Тема 4. Организация производственного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Организация производственного процесса



Баева В.Д.

Операционный менеджмент: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 62 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО.

Предназначен для подготовки бакалавров по направлению: 38.03.02 «Менеджмент бакалавр» (для всех форм обучения) профиль «Управление проектами».

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол №1 от 30 августа 2013 г.

 



СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе …………………………………………………………………  
Учебно-тематический план………………………………………………………………  
Программа курса………………………………………………………………………….  
Семинарские занятия……………………………………………………………………  
Тестовые задания ………………………………………………………………………… Требования для подготовки к итоговой аттестации ……………………………. …..  
Вопросы к экзамену………………………………………………………………………  
Темы рефератов………………………………….……………………………………….  
Глоссарий………………………………………………………………………………….  
Рекомендуемая литература……………………………………………………………….  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Учебная дисциплина «Операционный менеджмент» входит в число обязательных дисциплин вариативой части профессиоального цикла подготовки бакалавров по профилю «Управление проектами», предусмотренных ФГОС ВПО. Операционный менеджмент направлен на изучение теоретических и методических вопросов организации производства на предприятиях; условий и факторов рационального согласования действий работников предприятий при использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения знаний в области техники, экономики и социологи аналитических приёмов и передового опыта, направленных на достижение поставленных целей по выпуску определённых продуктов труда соответствующего объема и качества. Современный менеджер, работающий на производстве, должен хорошо знать новую технику и технологию производства, уметь создавать системы управления производством, организовывать быстрое освоение производства новой техники и новой технологии с наименьшими затратами, обеспечивать достижение максимальной прибыльности и рентабельности при заданных производственых параметрах.

Актуальность изучения курса «Операционный менеджмент» диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на эффективной, слаженной работе всех структурных подразделений, на высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции, на потребительской ориентации.

Объектом изучаемого курса выступает организация производственного процесса на оперативном уровне.

Предметом курса является система операционного менеджмента, включающая методы, принципы и механизм организации прооизводственного процесса на оперативном уровне.

Цель дисциплины - формирование у будущих специалистов теоретических знаний о фундаментальных концепциях и методах, применяемых для достижения интенсивности производственных и сервисных операций мирового класса, а также выработка практических навыков по организации и управлению структурными подразделениями предприятия, фирмы по основам разработки производственных и сервисных систем.

В процессе изучения дисциплины ставятся задачи:

- сформировать представления об организации и управлении промышленным производством;

- привить специалистам навыки в области организационного проектирования и деятельности по совершенствованию организации труда, производства и управления на предприятиях промышленности;

- изучить принципы, методы и формы организации производства и управления им.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- способностью к оценке условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

- способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

- знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

В результате освоения дисциплины студент должен:

Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;   ОК-9 Знать: - нормативно-правовые акты, регулирующие сферу бизнес-планированния. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка рефератов; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы; - участие в деловой игре.
Уметь: - применять положения нормативнло-правовых актов при разработке бизнес-плана
Владеть: - основными положениями, прописанными в нормативно-правовых актах относительно ограничений в деятельности по составленнию бизнес-планов;
способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений ПК-8 Знать: - виды управленческих решений методы их принятия; - организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций   посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы;  
Уметь: - применять модели управления запасами; -планировать потребность организации взапасах;
Владеть: - методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
владеет современными технологиями управления персоналом   ПК-14 Знать: - принципы развития и закономерности функционирования организации - нормы трудового законодательства; - основы делового общения принципы и методы организации деловых коммуникаций;     - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение практических задач; - участие в мастер-классе; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
Уметь: - анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
Владеть: - современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; -навыками деловых коммуникаций;
способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций ПК-19 Знать: -принципы организации операционной деятельности -основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации; Уметь: - планировать операционную деятельность - применять инструменты управления операционной деятельностью - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка рефератов; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы; - участие в деловой игре.
Владеть: -методами управления операциями;
Способен применять современные концепции организации операционной деятельности ПК-22 Знать: - основные концепции и методы организации операционной деятельности; - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы;  
Уметь: - применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах;
Владеть: - методами управления операциями;

 

Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее путем чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий с использованием активных форм обучения, контрольных работ и самостоятельной работы студентов по определенным направлениям.

