Теоретические основы спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы спроса и предложения



Механизм функционирования рынка основан на взаимодействии двух основных субъектов: продавцов и покупателей В процессе этого взаимо­действия формируются спрос и предложение товаров и услуг. Рассмотрим на примере рынка совершенной конкуренции закономерности формирова­ния каждого из указанных элементов.

Спрос представляет собой потребности покупателей, выраженные в деньгах, т.е. можно сказать, что под спросом понимается количество това­ров или услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Цена, по которой покупатели согласны купить товар, называ­ется ценой спроса. Между ценой и количеством продаваемой продукции существует обратно пропорциональная связь, состоящая в том, что при прочих равных условиях повышение цены ведет к сокращению объема спроса и, наоборот, снижение цены объем спроса увеличивает. Данная за­висимость получила название закона спроса, который может быть также представлен в графическом виде (см. рис. 9.2.1).

Рис. 9.2.1

Закон спроса может быть представлен и в аналитической форме в виде прямой или обратной функции спроса. Прямая функция спроса показы­вает, какое максимальное количество продукта желает и может приобрести потребитель при изменении цены единицы данного продукта. Обратная Функция определяет зависимость цены спроса от объема товаров, пред­ставленных на рынке. Рыночный спрос представляет собой сумму спроса индивидуальных потребителей, а кривая рыночного спроса получается за счет горизонтального суммирования индивидуальных графиков спроса Но, кроме цены, на величину спроса оказывают влияние и другие факторы получившие название неценовых детерминант рыночного спроса. Основ­ные из них следующие: 1) Вкусы или предпочтения покупателей. 2) Число покупателей на рынке. 3) Денежные доходы потребителей. 4) Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. 5) Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Действие их проявляется в том, что при неизменной цене спрос на данный продукт может увеличи­ваться или уменьшаться. Например, при ожидании повышения цен спрос резко возрастает, и при той же цене количество проданных товаров увели­чивается. Графически изменение одной или более детерминант спроса вы­ражается в сдвиге кривой спроса вправо - вверх, если спрос возрастает, или влево - вниз, если спрос уменьшается. Если же изменяется только цена, то происходит перемещение из одной точки в другую на неизменной кривой спроса (см рис. 921).

Основой рыночного спроса являются решения индивидуальных по­требителей при покупке товаров. Но что лежит в основе этих решений? Ответ на этот вопрос дает теория потребительского выбора, разработанная учеными маржиналистской школы в начале 70-х годов прошлого века. Не­зависимо друг от друга У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас установили действие закона снижающейся предельной полезности, в соответствии с которым желание приобрести то или иное благо определяется полезностью его для потребителя. Количество же данного блага влияет на предельную полезность каждой его последующей единицы, уменьшая ее. Таким обра­зом, по мере насыщения потребностей предельная полезность благ для по­требителя снижается. Интересно, что по сведениям, приведенным М. Блау-гом, предельная полезность была не открыта, а лишь переоткрыта в 1870 г. «...аргументация, примененная раньше к Джевонсу, Менгеру и Вальрасу, -указывает он, - теперь применима к Дюпюи, Госсену и Дженнингсу они натолкнулись на закон убывающей предельной полезности примерно в од­но и то же время».[125]

Теория предельной полезности объясняет процесс формирования ры­ночной цены и ее обратную зависимость от объема спроса. Австрийские экономисты для доказательства данного закона приводили примеры такого типа: предположим, начинали они, некий Робинзон имеет пять мешков зерна после сбора урожая. Каждый мешок предназначен для удовлетворе­ния определенной потребности в большей или меньшей степени важной для его обладателя. Скажем, первый мешок предназначается для производ­ства нужных Робинзону продуктов питания, второй - на семена для будущего урожая, третий - на кормление скота и т.д. Спрашивается: какова цена одного мешка зерна? Она зависит от степени важности потребности, удовлетворению которой служит каждый из мешков. Создается парадоксальная ситуация: зерно одинаковое, мешки одинаковые, а цена их различ­на. Поскольку такая ситуация нежизненна, необходимо отправляться от того, что цена всех мешков должна быть одинакова. Но тогда на какой ос­нове? В соответствии с рассматриваемой теорией эту основу дает полез­ность последнего («предельного») мешка. Приняв эту точку зрения, надо признать факт уменьшения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ. Впервые эта зависимость была сформули­рована одним из первых представителей математической школы в эконо­мике - немецким ученым Г. Госсеном и получила название «первого зако­на Госсена». Формулируется данный закон следующим образом: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается, в конце концов, достигая нуля в точке полного насыщения.

