Предприятие как производственная система



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие как производственная система



Предприятие – это основная первичная хозяйственная единица в экономической системе, которая, изготавливая и реализуя изделия и услуги, обеспечивает достижение своих целей[1].

Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[2]. Общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия в условиях формирования развития рыночных отношений определяет Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь», принятый в 1991 году.

Главная цель предприятия – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

Предприятие рассматривается в качестве производственной системы, так как ему присущи все характерные для системы признаки. Подразделения предприятия (цехи, участки, службы, отделы и др.) в этом смысле выступают в качестве подсистем. В свою очередь, производственная система − это определенный класс систем, включающий работников, орудия и предметы труда и другие элементы, необходимые для функционирования системы, в процессе которого создается продукция или услуги.

Для промышленного предприятия характерны следующие признаки:

1. производственно-техническое единство означает тесную взаимосвязь всех составляющих частей предприятия, которая определяется общностью назначения изготовляемой ими про­дукции и технологического процесса; технологическая взаи­мосвязь дополняется наличием вспомогательного и обслужи­вающего хозяйств;

2. организационно-экономическое единство характеризует­ся наличием единых органов управления, единого производ­ственного коллектива, административной обособленности, вза­имосвязью плана производства с обеспечивающими его вы­полнение материальными, техническими и финансовыми ре­сурсами, организацией деятельности на основе коммерческого расчета;

3. вышеупомянутое единство определяет хозяйственную и финансовую самостоятельность предприятий, предусматривающую самообеспеченность необходимыми основными и оборотными сред­ствами для осуществления производственной деятельности, самостоятельный сбыт своей продукции, наличие самостоятель­ной законченной системы отчетности и бухгалтерского ба­ланса.

Проблемы обеспечения проведения стратегических перемен на предпр и пути их разрешения.

Перспективное планир-е осущ-тся на период 10-15 лет и предусм-т след-е осн-е цели:

1. формулир-е и объявление общих целей фирмы, определяющих напр-ность деят-ти и усл. Сущ-ния фирмы на весь горизонт планирования;

2. формир-е принципов ориентации на перспективу, кот-ми необх-мо рук-ться при разработке конкретных целей и стратегий развития фирмы;

3. определение долгосрочных направлений деятельности фирмы.

Сущность перспективного плана заключается в опр-и концепции перспективного развития фирмы, включая стратег-е напр-я и программы развития, содержание и последовательность осущ-я важнейших мероприятий, обеспеч-х достижение пост-х целей.

Перспективный планпредназначен для обеспечения помощи при подготовке и принятии решений по важнейшим комплексным проблемам развития и деятельности фирмы, в том числе:

1. опр-е направлений и размеров инвестиций и источников их финансирования;

2. внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

3. диверсификация производства и обновление продукции;

4. опр-е форм осущ-я инвестиций за рубежом;

5. совершенствование кадровой политики;

6. орг-я и совершенств-е упр-я фирмой и ее отдел-и подразделениями для достижения целей.

Перспективное планирование предусм-т долгосрочное и среднесрочное стратег-е планир-е, кот-е отличаются методологией, сформулир-ми целями и содержанием.

В системе долгосрочного планир-я в качестве базового механизма оценки (прогноза) пок-лей деят-ти фирмы на перспективу используется метод экстраполяции.

Показатели будущего периода при долгосрочном планировании опр-тся с учетом постановки оптимистических целей, т.е. расчет всегда ведется в предположении, что будущее будет лучше прошлого. При долгосрочном планир-и используется иерархия целей и задач, приоритет кот-х может сущее-но отличаться для различных фирм. Разраб-тся среднесрочный план преимущественно пр-ными отделениями (стратег-ми центрами хоз-ния).

Внутрифирменное стратегическое планир-е стало одним из наиболее серьезных инструментов упр-я в условиях динамического развития НТП и мирового рынка. Хорошо продуманное стратегическое видение (стратегический план) готовит фирму к будущему, устанавл-т долгосрочное напр-е развития и опр-т намерение фирмы занять конкр-е деловые позиции в бизнесе.

Стратегическое планирование обесп-ет решение центральной задачи предпр-кой деят-ти: прогнозир-е развития внешних по отношению к фирме условий хоз-ния и обоснованное определение места, которое сможет и должна будет занять фирма в конкр-й соц-эк-кой (хозяйственной) с-ме, а также позволяет сформулировать стратегию достижения этой цели и определить конкретные действия (мероприятия по реализации этой стратегии.

 

 

20.Прогнозирование управленческих решений:

Прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Прогноз в коммерческой деятельности предприятия – это оценка ожидаемых уровней спроса на продукцию в течение некоторого отрезка времени в будущем. Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме, в будущий период времени.

