Билет 1 Экономическая теория и экономическая политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1 Экономическая теория и экономическая политика



Билет 1 Экономическая теория и экономическая политика

Экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства и динамике «длинных волн»; наука о национальном богатстве; наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей; наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования. Предметом исследования современной экономической теории являются сущность и закономерности развития экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также поведение людей и групп в процессе воспроизводства в условиях ограниченных ресурсов.

Экономическая теория, наряду с политической экономией, является общетеоретической экономической наукой и служит методологическим фундаментом целого комплекса конкретных (экономика страны, региона, отрасли, предприятий и др.), функциональных (финансы, маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет и др.), межотраслевых (экономико-математическое моделирование, анализ хозяйственной деятельности, статистика, демография и др.) и историко-экономических наук (история экономики, история экономических учений и др.).

Экономическая теория, как и любая другая научная дисциплина, выполняет свойственные ей функции - основные и вспомогательные. Основные функции: познавательная, практическая и методологическая. Познавательная функция выполняется позитивной экономической теорией на основе изучения фактов и зависимостей между ними и отвечает на вопрос: что есть или может быть? Практическая функция заключается в непосредственном использовании результатов экономического анализа в хозяйственной практике, она выполняется нормативной экономической теорией и отвечает на вопрос: что должно быть? Экономическая теория дает ответы на три основных вопроса экономики: что, как и для кого производить. Методологическая функция исходит из того, что экономической теории призвана служить основой для исследований в смежных экономических науках. Вспомогательными функциями экономической теории являются образовательная, состоящая в возможности получения каждым индивидом системы современных экономических знаний, и идеологическая, так как с помощью экономической теории происходит обоснование смысла глобальных политических идей и основных целей общественного развития. Все функции взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

Основной формой реализации экономической теории является экономическая политика, задачи которой состоят в нахождении вариантов решения экономических проблем и приведении в действие их механизма. Экономическая политика отражает интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. В экономической литературе даются различные определения экономической политики. Л.Г. Ходов приводит следующее определение экономической политики - это целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рыночных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. Коллектив авторов во главе с А. Г. Грязновой определяет экономическую политику как разрабатываемую государством стратегию поведения всех властных структур, направленную на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей. Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления. В. И. Кушлин указывает на то, что в современных рыночных условиях экономическая политика государства обычно анализируется как политика макроэкономическая, т.е. действия государства, которые имеют целью влияние на экономику в целом, и обеспечивают эффективное, сбалансированное функционирование всей экономической системы.

Экономическая политика -система мер государственного регулирования для реализации определенных долгосрочных и среднесрочных целей экономического развития (денежно-кредитная политика, бюджетная, налоговая, промышленная, аграрная, инвестиционная, инновационная, научно-техническая, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая, демографическая, инфраструктурная, политика в области природопользования, ценообразования.

По отношению к национальной экономике: внешняя (развитие и регулирование экономических отношений с другими странами); внутренняя (регулирование секторов национального хозяйства). По уровням регулирования: на уровне национального, хозяйства в целом региональная (поддержание региональных пропорций и реализация социально значимых региональных программ); секторальная (развитие отдельных отраслей и секторов экономики и социальной сферы). По воздействию на динамику экономической системы: стабилизационная (сглаживание краткосрочных колебаний в экономике посредством воздействия

Билет 10 Косвенные налоги: состав, характеристика. Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные), К универсальным налогам относятся налоги, которыми облагаются все товары. Индивидуальными налогами являются налоги, которыми облагаются отдельные виды товаров. Монопольные (фискальные) налоги - это вид налогов, взимаемых с товаров, реализация которых является монополией государства (например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д.).

Косвенные налога: НДС. Плательщики: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Объектом являются реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно - монтажных работ, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Ставки НДС: 18% - основная ставка; 10% - некоторые продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, книжная продукция, медицинские товары (п. 2 ст. 164 НК РФ); 0% - экспортируемые товары, работы, услуги, связанные с экспортом товаров (п. 1 ст. 164 НК РФ); Расчетные ставки (18/ 100+18)*100% и (10/100+10)*100%. Налоговый период- квартал.

