ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 12 Понятие, общая характеристика и принципы построения налоговой системы Российской Федерации



Налоговая система - основанное на определенных принципах целостное единство основных ее элементов, находящихся друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такими элементами являются: нормативно-правовая база сферы налогообложения; система налогов и сборов; плательщики налогов и сборов и система налогового администрирования.

Экономические характеристики налоговых систем: налоговый гнет (налоговое бремя) - отношение общей суммы налоговых платежей к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета; полная ставка налогообложения (ПСН) показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в государственный бюджет и рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг; соотношение налогов от
внутренней и внешней торговли
– не менее важный экономический показатель,
характеризующий налоговую систему. Соотношение прямых и костяных налогов. В
менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их
взимания и контроля более прост по сравнению с механизмом взимания прямых
налогов.

В соответствии с действующим законодательством в Налоговом кодексе РФ

(Ст. 3) сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налога и
сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим
Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом
либо не установленные в ином порядке, чем это определенно настоящим Кодексом

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы
налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в
каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов)».

Основными элементами налоговой системы являются:

- законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления,
распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и
ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за
уплатой налогоплательщиками;

виды налогов, законодательно принятые в стране органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);

субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

- органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Налоговая система России по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам, действующим в странах с рыночной экономикой. Она обеспечивает постоянное пополнение бюджетов всех уровней, способствуя нормальному функционированию экономики страны, выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

 

Вопрос 2 ЕСХН: сущность, назначение и основные элементы.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Переход к ЕСХН осуществляется добровольно и предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в виде дивидендов и процентов по ряду долговых обязательств), НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров через таможенную границу), налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых, по ставкам 35 %, 9 %, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

В соответствии с ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем признаются:

1. Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год;

2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года№ 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Не вправе переходить на уплату ЕСХН:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) бюджетные учреждения;

4) автономные и казенные учреждения.

Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН. Убыток, полученный при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Существуют особенности налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства при применении ЕСХН.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать такое хозяйство, заключают между собой соглашение, содержащее сведения о членах фермерского хозяйства, об их правах и обязанностях, о порядке распределения полученных в результате совместной деятельности плодов, продукции и доходов и другие необходимые положения, в том числе определение одного из участников соглашения в качестве главы фермерского хозяйства. При этом предусмотрено, что в полномочия последнего входит организация ведения учета и отчетности хозяйства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляемой в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что статус индивидуального предпринимателя приобретает только глава хозяйства, а остальные члены хозяйства такого статуса не получают, они не признаются плательщиками ЕСХН. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, в прелетавляемых им налоговых декларациях определяет налоговую базу по ЕСХН за отчетный или налоговый период па основании результатов коллективной деятельности в целом, а не полученные лично им доходы и произведенные расходы.

Каждый член хозяйства имеет право на част), доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме. Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются согласно заключенному соглашению. Полученные таким образом личные доходы в денежной и (или) натуральной форме являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 НК РФ,

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетнымдгериодом признается полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Сумма единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по истечении отчетного и налогового периодов представляют в налоговые органы налоговые декларации;

1) организации - по месту своего нахождения;

2) индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Билет 13 Налоговая политика государства: содержание, цели, задачи и методы ее осуществления

Налоговая политика - это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Принципы формирования современной налоговой политики: принцип, научной обоснованности, принцип определенности, принцип оценки и учета ожидаемых эффектов, принцип учета и согласования различных интересов, принцип единства стратегии и тактики, принцип гибкости, принцип гласности, принцип политической ответственности.

Типы налоговой политики:

Фискальный тип, который характеризуется сочетанием следующих основных факторов: высокого налогового бремени, высокой долей государства в экономике и высоким уровнем государственных инвестиций.

Фискально-перераспределительный тип, который также имеет повышенное налоговое бремя, но отличается другим сочетанием факторов: высоким уровнем социальных расходов и значительными государственными инвестициями в экономику.

Регулирующий тип, стимулирующий национальное экономическое развитие в целом. Именно поэтому данный тип зачастую называют еще политикой экономического развития.

Фискально-конкурирующий тип, стимулирующий не столько национальное развитие производства, хотя и это, конечно, присутствует, сколько передислокацию юрисдикции органов управления зарубежных экономических агентов.

