Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Организация оперативного управления производствомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ритмичность производства и её определение. Содержание, задачи, состав и системы оперативного управления производства. Основные этапы разработки процесса выполнения конкретных работ по изготовлению продукта. Эффективность и рациональность Распределение задач. Принципы научной организации труда (НОТ) и их актуальность в оперативном управлении производством. Автоматизация, ее место в организации производства и сервиса. Основные проблемы автоматизации сервиса и производственного процесса. Организация работ. Оптимизация работ на производстве. Эргономика. Взаимоотношения на производстве. Анализ рабочего времени. Способы выполнения работ, нормирование труда. Методы наблюдения за трудовой деятельностью работников: метод одномоментных наблюдений, метод микроэлементного анализа, фотография рабочего дня, хронометраж. Бенчмаркинг. Системный подход к организации и улучшению способов выполнения работ.
Тема 6. Организация контроля качества продукции Качество продукции, показатели и оценка его уровня. Качество и конкурентоспособность продукции. Качество и полезность товара. Сертификация продукции. Международная стандартизация. Стандарты ИСО 9000:2000. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Система управления качеством и обеспечения конкурентоспособности продукции. Организация технического контроля на предприятии. Учёт и анализ брака. Роль и функции отдела технического котроля качества продукции на предприятии. Процесс проектировки и внедрения продукта в производство. Основные стадии деятельности по проектированию продукта. Разнообразие и стандартизация производства. Принципы определения уровня качества и надежности выпускаемой продукции. Принципы стоимостного анализа, методы стоимостного инжиниринга. Основные этапы стоимостного анализа. Тема 7. Управление ресурсосбережением Стратегия ресурсосбережения. Показатели ресурсоемкости товара и производства. Виды ресурсов. Факторы ресурсосбережения. Факторы и резервы роста производительности труда. Управление ресурсосбережением. Концепция бережливого производства – суть операционного менеджмента. Закон эффекта масштаба производства как фактор ресурсосбережения. Оптимальное соотношение постоянных и переменных затрат. Экономическая эффективность. Техологическая эффективность. Тема 8. Организация трудового процесса Трудовой процесс. Компоненты трудового процесса. Этапы трудового процесса: анализ ситуации, определение технологии выполения работы, подготовка рабочего места, выполнение работы – непосредственный трудовой процесс, оформление результатов работы, сдача и внедрение (реализация) работы, стимулирование хороших результатов работы. Работник как ресурс. Технический подход к управлению человеческими ресурсами. Личностный подход к управлению человеческими ресурсами. Требования к работнику со стороны предприятия. Требования работника к предприятию. Организация человеческих ресурсов для достижеия максимальой производительности. Организация рабочего места; факторы, определяющие содержание работ по рациональной организации рабочих мест. Рациональное пространственное размещение материальных элементов производства на рабочем месте. Эргономические требования к технической подготовке рабочего места.
Тема 9. Анализ эффективности операционного менеджмента Критерии эффективности деятельности организации. Анализ эффективности использования ресурсов. Эффективность использования трудовых ресурсов. Основные резервы развития производства, их сущность и классификация. Исследование состояния организации производства. Ключевые показатели эффективности деятельности (KPI – Key Performance Indicators). Оценка эффективности операционного менеджмента в соответствии с KPI.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с учебной, научной, периодической литературой и интернет-ресурсами при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам оперативного управления производствеым процессом. Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподаватель оказывает консультационную помощь в подборе литературы, так как приведенный библиографический список может быть расширен по мере публикации новых литературных источников. Приведенные в планах семинарских занятий вопросы для обсуждения служат ориентиром для проведения занятия и поэтому могут быть модифицированы, сокращены, дополнены в зависимости от изучаемой темы и структуры семинара. Раздел «Задания для самостоятельной работы» предназначен для развития творческих и аналитических способностей студентов и по усмотрению преподавателя может быть использован в качестве домашнего задания к семинару и подлежать проверке на занятии или в качестве задания непосредственно для работы на семинарском занятии. Предлагаемые тестовые задания служат инструментом текущего контроля знаний студентов. СЕМИНАР 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с необходимости изучения курса, его целей и задач, определить роль системного и процессного подхода в операционном менеджменте. Следует раскрыть содержание понятия «операционный менеджмент», определить задачи, виды операционного менеджмента. Далее необходимо изучить характерные черты и стадии операционного менеджмента.
