Кафедра Экономической теории и мировой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Экономической теории и мировой экономики



Кафедра Экономической теории и мировой экономики

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета Экономики и управления

___________________ /Васильев А.И.

Рабочая программа дисциплины

«Международная экономическая безопасность»

Направление подготовки: Экономика

Профиль подготовки: все профили

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Обсуждено

на заседании кафедры

Экономической теории и

Мировой экономики

«___» июня 2014 г.

Протокол № 5

Зав. кафедрой _________/Пашковская М.В.

Составитель программы:

Господарик Ю.П., к.и.н., с.н.с.,

YuGospodarik@mfpa.ru

Москва

Содержание

I. Аннотация к дисциплине……………………………………………………………………...3

II. Планируемые рузультаты обучения………………………………………………………. 5

III. Тематический план………………………………………………………………………… 7

IV. Содержание дисциплины………………………………………………………………….. 8

V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………...14

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение………………………….. 19

Основная литература: 19

Дополнительная литература: 17

Интернет-ресурсы: 19

VII. Материально-техническое обеспечение……………………………………………...20

VIII.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся………………………………………………………………….. 21

 


 

I. Аннотация к дисциплине

Рабочая программа дисциплины «Международная экономическая безопасность» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Изучение дисциплины «Международная экономическая безопасность» ориентировано на формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков стратегии и тактики обеспечения государственной и международной экономической безопасности. Обучающиеся должны знать виды экономических угроз и уметь количественно обосновать пороговые значения экономической безопасности, методику разработки стратегии экономической безопасности, механизм выхода в безопасную зону развития.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Настоящая дисциплина включена в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению «Экономика», входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Для изучения дисциплины требуются знания и навыки обучающихся по курсам «Основы бизнеса», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Знания по дисциплине «Международная экономическая безопасность» могут использоваться в курсе «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», в профессиональной деятельности экономиста на уровне фирмы, в органах государственного и муниципального управления, в международных экономических организациях.

Дисциплина изучается на 3 курсе в 6 семестре.


Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины «Международная экономическая безопасность» является формирование у обучающихся:

¨ углубленных знаний о системе международной экономической безопасности;

¨ знаний принципов, форм и методов построения систем международной и внешнеэкономической безопасности;

¨ навыков определения путей, форм и методов решения глобальных проблем человечества для обеспечения международной и внешнеэкономической безопасности.

 

Задачи дисциплины «Международная экономическая безопасность»:

· дать характеристику национальной экономической безопасности, национальных интересов, международной экономической безопасности, внешнеэкономических угроз и других основных категорий, описывающих проблематику учебной дисциплины;

· познакомить обучающихся со стратегией и тактикой обеспечения международной экономической безопасности отдельной страны, накопленным в этой области опытом, основными проблемами;

· раскрыть основные методы выявления долгосрочных, среднесрочных и оперативных внешнеэкономических угроз, в том числе – использование различных моделей и альтернативных “сценариев”;

· проанализировать основные внешние угрозы для экономической безопасности России и их носителей, возможные варианты нейтрализации угроз, стратегии и тактики достижения национальных целей;

· исследовать вопрос о возможных целях международной экономической безопасности России и путях достижения этих целей.

II. Планируемые результаты обучения

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК), предусмотренных ООП ВО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»).

Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК-4 Знать: основные категории и понятия курса   Уметь: · самостоятельно прорабатывать лекционный материал, учебники, учебные пособия, научную литературу, периодическую печать, ресурсы Интернет, структурировать учебный материал, выполнять письменные и устные задания. · готовить презентации к докладу и свободно излагать подготовленное сообщение.   Владеть: · навыками подготовки отчета по кейсу, навыками изложения и аргументирования своей точки зрения; · навыками сбора, анализа, систематизации, оценки и представления информации. Лекция Самостоятельная работа Работа с учебно-методической литературой Семинары Ситуационный практикум Практикум по решению задач Тестирование
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-13 Знать: способы, средства и методы получения, хранения и переработки экономической информации, в т.ч. с использованием компьютера   Уметь: · оперативно находить, анализировать и обобщать экономическую информацию по проблемам учебной дисциплины в Интернет. · использовать актуальную информацию Интернет при подготовке к семинарам и практическим занятиям.   Владеть: · навыками сбора, анализа, систематизации, оценки и представления экономической информации в глобальных компьютерных сетях. Лекция Самостоятельная работа Работа с учебно-методической литературой Семинары Ситуационный практикум Практикум по решению задач Тестирование  
Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей   ПК-8 Знать: · современные концепции и доктрины национальной безопасности, принципы построения международной системы МЭБ; · механизмы обеспечения международной и внешнеэкономической безопасности; · общие закономерности и национальные особенности обеспечения внешнеэкономической безопасности различных стран мира; · основные направления теоретических и эмпирических исследований по проблемам международной экономической безопасности; закономерности формирования национальных экономических интересов, их конфликта на международной арене; · пороговые значения (допустимые, критические и недопустимые) уровни экономической зависимости страны; · формы и виды взаимосвязей стран в условиях глобализации; · основные виды киберугроз экономической безопасности; · сущность и пути решения сырьевой, экологической, демографической и продовольственной проблем человечества; · сущность и пути международной борьбы с теневой экономикой и коррупцией как главными угрозами МЭБ; · пути, формы и методы борьбы с криминализацией экономики;   Уметь:
  • находить отечественные и зарубежные источники статистических данных,
  • выбирать и интерпретировать полученную информацию
  • определять тенденции динамики анализируемых показателей
  • оценивать эффективность путей, форм и методов преодоления кризисных явлений в международных валютно-финансовых отношениях с точки зрения обеспечения международной экономической безопасности
  Владеть: методикой анализа и выявления особенности национальных подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности различных стран мира и разработки комплексов мер обеспечения международной и внешнеэкономической безопасности
Лекция Самостоятельная работа Работа с учебно-методической литературой Ситуационный практикум Семинар    
Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ПК -9 Знать: информационные источники отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах в сфере экономической безопасности Уметь:  
  • находить отечественные и зарубежные источники статистических данных,
  • выбирать и интерпретировать полученную информацию
  • определять тенденции динамики анализируемых показателей
  Владеть: способами оценки эффективности путей, форм и методов преодоления кризисных явлений в международных экономических отношениях с точки зрения обеспечения международной экономической безопасности
Лекция Самостоятельная работа Работа с учебно-методической литературой и информационными источниками Ситуационный практикум Семинары    
Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ПК-10 Знать: формы и методы поиска актуальной социально-экономической информации по МЭБ с использованием средств ИКТ. Уметь: использовать средства ИКТ для поиска, анализа, обобщения информации по МЭБ и подготовки собственных представлений полученных результатов.   Владеть: Методиками использования ИКТ дляразработки комплексов мер обеспечения международной и внешнеэкономической безопасности и декриминализации мировой экономики. Лекция Самостоятельная работа Работа с учебно-методической литературой и информационными источниками Ситуационный практикум Семинары Практикум по решению задач  

 

 

III. Тематический план

__________________________________

профиль подготовки

Наименование тем Коды формироуемых компетенций Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах) Форма ТКУ[1] Форма ПА[2]
Лекции Самостоятельная работа Активные и интерактивные занятия
Семинары Мастер-класс Ситуационный (кейс-стадии) Практикум по решению задач Лабораторный практикум тренинг Дидактическая игра
Очная форма
Тема 1. Понятие международной экономической безопасности и основные категории курса. ОК-4, ПК-9 ПК-10                   Семинар/
Тема 2. Стратегия и тактика обеспечения внешнеэкономической безопасности. ОК-4, ПК-9 ПК-10                   Семинар/ 10
Тема 3. Взаимозависимость отдельных стран в мировом хозяйстве. ОК-4, ОК-13, ПК-8, ПК-9 ПК-10                   Семинар/ 10 Практикум по решению задач/ 10
Тема 4. Международный опыт и задачи обеспечения экономической безопасности в рамках международного разделения труда и мировой торговли и обмена. ОК-4, ОК-13, ПК-8, ПК-9 ПК-10                   Семинар/ 10
Тема 5. Энергетическая, экологическая, сырьевая, продовольственная и технологическая безопасность мира, его регионов и отдельных стран. ОК-4, ОК-13, ПК-8, ПК-9 ПК-10                   Семинар/ 10
Тема 6. Теневая экономика и коррупция: главные угрозы международной экономической безопасности. ОК-4, ОК-13, ПК-8, ПК-9 ПК-10                   Семинар/ 10 Ситуационный практикум / 10
Тема 7. Криминализация экономики и международная экономическая безопасность. ОК-4, ОК-13, ПК-8, ПК-9 ПК-10                   Семинар/ 10 Тестирование/10
Всего:                     100 баллов
Контроль (экзамен+зачет), час     Зачет
Общая трудоемкость дисциплины (в часах)    
Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)    

IV. Содержание программы

Тема 1. Понятие международной экономической безопасности и основные категории курса.

