Тема 5. Организация оперативного управления производством



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Организация оперативного управления производством



Ритмичность производства и её определение. Содержание, задачи, состав и системы оперативного управления производства.

Основные этапы разработки процесса выполнения конкретных работ по изготовлению продукта. Эффективность и рациональность Распределение задач.

Принципы научной организации труда (НОТ) и их актуальность в оперативном управлении производством.

Автоматизация, ее место в организации производства и сервиса. Основные проблемы автоматизации сервиса и производственного процесса.

Организация работ. Оптимизация работ на производстве. Эргономика. Взаимоотношения на производстве. Анализ рабочего времени. Способы выполнения работ, нормирование труда. Методы наблюдения за трудовой деятельностью работников: метод одномоментных наблюдений, метод микроэлементного анализа, фотография рабочего дня, хронометраж. Бенчмаркинг. Системный подход к организации и улучшению способов выполнения работ.

 

Тема 6. Организация контроля качества продукции

Качество продукции, показатели и оценка его уровня. Качество и конкурентоспособность продукции. Качество и полезность товара.

Сертификация продукции. Международная стандартизация. Стандарты ИСО 9000:2000. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Система управления качеством и обеспечения конкурентоспособности продукции.

Организация технического контроля на предприятии. Учёт и анализ брака. Роль и функции отдела технического котроля качества продукции на предприятии.

Процесс проектировки и внедрения продукта в производство. Основные стадии деятельности по проектированию продукта.

Разнообразие и стандартизация производства. Принципы определения уровня качества и надежности выпускаемой продукции. Принципы стоимостного анализа, методы стоимостного инжиниринга. Основные этапы стоимостного анализа.

Тема 7. Управление ресурсосбережением

Стратегия ресурсосбережения. Показатели ресурсоемкости товара и производства. Виды ресурсов.

Факторы ресурсосбережения. Факторы и резервы роста производительности труда. Управление ресурсосбережением. Концепция бережливого производства – суть операционного менеджмента.

Закон эффекта масштаба производства как фактор ресурсосбережения. Оптимальное соотношение постоянных и переменных затрат. Экономическая эффективность. Техологическая эффективность.

Тема 8. Организация трудового процесса

Трудовой процесс. Компоненты трудового процесса.

Этапы трудового процесса: анализ ситуации, определение технологии выполения работы, подготовка рабочего места, выполнение работы – непосредственный трудовой процесс, оформление результатов работы, сдача и внедрение (реализация) работы, стимулирование хороших результатов работы.

Работник как ресурс. Технический подход к управлению человеческими ресурсами. Личностный подход к управлению человеческими ресурсами. Требования к работнику со стороны предприятия. Требования работника к предприятию. Организация человеческих ресурсов для достижеия максимальой производительности.

Организация рабочего места; факторы, определяющие содержание работ по рациональной организации рабочих мест.

Рациональное пространственное размещение материальных элементов производства на рабочем месте. Эргономические требования к технической подготовке рабочего места.

 

Тема 9. Анализ эффективности операционного менеджмента

Критерии эффективности деятельности организации. Анализ эффективности использования ресурсов. Эффективность использования трудовых ресурсов.

Основные резервы развития производства, их сущность и классификация. Исследование состояния организации производства.

Ключевые показатели эффективности деятельности (KPI – Key Performance Indicators). Оценка эффективности операционного менеджмента в соответствии с KPI.

 


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с учебной, научной, периодической литературой и интернет-ресурсами при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам оперативного управления производствеым процессом.

Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподаватель оказывает консультационную помощь в подборе литературы, так как приведенный библиографический список может быть расширен по мере публикации новых литературных источников.

Приведенные в планах семинарских занятий вопросы для обсуждения служат ориентиром для проведения занятия и поэтому могут быть модифицированы, сокращены, дополнены в зависимости от изучаемой темы и структуры семинара.

Раздел «Задания для самостоятельной работы» предназначен для развития творческих и аналитических способностей студентов и по усмотрению преподавателя может быть использован в качестве домашнего задания к семинару и подлежать проверке на занятии или в качестве задания непосредственно для работы на семинарском занятии.

