Билет 41 Акцизы: экономическая сущность, основные элементы, механизм их исчисления и уплаты (гл22 179-205) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 41 Акцизы: экономическая сущность, основные элементы, механизм их исчисления и уплаты (гл22 179-205)



Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года в соответствии с Федеральным законом «Об акцизах». Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию.

Акцизы оказывают определенное воздействие на спрос, производство и перераспределение доходов населения. Будучи косвенным налогом, акциз включается в цену товара и тем самым оказывает воздействие на спрос. Облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление. Ограничивая спрос, акциз оказывает определенное влияние на объемы производства подакцизных товаров.

В настоящее время акциз взимается на всей территории России в соответствии с главой 22 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г.

Согласно статье 179 НК РФ плательщиками акциза являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, которые признаются налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Состав операций, признаваемых объектом обложения акцизами, определен ст.182 НК РФ. К таким операциям относятся: реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров; передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции и др. К подакцизным товарам относятся спирт этиловый из всех видов сырья, спирт коньячный, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, табачная продукция и др. Перечень подакцизных товаров установлен ст, 181 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в соответствии со ст. 187-187.1 НК РФ. В зависимости от установленных в отношении конкретного вида подакцизных товаров налоговых ставок налоговая база по ним может определяться либо как их объем в натуральном выражении, либо как стоимость этих товаров.

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 183 НК РФ (например, реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ). Перечисленные в данной статье операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Подакцизные товары облагаются акцизом по единым на всей территории Российской Федерации ставкам. Их величина установлена в статье 193 НК РФ. Налоговое законодательство предусматривает дифференциацию налоговых ставок как по группам подакцизных товаров, так и внутри товарных групп. С 1 января 2011 г. предусмотрено налогообложение акцизами автомобильного бензина и дизельного топлива по ставкам, дифференцированным по установленным в техническом регламенте классам. Порядок применения ставки акциза в размере 0 рублей за 1 литр безвозмездного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в отношении спирта этилового или спирта коньячного регламентируется п. 4 ст. 193 НК РФ. Налоговым периодом по акцизам признается каждый календарный месяц.

Сумма акциза исчисляется по каждой группе подакцизных товаров как произведение налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам (ст. 194 НК РФ).

Исчисленную сумму акциза налогоплательщик предъявляет покупателю подакцизных товаров к оплате. В расчетных, первичных учетных документах и счетах-фактурах исчисленная налогоплательщиком сумма акциза выделяется отдельной строкой. Если операции реализации подакцизных товаров освобождены от налогообложения, на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без акциза» (ст. 198 НКРФ).

Налогоплательщик исчисленные им и предъявленные покупателю суммы акциза принимает к вычету при исчислении налога на прибыль в соответствии со ст. 199 НКРФ.

Покупатель подакцизных товаров может использовать два варианта отнесения уплаченных им сумм акциза: 1) уплаченные суммы акциза включать в стоимость приобретенных подакцизных товаров; 2) уплаченные суммы акциза принимать к налоговому вычету.

Налоговый вычет применяется, если налогоплательщик приобретает (ввозит) подакцизный товар, который в дальнейшем используется им в качестве основного сырья для производства другого подакцизного товара. Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение (ст. 200-201 НК РФ).

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как общая исчисленная сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. Сумма такого превышения подлежит возмещению (зачету, возврату) в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу (ст. 202 НК РФ).

С 1 июля 2011 г. для организаций, осуществляющих на территории РФ производство алкогольной продукции (за исключением вин натуральных, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) или подакцизной спиртосодержащей продукции предусмотрена уплата аванс платежа. Авансовый платеж может не уплачиваться при условии предоставления организацией банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (п. 11 ст. 204 НК РФ).

Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции по приобретения спирта этилового или спирта коньячного, произведенных на территории РФ. Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции) спирта этилового (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной в отношении алкогольной или спиртосодержащей продукции (п. 8, ст. 194 НК РФ). Уплаченная налогоплательщиком сумма авансового платежа акциза подлежит вычету при исчислении акциза на реализованную алкогольную или подакцизную спиртосодержащую продукцию (п. 16, ст. 200 НК РФ)

Порядок и сроки уплаты акциза в бюджет определяются ст. 204 НК РФ. Следует учитывать, что акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема спирта этилового или спирта коньячного, закупка который производителями алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующим за текущим налоговым периодом.

Вопрос 2 Под финансовой системой подразумевается совокупность сфер функционирования финансовых отношений и обслуживающих их финансовых учреждений (финансовый аппарат). Большинство экономистов придерживается точки зрения, что в системе финансов можно выделить 2 крупные сферы: 1) финансы хозяйствующих субъектов – Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах; Учреждения и организации, занимающиеся некоммерческой деятельностью; Общественные организации; Финансовые посредники; Домашние хозяйства. 2) государственные и муниципальные финансы – Бюджетная система; Государственный и муниципальный кредит; Внебюджетные фонды.

Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов. Внутри каждой сферы можно выделить отдельные звенья.

Государственные и муниципальные финансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства.

Бюджетная система РФ в настоящее время включает государственный бюджет, региональные (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Государственный (муниципальный кредит) представляет собой особую форму денежных отношений между государством (органами местного самоуправления), юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Основным звеном финансовых отношений являются финансы предприятий различных форм собственности, поскольку именно они обслуживают процесс создания и распределения ВОП и НД.

Роль домашних хозяйств в экономической системе заключается в следующем:

1) они выступают на рынке в качестве покупателей товаров, работ и услуг, производимых фирмами;

2)предоставляют фирмам факторы производства;

3) сберегаю часть формируемого в экономике ВОП, приобретая реальные и финансовые активы.

Для финансовой системы имеют значение следующие функции:

1) планирование - формирование целей, выбор путей их достижения;

2)организация - выбор организационно-правовой формы бюджетного устройства
и разграничение полномочий;

3)стимулирование - выбор оптимальных средств и способов обеспечения
реализации поставленных целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.008 с.)