Кейнсианство и регулирование совокупности спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кейнсианство и регулирование совокупности спроса.



Дж.М. Кейнс полагал, что система рыночных отношений отнюдь не являет­ся совершенной и саморегулируемой и, что максимально возможную заня­тость и экономический* рост может обеспечить государство с помощью «эффективного» (т.е. регулируемого) спроса. Воздействуя на совокупный спрос, особенно на наиболее изменчивую его часть, инвестиции, государ­ство способствует росту производства и занятости, при этом заработная плата и уровень цен неэластичны по отношению к спросу в краткосрочном периоде.

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост нацио­нального продукта и занятости может рассматриваться как определенный экономический эффект, который Кейнс называл мультипликатором ин­вестиций. Когда происходит прирост суммы инвестиций, то доход увели­чивается на сумму, которая в к раз превосходит прирост инвестиций. При­чина такого положения, подчеркивает Кейнс, заключается в «психологическом законе», в силу которого по мере того, как реальный доход возраста­ет, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть.

В современном кейнсианстве выделяют две школы: американскую и европейскую, связанную прежде всего с исследованием французских эко­номистов (Ф.Перру и др.). Американские последователи Кейнса (Э.Хансен, С.Харрис, Кларк и др.) считали целесообразным увеличение налогов с доходов и выпуска денег для покрытия расходов государства, даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета Еще одним дополнением в кейнсианство является замена «недискрецион­ной» финансовой политики как метода перманентного регулирования ин­вестиций «дискретной» политикой, т.е. специальными мерами по регули­рованию государственных расходов и налогов в зависимости от экономи­ческой конъюнктуры. Принцип мультипликатора Кейнса был дополнен Э.Хансеном принципом акселератора, означающего, что рост доходов в конкретных случаях может увеличивать инвестиции. Некоторые виды средств производства имеют сравнительно длительный срок производства и ожидание этого срока психологически влияет на расширение производ­ства требуемого оборудования или машин, превышающих реальный спрос, а значит растет и спрос на инвестиции.

Французские экономисты, полагая, что государственные корпорации являются доминирующей силой общества, делали акцент на применении индикативного метода планирования как определяющего средства воздей­ствия на усиление инвестиционного процесса, при этом игнорируя моне­тарную политику

В 50-е годы некоторые кейнсианцы восприняли идеи необходимости и возможности государственного регулирования экономики для разработ­ки новых теорий, суть которых сводилась к обоснованию механизмов по­стоянного экономического роста. В результате возникли так называемые теории роста, основанные на учете системы «мультипликатор - акселера­тор» и моделирование экономической динамики с использованием взаимо­связи между накоплением и потреблением. Главными представителями этих теорий стали Е.Домар и Р.Харрод. Они, как и Кейнс, были убеждены в действенной роли инвестиций в обеспечении роста доходов, увеличении производственных мощностей и увеличении занятости. Они также счита­ли, что опережающий рост инвестиций по отношению к сбережениям вы­зывает рост цен, тогда как опережающий рост сбережений - причина не­догрузки предприятий и неполной занятости

Реализация принципов кейнсианства в государственной эконо­мической политике наряду с позитивными изменениями привела к росту инфляции и огромному увеличению дефицитов государственных бюдже­тов. В 70-х годах в условиях безудержного роста инфляции началось на­ступление сторонников классической концепции на неокейнсианство, прежде всего это относится к течению монетаризма.

