Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Метод политической экономииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методом называется совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются правильные пути достижения поставленной цели, решения людьми конкретной задачи.[27] Так как деятельность людей может быть и практической, и теоретической, то в самом широком смысле слова метод относится и к практике, и к теории. Метод науки - это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как исследуется. Специфика метода любой науки определяется не только всей совокупностью теоретических (и если это возможно, практических) приемов и способов, используемых в процессе познания, но и характером, особенностями изучаемого предмета. Метод политической экономии, как и любое сложное явление, имеет свою структуру, в которой обычно выделяют три уровня: философский, общенаучный, специфический (частнонаучный). Первый уровень включает в себя приемы и способы, которыми пользуются все науки на всех этапах познавательного процесса. Второй - приемы и способы, которые также применяются всеми науками, но лишь на определенном этапе каждого познавательного конкретного акта. Третий - приемы и способы, предназначенные для исследования вполне определенных экономических явлений и процессов. Уровни метода политической экономии образуют диалектическое единство. Ядро этого единства - философский уровень, являющийся теоретической базой общенаучного и частнонаучного уровней. Наряду с этим элементы (методы) общенаучного и частнонаучного уровней оказывают обратное воздействие на философский уровень, выступая материалом для его обобщения. Метод политической экономии в целом - это сложная динамическая система познавательных приемов и способов, уровней, взаимосвязанных как внутри системы, так и за ее пределами, т.е. во взаимодействии с другими науками. Каждый уровень, элемент, прием этой системы существует и действует не изолированно, а как органическая ее часть, обладающая одновременно относительной самостоятельностью. В политической экономии применяются два противоположных философских метода - метафизика и диалектика. Метафизический метод характеризируется следующими основными чертами: 1) все вещи и явления рассматриваются как обособленные и независимые, находящиеся в состоянии покоя и неизменяемости; 2) развитие понимается как простой процесс роста, как уменьшение или увеличение, как повторение пройденного; 3) отрицается наличие внутренних противоречий в предметах и их (предметов) саморазвитие, единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил.[28] Этот метод сформировался сначала в естествознании, а в XVII - XVIII вв. получил распространение и в философии. Утверждение метафизического метода в философии было обусловлено особенностями познавательного процесса науки того времени, переживавшей период собирания, накопления, описания и классификации фактического материала. В связи с этим вырабатывались и различные общенаучные приемы познания: анализ (от греч. «analysis» - разложение, расчленение), - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греч. «synthesis» - соединение) - мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от лат. «mductio» -наведение) - движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от лат «deductio» - выведение) - движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности и др. В политической экономии, как и в других общественных науках, длительное время господствовал метафизический метод Его первыми выразителями были меркантилисты. Они «стремились выработать точку зрения по отдельным вопросам, ухватывались за малосущественные причинные зависимости, проявлявшиеся здесь или там, и не позволявшие поначалу устанавливать более глубокие связи между ними».[29] Применяя описательный метод к анализу сферы обращения, меркантилисты обособили и разработали (хотя и весьма поверхностно), ряд категорий политической экономии (товар, деньги, капитал, торговая прибыль) и тем самым заложили основу новой науки. Метафизический метод был присущ и классической политической экономии. Даже такие ее выдающиеся представители как А.Смит и Д. Рикардо не рассматривали капиталистический способ производства как явление, возникшее на какой-то исторической ступени, развивающееся и изменяющееся, имеющее свои определенные исторические границы. Он казался им изначально данным, развивающимся по своим естественным законам. Поэтому и политэкономия была для «них не выражением отношений потребностей их эпохи, а выражением вечного разума, открытые ею законы производства и обмена были не законами исторически определенной формы экономической деятельности, а вечными законами природы: их выводили из природы человека».[30] Вместе с тем классики, в отличие от меркантилистов, опираясь на каузальный метод, т е. причинно-следственный подход к анализу рассматриваемых явлений, разработали совершенно иные приемы политэкономического исследования: примат производства по отношению к другим сферам экономики, подход к изучению экономических процессов с позиции теории трудовой стоимости, анализ капиталистической экономики как саморегулирующейся системы, изучение экономических законов как объективных законов хозяйственной деятельности людей, обоснование необходимости экономической политики свободного предпринимательства Такой подход позволил классикам проникнуть вглубь капиталистической экономики, вскрыть основные закономерности ее развития и на этой основе создать политическую экономию как науку Разложение рикардианской школы и дальнейшее развитие политической экономии получили неоднозначную трактовку в экономической литературе. Так, К. Маркс различал классическую (научную) и вульгарную (ненаучную) политическую экономию. Для него критерием их различения служит отношение той и другой к одной из наиболее важных методологических проблем познавательного процесса- отображению сущностей экономических отношений и форм ее проявления. «Под классической политической экономией, - писал К.