Билет 15 Система налоговых органов Российской Федерации: состав и структура ее элементов. Принципы построения и организационная структура



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 15 Система налоговых органов Российской Федерации: состав и структура ее элементов. Принципы построения и организационная структура



Система налоговых органов РФ имеет довольно давнюю историю. В России они появились при Петре I. Для нас же наибольший интерес представляет период становления и развития налоговых органов за последние годы, то есть с 1990 по н.в.

Весь этот почти 20-летний период в системе налоговых органов происходил всевозможные изменения, обусловленные изменениями в социально-экономическом развитии страны.

Так, в 1990 г. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция. В 1991 году выделена в качестве самостоятельного органа исполнительной власти РФ - Государственная налоговая служба (ГНС). В декабре 1998 года ГНС была преобразована в Министерство по налогам и сборам (МНС РФ).

МНС РФ функционировало до 2004 года. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» МНС России преобразовано в федеральную налоговую службу (ФНС РФ).

Таким образом, новая служба передана в ведение Министерства финансов РФ. В связи с этим часть функций налогового ведомства передана Минфину РФ.

Современная система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из 3-х звеньев или уровней.

I. Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба-ФНС России. Это федеральный орган исполнительной власти.

II. Второе звено включает в себя Управления ФНС (Управления ФНС России по субъектам РФ) по республикам в составе РФ, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу.

III. Основным элементом этой системы являются налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления.

Органы II и III уровней относятся к территориальным органам ФНС РФ.

Кроме того, на федеральном уровне создаются межрегиональные, а на уровне субъектов РФ - межрайонные инспекции.

Межрайонные и межотраслевые инспекции строят свою работу, исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности, в отличие от традиционных инспекций, которые осуществляют контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика.

Таким образом, налоговые органы Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) находятся в иерархической подчиненности и образуют единую централизованную систему.

Другими словами, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (I уровень), и его территориальных органов (II+III уровни).

В соответствии с ФЗ РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ», а также в соответствии с положением о Федеральной налоговой службе (ФНС РФ) - налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Из определения следует, что главными задачами налоговых органов являются:

- контроль за соблюдением налогового законодательства РФ;

- валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Что касается прав налоговых органов, то осуществляются они в соответствии с НК РФ, федеральными законами и другими нормативными актами. При этом часть прав принадлежит исключительно центральному аппарату ФНС России. Это - право на осуществление международного сотрудничества или организацию научно-исследовательских работ по вопросам налогообложения. Другие права реализуются как центральным аппаратом, так и региональными управлениями - контроль за работой нижестоящих налоговых органов, создание нижестоящих налоговых органов и организаций при налоговых органах.

Некоторые права предоставлены всем налоговым органам, от инспекции до ФНС, но реально реализуются только на каком-то одном уровне. Такие права, как проведение налоговых проверок, взыскание недоимок, контроль за расходами физических лиц почти во всех случаях реализуются районными налоговыми инспекциями.

Вопрос 2 Содержание системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор обязуется осуществить проведение работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении СРП. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения. Доля государства в общем объеме произведенной продукции по условиям такого соглашения должна составлять не менее 32% от общего количества произведенной продукции.

Налогоплательщик, применяющий данный специальный налоговый режим, должен представить в налоговые органы соглашение о разделе продукции и решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Режим СРП предусматривает:

- ограниченный срок действия (в течение срока действия СРИ);

- ограниченный круг лиц, на которые он распространяется (инвесторы по СРП);

- особый перечень уплачиваемых налогов и особый порядок их исчисления.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Инвестор не уплачивает налоги:

- на имущество организаций, которое используется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогами в общеустановленном порядке.

- транспортный налог в отношении транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанных налогов, определяется Правительством Российской Федерации. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, а также на продукцию, которая предусмотрена соглашением на вывоз через таможенную границу РФ.

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей оператору с его согласия. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению. Налоговой базой признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

В случае если налог исчисляется в иностранной валюте, налогоплательщик уплачивает налог в этой или другой иностранной валюте, котируемой Центральным банком Российской Федерации, либо уплачивает эквивалентную сумму в рублях, исчисленную исходя из официального курса этой валюты, установленного

Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты налога.

 

 

Билет 16. Полномочия Министерства финансов РФ в сфере налогообложения, его взаимоотношения с Федеральной налоговой службой

В результате административной реформы, проведенной в 2004 году, часть функций налогового ведомства перешла к Минфину России.

Теперь Минфин издает законы, приказы, положения в области налогообложения, дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

Преобразования коснулись и органа, принимающего решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов в соответствии со ст.63 НК РФ. Теперь указанные решения принимаются не финансовыми, а налоговыми органами. По федеральным налогам - ФНС России, по региональным и местным налогам - налоговыми органами по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. От финансовых органов субъектов и муниципальных образований необходимо только получить согласование принимаемых налоговыми органами решений по региональным и местным налогам и сборам.

Правовой статус Министерства финансов РФ определен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №139 «О Министерстве финансов РФ» и постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ». В соответствии с ним Министерство финансов РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой страховой, валютной, банковской деятельности.

Функции Министерства финансов в налоговой сфере охватывают разработку проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также другим налоговым вопросам.

Только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и сборам, обязательные для налогоплательщика, порядок их заполнения.

Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется непосредственно приказами Минфина России (установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН и т.д.).

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и нормативно-правовых актах, органов местного самоуправления о местных налогах.

Преобразование Министерства по налогам и сборам в федеральную налоговую службу (ФНС) позволило консолидировать вопросы формирования и исполнения бюджета в одном органе государственной власти в ранге Министерства. Данное преобразование позволило устранить ситуацию, при которой контроль за формированием доходной части бюджета был возложен на одно министерство, а контроль за его исполнением - на другое. При этом между ними отсутствовал механизм властного подчинения.

Разделение функций между Министерством финансов и ФНС РФ в целом соответствует сложившейся мировой практике и должно способствовать усилению осуществления государством контроля в финансовой и налоговой сферах.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.009 с.)