требует материально-технического обеспечения. Материально-техническое снабжение (МТС) предполагает единство разных видов деятельности по управлению материальными потоками, которое в экономической науке и практике называется логистикой координации использования ресурсов и рынков сбыта при данном уровне услуг с минимальными затратами. Эти виды деятельности можно объединить в 3 группы: · планирование; · управление; · организация. План МТС состоит из двух разделов: план потребности в средствах производства и балансов материально-технического снабжения (плана поступления). Исходным при разработке плана МТС является расчет потребности в материальных ресурсах. Эта потребность определяется исходя из необходимости удовлетворения следующих нужд предприятия: 1) выполнение производственной программы; 2) изменение (прирост) объемов незавершенного производства; 3) капитальное строительство, перевооружение, модернизация, реконструкция; 4) капитальный и текущий ремонт; 5) создание переходящих запасов материальных ресурсов и др. Расчеты вначале ведутся по каждому виду потребностей (нужд), а затем определяется общая потребность по предприятию. 1. Для обеспечения выполнения производственной программы потребность в материальных ресурсах рассчитывается разными методами в зависимости от отраслевых и технологических особенностей производства. Наиболее распространен нормативный метод, который предполагает прямые расчеты с использованием норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.п. на единицу продукции по формуле:
где Потi - потребность в материале определенного i - вида; Nматi - норма расхода i - вида материалов (сырья, топлива, энергии, комплектующих и т.д.) на единицу i - продукции; Qi - количество продукции в натуральных показателях, содержащей i - й вид материалов; n - количество видов изделий, содержащих i - материал. В зависимости от того, на что устанавливаются нормы расхода материальных ресурсов, различают следующие способы расчетов: подетальный, поиздельный, по аналогии и по типовым представителям. При подетальном способе расчетов используются нормы затрат конкретного вида материальных ресурсов, установленные на отдельные детали (компоненты). Общая потребность в конкретном ресурсе определяется на основе таких норм и планового выпуска конкретных компонентов, входящих в состав всего объема планового выпуска продукции. Поиздельный расчет потребности в материальных ресурсах предполагает использование норм расхода конкретного ресурса на изделие и планового объема выпуска. Метод расчетов по аналогии применяется для определения потребности в материальном обеспечении новых изделий, на которые еще не установлены нормы. В этих случаях берутся нормы расходов на аналогичные изделия (N ) и расчет ведется по формуле:
где К - коэффициент, учитывающий особенности потребления материальных ресурсов для производства нового изделия по сравнению с аналогичным уже выпускаемым. При большом ассортименте однотипных изделий потребность в материальных ресурсах устанавливается по нормам типовых представителей с учетом коэффициентов различий:
где N - норма расходов материального ресурса на типовое изделий; К - коэффициент различий в потреблении материальных ресурсов для производств конкретного изделия по сравнению с типовым изделием. При широком ассортименте продукции и когда нет данных для применения нормативного метода применяются опытно-статистические методы, чаще всего метод динамических коэффициентов, основанный на использовании фактических данных о расходовании материальных ресурсов за прошлый период, данных об изменении структуры выпуска продукции и норм расходования материальных ресурсов в плановом периоде. Расчет ведется по формуле:
где - фактический расход материальных ресурсов в прошлом (базовом) периоде; - коэффициент (индекс) изменения объема выпуска продукции в плановом периоде; - средний коэффициент (индекс) изменения норм материальных расходов в плановом периоде. В тех случаях, когда на изготовление продукции одновременно используется несколько видов сырья как единая смесь, применяется рецептурный метод, суть которого заключается в том, что разрабатывается рецептура производства в процентном выражении, а потребность в каждом виде материалов рассчитывается по формуле: где - потребность в конкретном виде материалов; Q - плановый выпуск продукции в натуральном выражении; - коэффициент (удельный вес) данного материала в общем составе смеси для изготовления продукции, %; - коэффициент (удельный вес) выхода конкретного вида продукции в общем плане выпуска продукции с участием данного сырья, %. 2. На предприятиях с длительным производственным циклом потребность в материальных ресурсах определяется с учетом незавершенного производства. Если пополняется незавершенное производство, то потребность в материалах на это пополнение рассчитывается по формуле:
где - потребность в определенном материале на пополнение незавершенного производства; - количество изделий (деталей) i-го вида в незавершенном производстве соответственно на конец и начало планового периода; - норма расхода материала на изделие i-го вида; n – количество видов изделий (деталей), на производство которых используется данный материал. При широком ассортименте продукции незавершенного производства рассчитывается норма потребности в материальных ресурсах по удельному весу незавершенного производства в общем объеме товарной продукции, для чего можно использовать формулу: где - соответственно объем незавершенного производства на конец и начало планового периода в стоимостном выражении; - объем товарной продукции на плановый период. Эта формула означает, что при расчете общей потребности в материальных ресурсах учитываются потребности для незавершенного производства через норму, рассчитанную по формуле 36, выраженную в процентах к сумме плановой товарной продукции. 3. Расчет потребностей в материальных ресурсах на капитальное строительство осуществляется на основе плана капитального строительства, который содержит смету расходов, содержащую и потребность в материальных ресурсах. 4. Потребность в материальных ресурсах на капитальный и текущий ремонт определяется на основе соответствующих нормативов аналогично нормативному методу расчетов потребности в материальных ресурсах на плановый выпуск продукции. 5. Потребность в создании переходящего производственного запаса материальных ресурсов обосновывается на основе устанавливаемых на каждом предприятии норм и нормативов этого запаса, то есть методом нормирования. Нормы производственных запасов устанавливаются в днях среднесуточной потребности, а затем определяется объем (норматив) в стоимостном или натуральном выражении по формуле:
где ЗМ – объем (норматив) переходящего запаса конкретного вида материальных ресурсов в грн.; - норма переходящего запаса в днях; - среднесуточная потребность в данном конкретном материальном ресурсе в стоимостном или натуральном выражении. Среднесуточная потребность рассчитывается по формуле:
где - общая потребность в материальном ресурсе данного вида на весь выпуск продукции в плановом периоде в грн.; Д – длительность (количество дней) в плановом периоде, дни. Поскольку поставка материальных ресурсов осуществляется периодически, а потребление – непрерывно, возникает необходимость накопления материалов в запасах, которые по назначению делятся на текущие, подготовительные и страховые. Текущие запасы обеспечивают работу предприятия в период между двумя очередными поставками партий материалов. Максимальный текущий запас материалов () равен величине партии поставки, которая определяется интервалом поставки и величиной среднесуточных расходов материалов:
где - среднесуточный расход материалов в натуральном измерении; - длительность интервала между поставками очередных партий материалов в днях. Подготовительный запас () создается тогда, когда перед использованием материалы требуют специальной подготовки (сушка, раскрой и т.п.). Он рассчитывается по формуле:
где - время на подготов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.016 с.) |