К. Менгер предложил предельную полезность блага считать основой

его ценности. Взаимосвязь ценности и количества, материальных благ ус­танавливается Б. Баверком. «Чем больше в наличии однородных матери­альных благ, - пишет он, - тем меньше, при прочих равных условиях, цен­ность отдельной их единицы и наоборот». Таким образом, по мнению представителей австрийской школы, ценность продуктов обратно пропор­циональна их количеству и равна предельной полезности, определяемой на основе субъективных оценок потребителей. Такая научная позиция может быть представлена алгебраически в виде так называемой кардиналистской (cardinal- основной, главный) функции полезности U = f (х12,...хn), где U -суммарная полезность потребляемых благ (U - от англ., utility), X1,X2...Xn -потребляемые блага в определенных количествах Предельные полезности «MU» потребляемых благ выступают в качестве ее частных производных: MU1=du1/dx1; MU2=du2/dx2; MUn=dun/dxn

Графически общая и предельная полезность изображается следующим

образом (см. рис. 9.2.2).

Рис. 9.2.2

 

Основоположники теории полезности не ставили вопрос об измере­нии, хотя считали существование ее меры само собой разумеющимся фак­том и предложили измерять ее в условных единицах - ютилях. Впервые на язык иен закон убывающей полезности перевел А. Маршалл, получив за­кон спроса. За постоянную величину в его рассуждениях была принята полезность денег. Закон спроса он формулирует следующим образом: «Чем большим количеством какой-либо вещи человек обладает, тем меньше при прочих равных условиях (т. е. при равенстве покупательной силы денег в его распоряжении) будет цена, которую он готов уплатить за небольшое дополнительное ее количество или, другими словами, его предельная цена спроса на нее снижается».[126] А Маршалл вывел, таким образом, универ­сальную обратно пропорциональную зависимость между ценой спроса и количеством какого-либо продукта на основе учения маржинализма о ди­намике предельной полезности.

Существуют еще два объяснения закона спроса. Первое из них назы­вается эффектом дохода, и состоит в предположении о предварительном распределении потребителем ожидаемого дохода между покупками раз­личных благ. Если цена данного блага снижается, то потребитель может позволить себе купить большее количество данного блага, не отказывая себе в приобретении других товаров. Обратный результат получается при возрастании цены. Второе объяснение основывается на эффекте замеще­ ния, выражающегося в том, что потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми (если, естественно, они являются взаимозаменяе­мыми) Вследствие этого количество потребляемого товара, имеющего бо­лее низкую цену увеличивается, а товара с более высокой ценой - умень­шается. Данный эффект действует, если у данного товара имеются товары - заменители, т.е. удовлетворяющие ту же самую потребность.

Итак, мы познакомились с концепциями, объясняющими взаимосвязь объема спроса и цены на данный товар. Американский экономист X. Лайбенстайн изучил факты, доказывающие влияние поведения окружающих на индивидуальный спрос потребителя на рынке. Это влияние может быть обусловлено следующими причинами.

Во-первых, «эффектом повального увлечения», или желанием каждо­го быть не хуже других, не отставать от моды Действие данного эффекта проявляется в том, что с увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, увеличением цены индивидуальный спрос также повышается

Во-вторых, «эффектом снобизма», или уменьшением спроса индивида на данный товар оттого, что его покупают другие. В данном случае взаи­мосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием выделиться из толпы.