Вопросы для обсуждения: 1. Сущность и специфика операционного менеджмента. 2. Функциональная деятельность операционных менеджеров. 3. Роль и место системного подхода в операционном менеджменте. 4. Система управления оганизацией (СУО): структура и содержание. 5. Роль и место процессного подхода к управлению производством в операционном менеджменте. 6. Оптимизация бизнес-процессов – цель операционного менеджмента. 7. Реижиниринг операционных процессов – сущность и специфика. 8. Концепция бережливого производства – суть операционного менеджмента. Практические задания: 1. В соответствии с сущностью системного подхода система управления организацией (система менеджмента) состоит из внешнего окружения и внутренней структуры (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 17-20). Внутренняя структура системы управления организацией (СУО) состоит из 5 подсистем: ü Научное обоснование; ü Целевая подсистема; ü Обеспечивающая подсистема; ü Управляемая подсистема; ü Управляющая подсистема. К внешнему окружению СУО относятся «вход». «выод», связи с внешей средой и обратная связь. К «входу» системы относится все, что получает организация для производства товаров, новшеств и оказания услуг сторонним организациям (т.е. компонентам «выхода» системы). К компонентам «входа» относятся поступающие в организацию извне новшества, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, вновь поступающие на работу персонал, документы, разрабатываемые стратегии, бизнес-планы и т.п. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособых поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными. Обоснуйте данное утверждение. Ответ предоставьте в письменном виде на семинарском занятии. 2) Какие компоненты обратной связи включает СУО? 3) Модель операционного менеджмента (5P) включает:… Установите соответствие, заполнив таблицу (табл. 1).
4) Рассмотрите возможные результаты, которые организация имеет при внедрении процессного подхода к управлению.
Основная литература: 2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с. 4. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с. 5. Куликов А. Инерция мышления – наш главый тормоз // Управление персоналом. – 2014. - №7 (329). – с. 7-22. 6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с. Дополнительная литература: 1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления. Ростов н/Д, 2006 2. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М., Инфра-М. 2003. – 352 с.
СЕМИНАР 2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА (2 часа) Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с понятия предприятия, его задач, целей и основных признаков. Рассмотреть сущность организационных, производственных условий и экономических отношений, обусловливающих выделение предприятия как основного звена народного хозяйства. Следует обратить внимание на классификацию предприятий по различным признакам. Определить внутренние взаимосвязи и взаимодействие предприятия с внешней средой. Особое внимание уделить рассмотрению нормативно-правовых актов, определяющих сущность деятельности предприятий и их организационно-правовые формы.
Вопросы для обсуждения 1. Понятие предприятия, его задачи, цели и основные признаки. 2. Организационные, производственные условия и экономические отношения, обусловливающие выделение предприятия как основного звена народного хозяйства. 3. Классификация предприятий и их место во внешней среде. 4. Уровень влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. 5. Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятия. 6. Управление предприятием с применением научных принципов.
Практические задания: 1) Начальный этап изучения любой производственной системы заключается в её описании, характеристике и структурировании. Это позволяет более точно определить преимущества и недостатки в работе системы и порекомендовать, каким образом можно усовершенствовать производственный процесс. Попробуйте описать такую производственную систему (на ваш выбор). Для этого ответьте на следующие вопросы: - Какие элементы важнее в пакете услуг? - Какие навыки и характеристики необходимы обслуживающему персоналу? - Как изменить потребительский спрос? - Составьте общий план системы производства (или обслуживания). - Можно ли изменить характер взаимосвязи клиента и организации (производственной или сервисной) с тем, чтобы включить в неё дополнительные технологии (например, увеличить долю самообслуживания)? - Какие критерии используются для оценки услуги? Какие можно использовать? - Насколько уровень обслуживания (производства) отвечает основным характеристикам правильно спланированной сервисной системы (или производственному процессу). 2) Установите соответствие между видами систем и критерием, по которому делается классификационный признак (табл. 2):
3) В зависимости от характера специализации различают следующие производственные структуры предприятия …. Установите соответствие между названием вида предприятия и содержанием (табл. 3).
4) Действие экономических законов на организацию является бесспорным, поэтому их следует изучать при разработке сложных управленческих решений. Ниже перечислены законы (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 35). Проанализируйте их и оцените степень влияия на предпрятие: - Закон возвышения потребностей; - Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса); - Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения); - Закон зависимости между предложением и спросом; - Закон конкуренции; - Закон всеобщей экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта, получаемого от объекта за срок его службы; - Закон эффекта масштаба производства; - Закон возрастания дополнительных затрат; - Закон убывающей доходности. Основная литература: 1. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с. 2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2006. – 512 с. 3. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров / 4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.