Предлагаемые тестовые задания служат инструментом текущего контроля знаний студентов.

СЕМИНАР 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
(2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с необходимости изучения курса, его целей и задач, определить роль системного и процессного подхода в операционном менеджменте. Следует раскрыть содержание понятия «операционный менеджмент», определить задачи, виды операционного менеджмента. Далее необходимо изучить характерные черты и стадии операционного менеджмента.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и специфика операционного менеджмента.

2. Функциональная деятельность операционных менеджеров.

3. Роль и место системного подхода в операционном менеджменте.

4. Система управления оганизацией (СУО): структура и содержание.

5. Роль и место процессного подхода к управлению производством в операционном менеджменте.

6. Оптимизация бизнес-процессов – цель операционного менеджмента.

7. Реижиниринг операционных процессов – сущность и специфика.

8. Концепция бережливого производства – суть операционного менеджмента.

Практические задания:

1. В соответствии с сущностью системного подхода система управления организацией (система менеджмента) состоит из внешнего окружения и внутренней структуры (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 17-20).

Внутренняя структура системы управления организацией (СУО) состоит из 5 подсистем:

ü Научное обоснование;

ü Целевая подсистема;

ü Обеспечивающая подсистема;

ü Управляемая подсистема;

ü Управляющая подсистема.

К внешнему окружению СУО относятся «вход». «выод», связи с внешей средой и обратная связь. К «входу» системы относится все, что получает организация для производства товаров, новшеств и оказания услуг сторонним организациям (т.е. компонентам «выхода» системы). К компонентам «входа» относятся поступающие в организацию извне новшества, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, вновь поступающие на работу персонал, документы, разрабатываемые стратегии, бизнес-планы и т.п. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособых поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными. Обоснуйте данное утверждение. Ответ предоставьте в письменном виде на семинарском занятии.

2) Какие компоненты обратной связи включает СУО?

3) Модель операционного менеджмента (5P) включает:… Установите соответствие, заполнив таблицу (табл. 1).

  Название раздела   Содержание
Plants а Блага, имеющие потребительную стоимость и направленые на удовлетворение потребностей целевых потребителей
Parts б Организации, производящие блага, имеющие потрбительную стоимость
Planed control system в Проектирование бизнес-процессов
Process г Персонал, занятый в производственном процессе
People д Осуществление контрольой фукции управления

 

4) Рассмотрите возможные результаты, которые организация имеет при внедрении процессного подхода к управлению.

 

Основная литература:

2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с.

4. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

5. Куликов А. Инерция мышления – наш главый тормоз // Управление персоналом. – 2014. - №7 (329). – с. 7-22.

6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

Дополнительная литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления. Ростов н/Д, 2006

2. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М., Инфра-М. 2003. – 352 с.

 

СЕМИНАР 2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с понятия предприятия, его задач, целей и основных признаков. Рассмотреть сущность организационных, производственных условий и экономических отношений, обусловливающих выделение предприятия как основного звена народного хозяйства.

Следует обратить внимание на классификацию предприятий по различным признакам. Определить внутренние взаимосвязи и взаимодействие предприятия с внешней средой. Особое внимание уделить рассмотрению нормативно-правовых актов, определяющих сущность деятельности предприятий и их организационно-правовые формы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие предприятия, его задачи, цели и основные признаки.

2. Организационные, производственные условия и экономические отношения, обусловливающие выделение предприятия как основного звена народного хозяйства.

3. Классификация предприятий и их место во внешней среде.

4. Уровень влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия.

5. Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятия.

6. Управление предприятием с применением научных принципов.

 

Практические задания:

1) Начальный этап изучения любой производственной системы заключается в её описании, характеристике и структурировании. Это позволяет более точно определить преимущества и недостатки в работе системы и порекомендовать, каким образом можно усовершенствовать производственный процесс. Попробуйте описать такую производственную систему (на ваш выбор). Для этого ответьте на следующие вопросы:

- Какие элементы важнее в пакете услуг?

- Какие навыки и характеристики необходимы обслуживающему персоналу?

