Управленческий контроль как функция управления предприятием



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческий контроль как функция управления предприятием



Управленческий контроль является одним из инструментов выработки политики принятия УР и обеспечения нормального функционирования предприятия и достижение его целей в краткосрочной и долгосрочной перспективе

Основное содержание управленческого контроля заключается в следующем:

1. Сбор, обработка и анализ фактических результатов деятельности всех подразделений предприятия сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и причины этих отклонений. Управленческий контроль должен обеспечить фиксацию всех отклонений от намеченных планов (запланированных показателей работы) в любом из звеньев управления для принятия срочных решений, касающихся текущей деятельности конкретного подразделения.

2. Анализ причин отклонений текущей деятельности от запланированного поведения предприятия и выявление возможных тенденций их развития.

3. Разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей (желаемого результата деятельности) предприятия и принятие конкретных управленческих решений.

4. Создание системы отчетности на предприятии, его отделениях и дочерних компаниях, проверка и анализ этой отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия в целом и каждого отдельного подразделения.

Управленческий контроль может рассматриваться с точки зрения 2-х основных его форм:

­ финансовый (общий управленческий) контроль

­ административный (оперативный) контроль

Финансовый контроль базируется на системе финансовой отчетности, действующей на предприятии. Анализ отчетности производится путем сравнения фактических результатов с планируемыми показателями и анализа динамики и ожидаемого достижения (прогноза) намеченных целей предприятия.

Основные показатели отчетности при финансовом контроле следующие:

­ уровень прибыли

­ издержки производства и их соотношение к продажам

­ эффективность капиталовложений

­ обеспеченность собственными средствами

­ обеспеченность финансовыми средствами

­ финансовое состояние и др.

Административный контроль производится на уровне руководителей структурных подразделений и предназначен прежде всего выполнения ПП

Оперативный контроль производится на уровне руководителей производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований и обеспечивает:

1.контроль соответствующих хозяйственных результатов деятельности опр-щих в текущем плане или бюджете

2.оценку сравнения и анализа фактического и запланированного объема продаж

3.оценку доли рынка и анализ ее динамики

4.систематический анализ портфеля заказов и др. показателей хозяйственной деятельности

Оперативный контроль часто объединяется с планированием ПП и с обеспечивающей производственно-хозяйственную деятельностью подразделения.

 

38. Формы планирования и виды планов

Методологической основой внутрифирменногопланирования деятельности промышленного предприятия, корпорации использование программно-целевого подхода и известных методов, используемых в рамках конкретных форм планирования. Важной характеристикой программно-целевого подхода служит точная формулировка целей развития предприятия и их увязка (согласование) с ресурсами программ, определяющих пути их достижения.

Цели предприятия обычно разрабатываются на длительную и краткосрочную перспективу. Они определяют основные направления и общие показатели развития предприятия. Для каждого подразделения формируются частные цели и четкие задачи, определяющие его место и роль в достижении целей предприятия в целом и связанные с осуществлени­ем им конкретных функций (маркетинг, производство, финансы и т. д.)

Функция планирования включает три основные формы планирования с учетом длительности планового периода (горизонта планирования): долгосрочное планирование, среднесрочное планирование, краткосрочное планирование. Однако каждая из этих форм в рамках внутрифирменного планирования на промышленном предприятии имеет свои разновидности Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и дол­госрочного стратегического планов организации. Среднесрочное плани­рование включает формирование среднесрочного стратегического и опе­ративного планов. Более подробно эти разновидности применительно к рассматриваемым выше моделям (концептуальной и функциональной) рассматриваются ниже.

Реализация среднесрочных и краткосрочных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируются в единый бюджет иди финансовый план предприятия. Основу бюджета составляет про­гноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет охватывает все стороны деятельности предприятия и базиру­ется на планах его отделений и других структурных образований предприя­тия. Поэтому план и бюджет являются также средствами координации работы всех звеньев предприятия (корпорации).

Перспективное и долгосрочное стратегическое планирование всегда от­носится к предприятию (корпорации) в целом и охватывает период в 5-10 лет и более. Среднесрочные стратегический и оперативный планы, средне­ средне­срочный бюджет относятся к предприятию в целом, а также к его отделени­ям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определя­ющим основные направления предпринимательской деятельности предпри­ятия. Краткосрочные планы и бюджеты отражают текущую деятельность под­разделений и предприятия в целом.

Виды планов предприятия и его подразделений определяются содержа­нием конкретной планируемой деятельности применительно к уровню управления ею с учетом действующей на предприятии организационной структуры.

В зависимости от содержания конкретной деятельности, необходимой для достижения целей предприятия, разрабатываются планы:

- научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);

- производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (про­изводственный план);

- продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);

- выполнения определенных показателей финансовой деятельности
(финансовый план);

- материально-технического обеспечения производства (план МТО);

- осуществления инвестиций (план капитальных вложений);

- план технического перевооружения и другие планы.

С учетом уровня управления и организационной структуры предприятия разрабатываются планы: предприятия в целом, его производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований, всех подразделений.

Обеспечение требуемого уровня и качества планирования на предприятии (в корпорации) определяется: компетентностью и профессионализмом менеджерского корпуса предприятия на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, занимающихся планированием; наличием достоверной информационной базы, а также оснащенностью функциональных разделений современной организационной и вычислительной техникой.

Для современного уровня внутрифирменного планирования характер­но широкое использование экономико-математических методов анали­за и обоснования при принятии управленческих решений.

39. Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования.

Реализация функции планирования на промышленном предприятии (как функции менеджмента) имеет своей целью: а) определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных ис­точников его реализации и спроса рынка; б) повышение эффективности хо­зяйственной деятельности путем обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия (корпорации).

Функция планирования включает: определение конечных и промежу­точных целей предприятия, определение задач, решение которых необ­ходимо для достижения целей, определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Задачи планирования:

1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период.

2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех под­разделений, обеспечивающих достижение целей предприятия. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделе­ний для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразде­лений.

4.Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия.

5.Обеспечение скоординированности научных исследований, разработки производства и сбыта продукции.

6.Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговое деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).

7.Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Функция планирования базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и пер­спектив развития рыночной конъюнктуры.

 
 


Общая схема реализации функций планирования

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.01 с.)