Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу, и перекрестную эластичность. 1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены. Ed=процентное изменение объема спроса (Qd) / процентное изменение в цене (Р) Таблица 1: Виды ценовой эластичности спроса
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить: – спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен); – спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно; – спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос; – спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы; – спрос на рынке совершенной конкуренции – совершенно эластичен. Факторы ценовой эластичности: ► заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным; ► удельный вес в бюджете потребителя — при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше; ► временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным; ► доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора и товар покупается по цене на данный момент. 2. Перекрестная эластичность — эластичность, показывающая как изменяется спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если: Е > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые; Е < 1, то товары а и b — взаимодополняемые; Е = 1, то товары а и b — независимые друг от друга. 3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода. Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода при Е.<0 – товары низшей категории (отражает сокращение производства в соответствующих отраслях); при 1<Е>0 – товары первой необходимости; при Е>1 – нормальные товары (предметы роскоши) – представляет ситуацию активного развития отраслей, производящих эти товары.
22.. Понятие полезности и экономической ценности блага (товара). Закон убывающей предельной полезности. Спрос на рынке формируется потребителем. Объяснение поведения потребителя в экономической теории основывается на фундаментальной предпосылке о том, что люди имеют склонность выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко (концепция полезности). Потребление — использование благ в целях удовлетворения потребностей. Полезность (U – utility) — получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг. Максимизация полезности — потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности. Общая полезность (TU) — полезность всех составных частей блага, которое получают люди от потребления товаров и услуг. Предельная полезность (MU –marginal utility) — дополнительная полезность, которая извлекается за счет потребления каждой дополнительной единицы блага или услуги. Закон убывающей предельной полезности — по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы блага снижается. Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами: Эффектом дохода – связан с понятиями номинальный доход ( доход, получаемый в денежной форме) и реальный доход ( количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход). Реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар; Эффектом замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой; Законом убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.
23.. Понятие рационального потребителя. Бюджетное ограничение. Понятие и варианты равновесия потребителя. Рациональный потребитель — субъект, максимально удовлетворяющий потребности за счет полезных свойств экономических благ при ограниченном доходе и ценах. Доход потребителя — поступление денежных средств или материальных ценностей в распоряжение субъекта. Источники доходов – трудовая деятельность, собственность на ресурсы, различные выплаты из государственного бюджета, предпринимательство. Виды доходов – заработная плата; дивиденды, проценты; пенсии, стипендии; арендная плата; продажа продуктов домашнего хозяйства. Равновесие потребителя – ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Варианты равновесия: – количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в абстрактных единицах. Максимизируя получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей (Mu) потребляемых им товаров в расчете на цену (P) этих товаров были бы равны: Mua /Pa = Mun / Pn – порядковый (ординалистическая теория) — потребитель делает набор благ по степени их предпочтения. Он приобретает набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Кривая безразличия потребителя — кривая, отражающая различные наборы двух благ, обладающих равной суммарной полезностью для потребителя (рис. 6). Свойства кривых безразличия: ► через любую точку на графике можно провести кривую безразличия; ► никогда не пересекаются (доказывается методом от противного); ► несколько кривых безразличия (U1….Un) создают карту кривых безразличия, и более удаленные кривые безразличия от начала координат соответствуют большей полезности потребленных благ ► имеют отрицательную направленность — увеличение потребления количества одного товара при сохранении общей полезности, ведет к уменьшению количества другого товара, и наоборот. Рис. 6. Кривая безразличия потребителя Бюджетная линия — характеризует различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены потребителем, если он полностью израсходует свой доход при заданных ценах. На выбор потребителя влияют не только его предпочтения, но и его доход, цены на товары. Потребитель может предпочитать только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не должны превышать суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя. Рис. 7. Карта кривых безразличия с бюджетной линией Положение бюджетной линии на рисунке показывает, что потребитель может позволить себе сочетание продукта Х и Y в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия U1,. Если бюджетная линия касается кривой в точке М, то при данных условиях это — наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой U2 для потребителя недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью (рис. 7). Точки же на кривых, лежащих ниже U1 потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность. Положение точки М зависит от дохода потребителя (растет или уменьшается) и от того, как ведут себя относительно друг друга цены на товары X и Y.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.011 с.) |