Маркс, - я понимаю всю политическую экономию, начиная с У Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства В противоположность ей вульгарная политэкономия толчется лишь в области внешних, кажущихся зависимостей, все снова и снова пережевывает материал, давно уже разработанный научной политической экономией с целью дать приемлемое для буржуазии толкование, так сказать, наиболее грубых явлений экономической жизни и приспособить их к домашнему обиходу буржуа».[31] Проводя сравнительный анализ работ Д. Рикардо и его последователей в исследовании логики хозяйственного кругооборота (статики и динамики), видный историк экономической мысли И Шумпетер подчеркивал: «Его работы - это также не ученические опыты, а творения мастера, в то время как все теоретики последующего периода - вплоть до появления теорий предельной полезности - действительно являются «школярами».[32] Столь резкая оценка методологии пострикардианской политэкономии не получила поддержки в мировой экономической науке. Напротив, считается, что все экономисты этого периода внесли значительный вклад в развитие политэкономии, поэтому их также относят к классикам В связи с этим известный американский экономист Дж. К Гэлбрейт пишет: «Идеи А. Смита подверглись дальнейшему развитию Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы В последней четверти XIX века австрийские, английские и американские экономисты дополнили теорию так называемым маржинальным анализом, и это, в конце концов, привело к замене термина «классическая экономическая теория» термином «неоклассическая экономическая теория».[33] Эта точка зрения стала общепризнанной в западной экономической литературе. Тем не менее, методология пострикардианской политической экономии имеет свои специфические особенности: ее представители постепенно дезавуировали теорию трудовой стоимости, отказались от социального анализа капиталистической экономики и сосредоточили свое внимание на исследовании проблем ценообразования, ценности, функционировании рынка в целом, опираясь главным образом на теорию издержек производства. Причем эти проблемы исследовались сквозь призму не только экономических факторов, но и факторов неэкономических (биологических, психологических, социальных, правовых, этических и т.п.). В соответствии с таким методологическим подходом в политической экономии сложились различные школы, течения и направления. Особое место в политической экономии рассматриваемого периода занимает учение К.Маркса. Он впервые применил в политической экономии принципиально новый (философский) метод научного познания - диалектику - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.[34] Ее применение стало закономерным итогом длительной эволюции научных представлений о путях и способах познания и преобразования реальной действительности. Эти представления берут свое начало от античной философии и оформляются в виде целостной концепции в работах выдающихся представителей немецкой классической философии - И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга и в особенности Г.Гегеля. Именно Гегель дал первое систематическое изложение диалектики как науки о мышлении. Однако Г.Гегель был объективным идеалистом. Первичным он считал мировую идею, безличный, оторванный от человека разум, а вторичным - все материальное как якобы воплощение и конкретное выражение этой идеи. Действительное отношение между материальным и идеальным в гегелевской философии ставится с ног на голову; духовное, идеальное преподносится в ней как творец, созидатель материального. Окружающий мир, согласно гегелевской конструкции, представляет собой не что иное, как вечно существующую самодвижущуюся абсолютную идею и различные формы ее проявления - понятия и их воплощения. Поэтому и вся диалектика сводилась у него к диалектике процесса мышления. Идеалистическая интерпретация диалектики Г.Гегелем отнюдь не помешала весьма высокой оценке К. Марксом достижений этого гениального мыслителя в области диалектической логики. «Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее (диалектики. - Я С.) всеобших форм движения». И непосредственно далее сформулировал свою задачу: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».[35] «Маркс, писал Ф.Энгельс, - был и остается единственным человеком, который мог взять на себя труд высвободить из гегелевской логики то ядро, которое заключает в себе действительные открытия Гегеля в этой области, и восстановить диалектический метод, освобожденный от его идеалистических оболочек, в том простом виде, в котором он и становится единственно правильной формой развития мысли».[36] Указывая на материалистическую основу своего диалектического метода и противопоставляя его гегелевскому, К.Маркс подчеркивал: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.[37] Свой метод К.Маркс воплотил в «Капитале», который был и остается единственным систематическим и детальным изображением целой конкретной науки (политической экономии) с сознательных диалектико-материалистических позиций. Материалистическая диалектика представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категории диалектики - единичное, особенное, общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность.[38] Будучи философскими категориями, они в отличие от категорий частных наук отражают свойства и связи не просто наиболее существенные, а всеобщие, т.е. присущие всем явлениям и процессам реальной действительности. Важнейшие принципы диалектики - принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития.[39] Первый означает, что все природные и общественные явления необходимо рассматривать в их всесторонней связи, взаимозависимости и взаимодействии, т.е. как определенную систему с внутренне присущими ей элементами. От первого неотделим второй принцип, который находится с ним в органическом единстве: всеобщая связь и взаимодействие с необходимостью ведут к изменению элементов и их отношений в соответствующих системах внешнего мира и обусловливают тем самым движение этих систем. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира. Согласно данному закону, каждая вещь, явление, процесс имеет свои внутренние стороны, тенденции, силы, которые одновременно и предполагают и исключают друг друга, т.