Современная концепция и доктрины национальной безопасности. Международная экономическая безопасность. Международная интеграция и региональная экономическая безопасность. Предмет изучения международной экономической безопасности.

Задачи обеспечения МЭБ. Принципы построения системы МЭБ на международном, региональном и национальном уровне. Виды международной экономической безопасности.

Формирование концепций и доктрин международной, региональной и национальной экономической безопасности.

Институциональная система МЭБ. Роль и место Организации объединенных наций, ЭКОСОС, ОЭСР, «Большой двадцатки», ФАТФ, других международных экономических организаций в укреплении международной экономической безопасности. Разработка стратегии национальной безопасности РФ.

Внешнеэкономическая безопасность страны. Аспекты международной экономической безопасности: коллективный (групповой) и национальный (государственный). Роль международных институтов в обеспечении коллективной международной экономической безопасности.

Литература к теме 1:

1. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебник. – М.: МФПУ «Синергия», 2012. – С. 139-193, 318-324, 508-523.

2. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В.А. Сенчагова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – С. 13-54, 61-67, 99-106.

3. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 8-29, 31-50, 247-255.

4. Концепция национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утратила силу). – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1.html

5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

6. Экономический и социальный совет ООН. – URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/

 

Тема 2. Стратегия и тактика обеспечения внешнеэкономической безопасности.

Национальные экономические интересы, их конфликт на международной арене. Взаимосвязь моделей социально-экономического развития стран, национальных интересов и национальных целей. Импортозамещение и «мягкая промышленная политика» как способы обеспечения экономической безопасности.

Стратегические цели, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности страны. Экономические, финансовые, политические, информационные, военные, идеологические и другие институты и инструменты обеспечения международной экономической безопасности страны.

Понятие экономической и внешнеэкономической угрозы. Классификации экономических угроз. Формы проявления угроз: риски, кризисная ситуация, кризис, деформационные процессы, экономическая катастрофа.

Виды угроз экономической безопасности. Основные носители угроз национальным экономическим интересам России.

Пороговые значения экономической и внешнеэкономической безопасности страны. Основные факторы повышения уровня внешнеэкономической безопасности.

Международные экономические конфликты. Причины возникновения конфликтов. Формы и виды международных экономических конфликтов. Пути и способы разрешения международных экономических конфликтов.

Литература к теме 2:

1. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебник. – М.: МФПУ «Синергия», 2012. – С. 59-63, 193-217, 508-523.

2. Шкварок В.М. Теоретические основы и классификация угроз экономической безопасности России: автореф…канд. эконом. наук. 08.00.05. – Спб., 2009.

3. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В.А. Сенчагова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – С. 72-91, 705-718.

4. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 43-50, 63-69.

5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

6. Distribution of family income - Gini index // The Wold Factbook /CIA/ - URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2172.html

Тема 3. Взаимозависимость отдельных стран в мировом хозяйстве.

Открытая экономика, ее показатели и задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности. Открытая экономика и РФ.

Глобализация мирохозяйственных связей и рост экономической взаимозависимости отдельных стран в мировом хозяйстве. Новые виды зависимости в условиях глобализации.

Понятие экономической взаимозависимости стран. Двусторонняя, односторонняя и асимметрическая зависимость отдельных стран друг от друга.

Международная экономическая кибербезопасность в условиях глобализации. Киберугрозы. Понятия «киберпреступности» и «кибербезопасности». Виды киберпреступности. Уровни международной кибербезопасности. Экономические кибервойны. Роль государственных учреждений, международных экономических организаций, ТНК в обеспечении международной экономической безопасности в глобальных компьютерных сетях.

Литература к теме 3:

1. Душ Сантуш, Т. Структура зависимости // URL: http://saint-juste.narod.ru/Dos_Santos.html.

2. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации. Основные направления правоохранительного сотрудничества государств: монография. – М.: ИД «Форум», 2013. – С. 301-320.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 131-137.

4. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебник. – М.: МФПУ «Синергия», 2012. – С. 59-73, 107-112.

5. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 43-50.

6. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В.А. Сенчагова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – С. 188-196

 

Тема 4. Международный опыт и задачи обеспечения экономической безопасности в рамках международного разделения труда и мировой торговли и обмена.

Национальный и региональный опыт США, Европейского Союза, России по укреплению экономической безопасности в условиях интеграции и глобализации мирохозяйственных связей. Специфика подходов к экономической безопасности в странах Азии.

Углубление международного разделения труда, специализации и кооперации стран и усиление угроз внешнеэкономической безопасности.

Оценка последствий прямых и портфельных инвестиций в мировой экономике для внешнеэкономической безопасности страны.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности и международная торговля. Либерализация мировой торговли и проблемы международной, региональной и внешнеэкономической безопасности.

Современная валютно-финансовая система и международная экономическая безопасность. Влияние финансовых кризисов на международную валютно-финансовую безопасность.

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:

1. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити-Дана, 2012.

Дополнительная литература.

1. Баканов Д.В. Рост национальной конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности России: автореферат дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2011.

2. Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики: теоретико-методологический подход: автореферат дис.... доктора экономических наук: 08.00.05, 08.00.14. - Москва, Акад. эконом. безопасности МВД РФ, 2011.

3. Богданов С.М. Международная торговля и продовольственная безопасность. - М.: Спутник, 2010.

4. Вепрева А.С. Интеграция России в мировую экономическую систему и ее экономическая безопасность: автореф... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва, Акад. эконом. безопасности МВД РФ, 2010.

5. Головко М.В., Некрасов В.Н. Теневые отношения как форма развития основополагающего противоречия управления/Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 5. – С. 125-132.

6. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. – М.: Финансы и статистика, 2009.

7. Грачев А. Экономическая безопасность. Органы внутренних дел как институт противодействия криминализации экономических отношений. – М.,: МВД, 2011.

8. Кондратьева Е.А. Теневые процессы, коррупция и государственные финансы // Финансовый бизнес. – 2011. – № 3. – С.63-67.

9. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: Учебное пособие. – М.: РАГС, 2010.

10. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. – М.: Юнити-Дана, 2011.

11. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. – М.: Юнити-Дана, 2011

12. Купрещенко Н.П. Теневая экономика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

13. Лалаян Г. Г. Глобализация мировых экономических процессов и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 249-252.

14. Лапина С.Б. Обеспечение экономической безопасности России при вывозе капитала: автореферат дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05]. - Москва, Акад. эконом. безопасности МВД РФ 2011. - 26 с.

15. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

16. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России. Анализ, проблемы и перспективы. – М.: Экономика, 2010.

17. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебник. – М.: МФПУ «Синергия», 2012.

18. Соколов Ю.А. Финансовая безопасность экономических систем. – М.: Анкил, 2010.

19. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

20. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В.А. Сенчагова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

 

 

Адреса Интернет

Всемирная торговая организация (ВТО) http://www.wto.org
ВТО (Россия) http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
Всемирный банк http://www.worldbank.org
Европейский Союз http://www.europa.eu.int
Международный валютный фонд (МВФ) http://www.imf.org
Центр новостей ООН http://www.un.org/russian/news/index.asp
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) http://www.unido.org
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) http://www.oecd.org/
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) http://www.fatf-gafi.org/
Институт финансовой и экономической безопасности http://www.ifes.mephi.ru/podft/mezhdunarodnaya-sistema-podft/fatf
Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) http://www.fedsfm.ru/

 

 

Требования к программному обеспечению.

Специализированное оборудование и специализированное программное обеспечение при изучении дисциплины не используется.

