Система:понятие, основные характеристики 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система:понятие, основные характеристики



Система:понятие, основные характеристики

Система(гр. systema (целое) составленное из частей;совокупность элементов, образующих одно целое.

Система состоит из:

ü элементов – это некоторая неделимая часть системы;

ü связей – нечто связывающее элементы.

Системообразующий элемент – элемент, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом. В управленческой деятельности таким элементом являются цели менеджмента.

Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.

Величина определяется:

ü количеством элементов, составляющих систему;

ü количеством взаимосвязей между элементами системы;

ü количеством степеней свободы элементов системы.

Сложность системы – понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система – это большая система, но не наоборот. Выделяют: Сложные,Ультрасложные ,Суперсложные

Системный подход – общепризнанный методологический метод формирования, изучения и преобразования объектов различной природы. Практическое использование его в менеджменте основано на следующих главных положениях.

Возникновение общей теории систем берет начало с попытки экономиста К.Боулдинга и биолога Л. фон Берталанфи классифицировать физические, биологические и социальные системы в зависимости от их сложности.

Согласно системному подходу системы бывают:

Открытые – это системы, которые осуществляют процесс обмена с внешней средой (веществом, энергией, ресурсами);

Закрытыми – системы, которые не обмениваются с внешней средой. Эти системы погибают.

Любая система характеризуется входом и выходом:

вход – это совокупность вещественных, энергетических, информационных потоков из внешней среды в систему;

выход – это совокупность вещественных, энергетических, информационных потоков из системы во внешнюю среду.

Информация предается по каналам прямой и обратной связи

Система характеризуется структурой, т.е. ее составом как единым целым, определенными параметрами. Значения параметров в рассматриваемый момент времени характеризуют состояние системы. Система функционирует в окружающей сфере, которая создает внешние условия деятельности системы. Самая характерная черта системы – свойство целостности. Любой предмет можно рассматривать как систему, т.е. целое, составленное из частей

Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

Понятие социально-экономической системы,ее основные признаки

Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы являются социально-экономическими.Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

Основные свойства социально-экономической системы

1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.

2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика Беларуси, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы.

3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

3.Организация как социально-экономическая система,ее основные признаки.

Система - совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.

Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соц. и экон. институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическая система — это открытая система.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Основными системными принципами являются: • целостность; • структурность; • взаимозависимость структуры и среды; • иерархичность Множественность описания каждой системы.

Каждая социально-экономическая система, состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем — управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления).

 

Методы науки управления организацией.

Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод

Метод – система способов и приемов того или иного вида дея-тельности. Это логическая организация деятельности. Методы науки управления: системный; комплексный; ситуационный; моделирование; математические (экономико-математические); эксперимент; социологические.

Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.

Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:

- Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;

- Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;

- Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.

- Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)

- Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.

- Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.

- Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.

Ответственность акционеров.

Акционеры не отвечают по обязательствам ЗАО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Исключение: если экономическая несостоятельность (банкротство) ЗАО вызвана его акционерами или другими лицами, в том числе руководителем ЗАО либо лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган ЗАО, имеющими право давать обязательные для ЗАО указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, на таких лиц при недостаточности имущества ЗАО возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.

Учредитель.

Унитарное предприятие может быть создано только одним учредителем – физическим или юридическим лицом (как национальным так и иностранным инвестором)

Уставный фонд. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия не определен законодательством и может быть установлен по решению его учредителя. До государственной регистрации унитарного предприятия уставный фонд должен быть оплачен в полном объеме. Вкладом учредителя в уставный фонд могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.

4. Учредительные документы. Учредительным документом частного унитарного предприятия является его Устав, утвержденный учредителем.

5. Ответственность учредителя .Собственник имущества частного унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия.Исключение: Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

6. Ответственность унитарного предприятия.Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.

7. Руководитель.Руководителем унитарного предприятия является (генеральный) директор, назначаемый учредителем.

Виртуальные организации.