Каждый прогноз должен иметь свое конкретное назначение. Основные типы задач, решаемые на основе коммерческого прогнозирования:

1)определения необходимости наращивания производственных мощностей предприятия и оценка темпов расширения;

2) формирование планов выпуска продукции с учётом имеющихся производственно-технологических возможностей и конъюнктуры рынка; 3)составление оперативных планов-графиков, регламентирующих выпуск продукции;

4)упорядочение торговых потоков и операций при свободной реализации конкретных товаров.

Признаки классификации и соответствующие им виды прогнозов:

1. временной охват (горизонт прогнозирования):

-краткосрочные (не более 1года);

-среднесрочные (5 лет);

-долгосрочные (5 и более);

2. Типы прогнозирования:

-поисковые: экстраполятивное и альтернативное;

–нормативные.

3. Степень вероятности будущих событий:

-вариантные;

-инвариантные.

4. Способ представления результатов прогноза:

-точечные;

-интервальные.

Методы прогнозирования.

Единого, универсального метода прогнозирования не существует. Существует большое разнообразие методов прогнозирования. Классификации методов прогнозирования, основанной на индуктивном и дедуктивном подходах.

Вся совокупность методов может быть представлена 2 группами – в зависимости от степени их однородности:

-простые методы, которые объединяют однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования;

-комплексные методы, которые отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами.

 

 

Кроме того, все методы прогнозирования поделены еще на три класса: 1)фактографические методы, которые базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

2)экспертные методы, основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов; 3)комбинированные методы, включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

21. Производственный процесс и основные принципы его рациональной организации. Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Он включает три элемента:

− Процесс труда или целесообразная деятельность рабочих по обработке материалов с целью изготовления продукции высокого качества при минимальных затратах.

− Предметы труда или материальные ресурсы, на которые направлена деятельность рабочих.

− Средства труда или оборудование и машины, которые обеспечивают превращение материалов в готовые изделия.

Каждый производственный процесс состоит из множества частичных процессов, в результате выполнения которых создаются отдельные составные части товара. Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Рациональная организация производственного процесса и всех его частей строиться на основе ряда принципов, главными из которых являются дифференциация, концентрация и интеграция, специализация, прямоточность, автоматичность, гибкость и электронизация.

Дифференциация предполагает разделение производственного процесса на отдельные технологические процессы, операции, переходы и приемы.

При использовании современного высокопроизводительного оборудования операции становятся сложными. В едином комплексе решаются задачи обработки, сборки, транспортировки деталей и удаления отходов. Таким образом, здесь принцип дифференциации переходит в принцип концентрации операций и интеграции производственных процессов.

В результате специализации за каждым производственным подразделением закрепляется ограниченная номенклатура продукции или выполнение технологически однородных работ для изготовления конструктивно различной продукции.

Параллельность предусматривает одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса по изготовлению изделия. Она обеспечивает одновременность выполнения работ, применение многопредметной обработки, совмещение по времени выполнения основных технологических и вспомогательных операций (машинная обработка и контроль качества).

Пропорциональность требует соответствия производительности в единицу времени всех производственных подразделений предприятия – основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, а внутри их – участников и линий, групп оборудования и рабочих мест.

Непрерывность предполагает сокращение или сведение к минимуму перерывов, возникающих в процессе производства продукции. Непрерывность изготовления продукции и повышения уровня использования производственных ресурсов, обеспечения равномерной работы предприятия и выпуска продукции в заданном ритме.

Ритмичность предполагает обеспечение выпуска одного и того же или равномерно возрастающего количества продукции в равные промежутки времени на всех стадиях и операциях.

Коэффициент ритмичности = фактический объем выполненной работы за анализируемый период в пределах плана / плановый объем работ.

Прямоточность состоит в обеспечении кратчайшего пути прохождения предметов труда по всем стадиям и операциям производственного процесса. Она требует исключения возвратных движений деталей а процессе их обработки, сокращения транспортных маршрутов. Это достигается рациональным расположением зданий и сооружений на территории предприятия, технологического оборудования в цехах а на участках в соответствии с ходом технологического процесса.

Автоматичность предполагает автоматизацию производственных процессов, обеспечивающую увеличение объемов производства, сокращение затрат живого труда, замену ручного труда интеллектуальным трудом операторов и наладчиков, исключение ручного труда на вредных работах, повышение качества выполняемых работ.

Гибкость – это мобильный переход на выпуск другой или новой продукции при освоении производства. Она обеспечивает сокращение рабочего времени и затрат на переналадку оборудования при выпуске деталей и изделий широкой номенклатуры.

Электронизация (компьютеризация) предполагает использование быстродействующих электронно-вычислительных машин различных классов и совершенствование средств общения человека с ними.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.01 с.)