Монетаризм и регулирование совокупного спроса. Глава чикаг­ской школы монетаризма Милтон Фридмен считает, что вмешательство государства в экономику и социальную сферу должно быть минимальным И сводиться к контролю за денежным предложением. В формуле Фишера MxV=PxQ, левая часть уравнения представляет собой совокупный спрос: поскольку скорость обращения денег V, по мнению монетаристов, ста­бильна, то, регулируя предложение денег М, можно регулировать сово­купный спрос и вместе с этим влиять на уровень цен Р. М. Фридмен писал: «Я рассматриваю выражение, характеризующее нашу позицию, - "деньги -единственное, что имеет значение для изменения номинального дохода и для краткосрочных изменений реального дохода" - как некоторое преуве­личение, которое, однако, верно характеризует направленность наших вы­водов».[225]

Если государство будет строго контролировать предложение денег, не допускать резких скачков в количестве наличных и кредитных денег, то стабильность экономического развития тем самым будет обеспечена. Осо­бенно эффективна монетаристская концепция в борьбе с инфляцией. Мо­нетаристы осуждают применение дискреционной финансовой и денеж­ной политики, так как эти меры из-за существования временных лагов мо­гут привести к прямо противоположным результатам.

Сторонники монетарной политики предлагают Центральному банку следовать «монетарному правилу» - поддерживать постоянный темп роста денежной массы примерно равным темпам роста BHП (от 2,5 до 8% в год). Эти темпы роста предложения денег, с одной стороны, предотвратят рост инфляции, с другой - будут способствовать экономическому росту.

Модель регулирования совокупного предложения. Кейнсианцы и монетаристы исходят из необходимости контроля за совокупным спросом, однако проблемы макроэкономической стабильности можно решать, ис­пользуя воздействие методов финансовой и денежной политики на сово­купное предложение. Главной рекомендацией сторонников теории регули­рования предложения было усиление стимулов для производителей через снижение налогов, увеличение стимулов к труду, сбережениям и инвести­циям и ослабление экономического государственного регулирования (особенно структурного и «общественного»). Именно эти меры, по их мнению, могли справиться с ситуацией, которая сложилась в экономике стран Западной Европы и США в 70-е годы и которая получила название «стагфляции». Критикуя методы антиинфляционной политики, связанные с повышением налогов, призванных уменьшить совокупный спрос, сто­ронники теории регулирования предложения (Лаффер, Дж.Росс) указыва­ют на то, что часть налогов трансформируется в издержки производства, что ведет к росту инфляции издержек. Кроме того, снижение после уплаты налогов снижает стимулы к предпринимательству и труду, выплаты трансфертов ведут к социальному иждивенчеству. Отсюда предлагаемые меры: налоговые льготы на инвестирование, снижение предельных ставок налогов на получаемые доходы, льготное налогообложение амортизацион­ных отчислений. Вместе с этим предусматривалось сокращение госу­дарственного сектора, разумное сокращение общесоциальных программ. Рекомендации теоретиков «регулирование предложения» легли в основу так называемой «консервативной экономической» политики в США, Вели­кобритании и других западноевропейских государствах в 80-е годы.

Государственное экономическое программирование считается многими экономистами высшей формой государственного регулирования, которая предполагает использование всех его методов и средств. Про­граммы разделяются на обычные и чрезвычайные, которые разрабатыва­ются в период кризисов, массовой безработицы, гиперинфляции. Чрезвычайные программы, как правило, носят краткосрочный характер и включают большой удельный вес административных мер. Обычно про­граммы бывают среднесрочными (5 лет), реже долгосрочными (свыше 10 лет) и могут носить либо целевой, либо общенациональный характер. Це­левые программы предназначены чаще всего для отдельных регионов, от­раслей народного хозяйства, например, регионально-энергетическая про­грамма по освоению бассейна реки Хенесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции и др.

Общеэкономическое среднесрочное программирование применяется во Франции, Японии, Нидерландах, Скандинавских странах, Южной Ко­рее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, ряде стран Латинской Америки. Составление и контроль за программами осуществляет либо специальный государственный орган (Комиссариат по планированию во Франции), либо министерства экономики и финансов страны. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союза предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов.