Дополнительная литература 1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с. 2. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2011. – 624 с. СЕМИНАР 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (2 часа) Методические рекомендации по изучению темы. Рекомендуется рассмотреть понятие «производственная мощность» организации, выявить отличие между нормальной и макимальной производственной мощностью. Следует рассмотреть методы и способы достижения баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом, этапы планирования загрузки мощностей. Рекомедуется проанализировать показатели производственных мощностей, принципы планирования мощностей. Рассмотреть следующие элементы: система планирования, методы оптимизации использования ресурсов, линейное программирование, механизм планирования производственных ресурсов, работа системы планирования, принципы оптимизации процесса производства. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие производственной мощности и факторы, ее определяющие. 2. Достижимая нормальная мощность и номинальная максимальная мощность. 3. Определение объема производства на основе предудыщих данных об объеме сбыта. 4. Определение мощности предприятия (проекта). 5. Минимально рентабельный размер производства (уровень безубыточности). 6. Эффект масштаба как фактор снижения издержек на единицу продукции. 7. Классификация производственных технологий. Капиталоемкость и трудоемкость как определяющие факторы при выборе технологии производства. 8. Показатели использования производственной мощности и основных производственных фондов и пути их повышения. Задания для самостоятельной работы: 1) Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического исследования с учетом: - прогноза спроса и степени проникновения на рынок для какого-либо конкретного изделия; - наличия требующихся ресурсов; - типа производства (единичное серийное, массовое); - вида выпускаемой продукции или услуг; - применяемой технологии; - минимально рентабельного объема данного вида производства. Оцените значимость каждого фактора влияния на определение производственной мощности. 2) Выберите наиболее рациональный способ производства деталей мебели. Технологически это можно сделать 3-мя разными способами: - изготавливать детали вручную с помощью механических инструментов (пилы, стамесок, рубанка); - изготавливать детали вручную с использованием электрических инструментов (электропилы, электролобзика, электрорубанка); - вырезать детали с помощью компьютеризированного оборудования, требующего не применения ручного труда, а лишь контроля со стороны оператора. Соответственно каждый из этих трех способов нуждается (применительно к наиболее технологически эффективному уровню своего использования) в различных затратах производственных ресурсов. Данные о том, каких затрат потребует при каждом технологическом способе производства 10 одинаковых деталей мебели, приведены в табл. 7:
Затраты на производство деталей мебели при различных технологиях (ед.).
Найдите экономически наиболее эффективный способ производства и графически изобразите затраты на производство мебели при каждом виде технологии, изобразив на оси x затраты труда, на оси y – прочие затраты. Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза? Основная литература: 1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров / 2. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с. 4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.
Дополнительная литература 1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с. 2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с. 3. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с.
СЕМИНАР 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации по изучению темы. Данную тему следует начинать с анализа понятия производственного процесса. Необходимо рассмотреть основные принципы организации производственного процесса. Также рассмотреть понятие, сущность и основные стадии производственного цикла. Далее следует рассмотреть влияние элементов внешней среды организации на производственный цикл. Рекомендуется проанализировать сущность производства и его основные типы, обратить внимание на технико-экономическую характеристику производства. Необходимо рассмотреть особенности и составляющие элементы гибкого производства и его сущностные характеристики. Определить экономическую эффективность гибкого производства. Вопросы для обсуждения:
1. Производственный процесс и принципы его рациональной организации. 2. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла. 3. Организация производственного процесса в пространстве. 4. Организация производственного процесса во времени. 5. Виды движения предметов труда по операциям: последовательный, параллельно-последовательный, параллельный. 6. Пути и методы сокращения производственного цикла. Сетевой график как инструмент повышения эффективности производственного процесса. 7. Типы производства и их технико-экономическая характеристика (единичное, серийное, массовое, производство под заказ). 8. Методы организации производства: поточный, партионный, единичный
Практические задания: 1) Элементы производственного процесса включают ….Установите соответствие между категорией и ее определением (табл. 4) (Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 277):
2) Уровень качества конечного этапа любого производственного процесса определяется уровнем качества промежуточного этапа, имеющего наихудший показатель. Обоснуйте данное утверждение на конкретном примере. Например, если качество ткани, поступающей на швейную факбрику, равняется 6 (по 10-балльной шкале), то качество конечного продукта будет также равно 6 (по крайней мере не выше этой цифры), несмотря на высокий уровень технологического цикла, организации труда и профессиональное мастерство специалистов. Более того, применение сложных технологий и квалифицированного труда в сочетании с низкокачественной тканью приведут к необосованным затратам, что вероятно повысит цену товара и понизит его конкурентоспособость на целевом рынке (так как целевой потребитель будет рассчитывать на качественную одежду, но низкое качество сырья не сможет обеспечить соответствующий уровень качества готовому товару), что вероято позинит его лояльность. 3) Установите соответствие между принципами эффективной организации производства и их содержанием (табл. 5).
