Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.



Экономический закон – это постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни общества. Как и закон природы, экономические законы носят объективный характер, их существование не зависит от воли и желания людей. Познание ЭЗ позволяет людям эффективно управлять экономикой. Например, закон денежного обращения, закон спроса и закон предложения.

Категории науки – это основные понятия, которые раскрывают содержание предмета науки. Например, товар, рынок, деньги, инфляция.

Многие экономисты проводят чёткую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует своё внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определённых институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

 

3… Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.

Метод науки - принципы, подходы, формы и способы познания предмета данной науки.

Диалектический метод:

• все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;

• развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;

• движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей.

Метод научной абстракции— очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение наиболее существенного, постоянного, типичного Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).

Метод анализа и синтеза — предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, противоречия и намечаются пути их устранения.

Метод индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формулирование гипотез и подтверждение их фактами).

Метод исторического и логического — происхождение явления, этапы и тенденции его развития.

Метод системного подхода – экономический объект рассматривается как система, с выделением причины и следствий, корреляционной зависимости.

Экономическое моделирование – модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.

Функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Например, спрос рассматривается как функция цены.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, математические, сравнительного анализа и т. д.

 

4… Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.

Условные этапы:

I… Древняя Греция – её философия. (Платон, Аристотель…) Период рабовладения. Основная отрасль – сельское хозяйство/аграрное производство. Основной ресурс – земля. Раб – «говорящее орудие труда». Богатство ассоциируется с деньгами. Источник этого богатства – механизм его появления и роста – торговля (сфера обращения и обмена товара). Появляются понятия «торговля», «обмен», «деньги», «цена», «стоимость», «меновая стоимость товара» (Аристотель). Появляется понятие «экономика» (Ксенофон). «Законы ведения домашнего хозяйства» Аристотель.

Потребительская стоимость – это способность товара, вещи или продукта удовлетворять потребности человека. 2-е св-во товара – меновая стоимость товара, т.е. способность товара (цена) обмениваться на другой товар в определённых пропорциях.

II… Школа меркантилизма (итал. merkante – купец) = 16-17 века. Сформировалась в Италии. Наиболее известные имена: William Stattford, Мон-Кретьен, Польбери (Франция), Пасажков (Россия). Период формирования школ меркантилизма – разложение феодальных отношений и зарождения капитализма, «период первоначального накопления капитала» К.Маркса.

Социальная база – купеческий (торговый) класс. Италия à развитие внешней торговли. Ставится вопрос о механизации роста доходов. Богатство общества (государства, нации) – золото, деньги. Источник богатства – внешняя торговля. Приток богатства – за счёт активного торгового баланса (экспорт преобладает над импортом).

Обоснование идеи государственного регулирования внешней торговли и политики протекционизма (политика, ограничения экспорта/импорта à например, введение таможенных пошлин (барьеров) или запретов на ввоз или вывоз отдельных видов продукции à Для защиты от конкуренции зарубежных товаров от национальных производителей.) Затем появилась Free trade.

Приблизительно в 18 веке было введено понятие «политическая экономия» или «политэкономия» -- стало названием науки экономики.

III… Школа физиогратии. В переводе с греческого «гратос» -- власть, «физио» -- природа. Возникла во Франции, в 18в.

Разложение феодальных отношений, формирование буржуазного класса. Основная сфера хозяйства – сельское хозяйство и аграрный сектор экономики. Богатство общества – произведённые товары (продукты).

Источник роста богатства – труд. Использование свободного наёмного труда в сельском хозяйстве (фермерство). От сферы обращения à к сфере производства. à Школа физиогратии à источник богатства ищет не в сфере обращения, а в сфере производства.

 

5… Развитие классической школы экономической науки.

Классическая политическая экономия формируется в Англии – в основном конец 18-го – первая часть 19-го века. Период быстрого развития промышленного капитализма, промышленного производства. Основная промышленная производительная сила – наёмные рабочие. Социальная база (заказчики) – капиталисты. Основные имена: William Pette, Adam Smith, David Rekardo. Богатство общества – созданные в экономике товары, продукты в сфере промышленного производства.

Создание теории трудовой стоимости. В основе стоимости (цены товара) – труд самого работника. à Цена товара зависит от затрат труда. Цена включает в себя затраты не только живого труда (работника), но и затраты прошлого труда (машины, обор….- ср-ва производства) и прибыль, которую должен получить владелец капитала.

Источник роста общественного богатства и механизм его роста связан с ростом производительности труда в обществе, которое обеспечивается за счёт разделения общественного труда.

 

6… Экономические идеи марксизма.

Марксистская политическая экономия — направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.

Товар — некая вещь, которая участвует в обмене. С развитием разделения труда, постепенно предметы начинают производить преимущественно для обмена, а не для личного потребления. Товар становится всеобщей формой производственных отношений, развиваясь и перерастая в капитал — основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства.