Целью проведения семинарских и практических занятий является закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной, учебной и периодической литературой.

Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.

Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Всего часов по учебному плану Лек-ции Сем. и пр. занятия СРС
  Сущность и содержание операционного менеджмента        
  Промышленное предприятие как производственная система        
  Планирование производства        
  Организация производственного процесса        
  Организация оперативного управления производством        
  Организация контроля качества продукции        
  Управление ресурсосбережением        
  Организация трудового процесса        
  Анализ эффективности операционного менеджмента        
  Итого:        

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Всего часов по учебному плану Лек-ции Сем. и пр. занятия СРС
  Сущность и содержание операционного менеджмента        
  Промышленное предприятие как производственная система        
  Планирование проиводства        
  Организация производственного процесса        
  Организация оперативного управления производством        
  Организация котроля качества продукции        
  Управление ресурсосбережением        
  Организация трудового процесса        
  Анализ эффективности операционного менеджмента        
  Итого:        

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Сущность и содержание операционного менеджмента

Предмет и задачи курса, логика и структура. Место данного курса в системе других дисциплин. Сущность системного подхода к изучению курса.

Понятие и сущность операционного менеджмента. Понятие операции, ее место в производственном процессе.

Принципы управления производством. Особенности операционного менеджмента. Производство и связанные с ним функции. Операционная функция в организации. Операции как вид деятельности. Процессный подход в операционном менеджменте.

Модель операционного менеджмента 5P: plants (организации), parts (продукты и услуги), planed control system (контроль соответствия реальных результатов запланированным), process (проектироваие процессов), people (персонал, занятый в производственном процессе).

Системный подход в операционном менеджменте. Система управления организацией (СУО). Внутренняя структура СУО: научное обоснование системы: целевая подсистема, обеспечивающая подсистема, управляемая подсистема, управляющая подсистема. Внешняя среда СУО: «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.

Реинжиниринг операционных бизнес-процессов. Методы реинжиниринга: вовлечение меньшего объема ресурсов; выполение процесса самим клиентом или поставщиком; создание множества версий бизес-процессов; сокращение длительности процессов; объединение нескольких работ в одну; устранение излиших потоков.

 

Тема 2. Промышленное предприятие как производственная система.

Понятие предприятия, его задачи, цели и основные признаки.

Организационные, производственные условия и экономические отношения, обусловливающие выделение предприятия как основного звена народного хозяйства.

Классификация предприятий и их место во внешней среде. Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий.

Управление предприятием с применением научных принципов. Экономические законы и законы организации. Научные подходы к управлению.

 

Тема 3. Планирование производства

Организация работ по планированию. Стратегический маркетиг как инструмент планирования. Содержание и порядок раработки стратегических планов организации.

Понятие производственной мощности предприятия и факторы, её определяющие. Номинальная и реальная производственная мощность. Планирование и расчет производственной мощности.

Показатели использования производственной мощности и основных производственных фондов и пути их повышения.

Методы и способы достижения баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом. Этапы планирования загрузки мощностей. Взаимосвязь маркетинговой и производственной стратегии.

Принципы планирования мощностей. Система планирования. Методы оптимизации использования ресурсов. Линейное программирование. Механизм планирования производственных ресурсов. Работа системы планирования. Принципы оптимизации процесса производства.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с учебной, научной, периодической литературой и интернет-ресурсами при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам оперативного управления производствеым процессом.

Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподаватель оказывает консультационную помощь в подборе литературы, так как приведенный библиографический список может быть расширен по мере публикации новых литературных источников.

Приведенные в планах семинарских занятий вопросы для обсуждения служат ориентиром для проведения занятия и поэтому могут быть модифицированы, сокращены, дополнены в зависимости от изучаемой темы и структуры семинара.

Раздел «Задания для самостоятельной работы» предназначен для развития творческих и аналитических способностей студентов и по усмотрению преподавателя может быть использован в качестве домашнего задания к семинару и подлежать проверке на занятии или в качестве задания непосредственно для работы на семинарском занятии.

Предлагаемые тестовые задания служат инструментом текущего контроля знаний студентов.

