Конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.



Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такое предприятие-лидер должно обладать следующими параметрами: соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с его помощью; соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция; соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие. Таким образом, конкурентное преимущество одного предприятия над другим может быть оценено в том случае, когда оба предприятия удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом предприятия находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным. Для оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов предприятия может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности предприятия ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны. Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства предприятия необоснованное мнение о превосходстве предприятия над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своего предприятия. В настоящее время, для того чтобы предприятие было конкурентоспособным в борьбе с ведущими предприятиями, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы (предприятия), предлагаемый уровень обслуживания. И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания. Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации: фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений; инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн; узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска; производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

6. Коммерческий и внутрифирменный расчет как экономические методы хозяйствования: Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности.

Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

1) глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

2) организация условий устойчивого финансирования (с учетом, кредитования)

производственной деятельности и развития предприятия

Существует различные способы и формы использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Примеры:

1. Формирование политики ценообразования должно предусматривать ориентацию деятельности предприятия на адаптацию структуры и уровня цен к

требованиям и условиям рынка с учетом обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и удержания его определенной рыночной позиции.

2. Формирование (оптимизация) издержек производства исходит из необходимости снижения затрат на каждом этапе производственного цикла.

3. Формирование политики в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения финансовых средств по важнейшим производственным отделениям и дочерним

компаниям, перемещение этих средств между подразделениями предприятия для обеспечения устойчивой прибыли и лучших условий получения займов и кредитов.

На практике внедрение коммерческого расчета на конкретном предприятии привело к различным моделям его реализации. При этом каждая из них имеет свои преимущества, определяющие ее эффективность для конкретных условий этих предприятий.

Эта особенность отражается, прежде всего, в развитии функций внутрифирменного управления (маркетинг, планирование и контроль), при которой коммерческий расчет превращается в метод обеспечения реализации этих функций в рамках единой собственности предприятия.

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта; в границах собственности одного предприятия (корпорации): В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товаром по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.

Коммерческий и внутрифирменный расчет составляют единую систему расчета результата достижения общих целей и задач предприятия и его отдельных подразделений. Внутрифирменный расчет во многом содержит и повторяет элементы коммерческого расчета с учетом специфики взаимодействия подразделений и внутрифирменного оборота. Он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительная особенность внутрифирменного расчета заключается в том, что он осуществляется в рамках единой собственности предприятия, в то время как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, базирующийся на ведении расчетов и отношений между различными собственниками.

При коммерческом расчете цены отражают реальные рыночные процессы и в полной мере должны отражать товарно-денежные отношения между различными собственниками, имеющими место на мировом рынке.

В рамках внутрифирменного расчета цены устанавливаются исходя из принципов единой политики (политик) и стратегии промьшленного предприятия и отражают различные факторы достижения общих целей (предприятия и коммерческого расчета).

Отличительной, качественно новой чертой внутрифирменного расчета является распространение его принципов на международную деятельность предприятия. В этом случае внутрифирменные поставки между расположенными в разных странах отделениями и дочерними компаниями не носят коммерческого характера. Но эти поставки отражаются в таможенной статистике отдельных стран как экспорт и импорт с обеспечением соответствующих правил и издержек.

Взаимоотношения самостоятельных подразделений внутри предприятия, определяемые механизмом внутрифирменного расчета, представляют новое явление в отношениях хозяйствующих субъектов на мировом рынке. Это явление отражает тот факт, что часть международной торговли подлежит регулированию через систему управления транснациональными корпорациями (ТНК). В основе такой системы лежит проведение единой политики корпорации, направленной на распределение и перераспределение финансовых потоков между отдельными хозяйственно - экономическими единицами для обеспечения получения ею (корпорацией, ТНК) устойчивой прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.008 с.)