Фискально-регулирующий тип налоговой политики, нацеленный на компромиссную реализацию фискальной, регулирующей и распределительной (социальной) функций.

Модели налоговой политики:

Модель политики максимальных налогов - характеризуется практикой установления максимального числа налогов, высоких прогрессивных ставок, широких налоговых баз, сокращения числа льгот, приводящих в совокупности к увеличению налогового бремени на экономику и население. Данную модель формируют два типа налоговой политики фискальный и фискально-распределительный.

Модель политики минимальных налогов - характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Данную модель формируют также два тииа налоговой политики регулирующий и фискально-регулирующий.

Модель политики разумных налогов - данную модель составляет фискально-регулирующий тип налоговой политика. Она характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей ас подавлять развитие экономики, но при этом поддерживать значимый объем социальных расходов.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, типа и соответствующей модели используют тот или иной метод налоговой политики.

В современной мировой практике выделяют следующие методы налоговой политики.

- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

- регулирование соотношения федеральных, регионарных и местных налогов регулирование налоговых полномочий различных уровней управления;

- регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

- регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок
налогов и степени их прогрессии;

- регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых
льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;

-регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставшие, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов;

- регулирование видов налоговых правонарушений и размера ответственности
за их совершение.

Инструменты налоговой политики: налоги, их количественный и видовой состав, налоговые режимы; состав налогоплательщиков; объекты налогообложения; налоговые базы; налоговые ставки; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты налогов и сдачи отчетности; налоговые санкции.

Стадии формирования налоговой политики:

1. Формирование налоговой политики (выбор целей, разработка доктрины, стратегии и тактики, выбор модели, разработка формы налоговой политики, формирование налогового механизма);

2. Реализация налоговой политики (разработка и апробация налогового законодательства, практическая реализация налогового механизма);

3. Оценка результатов реализации налоговой политики (оценка эффективности
выбранной стратегии и тактики, методов и инструментов, функционирования
налогового механизма);

4. Изменение или коррекция налоговой политики (принятие решения о
принципиальном изменений модели, стратегии и тактики или о корректировке
методов и инструментов, параметров функционирования налогового механизма).

Проводником налоговой политики в реальную плоскость налоговых правоотношений является налоговый механизм.

Вопрос 2 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: содержание и механизм исчисления. 26.3

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, который должен применяться налогоплательщиками в обязательном порядке, если этот режим введен на соответствующей территории.

В отличие от налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения, налогоплательщик, применяющий ЕНВД не имеет права выбора и обязан уплачивать ЕНВД, если такой режим установлен в данном субъекте Российской Федерации для одного или нескольких из перечисленных видов деятельности, независимо от места регистрации.

Плательщиками ЕНВД являются организации и предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в ст. 346.26 НК РФ.

Налогоплательщики, не состоящие на учете того субъекта Российской Федерации, в котором они ведут указанные виды деятельности, обязаны встать на учет по месту осуществления этой деятельности в срок не позднее пяти дней с начала такой деятельности и уплачивать ЕНВД.

Уплата ЕНВД предполагает освобождение от обязанности по уплате следующих налогов: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Исчисление и уплата иных налогов и сборов (акцизы, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог-, земельный налог и др.), осуществляются налогоплательщиками в общем порядке.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, под которым подразумевается его потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, влияющих на получение указанного дохода.

Налоговая база - это величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего некоторый вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Установлены физические показатели, характеризующие определенный вид деятельности, и базовая доходность в месяц.

Базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующие коэффициенты К1 и К2. Субъекты Российской Федерации не вправе вводить дополнительные коэффициенты. Корректирующие коэффициенты базовой доходности показывают степень влияния того или иного условия на результат деятельности, облагаемой ЁНВД.

Коэффициент - дефлятор К1 учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде. Коэффициент К1 устанавливается на календарный год, определяется и подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. В 2012 году коэффициент - дефлятор составляет 1,4942.

При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2. Посредством этого коэффициента учитывается совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и размещения рекламы, и иные особенности.