В-третьих, «эффектом Веблена». Последний в своей работе «Теория праздного класса» исследовал феномен «демонстративного потребления», сущность которого состоит в том, что в определенных условиях цена това­ра может служить для потребителя показателем его престижности. Отсюда возникло явление, противоречащее закону спроса и получившее название «эффекта Веблена». Оно состоит в том, что при снижении цены товара некоторые потребители считают, что это говорит об ухудшении его качества или об утере им «исключительности» в глазах общества, и поэтому они прекращают свои покупки, и наоборот: рост цены ведет к увеличению покупок.

Указанные эффекты, безусловно, вносят свои коррективы в механизм действия закона спроса, доказывая необходимость его дальнейшего изучения.

Второй элемент рыночного механизма - предложение, т.е. количество товаров и услуг, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже по определенной цене в течение анализируемого периода времени. Каждая из этого ряда цен будет называться ценой пред­ложения. Между пеной и количеством предлагаемого продукта существует прямая положительная зависимость, состоящая в том, что, при прочих равных условиях, с повышением цены возрастает и величина предложения, со снижением цены предложение сокращается. Данная зависимость полу­чила название закона предложения, который может быть представлен в графическом и аналитическом виде. График предложения - это изображе­ние в координатной плоскости функции предложения (см. рис. 9.2.3).

 

Рис. 9.2.3

Функция предложения может быть прямой и обратной. Прямая функ­ция предложения показывает, какое максимальное количество продукта готов предложить продавец при изменении цены единицы данного продук­та. Обратная функция предложения показывает зависимость цены от объе­ма товаров, предлагаемых к продаже. Рыночное предложение представляет предложения индивидуальных производителей, а кривая рыночного пред­ложения получается за счет горизонтального суммирования индивидуаль­ных графиков предложения,

Ho, кроме цены, на рыночное предложение оказывают влияние и дру­гие факторы, получившие название неценовых детерминант рыночного предложения, Основные из них следующие: 1. Цены на ресурсы. 2. Техно­логия производства. 3. Налоги и дотации. 4. Ожидания изменения цен на товары и ресурсы. 5. Число продавцов на рынке. Изменение одной из указанных детерминант приводит к смещению графика предложения продукта Право или влево в зависимости от увеличения или уменьшения предложения, тогда как изменение цены приводит к передвижению из одной точки в другую на неизменной кривой предложения (см. рис. 9.2.3).

Встречаются, однако, ситуации, когда кривая предложения нетипична т.е. выражает рост количества предлагаемого к продаже товара при снижении его цены. Этот феномен был назван Хиксом «негативным влиянием дохода». Он может быть объяснен следующими обстоятельствами: 1. Невозможность хранить товар (скоропортящуюся продукцию). 2. Острой необходимостью реализации данного товара для продавца. Это может быть если у него единственный вид продукции, предлагаемой к продаже, является источником дохода (например, для рабочего, предлагающего к продаже свой труд).

Так же как спрос на товар является функцией его полезности, предло­жение товара зависит от его редкости. Эта редкость может быть двух ви­дов: абсолютной, когда количество данного товара не может быть увели­чено принятием хозяйственных решений производителей (например, кар­тина, или скульптура известного мастера), или относительной, когда товар может быть выпущен при помощи использования факторов производства. Этим двум случаям соответствуют два вида предложения: фиксированное и гибкое. Предложение подавляющего объема производимых товаров и услуг является гибким, т. е. меняется в зависимости от количества исполь­зуемых факторов, формирующих издержки производства. Издержки про­изводства - это сумма расходов производителя для получения необходи­мых факторов производства. Цена, которую производитель готов запла­тить за единицу привлекаемых производственных факторов, должна быть достаточно высокой, чтобы предотвратить их альтернативное использова­ние в других сферах. Следовательно, цены различных производственных факторов, определяющих в свою очередь цену предложения, предстают как издержки, которые производитель должен нести, чтобы привлечь до­полнительную или предельную единицу этих факторов. Цена предложения есть, таким образом, функция предельных издержек, а кривая предложения представляет собой кривую предельных издержек. Динамика предельных издержек определяется, помимо цен факторов производства, технологией производства данного блага и эффективностью использования привлекае­мых факторов.

