Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика предприятия: конспект лекций↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономика предприятия: конспект лекций Оглавление
ЛЕКЦИЯ 1. Предприятие, его сущность, виды, функции 1. Классификация предприятий 2. Структура и инфраструктура предприятий 3. Внутренняя и внешняя среда предприятия 4. Организация производственного процесса на предприятии 5. Предпринимательские права и обязанности предприятия 6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ 7. Коммерческие и некоммерческие организации 8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие 9. Предпринимательские ассоциации и союзы ЛЕКЦИЯ 2. Основные фонды предприятия 1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия 2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования 3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация 4. Эффективность использования основного капитала ЛЕКЦИЯ 3. Оборотные средства предприятия 1. Сущность и структура оборотного капитала 2. Источники формирования оборотного капитала 3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств 4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам 5. Использование отходов производства ЛЕКЦИЯ 4. Персонал предприятия 1. Трудовые ресурсы 2. Рабочая сила в производстве. Структура рабочей силы 3. Рынок труда 4. Государственное регулирование рынка труда 5. Наем рабочей силы 6. Производительность труда 7. Организация, нормирование и оплата труда 8. Мотивация труда ЛЕКЦИЯ 5. Имущество и прибыль предприятия 1. Уставный капитал и имущество предприятий 2. Финансовые ресурсы предприятия 3. Доходы и расходы предприятия 5. Сущность прибыли, ее структура 6. Источники формирования и направления использования прибыли ЛЕКЦИЯ 6. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост 1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки 2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы 3. Качество, стандарты качества ЛЕКЦИЯ 1. Предприятие, его сущность, виды, функции Классификация предприятий Существует несколько видов классификаций предпринимательства. Основными признаками классификации предприятий являются: 1) отраслевая и предметная специализация; 2) структура производства; 3) размер предприятия. Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на: 1) промышленные; 2) сельскохозяйственные; 3) предприятия транспорта, связи, строительства. Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на: 1) узкоспециализированные; 2) многопрофильные; 3) комбинированные. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид. Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления. Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели: 1) численность работающих; 2) стоимость выпущенной продукции; 3) стоимость основных производственных фондов. Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики. К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек. При этом к среднегодовой численности работников добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия. Эти критерии (с учетом мировой практики) являются условными критериями деления предприятий по размеру. По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы. По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности. По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д. По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды: 1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи; 2) коллективное предприятие. По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия. По уровню специализации предприятия делятся на: 1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции; 2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции; 3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями. По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные. По характеру деятельности предприятия бывают: 1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность); 2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом. ЛЕКЦИЯ 2. Основные фонды предприятия ЛЕКЦИЯ 3. Оборотные средства предприятия ЛЕКЦИЯ 4. Персонал предприятия Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы – главный ресурс, от качества и эффективности которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда, переобучения, уволиться по собственному желанию. Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу. Трудовые ресурсы могут организовываться в профсоюзы и выступать в качестве субъекта переговоров с администрацией об условиях труда и оплаты при заключении коллективных договоров на предприятии. Количественная характеристика трудовых ресурсов предприятия измеряется списочной, явочной и среднесписочной численностью работников. Списочная численность работников предприятия – численность работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность – количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.). Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12). Кроме численности работников, количественная характеристика может быть представлена фондом ресурсов труда Фрт в человекоднях или человекочасах, который определяется умножением среднесписочной численности работников Чсп на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах Трв: Фрт = Чсп ×Трв. Качественная характеристика трудовых ресурсов определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых им работ. Качественные характеристики трудовых ресурсов оценить значительно сложнее. Существует основной круг параметров или характеристик, определяющих качество трудовых ресурсов, – сложность труда, квалификация работника, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж, личностные (дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность), организационно-технические (привлекательность труда, его техническое оснащение, уровень технологической организации производства, рациональная организация труда) и социально-культурные (коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие). Рынок труда Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности. Элементы структуры рынка труда: 1) государственная политика в области занятости и безработицы; система подготовки кадров; система найма, контрактная система; 2) фонд поддержки безработных; система переподготовки и переквалификации; биржи труда; 3) правовое регулирование занятости. На рынке труда встречаются продавец и покупатель. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых работников. Он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. Национальный рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. На рынке труда реализуется возможность: 1) свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); 2) найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; 3) независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами; 4) свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты. Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание. Конечные цели рынка труда: 1) удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; 2) достижение максимально полной и минимально прерывной занятости с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т. п. Наем рабочей силы Наем работников осуществляется для вновь созданных предприятий и их внутренних подразделений, отделов и служб, а также на действующих предприятиях в случае расширения объема выпускаемой продукции или выполняемых работ и на замену выбывших по различным причинам и основаниям. Наем квалифицированной рабочей силы часто оказывается дорогостоящей задачей, затраты на решение которой можно уменьшить, используя наиболее рациональные процедуры приема (найма) работников. Наем работников может осуществляться из внутренних и внешних источников на вновь создаваемые или освобождающиеся рабочие места – вакансии. Наем работников из внешних источников – это прием людей, ранее не работавших на данном предприятии, – население страны, региона или города. Они могут быть привлечены на работу путем приглашения их из службы занятости (безработные) или путем перехода с одного предприятия на другое в случае более привлекательных условий на последнем. Могут также приглашаться выпускники соответствующих учебных заведений. Заполнение вакансий за счет внутренних источников – это движение кадров внутри предприятия. Таким образом, отделу кадров целесообразно установить контакты с биржами труда, центрами трудоустройства, школами, колледжами, высшими и средними специальными учебными заведениями, негосударственными агентствами по трудоустройству. Эффективными способами найма рабочей силы являются рассылка рекламных объявлений, контакты с кадровыми службами сходных организаций. В процессе выбора работника из всех остальных кандидатов используются анкетирование, собеседование, тестирование и другие процедуры. При поступлении на работу работодатель и рабочий заключают трудовой договор (контракт). Контракт – коммерческий договор по поводу купли-продажи рабочей силы и ее использования. Контракт позволяет индивидуализировать трудовые условия с учетом особенностей квалификации работника, его деловых качеств, специфики выполнения работы. В нем характеризуются все этапы выполнения работы, деятельности, права и обязанности работника и работодателя. Контракт четко определяет предмет договора, условия об оплате и др. В контракте четко определяются права и обязанности сторон, основные и дополнительные условия, социальные гарантии. Контракт может заключаться как со штатными работниками, так и с теми, для кого контракт является видом оформления трудовой деятельности. Могут быть заключены параллельные контракты с несколькими работниками. Один человек может работать сразу по нескольким контрактам. В контракте указываются срок, на который он заключается, размеры и источник отчислений на страхование. Принципиальное отличие трудового договора от контракта в том, что он заключается на гораздо больший срок, возможно заключение бессрочного трудового договора. Идея контракта имеет право на жизнь и вполне плодотворна, но только не для всех категорий работников. Производительность труда Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Она определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, которые можно рассчитать по следующим формулам: В = q / Чсп, Тр = Т / q, где q – объем произведенной продукции (выполненных работ) в натуральных единицах измерения; Чсп – среднесписочная численность рабочих, чел.; Т – время, затраченное на производство всей продукции. Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. На предприятиях в зависимости от единиц измерения объема производства (q) различают три метода определения выработки: натуральный, стоимостный, нормированного рабочего времени. Наиболее наглядно производительность труда характеризуется показателем выработки в натуральном выражении (в тоннах, метрах и т. п.). Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка может быть выражена в условно-натуральных единицах. Натуральные показатели наиболее объективно отражают производительность труда (выработку). В стоимостном выражении выработку можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции. На рабочих местах, где производится разнородная и незавершенная продукция, которую невозможно измерить ни в натуральных, ни в стоимостных единицах, показатель выработки определяется в нормочасах. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человекочас (часовая выработка), человекодень (дневная), на одного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная, месячная). Трудоемкость – затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг. Показатель трудоемкости имеет некоторые преимущества перед показателем выработки: 1) он отражает прямую связь между объемом производства и трудозатратами; 2) применение показателя трудоемкости позволяет увязать проблему измерения производительности труда с факторами и резервами ее роста; 3) позволяет сопоставлять затраты труда на одинаковые изделия в разных цехах и участках предприятия. Технологическая трудоемкость отражает все затраты труда основных рабочих-сдельщиков. Производственная трудоемкость включает все затраты труда основных и вспомогательных рабочих. Полная трудоемкость отражает затраты труда всех категорий персонала предприятия. Факторы изменения производительности труда: 1) изменение технического уровня производства; 2) совершенствование управления, организации производства и труда; 3) изменение объема и структуры производства и др. Резервы увеличения производительности: 1) снижение трудоемкости продукции; 2) улучшение использования рабочего времени; 3) резервы улучшения структуры, повышения компетенции кадров, лучшего использования рабочей силы; 4) экономия материальных ресурсов, ликвидация брака. Мотивация труда Мотивация труда – одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. Стимул – материальная награда определенной формы, например заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желанием, влечением, ориентацией, внутренними целевыми установками. Иерархия потребностей по А. Маслоу (от наиболее важных к наименее): 1) физиологические потребности (в пище, жилище, тепле и т. д.); 2) потребность в безопасности (в защите и порядке); 3) социальные потребности (потребности входить в какую-либо группу, поддерживать с членами этой группы дружеские отношения и др.); 4) потребность в уважении (потребность в самоуважении и уважении других людей, престиже, славе и др.); 5) потребность в самовыражении (потребность полностью развить свой творческий потенциал в работе, образовании и воспитании детей и т. п.). Существуют и другие, достаточно распространенные классификации потребностей работников, например разделение их на материальные, духовные, социальные. Наиболее эффективными стимулирующими факторами являются соответствие выполняемой работы потребностям человека в самоутверждении как личности и возможность самовыражения. Основные формы мотивации работников предприятия: 1) заработная плата – оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде. Существуют различные премии и доплаты; 2) система внутрифирменных льгот работникам: субсидированное и льготное питание, продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой, оплата расходов на проезд до места работы и обратно, предоставление своим работникам ссуд (беспроцентных или под низкий процент), предоставление права пользования транспортом фирмы, страхование здоровья работников за счет предприятия, эффективное премирование, доплаты за стаж; 3) нематериальные льготы: предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска за достижения в работе, более ранний или поздний выход на пенсию; 4) повышение содержательности труда, самостоятельности, ответственности работника, привлечение его к управлению предприятием; 5) создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива, моральное поощрение работников; 6) продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации. Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повышать его конкурентоспособность на рынке.
Экономика предприятия: конспект лекций Оглавление
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.012 с.) |