Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и типы налоговой политики. Налоговая нагрузкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Налоговый механизм любого государства функционирует через налоговую политику. Налоговая политика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения для реализации задач, стоящих перед обществом. Используя функции налогов, государство претворяет в жизнь основные направления и развитие бюджетного и налогового законодательства. В зависимости от фактического состояния экономики государство выбирает различные методы осуществления задач налоговой политики. Приоритетное развитие определенных форм и методов экономического состояния государства находит непосредственное отражение в существующей системе налогообложения в стране. На формирование налоговой политики государства могут оказывать влияние различные условия экономического хозяйствования в стране. Ярким примером такого влияния является вопрос автомобилестроения: ¾ для сокращения ввоза импортных автомобилей на территорию РФ и для стимулирования отечественных производителей автомобильного транспорта, государство ужесточает режим таможенного налогообложения на ввоз импортных автомобилей в РФ; ¾ для эффективного развития отечественного автомобилестроения, основные направления развития налоговой политики в РФ планируют предоставление специальных льгот предприятиям, производящим некоторые разновидности автомобилей на территории РФ. Типы налоговой политики государства: 1. Политика максимальных налогов устанавливает высокие ставки и множественность налогов, сокращает льготы, вводит новые виды налогов. Такая политика обычно проводится в периоды экономических кризисов или войн (в РФ кризисное состояние экономики наблюдалось с 1992 год по 1998 год). Эта политика не сопровождается приростом государственных доходов, приводит к следующим негативным последствиям: ¾ после уплаты множества налогов у налогоплательщиков не остается достаточных финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства предприятия. В экономике падают темпы роста производства и реализации во всех отраслях хозяйственной деятельности; ¾ распространяется стремление населения к массовому укрывательству от налогообложения. В период существующего кризиса в РФ имело место сокрытие налоговых платежей у некоторых налогоплательщиков: только 1 из 6 плательщиков налогов исправно перечислял налоги в бюджет; ¾ приобретает массовый характер «теневая» экономика. Денежные средства предприятий РФ, переведенные на счета в зарубежных банков, начинают работать на прирост экономики других стран. Вместо того чтобы каждый рубль вложить в развитие отечественного производства, он выпадает из отечественного товарооборота инвестируется в зарубежную экономику. 2. Политика разумных налогов (экономического развития). Эту политику можно использовать в такой период экономического развития государства, когда предполагается появление предкризисной ситуации в стране или государству необходимы дополнительные стимулы для рационального развития экономики. Такая политика предполагает расширение частного капитала в стране и инвестирование денежных средств в зарубежную экономику на взаимовыгодных условиях. Она способствует эффективному развитию отечественного предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. В России в настоящий момент применяют политику разумных налогов. Введение второй части Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года закрепляет правильность сделанного выбора. Каждый налогоплательщик имеет возможность планировать частное предпринимательство любом виде хозяйственной деятельности с учетом экономически выгодных налоговых режимов, который законодательно закреплены НК РФ. Наблюдается экономический рост и развитие наиболее выгодных для государства отраслей хозяйственной деятельности следовательно, бюджеты страны могут ожидать стабильных налоговых поступлений. Налоговый гнет (нагрузка, бремя) - эта та часть произведенного общественного продукта (ВВП), которая перераспределяется между налоговыми доходами бюджетов государства. Налоговая Нагрузка (Гнет) = (Сумма налоговых платежей/ВВП) * 100% (1) Нг = (Σнп/ВВП) * 100% (2) Пример: Рассчитать величину налоговой нагрузки регионального бюджета, если известно, что за текущий календарный год в бюджет поступило налоговых доходов на сумму 150100 тыс.руб. и неналоговых доходов на сумму 52 930 тыс. руб. Величина ВВП в этот период времени составила 319800 тыс.руб. РЕШЕНИЕ: Нг= (Σнп/ВВП) * 100% = (150 100 000: 319 800 000) * 100% = 46,9% Показатель налоговой нагрузки имеет недостаток, который заключается в том, что определяет среднюю статистическую нагрузку налогоплательщиков бюджетов и не учитывает индивидуальные особенности налогообложения каждого налогоплательщика. Этот показатель обычно рассчитывают на макроуровне, т.е. в целом по стране или отдельному региону. Расчет налоговой нагрузки на микроуровне, т.е. для каждого налогоплательщика, усложняется тем, что в существующей системе налогообложения различают прямые и косвенные налоги, имеющие различный удельный вес в структуре налоговых платежей предприятия или частного предпринимателя. При снижении или ограничении доли косвенного налогообложения появляется возможность планировать уменьшение налоговой нагрузки у каждого налогоплательщика. В РФ на этот показатель большое влияние оказывает налоговая дисциплина плательщика, экономическая стабильность в стране, собираемость налогов бюджетами. Проводимая государством политика максимальных налогов, реально подтверждает взаимосвязь между усилением налогового гнета и ростом величины налоговых доходов в бюджет государства. Разумная налоговая нагрузка должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% или 50% его доходов. Стабильная и эффективная рыночная система налогообложения предполагает перенос налогового бремени с юридических лиц на каждого гражданина страны, но такое соотношение должно сочетаться с реальным ростом благосостояния населения государства и действенным законодательством, защищающим права частной собственности индивидуальных граждан.