- Как изменить потребительский спрос?

- Составьте общий план системы производства (или обслуживания).

- Можно ли изменить характер взаимосвязи клиента и организации (производственной или сервисной) с тем, чтобы включить в неё дополнительные технологии (например, увеличить долю самообслуживания)?

- Какие критерии используются для оценки услуги? Какие можно использовать?

- Насколько уровень обслуживания (производства) отвечает основным характеристикам правильно спланированной сервисной системы (или производственному процессу).

2) Установите соответствие между видами систем и критерием, по которому делается классификационный признак (табл. 2):

 

  Классификационный признак   Виды систем
По целевому назначению а Статическая Динамическая Гомеостатическая
По стабильности поведения б Производство продукции Оказание услуг Выполение работ
По сложности структуры в Формализованные Материально-вещественные
По характеру внутренних связей г С постоянной структурой С переменной структурой
По стабильности структуры д Простая Сложная Очень сложная
По форме представления сущности е С непосредственными связями С опосредованными связями Со смешанными связями
По иерархическому уровню ж Производственная организация (фирма) Предприятие Производство Цех Участок Рабочее место

 

3) В зависимости от характера специализации различают следующие производственные структуры предприятия … . Установите соответствие между названием вида предприятия и содержанием (табл. 3).

 

  Вид предприятия   Виды систем
Предметно-специализированные а Предприятия с двумя технологическими стадиями основного производства (например, заготовительные и обрабатывающие цехи или обрабатывающие и сборочные)  
Подетально- специализированные б осуществляющие при изготовлении продукции почти все технологические процессы и имеющие все основные, вспомогательные и обслуживающие цехи – такие предприятия являются универсальными, так как могут выпускать самую разнообразную продукцию;  
Технологически- специализированные в предприятия предметной, подетальной, технологической специализации, взаимодействующие друг с другом по основному производству и с функционально специализированными – по обслуживанию; такие предприятия выпускают ограниченную номенклатуру однотипной продукции при минимальном количестве детале-операций на каждом рабочем месте.  
Функционально- специализированные г предприятия, возникающие в результате выделения функций обслуживания и их обособления; основным производством здесь становится выполнение работ по обслуживанию других предприятий энергией, транспортом, инструментами и т. п.;  
Комплексно-специализированные д предприятия с одним переделом основного производства и своим вспомогательным хозяйством; номенклатура продукции на таких заводах невелика, за каждым рабочим местом закреплено небольшое число операций;  

 

4) Действие экономических законов на организацию является бесспорным, поэтому их следует изучать при разработке сложных управленческих решений. Ниже перечислены законы (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 35). Проанализируйте их и оцените степень влияия на предпрятие:

- Закон возвышения потребностей;

- Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);

- Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);

- Закон зависимости между предложением и спросом;

- Закон конкуренции;

- Закон всеобщей экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта, получаемого от объекта за срок его службы;

- Закон эффекта масштаба производства;

- Закон возрастания дополнительных затрат;

- Закон убывающей доходности.

Основная литература:

1. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2006. – 512 с.

3. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии : учебник для бакалавров /
В. А. Горемыкин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 695 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

 

Дополнительная литература

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2011. – 624 с.

СЕМИНАР 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

(ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Рекомендуется рассмотреть понятие «производственная мощность» организации, выявить отличие между нормальной и макимальной производственной мощностью. Следует рассмотреть методы и способы достижения баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом, этапы планирования загрузки мощностей. Рекомедуется проанализировать показатели производственных мощностей, принципы планирования мощностей. Рассмотреть следующие элементы: система планирования, методы оптимизации использования ресурсов, линейное программирование, механизм планирования производственных ресурсов, работа системы планирования, принципы оптимизации процесса производства.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие производственной мощности и факторы, ее определяющие.

2. Достижимая нормальная мощность и номинальная максимальная мощность.

3. Определение объема производства на основе предудыщих данных об объеме сбыта.

4. Определение мощности предприятия (проекта).

5. Минимально рентабельный размер производства (уровень безубыточности).