В практике экономического программирования Японии и Франции были использованы идеи русского ученого Василия Леонтьева, в частности знаменитая матрица «затраты - выпуск», которую в нашей экономической литературе принято называть межотраслевым балансом. Первая постро­енная В.Леонтьевым таблица межотраслевого баланса США охватывала 44 отрасли. Она детально расшифровывала конечное использование продук­та (личное, государственное потребление, инвестиции, экспорт, аморти­зация, заработная плата и т.д.). Для советских читателей В.Леонтьев вы­глядел принципиальным рыночником, на Западе же его считают апостолом планирования. В теоретической платформе Леонтьева нет противопостав­лений рынка и плана, частного предпринимательства и государственно­го регулирования. Он часто использует сравнение экономики с кораблями. Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой им­пульс, планирование же наподобие руля направляет экономику в нужную сторону.

Может быть два подхода к национальной экономической политике: метод проб и ошибок и стратегический плановый подход. Первый подход состоит в том, что предлагается набор различных экономических мер, и если он не приводит к успеху, предлагается другой набор или третий. Стратегическое планирование, как считает В. Леонтьев, направлено на по­лучение состояний, в которых экономика может оказаться в результате применения альтернативных вариантов различных мер государственного регулирования. Подобного рода стратегическое планирование осуществ­ляется в Японии, которую В. Леонтьев ставит на первое место в использо­вании межотраслевого баланса. Он считает, что этим во многом объясня­ются достижения японской экономики.

Государственное программирование является «индикативным» (ре­комендательным) для частного сектора, государственный же сектор яв­ляется главным при реализации государственных программ. Государст­венный сектор включает в себя хозяйственные объекты, которые целиком или частично принадлежат центральным или местным государственным органам. Государственный сектор производит общественные и квази­общественные блага (национальная безопасность, почта, телеграф, транс­портная служба). Государственный сектор способствует выравниванию «избытков» и «выгод» перелива капитала, развивая производственную ин­фраструктуру, тяжелую промышленность, функционирование которых вы­годно национальной экономике, но не выгодно с точки зрения частного сектора. Государственный сектор используется как прямое средство регу­лирования экономики. В период депрессии недостаток частных инвести­ций компенсируется увеличением государственных инвестиций. Госу­дарственный сектор играет значительную роль в осуществлении струк­турной политики: государство модернизирует те отрасли, в которых при­ток частных инвестиций недостаточен (энергетика, сырьевые отрасли, производственная инфраструктура, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров). Размеры государственного сектора зависят от конкретных по­требностей экономики, процессов и темпов приватизации, общих концеп­ций государственной экономической политики, этатических традиций.

Институциональная концепция государственного регулирова­ния (Т Веблен, У. Митчелл, ДжЛГэлбрейт, Я.Тинберген). Сторонники этого направления считают, что цели общества не могут быть сведены к увели­чению национального продукта, структура которого определяется рыноч­ным спросом. Необходимо учитывать духовные потребности людей, по­требности в области образования, социального обеспечения, охраны окру­жающей среды Гэлбрейт считает, что цели могут быть достигнуты при решающей роли крупных корпораций. Крупная корпорация, по Гэлбрейту, усиливает планирующее начало и способствует постепенному выравнива­нию доходов. В условиях научно-технической революции решения прини­маются уже не собственниками корпорации и менеджерами, а новым сло­ем - техноструктурой (специалистами по торговле и рекламе, экспертами в области общественных связей, юристами). Крупные корпорации, образующие планирующую систему, поддерживаются государством, имеющим приоритетное значение в таких отраслях, как медицина, жилищное строи­тельство, сельское хозяйство, которые не могут нормально функциониро­вать в рыночной системе.

Значительной представляется роль государства в решении таких гло­бальных проблем человеческой цивилизации, как проблемы природной среды и ее воспроизводства, безопасности и мира и др Только государство с его мощными финансами, приоритетами целей общенационального развития может окончательно вместе с общественными движениями и партиями решить эти проблемы и предотвратить катастрофу, связанную с экологическим состоянием Земли, угрозой ядерной войны Вначале мы уже говорили об административных мерах, предпринимаемых государ­ством по охране окружающей среды. Другими способами государственно­го регулирования проблем охраны окружающей среды являются экономи­ческие (рыночные) методы.