Виртуальную организацию можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе. В некоторых работах виртуальные организации или предприятия обозначают и другими терминами: «сетевые организации»

Виртуальная организация — это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности.

Виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после.

С маркетинговой точки зрения цель виртуальной организации - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше, чем у потенциальных конкурентов.

С практической точки зрения, обычной организации, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальная организация ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности.

Выделяются два главных класса виртуальных организаций: виртуальные корпорации и виртуальные товарищества (партнерства).

Виртуальная корпорация представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:

1) привлечению капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции;

2) распределению риска в инвестиционных проектах.

Основная внешнеэкономическая цель создания виртуальной корпорации - объединение ключевых технологий и опыта партнеров разных стран для проведения более эффективных действий на мировом рынке. Виртуальная корпорация характеризуется определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованного механизма управления (делегированием полномочий). Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности[9]. Нередко виртуальная корпорация формируется в виде материнской виртуальной организации с сетью дочерних виртуальных филиалов, отделений и т.п.

Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно - интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.

Следует отметить, что по своему содержанию понятие виртуального товарищества достаточно близко к представлениям о виртуальной рабочей группе. В данном случае каждый партнер, в той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты работы, причем потеря партнера означает распад виртуальной организации.

В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.

Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.

Виртуальный картель - это компьютерно - интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.

Виртуальный синдикат представляет собой разновидность виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукции участников виртуального объединения. Цель вступления в виртуальный синдикат - получить выигрыш от централизации сбыта. Синдикаты обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией.

13.Организации с “внутренними рынками”

В настоящее время многие организации преобразованы в группы малого бизнеса, которые действуют как отдельные фирмы по своему усмотрению. Эти предпринимательские экономические структуры и организации принято рассматривать как «внутренние рынки».

Формирование и функционирование организаций с «внутренними рынками» базируется на ряде принципов.

1. Преобразование иерархии во внутренние предпринимательские подразделения. Все производственные и другие подразделения преобразуются в автономные «внутренние предприятия», становясь не только ответственными за результаты деятельности, но и принимая на себя управление производством.

2. Создание экономической инфраструктуры. Специалисты создают и регулируют инфраструктуру «организационной экономики», создавая общие системы отчетности, коммуникаций и стимулов, разрабатывая управленческую политику, формируя предпринимательскую культуру и т. д.

3. Целенаправленное стимулирование синергии. «Внутренняя экономика» – это общность предприятий, заинтересованных в синергии, которая достигается за счет кооперации, совместного использования технологий, взаимного участия в решении проблем партнеров. Исполнительные директора компаний обеспечивают регулирование «внутреннего рынка», направляя и поощряя развитие разнообразных стратегий.

4. Все подразделения ответственны за результаты, поощряется творческое предпринимательство. Деятельность фирмы оценивается исходя из интересов потребителя, качества продукции и других показателей, обеспечивающих баланс. Руководители компании отвечают за денежное вознаграждение персонала, планирование выпуска акций, распределение бюджета, к каждому подразделению они относятся как к небольшой отдельной компании, которая самостоятельно управляет своей деятельностью и распоряжается ресурсами.

5. Вспомогательные функциональные подразделения являются коммерческими центрами, продающими свои услуги другим подразделениям фирмы или внешним заказчикам. Региональные коммерческие центры размещают продукцию и услуги компании заказчикам своего региона. Сеть деловых взаимоотношений, сформировавшаяся в результате взаимодействия всех функциональных и региональных подразделений, составляет «внутреннюю рыночную экономику».

В организации с «внутренним рынком» каждое подразделение выступает как отдельное предприятие в общей системе управления, а исполнительные директора компаний управляют «внутренним рынком», создавая экономическую инфраструктуру, проводя политику координации и регулирования, решая важные проблемы, распространяя необходимые знания, поощряя корпоративную стратегию. Все это ведет к синергии и увеличению добавленной стоимости.