СЕМИНАР 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
(2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с необходимости изучения курса, его целей и задач, определить роль системного и процессного подхода в операционном менеджменте. Следует раскрыть содержание понятия «операционный менеджмент», определить задачи, виды операционного менеджмента. Далее необходимо изучить характерные черты и стадии операционного менеджмента.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и специфика операционного менеджмента.

2. Функциональная деятельность операционных менеджеров.

3. Роль и место системного подхода в операционном менеджменте.

4. Система управления оганизацией (СУО): структура и содержание.

5. Роль и место процессного подхода к управлению производством в операционном менеджменте.

6. Оптимизация бизнес-процессов – цель операционного менеджмента.

7. Реижиниринг операционных процессов – сущность и специфика.

8. Концепция бережливого производства – суть операционного менеджмента.

Практические задания:

1. В соответствии с сущностью системного подхода система управления организацией (система менеджмента) состоит из внешнего окружения и внутренней структуры (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 17-20).

Внутренняя структура системы управления организацией (СУО) состоит из 5 подсистем:

ü Научное обоснование;

ü Целевая подсистема;

ü Обеспечивающая подсистема;

ü Управляемая подсистема;

ü Управляющая подсистема.

К внешнему окружению СУО относятся «вход». «выод», связи с внешей средой и обратная связь. К «входу» системы относится все, что получает организация для производства товаров, новшеств и оказания услуг сторонним организациям (т.е. компонентам «выхода» системы). К компонентам «входа» относятся поступающие в организацию извне новшества, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, вновь поступающие на работу персонал, документы, разрабатываемые стратегии, бизнес-планы и т.п. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособых поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными. Обоснуйте данное утверждение. Ответ предоставьте в письменном виде на семинарском занятии.

2) Какие компоненты обратной связи включает СУО?

3) Модель операционного менеджмента (5P) включает:… Установите соответствие, заполнив таблицу (табл. 1).

  Название раздела   Содержание
  Plants а Блага, имеющие потребительную стоимость и направленые на удовлетворение потребностей целевых потребителей
  Parts б Организации, производящие блага, имеющие потрбительную стоимость
  Planed control system в Проектирование бизнес-процессов
  Process г Персонал, занятый в производственном процессе
  People д Осуществление контрольой фукции управления

 

4) Рассмотрите возможные результаты, которые организация имеет при внедрении процессного подхода к управлению.

 

Основная литература:

2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с.

4. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

5. Куликов А. Инерция мышления – наш главый тормоз // Управление персоналом. – 2014. - №7 (329). – с. 7-22.

6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

Дополнительная литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления. Ростов н/Д, 2006

2. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М., Инфра-М. 2003. – 352 с.

 

СЕМИНАР 2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с понятия предприятия, его задач, целей и основных признаков. Рассмотреть сущность организационных, производственных условий и экономических отношений, обусловливающих выделение предприятия как основного звена народного хозяйства.

Следует обратить внимание на классификацию предприятий по различным признакам. Определить внутренние взаимосвязи и взаимодействие предприятия с внешней средой. Особое внимание уделить рассмотрению нормативно-правовых актов, определяющих сущность деятельности предприятий и их организационно-правовые формы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие предприятия, его задачи, цели и основные признаки.

2. Организационные, производственные условия и экономические отношения, обусловливающие выделение предприятия как основного звена народного хозяйства.

3. Классификация предприятий и их место во внешней среде.

4. Уровень влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия.

5. Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятия.

6. Управление предприятием с применением научных принципов.

 

Практические задания:

1) Начальный этап изучения любой производственной системы заключается в её описании, характеристике и структурировании. Это позволяет более точно определить преимущества и недостатки в работе системы и порекомендовать, каким образом можно усовершенствовать производственный процесс. Попробуйте описать такую производственную систему (на ваш выбор). Для этого ответьте на следующие вопросы:

- Какие элементы важнее в пакете услуг?

- Какие навыки и характеристики необходимы обслуживающему персоналу?

- Как изменить потребительский спрос?

- Составьте общий план системы производства (или обслуживания).

- Можно ли изменить характер взаимосвязи клиента и организации (производственной или сервисной) с тем, чтобы включить в неё дополнительные технологии (например, увеличить долю самообслуживания)?

- Какие критерии используются для оценки услуги? Какие можно использовать?