Основная посылка экономического подхода, сторонниками которого являются У. Баумоль, А. Низ, Р. Солоу и др., заключается в том, что про­изводители и потребители могут загрязнять среду обитания, но должны за. это платить.

К косвенным методам регулирования эколого-экономических отно­шений относятся 1) платежи за выбросы, 2) продажа прав на загрязнение окружающей среды, 3) субсидии, займы, кредиты по низким процентным ставкам на природоохранную деятельность; 4) режим ускоренной амортизации экотехники, льготные ставки по косвенным налогам на продажу эко­техники и полное освобождение от налогов; 5) налоговые льготы на дохо­ды от природоохранных программ частных фирм; 6) льготные тарифы фирмам на очистку стоков на муниципальных очистных сооружениях.

Наиболее широкое применение в мировой практике нашла система «платы за выбросы». Схема ее применения заключается в следующем: го­сударство устанавливает ставки платы за единицу выбросов в окружаю­щую среду загрязняющих веществ, фирмы - загрязнители должны устано­вить на производстве своеобразные «счетчики» для регистрации выбросов, подобные тем, что фиксируют потребление электроэнергии. В конце от­четного периода снимаются показания счетчика и контролирующий орган определяет сумму оплаты. Расценки за единицу выбросов определя­ются по принципу: чем выше ущерб от загрязнения, тем выше плата за вы­бросы. У предпринимателя при этом есть выбор: или снизить выбросы до нуля и не платить за них вообще или не заниматься очистными мероприя­тиями, делясь частью своих доходов с государством Вполне очевидно, что решение будет зависеть от издержек достижения «чистого» производства

Естественно, плату за выбросы или её часть производитель попыта­ется переложить на потребителя через рыночные цены, однако возмож­ность включения дополнительных издержек в рыночные цены товаров и услуг зависят от положения фирм на рынке, эластичности спроса на ее продукцию и многих других причин.

Суть другого экономического инструмента регулирования охраны окружающей среды - продажи прав на выбросы - состоит в том, что агент­ство по вопросам охраны о допустимом уровне загрязнения окружающей среды в определенный период времени и строго в этом объеме продает фирмам региона права на выбросы. Этот метод весьма действенен в усло­виях нормальных рыночных отношений при наличии четких региональных стандартов качества окружающей среды.

Права на выбросы продаются и покупаются на рынке, как особые то­вары, цены на них, как и в других случаях, зависят от соотношения спроса и предложения. Введение прав на выбросы имеет ряд преимуществ перед введением платы за выбросы загрязняющих веществ: во-первых, использо­вание в качестве инструмента регулирования прав на выбросы снижает не­определенность в отношении ожидаемого объема выбросов, потолок вы­бросов устанавливается заранее и права продаются в строго установленном объеме. Во-вторых, любой установленный уровень платы за выбросы - яв­ление временное, он должен постоянно корректироваться в связи с инфля­цией и развитием производственных возможностей. Другое дело - права на выбросы: они просто «выпускаются» на рынок в нужном объеме, а все ос­тальное происходит автоматически.

Ещё одна важная форма государственного контроля природо­охранной деятельности экономическими методами - это субсидирова­ние производителей, снижающих выбросы вредных веществ в окружаю­щую среду. Субсидии эффективны и как средство наказания за поведение, которое наносит ущерб окружающей среде - субъектам хозяйственной

деятельности.

В большинстве стран на практике применяется комбинация прямых и косвенных методов регулирования эколого-экономических отношений.