Акцизы. Плательщики: организации; индивидуальные предприниматели; лица признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Подакцизные товары: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция; пиво; табачная продукция; автомобильный бензин и др. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. По каждому виду подакцизного товара установлена своя налоговая ставка, а также предусмотрена дифференциация налоговых ставок внутри товарных групп. По акцизам установлены твердые (специфические), процентные (адвалорные) и смешанные (комбинированные) ставки. Налоговым периодом признается календарный месяц.

Вопрос 2 Содержание системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор обязуется осуществить проведение работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении СРП. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения. Доля государства в общем объеме произведенной продукции по условиям такого соглашения должна составлять не менее 32% от общего количества произведенной продукции.

Налогоплательщик, применяющий данный специальный налоговый режим, должен представить в налоговые органы соглашение о разделе продукции и решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Режим СРП предусматривает:

- ограниченный срок действия (в течение срока действия СРИ);

- ограниченный круг лиц, на которые он распространяется (инвесторы по СРП);

- особый перечень уплачиваемых налогов и особый порядок их исчисления.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Инвестор не уплачивает налоги:

- на имущество организаций, которое используется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогами в общеустановленном порядке.

- транспортный налог в отношении транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанных налогов, определяется Правительством Российской Федерации. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, а также на продукцию, которая предусмотрена соглашением на вывоз через таможенную границу РФ.

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей оператору с его согласия. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению. Налоговой базой признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

В случае если налог исчисляется в иностранной валюте, налогоплательщик уплачивает налог в этой или другой иностранной валюте, котируемой Центральным банком Российской Федерации, либо уплачивает эквивалентную сумму в рублях, исчисленную исходя из официального курса этой валюты, установленного

Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты налога.

 

 

Билет 16. Полномочия Министерства финансов РФ в сфере налогообложения, его взаимоотношения с Федеральной налоговой службой

В результате административной реформы, проведенной в 2004 году, часть функций налогового ведомства перешла к Минфину России.

Теперь Минфин издает законы, приказы, положения в области налогообложения, дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

Преобразования коснулись и органа, принимающего решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов в соответствии со ст.63 НК РФ. Теперь указанные решения принимаются не финансовыми, а налоговыми органами. По федеральным налогам - ФНС России, по региональным и местным налогам - налоговыми органами по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. От финансовых органов субъектов и муниципальных образований необходимо только получить согласование принимаемых налоговыми органами решений по региональным и местным налогам и сборам.

Правовой статус Министерства финансов РФ определен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №139 «О Министерстве финансов РФ» и постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ». В соответствии с ним Министерство финансов РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой страховой, валютной, банковской деятельности.

Функции Министерства финансов в налоговой сфере охватывают разработку проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также другим налоговым вопросам.

Только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и сборам, обязательные для налогоплательщика, порядок их заполнения.

Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется непосредственно приказами Минфина России (установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН и т.д.).

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и нормативно-правовых актах, органов местного самоуправления о местных налогах.

Преобразование Министерства по налогам и сборам в федеральную налоговую службу (ФНС) позволило консолидировать вопросы формирования и исполнения бюджета в одном органе государственной власти в ранге Министерства. Данное преобразование позволило устранить ситуацию, при которой контроль за формированием доходной части бюджета был возложен на одно министерство, а контроль за его исполнением - на другое. При этом между ними отсутствовал механизм властного подчинения.

Разделение функций между Министерством финансов и ФНС РФ в целом соответствует сложившейся мировой практике и должно способствовать усилению осуществления государством контроля в финансовой и налоговой сферах.

Билет 22. Организация работы налогового инспектора, его навыки и умения. Требования, которым должен удовлетворять специалист по налогообложению

Результаты деятельности налоговой инспекции складываются из результатов работы ее структурных подразделений и качества труда налоговых инспекторов.