1.3.2. Источники налогового законодательства. Пределы действия налоговых Каждый налогоплательщик обязан знать разновидное каких налогов, когда и в каком размере необходимо перечислять в бюджет налоговые платежи. Под юридически обоснованием необходимо осознано понимать, что налоговые органы не должны препятствовать гражданам в реализации конституционных прав или создавать трудности для ocуществления законной деятельности налогоплательщиком. Источниками налогового законодательства являются нормативно-правовые акты законодательных органов власти, устанавливающих налогово-правовые нормы сфере налогообложения. Налогово-правовая норма - это обязательное право поведения в сфере налогообложения. Нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ, который принят и одобрен законе дательными органами государства, содержащий в себе правовые нормы. Различают несколько разновидностей нормативно-правовых актов: законы, подзаконные акты правоприменительные акты судоисполнительных opганов власти. Закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, который принят и утвержден в специальном порядке законодательными органами исполнительной власти. Основным законом любого государства является Конституция, а все другие законы принимаются к исполнению в соответствии с ее основными положениями. В сфере налогообложения РФ главенствует содержание Налогового кодекса, не противоречащего основными положениям Конституции РФ. Подзаконные акты - нормативные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, создающиеся в рамках основного налогового законодательства. При помощи подзаконных актов нормативного характера государством реализуется его право на оперативное управление налоговыми отношениями в стране. К ним относятся постановления Правительства РФ, законодательные акты региональных и местных органов власти, имеющие нормативный характер. Правоприменительные акты судов - это нормативные акты судебного характера, касающиеся вопросов налогообложения в РФ. Они признаются обязательными для всех налогоплательщиков в соответствии с содержанием и решением Высшего Арбитражного и Верхнего суда РФ. Такие нормативные акты являются обязательными к исполнению для всех налогоплательщиков РФ в соответствии с содержанием Федерального Конституционного закона «О судебной системе в РФ». В соответствии с содержанием статьи 4 НК РФ «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» исполнительные органы власти в пределах своей компетенции могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, но содержание таких актов может изменять или дополнять действующее налоговое законодательство РФ, существующее в настоящий момент времени. Ведомственные органы власти (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет) имеют право издавать инструкции, методические указания, приказы, и другие акты ненормативного характера, касающиеся налогообложения, которые не являются нормативными актами, а лишь разъясняют правила применения на практике положений и содержания НК РФ. Нормативный акт может быть признан не соответствующим НК РФ в следующих случаях (Статья 6 НК РФ): 1. Если издается органом, не имеющим права издавать такие акты, либо такой акт издан с нарушением установленного порядка издания таких актов. 2. Если отменяет или ограничивает права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, устанавливаемых НК РФ. 3. Если изменяет содержание понятий и терминов, определяемых НК РФ. 4. Если противоречит смыслу конкретных положений НК РФ. Нормативно-правовой акт вступает в силу на территории РФ при соблюдении следующего порядка: ¾ издание документа; ¾ регистрация документа в ведомственных органах власти; ¾ официальная публикация документа в прессе; ¾ вступление в силу нормативно-правового акта. До вступления в силу акта нормативного характера документ находится в промежуточном состоянии, коте рое характеризуется тем, что содержание акта не действует, но документ находится в продвижении к действующей редакции. Министерство юстиции РФ имеет право устанавливать законную силу и считать нормативный документ действующим без его регистрации и официального опубликования, но лишь только для ведомственных документов нормативного характера. Для всех участников налоговых отношений пределы действия налоговых законов определяются в трех направлениях:
НАЛОГОВЫЕ ЗАКОНЫ
Во времени В пространстве По кругу лиц
Рис. 7. Действие налоговых законов
1. Во времени, т.е. нормативные акты, вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода (ст. 5 НК РФ). Если законы вносят изменения в содержание НК РФ, то они вступают в силу не ранее 1 января. Официальным опубликованием считается публикация законов в газетах: «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ». Срок действия законов определяется датой, периодом времени или событием: ¾ календарная дата исчисляется годом, кварталом, месяцем, неделей или днем; ¾ период налогового времени не истекает в последний день года, квартала, месяца или недели, если последний день срока или периода действия попадает под нерабочий день, в этом случае днем окончания налогового периода считается ближайший рабочий день; ¾ для любого события налогового характера устанавливают срок, который должен быть выполнен до 24 часов последнего дня события (Статья 6.1 НК РФ). 2. В пространстве. Налоговые законы действуют на определенно установленной территории РФ: федеральные налоги действительны на территории всей страны; региональные - на территории субъектов РФ; местные - на территории органов местного самоуправления. В соответствии с содержанием статьи 5 НК РФ законодательные акты в сфере налогообложения могут иметь обратную силу в случаях, если: ¾ они устраняют или смягчают ответственность за налоговые нарушения; ¾ они отменяют налоги, снижают размер ставок, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков, улучшающих их положение. 3. По кругу лиц - налогообложению подлежат граждане РФ, иностранные граждане, российские юридические лица, посольства и консульства РФ в других странах, международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ. Статья 91 РФ устанавливает статус участников налоговых отношений регулируемых законодательством РФ: opгaнизации и физические лица, признаваемые налогоплателыциками; налоговые агенты; налоговые орган таможенные органы; органы государственных в бюджетных фондов; сборщики налогов. В числе физических лиц различают категории резидентов нерезидентов. Резидентами признают граждан РФ находящихся на территории РФ в сроки, превышающие 183 суток в календарном году, но при условии, что они зарегистрированы на ее территории в cooтветствии с нормами российского законодательству. Иностранные физические лица, находящиеся на территории РФ менее чем 183 дня, являются для РФ нерезидентами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.82 (0.012 с.) |