- Насколько уровень обслуживания (производства) отвечает основным характеристикам правильно спланированной сервисной системы (или производственному процессу).

2) Установите соответствие между видами систем и критерием, по которому делается классификационный признак (табл. 2):

 

  Классификационный признак   Виды систем
  По целевому назначению а Статическая Динамическая Гомеостатическая
  По стабильности поведения б Производство продукции Оказание услуг Выполение работ
  По сложности структуры в Формализованные Материально-вещественные
  По характеру внутренних связей г С постоянной структурой С переменной структурой
  По стабильности структуры д Простая Сложная Очень сложная
  По форме представления сущности е С непосредственными связями С опосредованными связями Со смешанными связями
  По иерархическому уровню ж Производственная организация (фирма) Предприятие Производство Цех Участок Рабочее место

 

3) В зависимости от характера специализации различают следующие производственные структуры предприятия …. Установите соответствие между названием вида предприятия и содержанием (табл. 3).

 

  Вид предприятия   Виды систем
  Предметно-специализированные а Предприятия с двумя технологическими стадиями основного производства (например, заготовительные и обрабатывающие цехи или обрабатывающие и сборочные)  
  Подетально- специализированные б осуществляющие при изготовлении продукции почти все технологические процессы и имеющие все основные, вспомогательные и обслуживающие цехи – такие предприятия являются универсальными, так как могут выпускать самую разнообразную продукцию;  
  Технологически- специализированные в предприятия предметной, подетальной, технологической специализации, взаимодействующие друг с другом по основному производству и с функционально специализированными – по обслуживанию; такие предприятия выпускают ограниченную номенклатуру однотипной продукции при минимальном количестве детале-операций на каждом рабочем месте.  
  Функционально- специализированные г предприятия, возникающие в результате выделения функций обслуживания и их обособления; основным производством здесь становится выполнение работ по обслуживанию других предприятий энергией, транспортом, инструментами и т. п.;  
  Комплексно-специализированные д предприятия с одним переделом основного производства и своим вспомогательным хозяйством; номенклатура продукции на таких заводах невелика, за каждым рабочим местом закреплено небольшое число операций;  

 

4) Действие экономических законов на организацию является бесспорным, поэтому их следует изучать при разработке сложных управленческих решений. Ниже перечислены законы (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 35). Проанализируйте их и оцените степень влияия на предпрятие:

- Закон возвышения потребностей;

- Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);

- Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);

- Закон зависимости между предложением и спросом;

- Закон конкуренции;

- Закон всеобщей экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта, получаемого от объекта за срок его службы;

- Закон эффекта масштаба производства;

- Закон возрастания дополнительных затрат;

- Закон убывающей доходности.

Основная литература:

1. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2006. – 512 с.

3. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров /
В. А. Горемыкин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 695 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

 

Дополнительная литература

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2011. – 624 с.

СЕМИНАР 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

(ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Рекомендуется рассмотреть понятие «производственная мощность» организации, выявить отличие между нормальной и макимальной производственной мощностью. Следует рассмотреть методы и способы достижения баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом, этапы планирования загрузки мощностей. Рекомедуется проанализировать показатели производственных мощностей, принципы планирования мощностей. Рассмотреть следующие элементы: система планирования, методы оптимизации использования ресурсов, линейное программирование, механизм планирования производственных ресурсов, работа системы планирования, принципы оптимизации процесса производства.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие производственной мощности и факторы, ее определяющие.

2. Достижимая нормальная мощность и номинальная максимальная мощность.

3. Определение объема производства на основе предудыщих данных об объеме сбыта.

4. Определение мощности предприятия (проекта).

5. Минимально рентабельный размер производства (уровень безубыточности).

6. Эффект масштаба как фактор снижения издержек на единицу продукции.

7. Классификация производственных технологий. Капиталоемкость и трудоемкость как определяющие факторы при выборе технологии производства.

8. Показатели использования производственной мощности и основных производственных фондов и пути их повышения.

Задания для самостоятельной работы:

1) Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического исследования с учетом:

- прогноза спроса и степени проникновения на рынок для какого-либо конкретного изделия;

- наличия требующихся ресурсов;

- типа производства (единичное серийное, массовое);

- вида выпускаемой продукции или услуг;

- применяемой технологии;

- минимально рентабельного объема данного вида производства.