е. находятся в единстве и в то же время противоположны друг другу. Взаимодействие противоположных сторон, тенденций, сил, присущих вещам, явлениям, процессам, неминуемо ведет к нарушению покоя, равновесия, к изменению, к движению вперед. Борьба противоположностей, противоречие есть внутренний источник самодвижения внешнего мира, условие и основа его существования и развития. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия. Согласно этому закону, всякое движение, развитие представляет собой постепенное накопление количественных изменений, свойственных тому или иному явлению, процессу, на определенном этапе приводящее к коренным, качественным изменениям, скачкам, которые вызывают возникновение принципиально новых явлений, процессов, имеющих свои специфические закономерности. Качественные изменения, в свою очередь, выступают необходимой предпосылкой накопления дальнейших количественных изменений. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные элементы. Данный закон отражает преемственность, поступательность развития. Оно идет непрерывно и последовательно, от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. носит прогрессивный характер. Диалектическое развитие в целом н в экономике, разумеется, тоже, происходит не по прямой линии, не по кругу, а по спирали. Это означает, что на более высоких стадиях, ступенях, этапах повторяются отдельные стороны, черты, тенденции этапов низших, но на новой прогрессивной основе. Диалектика, по определению К.Маркса, в своем рациональном виде «в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна».[40] Исходя из этого, К.Маркс подошел к капитализму как к развивающемуся, изменяющемуся и переходящему явлению. В отличие от своих предшественников, для которых капитализм был чем-то раз навсегда данным, неизменным, К.Маркс рассмотрел его как процесс общественный организм, находящийся в постоянном движении, претерпевающий существенные превращения. В диалектическом методе К.Маркса необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том их виде, в каком они существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности и второстепенные обстоятельства, возникающие в действительном историческом процессе. Под этим углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений главным образом с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в «чистом виде» (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств). Оправдан вопрос: как все-таки следует излагать экономические категории, должна ли их логическая последовательность совпадать с исторической? Согласно логическому методу, последовательность изложения экономических категорий определяется тем отношением, в котором они находятся друг к другу в той точке их развития, где достигают полной зрелости, своей классической формы. При этом логическая последовательность может совпадать, а может и не совпадать с исторической последовательностью. Таким образом, логический метод представляет собой способ отображения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме. И здесь исключительно важное значение имеет выбор отправного пункта научного исследования. От решения этого вопроса зависит степень зрелости самой политической экономии как науки. На первый взгляд кажется наиболее естественным и правильным начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, например, с населения как основы и субъекта всего общественного процесса производства. Однако такой метод, в конечном счете, оказывается ошибочным, поскольку вначале ничего существенного нельзя сказать о населении, если неизвестны элементы, из которых оно состоит, например, классы. В свою очередь классы - это опять-таки пустой звук, если неизвестны элементы, на которых они покоятся, например, наемный труд, капитал. Капитал также слишком сложное явление, которое невозможно понять без анализа таких категорий, как наемный труд, стоимость, деньги, цены и т.д. «Таким образом, - подчеркивал К. Маркс, - если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более близких определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями».[41] Первый метод, который можно назвать способом восхождения от конкретного к абстрактному, был характерен для политической экономии в период ее возникновения.[42] Она начинала с живого целого, но всегда заканчивала тем, что путем анализа выделяла некоторые абстрактные всеобщие отношения (например, разделение труда, деньги, стоимость и т.д.). Но как только эти отдельные моменты были абстрагированы и зафиксированы, стали возникать экономические системы, восходящие от найденного ранее простейшего (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость) к более сложному (государство, международный обмен, мировой рынок). Более высоким в научном отношении К.Маркс считал второй метод, названный им восхождением от абстрактного к конкретному. «Конкретное потому конкретно, - писал он, - что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный материал и вследствие этого также исходный пункт созерцания и представления».[43] В приведенном высказывании К.Маркс выделил общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений. Следовательно, в процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные общенаучные приемы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и др.[44] В совокупности со специфическими (политико-экономическими) приемами они образуют необходимые средства экономического исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой. Она в Данной связи служит одновременно и исходным пунктом познания и критерием истины. Марксистский диалектический метод ввиду его острой революционно-критической и социально-классовой направленности оказался неприемлемым для западной политической экономии конца XIX - начала XX вв. Как уже отмечалось, в этот период на смену традиционной политической экономии приходит «экономике», предметом которой провозглашается изучение рационального поведения хозяйствующих субъектов и эффективного использования ограниченных ресурсов. Поэтому в экономической науке происходит обособление сначала микроэкономического, затем макроэкономического анализа. Однако и в том и в другом случае исследуются главным образом функциональные, количественные зависимости рыночной экономики. Наряду с этим в самостоятельную область экономического анализа обособляется также исследование эволюции, истории развития различных экономических систем, представленное рядом теорий (смешанной экономики, стадий экономического роста, индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества и др.). Каждое из этих направлений имеет свою методологию, вокруг которой группируются отдельные школы и течения западной экономической мысли. В курсе «экономике» сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от лат. «positivus» - положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: каждая наука - сама по себе философия). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знания. Задача науки в соответствии с такими рассуждениями состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних факторов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер. В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании. Экономисты, разделяющие идеи позитивистской философии, считают, что «экономике» - это «чистая» наука, такая же, как и иные частные (прежде всего естественные) науки, а потому и метод ее исследования аналогичен методу этих наук (разумеется, с учетом специфики ее предмета). Задачу «экономике» при этом видят в описании, анализе и систематизации экономических фактов, явлений и процессов, взятых такими, какими они выступают в реальной действительности. В качестве критерия истинности и ложности научных знаний здесь используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый -принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность и ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена, в конечном счете, путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй - принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) опровержение его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она в соответствии с этими двумя принципами подтверждается хозяйственной практикой Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо пересмотреть и усовершенствовать, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого. Теперь о другом основном методе «экономике». Это нормативный метод познания, опирающийся в большей мере на философию прагматизма (от греч. «pragma» - дело, действие), предмет исследования которой - практическая деятельность людей, базирующаяся на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки -изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда оно приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека. Считается, что в процессе научного познания достигается единство истины и полезности, и поэтому сами по себе они перестают быть абсолютной целью и потребностью практической деятельности человека, а являются лишь средствами осуществления социальных, психологических, нравственных и иных целей и стремлений, присущих каждому индивиду. Еще одна особенность прагматизма состоит в том, что, в отличие от позитивизма, отрицающего связь между реальным фактом и его ценностью (ценностным суждением о нем), он признает единство, связь между познавательной и оценочной деятельностью человека. С этой точки зрения путь к истине и путь к ценности - один и тот же, т.е. истинность и ценность совпадают. Тем самым снимается вопрос о том, каким образом связаны между собой реальный факт (и естественно, истина как определенная его констатация) и ценность, поскольку по сути своей они тождественны. Иначе говоря, конечный результат всякой научной деятельности есть истина, которая и называется ценностью. С учетом всего этого нет ничего удивительного в том, что экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и прочих). В оценке этих факторов существенную роль играют опыт, знания, убеждения, интересы ученого, который отбирает, исследует и систематизирует реальные факты для выработки практических рекомендаций относительно экономической политики. Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют, в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот. Наряду с философским методом, раскрывающим фундаментальные методологические принципы познания, в курсе «экономике» широко используется общенаучный системно-функциональный метод, в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания - исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную (внешнюю) зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения, равновесия и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории Последние, в свою очередь, выступают в качестве необходимой предпосылки для разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом также применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Однако особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования. В заключение отметим, что проблемы методологии научного исследования всегда занимали важное место в отечественной политэкономии. До недавнего времени, когда в ней преобладающим был марксизм, считалось, что подлинно научным и всеобщим способом научного познания является диалектический метод. Теперь ситуация принципиально изменилась. Ориентация на изучение курса экономической теории фокусирует внимание на исключительную значимость функционального метода и связанных с ним математических приемов и способов экономического анализа. Вследствие этого возникает опасность чрезмерной математизация последнего. Именно к такому заключению пришел видный французский экономист М. Аллэ: «В течение четырех десятилетий экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад. Слишком часто забывают о том, что единственным источником истины является опыт и что теория ценна только тогда, когда она соответствует наблюдаемым фактам».[45] Вместе с тем в российской экономической литературе можно обнаружить и традиционную точку зрения: некоторые исследователи по-прежнему признают диалектический метод единственно правильным в научном отношении.[46] Думается, такая точка зрения является вполне правомерной и весьма актуальной. Диалектический метод - бесценное приобретение научной мысли. Он таит в себе колоссальные познавательные возможности, позволяющие дать целостное представление о закономерностях социально-экономического процесса во всем его многообразии. Поэтому диалектический метод и следует рассматривать в качестве основополагающего метода политической экономии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.021 с.) |