Остановимся теперь на некоторых особенностях государственного регулирования состояния природной среды в России. В основе российско­го механизма управления природоохранной деятельностью лежит меха­низм, сформировавшийся и действовавший в СССР в 70-80 годы. В этот период была создана административная система управления эколого-экономическими отношениями, в которой акцент делался на централизо­ванное нормирование качества окружающей среды, использование штраф­ных санкций и административных взысканий в случае нарушения установ­ленных норм и стандартов, содержащих требования к процессам производ­ства, транспортировки, хранения и утилизации продукции, строительства жилья и т.п. Они закреплены в ГОСТах и списках норм и правил.

Однако в связи с изменением общественно-политической ситуации и переходом к рыночным отношениям наиболее эффективным оказался ме­тод экономического воздействия на качество природной среды - механизм определения платы за загрязнение окружающей природной среды Этот механизм частично функционирует с 1990 г., когда в ряде регионов СССР были введены платежи за загрязнение окружающей среды, что положило начало формированию системы экономических методов государственного регулирования природоохранной деятельности,

В принятом В 1992 году законе «Об охране окружающей среды» бы­ли сформулированы основные положения системы экономического регулирования природопользования: I) разрешения на выбросы; 2) догово­ры и лицензии на комплексное природопользование, в них устанавливают­ся допустимые объемы выбросов, нормативы и порядок расчета и внесения платежей за загрязнение окружающей среды; 3) платежи за загрязнение, 4) система экологических фондов; 5) система налоговых льгот.

Основной инструмент - платежи за загрязнение в экологические фонды, которые осуществляются по двум ставкам. По одной ставке опла­чиваются выбросы в пределах установленного норматива, по другой -повышенной - предприятие платит за превышение нормативных выбросов. Параллельно с введением платежей сложилась система экологиче­ских фондов трех уровней, местные, республиканские (региональные), фе­деральные. Из всех собранных платежей за загрязнение 10% поступают в федеральный бюджет а оставшиеся средства распределяются следующим образом: 10% - в федеральный экологический фонд, 30% - в региональный; 60% - в местный.

В настоящее время на территории России плательщиками являются около 46 тыс. природопользователей независимо от ведомственной при­надлежности, видов и форм собственности. Размеры платы корректируют­ся в зависимости от экономических возможностей природопользователей.

Одной из наиболее сложных проблем, затрудняющих взаимо­отношения плательщиков с природоохранными органами, остается кризис неплатежей. Предприятие может попросту не иметь денег на счетах - не будучи способным рассчитаться с поставщиками и выплатить заработную плату, предприятие не сможет внести плату за загрязнение окружающей среды. Плата за выбросы имеет определенную область применения и не является универсальным параметром, на основе которого можно решить все природоохранные проблемы. Введение платежей за загрязнение - это лишь первый шаг по созданию экономического механизма регулирования природоохранной деятельности. Развитие рыночного механизма в России повлечет за собой применение более совершенных методов экономическо­го регулирования природопользования. В этом может оказать помощь опыт западных стран.

Необходимо отметить, что глобальный характер экологических про­блем обусловливает необходимость совместных действий государств по их решению на основе международного опыта и характера международных экономических отношений.

В заключение необходимо отметить, что в условиях общецивилизаиионной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между классами, и превращается в инструмент выполнения общих политических, эко­номических и социальных функций.

Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных инте­ресов вполне соответствует и исторической традиции России. Этому же способствует и кризисная обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхода из сло­жившейся ситуации и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных перемен.

Изменение экономической роли государства в рыночной экономике, усложнение его функций придают чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и коррупцией государственного аппарата Государствен­ного вмешательства требуют и другие отрицательные социально-экономические явления, как-то политическая нестабильность, внешний и внутренний долг, дефицит государственного бюджета, сырьевой, продо­вольственный, демографический, экологический и энергетический кризи­сы, стихийные бедствия, кризис образования, охрана суверенитета и мно­гие другие проблемы, которые также не могут быть отрегулированы рын­ком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.019 с.)