Оцените значимость каждого фактора влияния на определение производственной мощности.

2) Выберите наиболее рациональный способ производства деталей мебели.

Технологически это можно сделать 3-мя разными способами:

- изготавливать детали вручную с помощью механических инструментов (пилы, стамесок, рубанка);

- изготавливать детали вручную с использованием электрических инструментов (электропилы, электролобзика, электрорубанка);

- вырезать детали с помощью компьютеризированного оборудования, требующего не применения ручного труда, а лишь контроля со стороны оператора.

Соответственно каждый из этих трех способов нуждается (применительно к наиболее технологически эффективному уровню своего использования) в различных затратах производственных ресурсов. Данные о том, каких затрат потребует при каждом технологическом способе производства 10 одинаковых деталей мебели, приведены в табл. 7:

 

Затраты на производство деталей мебели при различных технологиях (ед.).

 

Способ производства Затраты труда Затраты электроэнергии Затраты производственного оборудования Затраты на производство 10 деталей Затраты на производство одной детали
Полностью ручной         8,2
С использованием электроинструмента         6,0
На основе компьютеризированного оборудования         7,5

 

Найдите экономически наиболее эффективный способ производства и графически изобразите затраты на производство мебели при каждом виде технологии, изобразив на оси x затраты труда, на оси y – прочие затраты.

Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза?

Основная литература:

1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров /
В. А. Горемыкин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 695 с.

2. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

 

Дополнительная литература

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

3. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

 

СЕМИНАР 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Данную тему следует начинать с анализа понятия производственного процесса. Необходимо рассмотреть основные принципы организации производственного процесса. Также рассмотреть понятие, сущность и основные стадии производственного цикла. Далее следует рассмотреть влияние элементов внешней среды организации на производственный цикл.

Рекомендуется проанализировать сущность производства и его основные типы, обратить внимание на технико-экономическую характеристику производства. Необходимо рассмотреть особенности и составляющие элементы гибкого производства и его сущностные характеристики. Определить экономическую эффективность гибкого производства.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Производственный процесс и принципы его рациональной организации.

2. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.

3. Организация производственного процесса в пространстве.

4. Организация производственного процесса во времени.

5. Виды движения предметов труда по операциям: последовательный, параллельно-последовательный, параллельный.

6. Пути и методы сокращения производственного цикла. Сетевой график как инструмент повышения эффективности производственного процесса.

7. Типы производства и их технико-экономическая характеристика (единичное, серийное, массовое, производство под заказ).

8. Методы организации производства: поточный, партионный, единичный

 

Практические задания:

1) Элементы производственного процесса включают ….Установите соответствие между категорией и ее определением (табл. 4) (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 277):

 

  Предмет труда а сам работник, оказывающий с помощью орудия труда воздействие на предмет труда с целью его преобразования и получения определенного производственного результата (например, закройщик одежды, токарь и др.);  
  Орудия труда б часть средств производства (или основного капитала), с помощью или посредством которых человек воздействует на предмет труда в целях получения необходимого производственного результата (например, стол и инструменты для раскроя ткани, токарный станок, на которой обрабатывается металлическая поковка и др.);
  Живой труд в изготовление продукции, оказание услуги или выполнение работы для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с плановыми документами или личной идеей (например, получение готового костюма, соответствующего требованиям заказчика и качества готового изделия, выполнение токарем сменно-суточного задания и т. д.).  
  Пространство г длительность производственного процесса (например, период подготовки чертежа изделия, раскроя и шитья, примерок заказчика; штучное время токарной обработки детали и т. д.);  
  Время д место протекания производственного процесса (например, рабочее место закройщика, токаря и т. п.);  
  Удовлетворение потребности е природное вещество, вещь или комплекс вещей, на которые человек в процессе труда воздействует при помощи средств труда с целью приспособления данных предметов для удовлетворения своих личных или производственных потребностей (например, ткань, предназначенная для пошива изделий, металлическая поковка для последующей токарной обработки и др.);

2) Уровень качества конечного этапа любого производственного процесса определяется уровнем качества промежуточного этапа, имеющего наихудший показатель. Обоснуйте данное утверждение на конкретном примере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.70.35.32 (0.156 с.)