Как мы выяснили выше, объем спроса и предложения зависит от цены данного блага. Однако реакция этих величин на изменение цены может быть различна. Впервые это явление заметил А. Маршалл и определил его как «эластичность», проанализировав применительно к спросу. «Степень эластичности (или быстрота реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокраща­ется при данном повышении цены».[127]

Эластичность - безразмерная величина, т. е. не зависит, в каких единицах измерены экономические величины. Различают точечную и дуговую эластичность. Первая определяется для конкретной точки на кривой спроса, а дуговая - для участка данной кривой. Для количественной характеристики эластичности спроса по цене рассчитывают ее коэффициент, равный процентному изменению величины спроса, деленному на процентное из­менение цены. Коэффициент эластичности спроса по цене имеет отрица­тельный знак, поэтому для удобства его вычисляют в абсолютной величи­не освобождаясь от знака «-». В зависимости от величины указанного ко­эффициента различают следующие виды спроса: 1) Еd => со, спрос абсо­лютно эластичный; 2) 1 < Еd < со, спрос эластичный; 3) Еd = 1, спрос еди­ничной эластичности или унитарный; 4) 1 < Ed < 0, спрос неэластичный (жесткий); 5) Еd= 0, спрос абсолютно неэластичный.

Эластичность спроса по цене определяется для изучения влияния из­менения цены товара на динамику общей выручки. Если спрос неэласти­чен, то общая выручка изменяется в том же направлении, что и цена това­ра. При эластичном спросе направления изменений указанных величин противоположны. При унитарном спросе выручка не изменяется. Спрос на товар тем эластичнее, чем больше у этого товара заменителей; или же цена на него высока и он относится к предметам роскоши; или же это товар долговременного пользования, что позволяет отложить покупку, если это необходимо; или, наконец, этот товар имеет различные назначения, кото­рые могут быть распределены по степени важности.

Если же у товара нет близких заменителей, или он относится к пред­метам первой необходимости, или если является дополнением к другому аналогичному товару, спрос на него будет неэластичен.

Также рассчитывают коэффициент эластичности спроса по доходу (Е1), который показывает степень реакции объема спроса на изменение ве­личины дохода потребителя. Показатель эластичности спроса по доходу позволяет определить степень его необходимости для потребителя. Так, если с ростом дохода потребление товара уменьшается, то его относят к «товарам Гиффена» или к товарам «для бедных». Нормальные товары от­личаются положительной величиной коэффициента эластичности по дохо­ду, т.е. с увеличением дохода увеличивается и спрос на них. Они могут от­носиться к предметам первой необходимости (0 < Е,<: 1); второй необходи­мости (Е, = 1) и предметам роскоши (Е, < 1)

С помощью эластичности можно также определить, в каком отноше­нии друг к другу находятся товары, рассчитав коэффициент перекрестной эластичности Еxу, показывающий, как изменяется объем спроса на один товар X при изменении цены другого товара Y, т.е. если Еxу > 0, то товары взаимосвязаны, если Еxу < 0, то товары взаимодополняемы, если же Еxу = О, то товары нейтральны.

При исследовании реакции объема предложения на изменение цены рассчитывается коэффициент эластичности предложения по цене. По­скольку изменения в количестве предлагаемого товара и цене происходят в одном направлении, коэффициент эластичности предложения всегда по­ложителен. Так же как и для спроса различают пять видов предложения: абсолютно эластичное, эластичное, единичной эластичности, неэластичное или жесткое и абсолютно неэластичное.

Эластичность предложения изменяется в зависимости от фактора времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает про­изводитель, тем большей возможностью он обладает в приспособлении к изменению рыночной цены и, следовательно, тем более эластичным будет предложение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.017 с.)