6. Эффект масштаба как фактор снижения издержек на единицу продукции.

7. Классификация производственных технологий. Капиталоемкость и трудоемкость как определяющие факторы при выборе технологии производства.

8. Показатели использования производственной мощности и основных производственных фондов и пути их повышения.

Задания для самостоятельной работы:

1) Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического исследования с учетом:

- прогноза спроса и степени проникновения на рынок для какого-либо конкретного изделия;

- наличия требующихся ресурсов;

- типа производства (единичное серийное, массовое);

- вида выпускаемой продукции или услуг;

- применяемой технологии;

- минимально рентабельного объема данного вида производства.

Оцените значимость каждого фактора влияния на определение производственной мощности.

2) Выберите наиболее рациональный способ производства деталей мебели.

Технологически это можно сделать 3-мя разными способами:

- изготавливать детали вручную с помощью механических инструментов (пилы, стамесок, рубанка);

- изготавливать детали вручную с использованием электрических инструментов (электропилы, электролобзика, электрорубанка);

- вырезать детали с помощью компьютеризированного оборудования, требующего не применения ручного труда, а лишь контроля со стороны оператора.

Соответственно каждый из этих трех способов нуждается (применительно к наиболее технологически эффективному уровню своего использования) в различных затратах производственных ресурсов. Данные о том, каких затрат потребует при каждом технологическом способе производства 10 одинаковых деталей мебели, приведены в табл. 7:

 

Затраты на производство деталей мебели при различных технологиях (ед.).

 

Способ производства Затраты труда Затраты электроэнергии Затраты производственного оборудования Затраты на производство 10 деталей Затраты на производство одной детали
Полностью ручной 8,2
С использованием электроинструмента 6,0
На основе компьютеризированного оборудования 7,5

 

Найдите экономически наиболее эффективный способ производства и графически изобразите затраты на производство мебели при каждом виде технологии, изобразив на оси x затраты труда, на оси y – прочие затраты.

Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза?

Основная литература:

1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии : учебник для бакалавров /
В. А. Горемыкин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 695 с.

2. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

 

Дополнительная литература

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

3. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

 

СЕМИНАР 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Данную тему следует начинать с анализа понятия производственного процесса. Необходимо рассмотреть основные принципы организации производственного процесса. Также рассмотреть понятие, сущность и основные стадии производственного цикла. Далее следует рассмотреть влияние элементов внешней среды организации на производственный цикл.

Рекомендуется проанализировать сущность производства и его основные типы, обратить внимание на технико-экономическую характеристику производства. Необходимо рассмотреть особенности и составляющие элементы гибкого производства и его сущностные характеристики. Определить экономическую эффективность гибкого производства.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Производственный процесс и принципы его рациональной организации.

2. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.

3. Организация производственного процесса в пространстве.

4. Организация производственного процесса во времени.

5. Виды движения предметов труда по операциям: последовательный, параллельно-последовательный, параллельный.

6. Пути и методы сокращения производственного цикла. Сетевой график как инструмент повышения эффективности производственного процесса.

7. Типы производства и их технико-экономическая характеристика (единичное, серийное, массовое, производство под заказ).

8. Методы организации производства: поточный, партионный, единичный

 

Практические задания:

1) Элементы производственного процесса включают … .Установите соответствие между категорией и ее определением (табл. 4) (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 277) :

 

Предмет труда а сам работник, оказывающий с помощью орудия труда воздействие на предмет труда с целью его преобразования и получения определенного производственного результата (например, закройщик одежды, токарь и др.);  
Орудия труда б часть средств производства (или основного капитала), с помощью или посредством которых человек воздействует на предмет труда в целях получения необходимого производственного результата (например, стол и инструменты для раскроя ткани, токарный станок, на которой обрабатывается металлическая поковка и др.);
Живой труд в изготовление продукции, оказание услуги или выполнение работы для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с плановыми документами или личной идеей (например, получение готового костюма, соответствующего требованиям заказчика и качества готового изделия, выполнение токарем сменно-суточного задания и т. д.).  
Пространство г длительность производственного процесса (например, период подготовки чертежа изделия, раскроя и шитья, примерок заказчика; штучное время токарной обработки детали и т. д.);  
Время д место протекания производственного процесса (например, рабочее место закройщика, токаря и т. п.);  
Удовлетворение потребности е природное вещество, вещь или комплекс вещей, на которые человек в процессе труда воздействует при помощи средств труда с целью приспособления данных предметов для удовлетворения своих личных или производственных потребностей (например, ткань, предназначенная для пошива изделий, металлическая поковка для последующей токарной обработки и др.);

