Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие теории капитала в XX векеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Капитан в теории Джона Мейнарда Кейнса. Основным условием обеспечения полной занятости, по Кейнсу, является наличие «эффективного спроса» на произведенные предметы потребления и средства производства со стороны потребителей, который не возникает спонтанно в результате свободных рыночных сил, а должен создаваться целенаправленными действиями со стороны государства. Эти действия должны обеспечивать стремление предпринимателей к инвестированию, что является основным условием создания «эффективного спроса». Здесь мы вплотную подошли к рассмотрению Кейнсом капитала, поскольку под инвестициями он понимает всякий прирост ценности капитального имущества, к которому относит основной, оборотный и ликвидный капитал. Основным свойством капитала Кейнс считает его способ ность приносить доход, возникающий вследствие его редкости. Редкость возникает как результат конкуренции со стороны альтернативного способа использования богатства: сохранение его в денежной форме для получения процента. Поэтому следующим шагом в анализе капитала является у Кейнса определение условий превращения богатства в капитал. Это не что иное как взаимоотношение между нормой процента и доходом с капитала. «Минимальный ожидаемый доход, которым придется удовлетвориться новым инвесторам, не может упасть ниже того уровня, который установлен текущей нормой процента», - определяет Кейнс условие превращения богатства в капитал. Доход с капитала измеряется у Кейнса его предельной эффективностью, равной отношению между ожидаемым доходом, приносимым дополнительной единицей данного вида капиталистического имущества, и ценой производства этой единицы Чем выше предельная эффективность капитала по сравнению с нормой процента, тем больший размер инвестиций направляется в общественное производство. Но с увеличением инвестиций предельная эффективность капитала, подчиняющаяся убывающей отдаче факторов производства, падает и постепенно приближается к норме процента. Высокая норма процента ускоряет данный процесс и уменьшает размеры инвестиций, что в свою очередь тормозит производство и не обеспечивает полную занятость населения. Поэтому Кейнс считает высокую норму процента отрицательным явлением в экономике. «Фонд покупательной способности» Йозефа Шумпетера. Учение о капитале занимает важное место в теории экономического развития, разработанной Йозефом Шумпетером в первой половине XX века. Главной своей задачей автор считает поиск источника экономического прогресса и выявление закономерностей его развития. В ходе своего исследования Шумпетер обращался к понятию капитала и его функциональной роли в производственном процессе. Производить - это, по мнению Шумпетера, комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы Осуществление новых комбинаций представляет собой экономическое развитие Он указывает пять случаев осуществления "новых комбинаций": 1. Изготовление нового, неизвестного потребительского блага или создание нового качества того или иного блага. 2. Внедрение нового метода производства. 3. Освоение нового рынка сбыта. 4. Получение нового источника сырья или полуфабриката. 5. Произведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения.[149] Осуществление данной деятельности Шумпетер называет предпринимательством, а хозяйствующих субъектов, реализующих эту функцию, -предпринимателями. Таким образом, центральной фигурой, обеспечивающей экономический прогресс, является, по мнению Шумпетера, предприниматель. Этот вывод является основой возведения предпринимателя в ранг третьего фактора производства наряду с двумя первыми - трудом и землей. Отличительная особенность рассуждений Шумпетера состоит а том, что он, основываясь на теории факторов производства, не выделяет капитал в качестве одного из этих факторов. «Капитал - пишет он, - есть не что иное, как рычаг, позволяющий предпринимателю получать в свое полное распоряжение ему нужные конкретные блага, не что иное, как средство, дающее предпринимателю использовать эти блага для достижения новых целей, а также ориентировать производство в новое направление».