Сотрудники, занимающие должности главных инспекторов, старших государственных налоговых инспекторов, государственных налоговых инспекторов, специалистов 1 категории непосредственно работают с налогоплательщиками и лично осуществляют контроль за их деятельностью по одному из основных направлений этого контроля. Поэтому основные правила организации работы всех сотрудников, занимающих перечисленные должности практически одинаковы.

Основным документом, регламентирующим права и обязанности налогового инспектора, является его должностная инструкция. Она разрабатывается начальником соответствующего отдела совместно с отделом по работе с персоналом и утверждается руководителем инспекции. Каждый сотрудник при поступлении на работу и при назначении на новую знакомится со своей должностной инструкцией под роспись. Невыполнение требований, изложенных в инструкции, является основанием для привлечения сотрудника к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Работа налогового инспектора происходит в условиях постоянного количественного и качественного роста нагрузки.

Обеспечение собираемости налогов - это количественная, а не индивидуальная работа. Однако, каждый сотрудник инспекции несет персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение своих обязанностей.

Прежде всего, на каждом участке работы следует определить, какие меры налогового контроля приносят наибольший доход в бюджет и стремиться работать именно в этом направлении.

Инспектор должен знать:

- положение дел у крупнейших налогоплательщиков на своем участке;

- вопросы, возникающие у них по налогообложению;

- перспективы роста поступлений в бюджет.

Собирая и анализируя информацию о налогоплательщиках, инспектор должен думать не только о своем участке работы, но и о соседних. И, по возможности, сообщать об этом своему руководителю для принятия соответствующих мер.

Налоговый инспектор должен постоянно контролировать сроки выполнения работ на своем участке и обеспечивать их соблюдение. Сроки, как правило, очень жесткие, поэтому нарушение их может принести вред государству и потери.

Огромное значение для сбора налогов имеет правильное оформление документов. Инспектор должен знать порядок составления основных документов, правил их регистрации и отправки налогоплательщику и неукоснительно соблюдать их. Например, при проведении выездной налоговой проверки и сборе доказательств налогового правонарушения невыполнение хотя бы одного требования по документальному оформлению действий инспектора приведет к разрушению всей доказательной базы акта проверки. Налоговый инспектор постоянно работает с документами налогоплательщика. Поэтому он должен нести персональную ответственность за их сохранность и неразглашение содержащихся в них сведений.

По роду своей деятельности налоговый инспектор постоянно передает информацию руководству инспекции и сменным подразделениям. Он несет ответственность за правильность и достоверность передаваемой информации. Поэтому в информацию он должен включать только те данные, в которых он уверен и может обосновать цифрами, расчетами, нормативными документами.

Работа налогового инспектора в современных условиях невозможно без широкого применения вычислительной техники. Поэтому он должен изучить применяемые программные продукты и максимально испытать заложенные в них возможности.

Новые сотрудники принимаются на работу в налоговую инспекцию с испытательным сроком, который составляет 3 месяца. Этот испытательный срок не ограничивает права сотрудника и не создает для него дополнительных обязанностей. На время испытательного срока за налоговым инспектором закрепляется руководитель стажировки, который вводит его в курс дела, знакомит с участком работы, основными приемами и методами работы, порядком документооборота.

Налоговая инспекция предоставляет возможность своим сотрудникам возможность повышение квалификации. С этой целью в отделах инспекции не реже, чем раз в две недели проводится занятия постоянно действующего семинара. Региональным управлением МНС России проводятся совещания по актуальным для региона вопросам налоговой работы. На них определяется единая методика действий налоговых инспекций, координируется деятельность, даются ответы на возникающие вопросы.

На уровне региона действует разветвленная сеть повышения квалификации кадров с привлечением наиболее опытных специалистов налоговых органов, юристов, бухгалтеров, преподавателей вузов.

Таким образом, создаются все предпосылки для поддержания высокой квалификации налоговых работников. Но при этом и сам налоговый инспектор должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, осваивать передовые методы и формы работы, самостоятельно изучать законодательство, осваивать практический опыт работы.