Основная литература: 1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров / 2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с.
Дополнительная литература 1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с. 2. Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. М.,: Маркет. 2010. – 168 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с. 4. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с. 5. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2011. – 624 с.
СЕМИНАР 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ (2 часа) Методические рекомендации по изучению темы. Рекомендуется рассмотреть основные этапы разработки процесса выполнения конкретных работ по изготовлению продукта, эффективность и рациональность, Распределение задач, автоматизация, ее место в организации производства и сервиса. Рекомендуется проанализировать Основные проблемы автоматизации сервиса и производственного процесса, организацию работ, оптимизацию работ на производстве, Эргономику, взаимоотношения на производстве. Необходимо рассмотреть анализ рабочего времени, способы выполнения работ, нормирование труда, системный подход к организации и улучшению способов выполнения работ.
Вопросы для обсуждения: 1. Содержание, сущность и задачи оперативного управления производством. 2. Ритмичность производства и её определение. 3. Эффективность и рациональность в организации оперативного управления производством. 4. Принципы научной организации труда (НОТ) и их актуальность в оперативном управлении производством. 5. Автоматизация труда как фактор повышения эффективности оперативного управления. 6. Эргономические факторы влияния на эффективность оперативного управления производством. 7. Анализ затрат рабочего времени. 8. Нормирование труда. Практические задания: 1) Охарактеризуйте методы наблюдения за трудовой деятельостью работников: - метод микроэлементного анализа; - метод одномоментых наблюдений; - метод бенчмарктинга; - хронометраж; - фотография рабочего дня. Укажите сферы производства или стадии технологического цикла. в которых применяются данные методы. Приведите примеры применения даных методов.
Кейс: Взаимосвязь уровня производительности труда и себестоимости товара. Линейный менеджер руководит бригадой из 5 человек. Средняя производительность труда в час каждого работника в течение 8-часовой рабочей смены представлена в таблице (табл. 6). Тем самым, средняя производительность труда в час в бригаде составляет 4 единицы.
Оплата труда осуществляется по затратному принципу (затратам трудовых усилий), а не в соответствии с фактической эффективностью этого труда на рабочем месте, что влияет на рост себестоимости товара, которая также осуществляется по затратному принципу. Известно, что при снижении трудовых издержек на 20% себестоимость товара снизится на 25%, что приведет к росту спроса на данный товар на 15%. Цель кейса: сформировать инструментарий повышения производительности труда в бригаде, для чего необходимо распределить роли в команде студентов, проанализировать факторы роста эффективости труда и назначить экспертов по оптимизации производства, оценивающих результат действий линейного менеджера. Основная литература: 1. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010. – 512 с. 2. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363 с. 3. Куликов А. Инерция мышления – наш главый тормоз // Управление персоналом. – 2014. - №7 (329). – с. 7-22. 4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – 496 с. Дополнительная литература 1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному.– М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с. 2. Самылин А.И. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2013. – 413 с. СЕМИНАР 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (2 часа) Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия качества продукции. Рассмотреть процесс проектировки и внедрения продукта в производство. Основные стадии деятельности по проектированию продукта. Определение потребностей рынка в продукте, определение номенклатуры выпускаемой продукции. Разнообразие и стандартизация производства. Изучить принципы определения уровня качества и надежности выпускаемой продукции. Принципы стоимостного анализа, методы стоимостного инжиниринга. Основные этапы стоимостного анализа. Вопросы для обсуждения: 1. Качество продукции, показатели и оценка его уровня. Сертификация продукции. 2. Качество и конкурентоспособность продукции. 3. Международная стандартизация. 4. Концепция всеобщего управления качеством – Total quality management (TQM). 5. Система управления качеством продукции. 6. Принципы определения уровня качества и надежности выпускаемой продукции 7. Организация технического контроля на предприятии. Учёт и анализ брака. 8. Текущий и стратегический контроль качества продукции.
Практичсекие задания: 1) Перечислите показатели качества продукции. 2) 9 инструментов качества включают …. Установите соответствие между названием инструмента качества и его содержанием (табл. 7) (.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер. 2011. – с. 199).
Основная литература: 1. Ильдеменов С. В., Лобов С. В. Операционный менеджмент. М, Инфра-М, 2009. – 363
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.014 с.) |