[150] Конкретные блага, находимые для переориентации производства и осуществления новых комбинаций, это, безусловно, средства производства, которые тем не менее капиталом не являются. Шумпетер отказывается от трактовки капитала, подчеркивая, что совокупность всех целесообразно применяемых благ не представляет собой капитал, так как он функционально противостоит миру благ, обеспечивая связь между ними и предпринимателем. Таким образом, капиталом является, по мнению Шумпетера, «фонд покупательной силы». Почему же не просто денежный фонд? Во-первых, потому что Шумпетер считает капиталом не просто деньги, но и платежные обязательства, а во-вторых, закуплены на этот «фонд покупательной силы» должны быть только средства производства, предназначенные обеспечивать посредством «новых покупателей» прогрессивное экономическое развитие, «В такой экономике, - пишет Шумпетер, - где отсутствует развитие, капитала не существует, или, иначе говоря, капитал не выполняет своей специфической функции, ведет себя нейтрально»[151]. Таким образом, понимание капитала в теории Шумпетера основывается на анализе деятельности предпринимателя, выполняющего главную роль в обеспечении прогрессивного развития. Концепция «человеческого капитала». Возникновение концепции «человеческого капитала» относят к 50-60 годам XX столетия. Ее связывают с именами Г.Беккера, М. Блауга, Б. Вейсброда и других ученых-экономистов. Ядро данной концепции составляет положение об аналогии между процессами формирования личного и вещественного факторов производства. Под «человеческим капиталом» понимаются знания, навыки и особенности человека, содействующие росту его производительной силы Данная концепция развивается в русле классического направления, дополнив теорию факторов производства введением еще одного фактора - человеческого капитала. У Прежде чем перейти к дальнейшему изложению материала, отметим. что не только упоминание, но и теоретический анализ человеческого капитала мы встречаем в более ранний исторический период. Как упоминалось выше, Смит относил к основному капиталу общества не только натураль о общественную форму, но также и приобретенные и полезные способности всех жителей общества. А.Смит отмечал необходимость дополнительных издержек, связанных с процессом обучения, но вопрос о консолидации этих издержек им исследован не был. Замечание его по этому поводу носит неоднозначный характер, учитывая, что оно относится к рыночной экономике. «Эти способности, - пишет А.Смит, - являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит»[152]. Более определенное отношение к издержкам образования мы встречаем у А.Маршалла, который отмечает разницу в компенсации между ними и издержками по производству материальных благ. «Тот, кто несет издержки производства материальных благ, получает уплачиваемую за них цену, - отмечает он, - а вот вложение капитала в воспитание и начальное обучение рабочих ограничено наличием средств у родителей из различных слоев общества, их способностью предвидеть будущее и их готовность жертвовать собой ради своих детей»[153]. Не оставляет равнодушным и высказывание А.Маршалла об источнике возникновения человеческого капитала. «Самый ценный капитал, - пишет он, - это тот, который вложен в человеческие существа, а из этого капитала самой драгоценной его частью является та, которая составляет результат забот и влияния матери, когда она сохраняет инстинкты нежности и самоотречения и не ожесточена тяжестью и напряжением неженского труда»[154]. Кроме финансового и нравственного участия родителей в формировании человеческого капитала, либеральные предприниматели также готовы обеспечивать рабочим хорошее обучение, Но, как считает А.Маршалл, кто бы ни производил затраты, связанные с вложением капитала в развитие способностей рабочего, эти способности составляют собственность самого рабочего и ни предприниматель, ни его наследники не могут рассчитывать на получение материальной выгоды от сделанного им добра. Рабочие становятся, таким образом, тоже капиталистами, собственниками «человеческого капитала», а их более высокая заработная плата по сравнению с квалифицированными рабочими превращается в процент с капитала. Данная концепция была подвергнута резкой критике со стороны К.Маркса еще в прошлом веке. «К сожалению, - отмечает он, - имеются два обстоятельства, неприятным образом опрокидывающих это безмозглое представление: во-первых, рабочий должен работать, чтобы получить эти проценты, и, во-вторых, он не может обратить в звонкую монету капитальную стоимость своей рабочей силы путем передачи ее другому». В настоящее время концепция «человеческого капитала» разрабатывается в русле определения влияния на заработную плату параметров образования, производственного опыта, личных способностей Выявляются самые различные выгоды образования - такие, как сокращение преступности, рост культурного уровня, добровольные услуги обществу лиц с высшим образованием и т.д. Идеи, заложенные в концепции «человеческого капитала» в ряде западных стран, служат обоснованием для увеличения инвестиций в сферу образования и повышения заработной платы профессорско-преподавательскому составу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.01 с.) |