Перечень оценочных средств

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Критерии оценки
1. Итоговое тестирование Тест состоит из 20 заданий с одним вариантом правильного ответа (2 варианта)   Один правильный ответ - 0,5 баллов
2. Ситуационные практикумы 1.Описание реальной ситуации. Вопросы по анализу ситуации 2. Описание реальной ситуации. Вопросы по анализу ситуации, включающие необходимые расчеты. Продолжительность выполнения кейса определяется преподавателем. Оценка отчета по кейсу: «9-10» - работа выполнена в срок, самостоятельно, правильно поняты и использованы соответствующие формулы, использована требуемая информация, правильно выполнены требуемые расчеты, сделаны необходимые выводы, хорошо аргументированы, даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы «6-8» - работа выполнена в срок, самостоятельно, правильно поняты и использованы соответствующие формулы, использована требуемая информация, правильно выполнены требуемые расчеты, необходимые выводы сделаны частично, хорошо аргументированы, даны ответы на все поставленные вопросы «3-5» - работа выполнена в срок, в основном самостоятельно, использованы соответствующие формулы; имеются ошибки в расчетах; необходимые выводы сделаны частично, слабо аргументированы, даны ответы не на все вопросы. «1-2» – обучающийся подготовил работу несамостоятельно или не завершил в срок, требуемые формулы не найдены или не поняты, выводы и ответы на вопросы отсутствуют  
3. Практикум по решению задач/ заданий Задачи по МЭБ ориентированы на активизацию аналитических способностей обучающихся, их готовности к интерпретации получаемой информации и построению логических моделей поведения предприятия, государства, международных организаций для устранения угроз экономической безопасности. Продолжительность выполнения задач определяется преподавателем в зависимости от сложности   Оценка выполнения блока задач: Правильный ответ оценивается 2 баллами. Частично правильный ответ – 1 баллом. Отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
4. Семинар Практическое занятие в форме представления докладов и обсуждения в группе вопросов доклада и семинара. Продолжительность доклада 5-7 мин. Оценки доклада: «7» - доклад выполнен в соответствии с требованиями, 10 правильно оформленных слайдов презентации, грамотное использование экономической терминологии, свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик правильные ответил на все вопросы преподавателя и обучающихся. «5-6» - доклад выполнен в основном соответствии с требованиями,10 не совсем правильно оформленных слайдов презентации, грамотное использование экономической терминологии, в основном свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик частично правильно ответил на все вопросы преподавателя и обучающихся. «3-4» - доклад выполнен в основном в соответствии с требованиями,10 не совсем правильно оформленных слайдов презентации, докладчик был «привязан» к тексту, докладчик испытывал затруднения при ответе на вопросы преподавателя и обучающихся. «1-2» – доклад выполнен не в соответствии с требованиями, 10 не совсем правильно оформленных слайдов презентации, «0» докладчик был «привязан» к тексту, докладчик не смог ответить на вопросы преподавателя и обучающихся. Оценка участия в дискуссии (ответы на вопросы к семинару): «3» - два и более выступлений, ответы построены логично, аргументировано; грамотное использование экономической терминологии; «2» - одно - два выступления, ответы построены в основном логично, в целом аргументировано; грамотное использование экономической терминологии; «1» - одно выступление, ответ в основном логичный, слабо аргументированный; в целом грамотное использование экономической терминологии; «0» - обучаемый не участвовал в дискуссии.
5. Зачет Индивидуальное задание в виде одного теоретического вопроса и одной задачи «зачтено» «90 – 100%» - ответ правильный, логически выстроен, приведены необходимые формулы и графики, использована профессиональная лексика. Задача решена правильно. Обучающийся правильно интерпретирует полученный результат. «80 – 89%»- ответ правильный, логически выстроен, приведены необходимые формулы и графики, использована профессиональная лексика. Ход решения задачи правильный, ответ неверный. Обучающийся в целом правильно интерпретирует полученный результат. «70 – 79 %» - ответ в целом правильный, логически выстроен, приведены не все необходимые формулы и графики, использована профессиональная лексика. Ход решения задачи правильный, ответ неверный. Обучающийся в целом правильно интерпретирует полученный результат. «50 -69 %» - ответ в основном правильный, логически выстроен, приведены не все необходимые формулы и графики, использована профессиональная лексика. Задача решена частично. «незачтено» «менее 50%» - ответ на теоретический вопрос неправильный или неполный, без необходимых формул и графиков. Задача не решена.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Тест [4]

1. Отслеживать потоки капиталов, «утекающих» из России, вменено в обязанность такому федеральному ведомству как:

а) Федеральная служба по финансовым рынкам;

б) Федеральная служба по финансовому мониторингу;

в) Федеральное казначейство;

г) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

 

2. Экономическая безопасность представляет собой:

а) условие экономического развития;

б) цель экономического развития;

в) принцип экономического развития;

г) закон экономического развития.