«Внутренний рынок» оказывается эффективным при проведении различных форм реструктуризации компании и управлении организационными сетями. Новые организационные структуры работают лучше, если они возникают на добровольной основе из автономных подразделений. Менеджеры, относящиеся к подразделениям как к «внутренним предприятиям», достигают высоких результатов деятельности.

Преобразование организаций во «внутренние рыночные системы» вызывает глубокие организационные и социальные перемены, это может восприниматься как корпоративная перестройка.

 

Сетевые организации

Сетевые организации представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов.

Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для ее неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.

Существуют следующие формы сетевых организаций.

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этой форме работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля.

2. Сетевая организация в районах с малыми производственными фирмами. Эта форма сетевой организации охватывает промышленные районы или фирмы.

3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. К таким сетевым организациям относятся коммерческие объединения и системы кооперационных связей между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками.

4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентные преимущества в глобальном масштабе.

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков:

1) сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи, тогда как фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг;

2) сетевые организации полагаются на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов;

3) сетевые организации предполагают действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Такое активное добровольное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств;

4) в ряде отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Сетевые организации, обладая чертами, отличающими их от других организационных форм, включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм.

Сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации.

Обучающиеся организации

Организационное обучение – это непрерывный источник создания конкурентоспособных преимуществ компаний, их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Его основной идеей является организация групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна – решить проблему или выполнить проект; другая – учиться в процессе выполнения задач, сделать полученные знания достоянием всех участников, представить полученный материал руководству для последующего использования.

Теорией организационного обучения предложено пять условий, овладение которыми призвано преодолеть недостатки в стереотипах мышления, знаниях и умениях персонала.

1. Системное мышление. Системное мышление является концептуальной структурой, охватывающей объем знаний и технологий, познанных в течение целого ряда лет. Эти знания должны составить целостное представление о процессах и явлениях, понять, как их изменить наиболее эффективно.

2. Личное мастерство. Оно предполагает определенный уровень профессионализма. Интересы повышения уровня личного мастерства стимулируют постоянное углубление личного видения, сосредоточенности усилий, развитие терпения и объективного понимания реальности.

3. Ментальная модель. Это укоренившиеся в сознании понятия, обобщения и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем. Работа с ментальными моделями начинается с воссоздания внутренних картин мира, их тщательного и внимательного изучения.

4. Создание общего видения. Часто общее видение организации связывается с харизмой ее лидера или с каким-либо кризисом, который мобилизует каждого работника. Но большая часть работников склонна следовать возвышенной цели не только во время кризиса, но и во все другие времена. Практика общего видения включает умение воспроизводить общие «картины будущего», которые укрепляют участие работников в процессе.

5. Групповое обучение. Когда группы обучаются, они не только показывают чрезвычайно высокие результаты, но и отдельные индивидуумы развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации. Дисциплина группового обучения начинается с диалога, с проявления способностей членов команды войти в состояние совместного мышления. Групповое обучение является жизненно важным, поскольку именно группы, а не отдельные личности являются основной обучающейся единицей в современных организациях.

Все обучающие технологии могут использоваться более чем для одной цели. В результате исследований выявлены четыре категории обучающих способов: 1) используемые при стратегии «подготовки соглашений»; 2) используемые для «выработки стратегий будущего»; 3) используемые как для «подготовки соглашений», так и для «выработки стратегий будущего»; 4) применяемые для всех стратегий.

Современным организациям требуются гораздо более высокий уровень творческого планирования, действенные и полезные знания о новой продукции и новых процессах, повышение степени согласования совместных действий с долгосрочными обязательствами и понимание необходимости решения сложных проблем.

Для этого необходимы подготовленные работники, высказывающие свое мнение, ценящие знания и наилучшие решения, стремящиеся объединить свои усилия для общей творческой работы.