Виды налогового контроля.

Виды контроля выделяются в зависимости от различных признаков:

в зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства.

б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок.

в) последующий налоговый контроль – предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

2) в зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов.

б) тематический (специальный) налоговый контроль – предполагает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

3) в зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

а) сплошной налоговый контроль – проверяют все имеющиеся документы, связанный с уплатой налогов и сборов.

б) выборочный налоговый контроль – проверка проводится на основании выборки документов.

4) в зависимости от источников данных и места проведения мероприятий налогового контроля выделяют:

а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся учетных документах – осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов; при необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

б) выездной налоговый контроль – выполняется по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких как инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, проведение экспертизы и т.д.

5) в зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий выделяют:

а) налоговый контроль, проводимый налоговыми органами,

б) налоговый контроль, проводимый таможенными органами.

6) в зависимости от графика проведения контрольных мероприятий выделяют:

а) плановый налоговый контроль,

б) внеплановый налоговый контроль – в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации налогоплательщика и др.)

7) в зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют:

а) налоговый контроль, проводимый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете.

б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Вопрос 2 Государственное бюджетное налоговое планирование: экономическое содержание, виды и этапы

Проблемы прогнозирования и планирования налоговых поступлений всегда актуальны, так как, достижение максимально возможного уровня налоговых поступлений является важным условием поступательного развития государства.

Под прогнозированием понимается разработка системы научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Применительно к налоговому прогнозированию это процесс формирования вероятностных представлений о поступлении налогов и сборов- в будущем.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Применительно к налоговому планированию это процесс определения экономически обоснованной суммы налоговых поступлений.

Налоговое прогнозирование и налоговое планирование на макроуровне следует рассматривать как единый адаптивный процесс.

Налоговое планирование (прогнозирование) делится на текущее и перспективное. К текущему планированию относится оперативное (до квартала) и краткосрочное планирование сроком на 1 - 1,5 года. Планирование на среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 10 лет) периоды относится к перспективному.

Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами при непосредственном участии налоговых органов. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшую перспективу. Оперативное планирование одновременно решает и задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета.

Краткосрочное налоговое прогнозирование служит основой для составления проектов бюджетов соответствующих уровней власти на очередной финансовый год. Главными для него являются показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами по соответствующим бюджетам при непосредственном участии налоговых и других экономических органов.

На базе текущих прогнозных оценок осуществляется налоговое планирование, представляющее собой разработку и доведение до налоговых органов по субъектам Российской Федерации индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему в определенном периоде (год, месяц, квартал).

Текущее налоговое прогнозирование, как уже отмечалось, служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. При этом детально анализируются и определяются размеры, как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же прогнозировании, как правило, нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов. Среднесрочное налоговое прогнозирование является основой для разработки проекта бюджет на три года. Поэтому среднесрочное налоговое прогнозирование осуществляется в разрезе налогов. И текущее, и перспективное прогнозирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза. В перспективном прогнозировании зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значительно больше.

Процесс планирования налоговых поступлений на краткосрочную и среднесрочную перспективу включает следующие этапы.

Первый этап заключается в анализе Минфином РФ и ФНС России исполнения текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о негативных моментах, которые проявляются в процессе налогового администрирования. В то же время подобного рода анализ позволяет выявить и позитивное влияние действующей налоговой системы на социально-экономическое развитие. Результаты анализа имеют большое значение при планировании налоговых поступлений на очередной финансовый год, при корректировке основных направлений налоговой Политики, а также при разграничении налоговых полномочий и доходных источников между различными уровнями бюджетной системы РФ. На этом этапе Минэкономразвития РФ представляет информацию о результатах социально-экономического развития в отчетном периоде, а также разрабатывает прогноз социально-экономического развития на планируемый период.

На втором этапе осуществляется разработка направлений налоговой политики, разграничение налоговых полномочий и доходных источников между различными уровнями бюджетной системы и подготовка предложении по изменению налогового законодательства.

Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет планируемых сумм налоговых поступлений по видам.

Оценка налоговых поступлений производится исходя из прогноза социально-экономического развития, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношении

 

Планирование выездных проверок проводится в соответствии со следующими принципами.

1. Принцип комплексности предполагает согласованность всех этапов планирования - от сбора и обработки информации о налогоплательщиках до составления плана проверок и перечня вопросов, подлежащих проверке.

2. Принцип непрерывности выражается в увязке всех стадий планирования по срокам их проведения.

3. Принцип оптимальности предполагает выбор для проведения выездных проверок таких объектов, где можно с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм дополнительно начисленных налогов, пени и штрафов при минимальных затратах рабочего времени специалистов налоговых органов.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок проводятся в несколько этапов.

Билет 1 Экономическая теория и экономическая политика

Экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства и динамике «длинных волн»; наука о национальном богатстве; наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей; наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования. Предметом исследования современной экономической теории являются сущность и закономерности развития экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также поведение людей и групп в процессе воспроизводства в условиях ограниченных ресурсов.

Экономическая теория, наряду с политической экономией, является общетеоретической экономической наукой и служит методологическим фундаментом целого комплекса конкретных (экономика страны, региона, отрасли, предприятий и др.), функциональных (финансы, маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет и др.), межотраслевых (экономико-математическое моделирование, анализ хозяйственной деятельности, статистика, демография и др.) и историко-экономических наук (история экономики, история экономических учений и др.).

Экономическая теория, как и любая другая научная дисциплина, выполняет свойственные ей функции - основные и вспомогательные. Основные функции: познавательная, практическая и методологическая. Познавательная функция выполняется позитивной экономической теорией на основе изучения фактов и зависимостей между ними и отвечает на вопрос: что есть или может быть? Практическая функция заключается в непосредственном использовании результатов экономического анализа в хозяйственной практике, она выполняется нормативной экономической теорией и отвечает на вопрос: что должно быть? Экономическая теория дает ответы на три основных вопроса экономики: что, как и для кого производить. Методологическая функция исходит из того, что экономической теории призвана служить основой для исследований в смежных экономических науках. Вспомогательными функциями экономической теории являются образовательная, состоящая в возможности получения каждым индивидом системы современных экономических знаний, и идеологическая, так как с помощью экономической теории происходит обоснование смысла глобальных политических идей и основных целей общественного развития. Все функции взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

Основной формой реализации экономической теории является экономическая политика, задачи которой состоят в нахождении вариантов решения экономических проблем и приведении в действие их механизма. Экономическая политика отражает интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. В экономической литературе даются различные определения экономической политики. Л.Г. Ходов приводит следующее определение экономической политики - это целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рыночных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. Коллектив авторов во главе с А. Г. Грязновой определяет экономическую политику как разрабатываемую государством стратегию поведения всех властных структур, направленную на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей. Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления. В. И. Кушлин указывает на то, что в современных рыночных условиях экономическая политика государства обычно анализируется как политика макроэкономическая, т.е. действия государства, которые имеют целью влияние на экономику в целом, и обеспечивают эффективное, сбалансированное функционирование всей экономической системы.

Экономическая политика -система мер государственного регулирования для реализации определенных долгосрочных и среднесрочных целей экономического развития (денежно-кредитная политика, бюджетная, налоговая, промышленная, аграрная, инвестиционная, инновационная, научно-техническая, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая, демографическая, инфраструктурная, политика в области природопользования, ценообразования.

По отношению к национальной экономике: внешняя (развитие и регулирование экономических отношений с другими странами); внутренняя (регулирование секторов национального хозяйства). По уровням регулирования: на уровне национального, хозяйства в целом региональная (поддержание региональных пропорций и реализация социально значимых региональных программ); секторальная (развитие отдельных отраслей и секторов экономики и социальной сферы). По воздействию на динамику экономической системы: стабилизационная (сглаживание краткосрочных колебаний в экономике посредством воздействия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.231.211 (0.095 с.)