 

3. Конкурентную среду формируют такие интересы хозяйствующих субъектов как:

а) противостоящие;

б) расходящиеся;

в) совпадающие;

г) параллельные.

4. Демографическая проблема в развивающихся странах обусловлена:

а) высокой рождаемостью и высокой смертностью;

б) низкой рождаемостью и низкой смертностью;

в) высокой рождаемостью и низкой смертностью;

г) низкой рождаемостью и высокой смертностью;

 

5. На проблему долгового кризиса не влияет:

а) размер кредитов;

б) наличие валютных резервов, если социальные и экономические нужды не обеспечены за счет бюджета;

в) размер учетных ставок;

г) структурные сдвиги в мировой торговле.

 

6. Национальная экономическая безопасность – это...

а) формирование самодостаточной экономики, независимой от мирового рынка;

б) защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов;

в) участие в таможенных союзах;

г) преимущественное развитие военно-промышленного комплекса для защиты от внешних угроз.

 

7. Открытость национальной экономики выражается показателем:

а) Объемом национальных инвестиций в национальную экономику

б) Величиной импортной квоты

в) Числом занятых в экспортном производстве

г) Производительностью труда на экспортно-ориентированных предприятиях

 

8. Взаимозависимость национальных экономик означает, что:

а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в другой

б) обязательна координация макроэкономической политики

в) страны участвуют в интеграционных объединениях

г) страны участвуют в международных экономических организациях.

 

9. Главным противоречием, возникающим в процессе глобализации является противоречие между:

а) странами и интеграционными региональными структурами

б) странами с рыночной экономикой и странами с переходной экономикой

в) странами с развитой экономикой и наименее развитыми странами мирового хозяйства

г) ведущими странами мирового хозяйства развивающимися странами

 

10. Дефицит продовольствия испытывают …

а) страны Европы и Средней Азии, некоторые страны Латинской Америки;

б) развивающиеся страны (в Африке – южнее Сахары);

в) Западная и Северная Европа, Северная Америка, Австралия и Япония;

г) Восточная Европа, СНГ и Прибалтика, Индия, Египет, Индонезия

 

11. Наиболее значительной тенденцией второй половины XX – начала XXI вв. является …

а) демографический взрыв в промышленно развитых странах;

б) сокращение численности населения городов в странах «третьего мира»;

в) рост населения городов в странах «третьего мира»;

г) «старение» населения в странах «третьего мира».

 

12. Безопасным уровнем внешнего долга страны по нормам Европейского союза считается:

а) 20% к ВВП

б) 40% к ВВП

в) 60% к ВВП

г) 80% к ВВП

д) 100% к ВВП

 

13. Понятие «экономическая безопасность» было впервые введено в оборот

а) в Китае

б) в России

в) в США

г) в Германии

д) в Великобритании

 

14. Верным утверждением можно считать заявление о том, что:

а) таможенные тарифы почти всегда улучшают уровень благосостояния страны

б) можно найти приносящий выигрыш уровень тарифа, если страна-производитель товаров может влиять на их мировые цены

в) импортные и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны

г) экспортные пошлины характерны для стран с развитой рыночной экономикой

 

15. Если при режиме фиксированных валютных курсов уровень инфляции в Японии окажется выше, чем в других странах, то:

а) японский экспорт и импорт снизятся

б) японский импорт и экспорт вырастут

в) японский экспорт вырастет, а импорт снизится

г) японский экспорт снизится, а импорт вырастет

 

16. Главным признаком "открытой экономики" является:

а) свобода перемещения капитала и иностранных инвестиций;

б) свобода движения всех факторов производства;

в) повсеместное учреждение свободных экономических зон;

г) благоприятный инвестиционный климат.

 

17. Торговый и политический режим, включенный как основополагающий принцип ВТО, называется...

а) внутренний режим

б) национальный режим

в) режим наибольшего благоприятствования

г) режим свободного предпринимательства

 

18. Мировой кризис внешней задолженности возник потому, что…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.11.93 (0.182 с.)