Под структурой управления или организационной структурой управления (ОСУ) понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Основные элементы : функции, звенья, ступени (уровни), отношения и связи между органами и внутри органов управления. Связи: горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.В структуре управления - линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу реализации управленческих решений и движения информации между линейными руководителями. Природа функциональных связей - совещательная, и реализуется посредством этих связей информационное обеспечение координации.

В современной теории организации выделяются два типа управления организациями: иерархический и органический. Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей:

1. Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. (в небольших организациях )

2. Функциональная структура.Особенность заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям, формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

3. Линейно-функциональная структура - ступенчато-иерархическая. В этом случае линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные подразделения

4. Дивизиональная структура. Ключевые фигуры в управлении организациями - управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, по ориентации на те или иные группы потребителей, по обслуживаемым территориям.

5. Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

6. Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ.

Органические структурыуправления организациями. (возникли как антипод бюрократической организации) Предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. ( тип находится лишь в начальной фазе своего развития). Разновидностями структур этого типа: Матричная структура управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний. Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектовю. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Основу бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства, давно известная и во всем мире, и в нашей стране.

Требования, предъявляемые к целям организации

Для того чтобы цели могли быть реализованы, они должны отвечать следующим требованиям:

Во-первых, цели должны быть достижимыми, т.е. реальными и реализуемыми, в них присутствует количественная определенность. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации. В качестве иллюстрации можно привести маркетинговые цели: «увеличить долю рынка на *% в течении * лет», « продать * количество единиц товара в течении года», и т.д.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута.

В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, следовательно, знать, что их ожидает впереди.

В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

В-шестых, Цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

Понятие и этапы контроля

Контроль - Цели контроля: а) выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; б) обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектом контроля являются: средства и предметы труда; персонал; производственные и управленческие процессы.

Для осуществления контроля необходимо:

1) наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;

2) наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы; и самый несчастный руководитель - это тот, который знает, что в его организации или подразделении что-то происходит не так, как надо, но не знает, кто за это несет ответственность.

Процесс контроля имеет следующие этапы.

1. Установление нормативов, которые: а) можно рассматривать как критерии эффективности деятельности; б) как определенные планом результаты, характеризующие деятельность на каждом этапе достижения цели.

Нормативы д. удовлетворять сл требованиям: 1) возможность проверки; 2) измеримость.

2. Определение эффективности деятельности путем сопоставления нормативов с действительностью. При этом следует учитывать, что чем дальше от непосредственного производственного процесса находится исполнитель, тем труднее установить нормативы его деятельности и тем труднее, а зачастую и нужнее, эту деятельность контролировать.

3. Корректировка отклонений от планов и нормативов, которая может осуществляться путем: а) пересмотра или модификации целей и планов; б) перераспределения или уточнения заданий; в) выделения дополнительного персонала или других ресурсов; г) совершенствования систем подбора, стимулирования и обучения кадров; д) увольнения сотрудника.

Выделяют три основных вида управленческого контроля: предвар.; текущ. (операт.); заключит.

Предварительный контроль осущ до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью является определение оптимальности разработанных планов путем моде-ния буд деят-сти.

Текущий контроль осущ-ся от начала деят-сти до момента получения рез-та. Его цель - вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

Заключительный контроль осущ-ся после выполнения какой-либо программы. Его цель - получение инф-ции о деят-сти работников, кот необходимо поощрить за достигнутые результаты.

 

Анализ инвестиций

Методы анализа инвестиций могут быть разделены на статические и динамические. Статические методы отличаются от динамических тем, что они не учитывают инфляционных процессов. В сл-вие этого, стат методы являются более простыми и дешевыми, но с их помощью можно анализировать только краткосрочные проекты.

Как среди статических, так и среди динамических методов можно выделить:

· методы сравнения издержек;

· методы сравнения прибылей;

· методы сравнения рентабельностей;

· методы сравнения амортизации.

 

Понятие стиля руководства

Стиль руководства -совокупность методов, приемов и действий, наибо





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.011 с.)