Конкретный труд:

► Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью (потребительной стоимостью)

► Отличается от других видов труда, производящих другие вещи и напрямую с ними не сопоставляется

► Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда и правом собственности

► Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них

Абстрактный труд:

► Качественно однородный человеческий труд, обезличенный и сопоставимый с трудом другого человека (усреднённый для текущих условий производства в конкретном обществе)

► Происходит в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы

► Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена, стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы.

Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости — как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда — сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.

Маркс делил прибавочную стоимость на

► абсолютную: создаётся путём удлинения рабочего дня

►относительную: возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени, что приводит к изменению соотношения времени между необходимым и прибавочным трудом в рамках того же самого рабочего дня

 

7… Основные направления современной экономической мысли.

В экономической науке ХХ века можно выделить 3 основных направления развития экономической мысли, которые в овю очередь, включают множество различных школ и теорий:

1…) Кейнсианство (В 60-е гг. à Неокейнсианство. После Великой Депрессии возникло).

(30-е гг. ХХ века) à Джон Кейнс (основтель) à английский экономист à теория регулируемого капитализма.

Главная задача гос-ва – обеспечить нормальный процесс воспроизводства в экономике и роста общественного богатства. (Борьба СС кризисами перепроизводства и безработицей). Механизм рынка по мнению Кейнса несовершенен à гос-во через налоговую политику, инвестиционную должно обеспечить создание новых рабочих мест à сокращение безработицы, и поддержывать высокий платёжеспособный спрос населения, проводить соц. политику (пенсии, пособия по безработице, соц. общ. работы).

2…) Неоклассицическая (неолиберальная).

Приоритет рыночного механизма (конкуренция, своб. рынок, свободное предпринимательство). Государственное регулирование должно быть ограниченным à должно поддерживать соц. равновесие и политическую стабильность. Ограничение социальных программ. Приоритетная поддержка частной инициативы. Идеи проявляются в школе монетаризма. Основатель – Милтон Фридман.

Деньги – основной ресурс экономики. Государство в первую очередь должно обеспечивать нормальное денежное обращение, стабильную денежную систему и отсутствие инфляции.

3…) Социально-институциональная. Основал à Торцтен Веблен – американский социолог. (Конец (ХIXв) – основатель школы институционализма. Это различные социальные экономические правовые структуры, которые участвуют в регулировании экономических отношений в обществе. Например, это корпорации, профсоюзы, социальные слои общества, нормы права, морали религии (законодательство экономических вопросов). Цель государства по данной теории – создание условий для роста общественного богатства и справедливого распределения между всеми слоями, группами общества (государство всеобщего благоденствия). Необходимо с использованием различных институтов добиться социального мира (между нанимателями и наёмными рабочими). Таким образом, экономика развивалась по ступеням микроэкономики, макроэкономики (До середины ХХ века), мировая экономика (по сей день).История экономической мысли включила в себя изучение всей цепочки экономических отношений (процесс производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и услуг).

 

8… Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.

Потребности — это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Они порождаются биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями его жизни, научно-техническим прогрессом и т.д. Взаимосвязь потребностей и производства отражается в следующем:

• потребности — внутренне побуждающий мотив производства;

• производство создает экономический продукт и порождает конкретную потребность в них.

Классификация потребностей в зависимости

• от роли в производственном процессе: производственные (средства производства и рабочая сила) и непроизводственные (воспроизводство рабочей силы);

• от масштаба и структуры производства: перспективные (максимальный объем освоенных производственных благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии); фактически удовлетворяемые (потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонений);

• от роли воспроизводства человека (рабочей силы): физические (биологические); интеллектуальные; социальные;

• от социальной структуры: общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, охраны здоровья); классов, социальных групп; личные (потребности отдельных людей);

• по настоятельности (очередности): первичные (необходимые) — в еде, питье, одежде и т.д.; представляют собой самые насущные потребности человека; вторичные (избыточные) - в образовании, искусстве, развлечении и т.д.; являются взаимозаменяемыми и связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.

Широко известна группировка потребностей американского ученого А. Маслоу (пять групп, выстроенных в виде пирамиды):

1) физиологические потребности (в пище, воде, тепле, воспроизводстве рода);

2) потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, от болезней);

3) потребность в социальных контактах (общение с людьми, дружба, любовь);

4) потребности в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);

5) потребности в саморазвитии (совершенствование всех возможностей и способностей человека).

Однако в экономике рассматриваются не все, а только экономические потребности, которые можно удовлетворить с помощью экономических благ — произведенных товаров и услуг.