2) Уровень качества конечного этапа любого производственного процесса определяется уровнем качества промежуточного этапа, имеющего наихудший показатель. Обоснуйте данное утверждение на конкретном примере.

Например, если качество ткани, поступающей на швейную факбрику, равняется 6 (по 10-балльной шкале), то качество конечного продукта будет также равно 6 (по крайней мере не выше этой цифры), несмотря на высокий уровень технологического цикла, организации труда и профессиональное мастерство специалистов. Более того, применение сложных технологий и квалифицированного труда в сочетании с низкокачественной тканью приведут к необосованным затратам, что вероятно повысит цену товара и понизит его конкурентоспособость на целевом рынке (так как целевой потребитель будет рассчитывать на качественную одежду, но низкое качество сырья не сможет обеспечить соответствующий уровень качества готовому товару), что вероято позинит его лояльность.

3) Установите соответствие между принципами эффективной организации производства и их содержанием (табл. 5).

  Название принципа   Содержание
Наименьших усилий а означает, что организация производства на любом предприятии должна соответствовать состоянию внешней и внутренней среды. Данный закон следует понимать как необходимость преодоления непрерывно возникающих в процессе производственной деятельности противоречий между организацией производства на предприятии и его внешней и внутренней средой.  
Стоимости и экономии времени б заключается в интеграции одинаковых производственных функций, результатом чего, в конечном счете, является экономия затрачиваемых ресурсов.  
Коцентрации в проявляется как принцип экономии материальных и временных затрат различных ресурсов, потребляемых в процессе производства.  
Гармонизации г гласит, что свойства любого элемента (объекта) изменяются под влиянием системы, в которую он включен, и зависят от места, которое он занимает в этой системе. (Данный закон был открыт в 1876 г. английским философом Дж. Г. Льюисом, и является частным случаем одного из важнейших законов философии – перехода количества в качество)  
Внешнего и внутреннего соответствия д заключается в том, что главной целью организации производства является получение максимального полезного эффекта при минимальных затратах труда, энергии и других производственных ресурсов. Идеалом организации производства, таким образом, является уменьшение всех видов затрат.  
Эмерджентости е гласит, что для того, чтобы достигнуть идеальной четкости действий с экономической точки зрения, необходимо подбирать элементы в соответствии с их характеристиками, чтобы все эти элементы функционировали в тесной взаимосвязи между собой и каждая операция происходила бы в свое время. Согласованность всех элементов производственного процесса в организации производства достигается с помощью составления различных графиков и планов.  

 

Основная литература:

1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии : учебник для бакалавров /
В. А. Горемыкин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 695 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

 

Дополнительная литература

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с.

4. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

5. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2011. – 624 с.

 


СЕМИНАР 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Рекомендуется рассмотреть основные этапы разработки процесса выполнения конкретных работ по изготовлению продукта, эффективность и рациональность, Распределение задач, автоматизация, ее место в организации производства и сервиса. Рекомендуется проанализировать Основные проблемы автоматизации сервиса и производственного процесса, организацию работ, оптимизацию работ на производстве, Эргономику, взаимоотношения на производстве. Необходимо рассмотреть анализ рабочего времени, способы выполнения работ, нормирование труда, системный подход к организации и улучшению способов выполнения работ.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание, сущность и задачи оперативного управления производством.

2. Ритмичность производства и её определение.

3. Эффективность и рациональность в организации оперативного управления производством.

4. Принципы научной организации труда (НОТ) и их актуальность в оперативном управлении производством.

5. Автоматизация труда как фактор повышения эффективности оперативного управления.

6. Эргономические факторы влияния на эффективность оперативного управления производством.

7. Анализ затрат рабочего времени.

8. Нормирование труда.

Практические задания:

1) Охарактеризуйте методы наблюдения за трудовой деятельостью работников:

- метод микроэлементного анализа;

- метод одномоментых наблюдений;

- метод бенчмарктинга;

- хронометраж;

- фотография рабочего дня.

Укажите сферы производства или стадии технологического цикла. в которых применяются данные методы. Приведите примеры применения даных методов.

 

Кейс: Взаимосвязь уровня производительности труда и себестоимости товара.

Линейный менеджер руководит бригадой из 5 человек. Средняя производительность труда в час каждого работника в течение 8-часовой рабочей смены представлена в таблице (табл. 6). Тем самым, средняя производительность труда в час в бригаде составляет 4 единицы.

 

Работник 1 Работник 2 Работник 3 Работник 4 Работник 5
3,5 4,5

 

Оплата труда осуществляется по затратному принципу (затратам трудовых усилий), а не в соответствии с фактической эффективностью этого труда на рабочем месте, что влияет на рост себестоимости товара, которая также осуществляется по затратному принципу. Известно, что при снижении трудовых издержек на 20% себестоимость товара снизится на 25%, что приведет к росту спроса на данный товар на 15%.

Цель кейса: сформировать инструментарий повышения производительности труда в бригаде, для чего необходимо распределить роли в команде студентов, проанализировать факторы роста эффективости труда и назначить экспертов по оптимизации производства, оценивающих результат действий линейного менеджера.

Основная литература:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с.

2. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.

3. Куликов А. Инерция мышления – наш главый тормоз // Управление персоналом. – 2014. - №7 (329). – с. 7-22.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.

Дополнительная литература

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

2. Самылин А.И. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2013. – 413 с.

СЕМИНАР 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (2 часа)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия качества продукции. Рассмотреть процесс проектировки и внедрения продукта в производство. Основные стадии деятельности по проектированию продукта. Определение потребностей рынка в продукте, определение номенклатуры выпускаемой продукции. Разнообразие и стандартизация производства. Изучить принципы определения уровня качества и надежности выпускаемой продукции. Принципы стоимостного анализа, методы стоимостного инжиниринга. Основные этапы стоимостного анализа.

Вопросы для обсуждения:

1. Качество продукции, показатели и оценка его уровня. Сертификация продукции.

2. Качество и конкурентоспособность продукции.

3. Международная стандартизация.

4. Концепция всеобщего управления качеством – Total quality management (TQM).

5. Система управления качеством продукции.

6. Принципы определения уровня качества и надежности выпускаемой продукции

7. Организация технического контроля на предприятии. Учёт и анализ брака.

8. Текущий и стратегический контроль качества продукции.

 

Практичсекие задания:

1) Перечислите показатели качества продукции.

2) 9 инструментов качества включают … . Установите соответствие между названием инструмента качества и его содержанием (табл. 7) (.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 199).

 

  Название инструмента   Содержание
Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта) а Кривая, построеная по крайним верхним точкам разброса статистических данных относительно среднего значения (медианы).  
Контрольный листок (таблица проверок) б Отображает, что основыми факторами конкурентоспособности товара являются: качество товара качество сервиса товара у его потребителя, цена товара и затраты на эксплуатацию товара за нормативный срок службы.  
Мозговой штурм в Представляет собой информацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты отбракованных изделий  
Диаграмма Парето г Используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно короткое время.  
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы) д Является графическим изображением последовательных стадий процесса, дает представление о программе и может быть полезой для понимания взаимосвязей стадий процесса.  
Гистограмма е Особая форма вертикального столбового графика, которая помогает определить какие имеются проблемы и выбрать порядок их решения.  
Временной ряд (линейный график) ж Предполагает построение коррелляционного поля
Диаграмма рассеяния з Отражает изменение контрольных размеров
Контрольная карта и Применяется, когда требуется самым простым способом представить ход процесса во времени, степень отклонения размера от средней линии.

 

Основная литература:

1. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.032 с.)