Конечной целью всякого производства, побудительным мотивом деятельности людей является создание благ для удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления, но само потребление (через некоторое время) порождает новые потребности, которые вновь становятся побудительным мотивом производственной деятельности. Таким образом, потребности бесконечны и неудовлетворимы. (Это не значит, что какая-то конкретная потребность в данный период времени в принципе не может быть удовлетворена).

Закон возвышения потребностей – закон, согласно которому по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые потребности.

 

9… Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов (их редкость) — объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве.

Производственные возможности — это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Отражением данной проблемы является постановкатрех основных вопросов экономики: что, как и для кого производить:

► что производить – какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время; решает покупатель (потребитель), предъявляя соответствующий спрос, который производитель стремится удовлетворить;

► как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги, чтобы максимизировать прибыль;

► для кого производить – для того, кто предъявил спрос, кто может купить произведенный товар (вопрос о потребителе).

Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема выбора. Кривая производственных возможностей (КВП)представляет собой модель (график), иллюстрирующую альтернативные (альтернативный — допускающий одну из двух или нескольких возможностей) возможности использования ограниченных ресурсов (рис.1).

Рис.1. Кривая производственных возможностей

Любая точка, расположенная на КПВ (кривая АД), свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов (общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуск другого). Точка (Е) внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно и возможно увеличение объема производства. Точка (К) за пределами КВП указывает на невозможность производства из-за отсутствия необходимых ресурсов. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого продукта.

Альтернативные (вмененные) издержки производства данного товара — это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

Выпуклая форма КПВ объясняется действием одного из важнейших экономических законов —закона возрастающих альтернативных издержек производства, который заключается в том, что в условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров. Объясняется это тем, что при увеличении производства только одного товара, приходится использовать так же и ресурсы непригодные для его производства. Причем, чем больше этого товара мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать. Таким образом, поскольку производительность ресурсов в разных процессах производства различна, то переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.

Увеличение количества ресурсов и технологические изменения приводят к сдвигу КПВ вправо и к экономическому росту в стране.

 

10… Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.

Производство — процесс создания разных видов экономического продукта — благ и услуг для удовлетворения определенных потребностей. Включает:

► сферу материального производства – производство продукта в материально-вещественной форме (уголь, цемент, обувь, станки и т.п.) и оказание услуг материального характера (химчистка, прачечная, транспорт, связь).

► непроизводственную сферу – духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, театр и т.п.).

Для того чтобы произвести какие-либо экономические блага, необходимы определенные ресурсы. Производственные ресурсы — это природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в процесс производства. К ним относятся природные, трудовые (человеческие), материальные, финансовые и др. ресурсы.

Факторы производства — реально вовлеченные в процесс производства ресурсы: земля, труд, капитал, предпринимательская активность. В любом производстве они соединяются определенным образом и взаимодействуют.

Основные факторы производства — это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.

Труд (L – labour) — целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля (Т – terra) — это все природные ресурсы, которые использу­ются в производстве: пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.

Капитал (С – capital) — инвестиционные ресурсы, произведенные товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и т.п.

Структура капитала:

► основной — часть средств производства, которая функционирует в процессе производства длительное время, сохраняет натуральную форму и переносит свою стоимость на изготовляемый продукт постепенно, по мере износа (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.);

► оборотный — часть средств производства, которая целиком потребляется в течение одного цикла производства, изменяет натуральную форму и полностью переносит свою стоимость на изготовляемый продукт (материалы, сырье, энергия, заработная плата).

В процессе использования основной капитал подвергается износу. Различают два вида износа: физический – потеря фондами потребительской стоимости вследствие использования их в производстве или воздействия атмосферных условий; моральный – потеря фондами потребительской стоимости вследствие удешевления средств труда прежней конструкции (первый вид морального износа) и вытеснения старых средств труда более производительными (второй вид износа).

Амортизация основного капитала — процесс постепенного изнашивания основного капитала и перенесения его стоимости на изготовляемую продукцию. Отчисления на амортизацию основного капитала включаются в стоимость готового товара.

Предпринимательская деятельность (Е – enterprise) — целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли (нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов, позволяющих максимизировать прибыль; принятие на себя материальной ответственности, риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.)

Все факторы производства можно рассматривать как вещественные (земля и капитал) и личные (труд и предпринимательская деятельность). Деньги не являются производственным фактором. Они являются условием приобретения ресурсов.

В современной экономике к необходимым для производства факторам добавляют такие специфические факторы как информацию, обладание новейшими технологиями, наличие развитой инфраструктуры. Производственная инфраструктура – сеть обеспечения функционирования производства (дороги, коммуникации, транспорт, энергоснабжение, связь и т. д.) Социальная инфраструктура – обеспечение жизнедеятельности человека (школы, больницы, жилье и др.)

Особое значение играют нематериальные ресурсы: информация, квалификация кадров, организация производства, знание рынка и др.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.041 с.)