Вмененный доход рассчитывается по следующей формуле:

ВД = БД-К1-К2-ФП где: ВД - вмененный доход; БД - базовая доходность в месяц; ФП - физический показатель в зависимости от вида деятельности за налоговый период.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

Налогоплательщик уплачивает налог по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего периода Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налог уплачивается по месту осуществления деятельности, за исключением видов деятельности: оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозной и разносной розничной торговли, размещения рекламы на транспортных средствах, - когда уплата налога производится по месту нахождения организации либо по месту жительства индивидуального предпринимателя.

В 2012 году перечень видов деятельности на ЕНВД полностью сохранится, но количество работников, позволяющих розничным продавцам и общепиту быть на «вмененке», уменьшится со 100 до 50 человек.

С 1 января 2013 года «вмененку» перестанут применять предприятия розничной торговли и общественного питания, а полностью произойдет отмена ЕНВД с 2014 года.

Билет 14 Этапы и содержание налоговых реформ в России

Налоговая реформа — это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики.

Главной целью налоговых преобразований является приведение в соответствие налоговой системы новым потребностям социально-экономического развития страны и новому курсу налоговой политики. Классификация налоговых реформ по их содержанию: 1) системная налоговая реформа подразумевает реализацию кардинальных преобразований самой налоговой системы, концептуальных и методологических основ ее построения; 2) структурная налоговая реформа характеризуется кардинальными преобразованиями отдельных структурных элементов налоговой системы.

Классификация налоговых реформ по целям проведения: при проведении ограниченно (одно) целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечить достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы.

Классификация налоговых реформ по продолжительности проведения: краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации; среднесрочная реформа, имеет более продолжительный период, как правило, до восьми лет, позволяет осуществить более существенные структурные преобразования; долгосрочная реформа, характеризуется значительным периодом реализации и позволяет осуществить системные преобразования.

Этапы проведения налоговых реформ:

Подготовительный период - это период планирования, обоснования и подготовки общественного мнения.

Период проведения - это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному контексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.

Завершающий период - это период анализа полученных результатов реформы, оценки их фискальной и социально-экономической значимости, разработки предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларации вывода о мере достижения заявленных целей и подготовки обоснования для завершения или продолжения реформ.

Реформа налоговой системы предполагает реализацию в процессе ее проведения ряда основных принципов: равенство форма собственности; полный учет доходов и имущества налогоплательщиков (базы налогообложения); сокращение количества налогов, упрощение их расчета; сочетание интересов государства и налогоплательщиков; однократность обложения одним и тем же налогом; дифференциация ставок налогов в соответствии с уровнем доходов плательщиков; сокращение издержек при взимании налогов.

В России налоговую реформу принято отсчитывать с 1991 г., когда был подготовлен и в последующем реализован первый ее этап. Принятые Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. № 2118-1 и около 20 соответствующих законов по основным видам налогов составили базу построения принципиально новой налоговой системы российского государства.

Второй этап реформы принято отсчитывать с обнародования 6 марта 1997 г Послания Президента РФ Федеральному Собранию, определившего основные ее направления. В 1998 г. была принята, а с начала 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса.

Третий этап реформирования налоговой системы принято отсчитывать с момента вступления в действие в 2001 г. второй части НК, а именно четырех глав, посвященных федеральным налогам: НДС, НДФЛ, акцизам, ЕСН по настоящее время.

Третий этап реформы характеризуется ярко выраженными сопряженными
процессами уменьшениями числа налогов, снижения ставок по основным
бюджетообразующим налогам и, как следствие, снижения общего налогового
бремени. В результате текущего этапа реформы эволюционным путем преобразована налоговая система: ликвидированы практически все низкодоходные и трудноадминистрируемые налоги, обеспечена преемственность сохранения основы системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсных налогов и налогов на имущество), снижена налоговая нагрузка на производителей, повышена эффективность налогового администрирования.

 

Вопрос 2 Упрощенная система налогообложения: содержание, порядок применения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) регламентируется исключительно главой 26.2. НК РФ. Организации и предприниматели добровольно переходят к упрощенной системе налогообложения или возвращаются к общему режиму в порядке, предусмотренном НК РФ. Переход на УСН уведомительный, а не разрешительный.

В таблице представлен перечень налогов, от уплаты которых налогоплательщик освобождается при применении упрощенной системы налогообложения.

Таблица - Перечень налогов, заменяемых единым налогом при применении

Для организаций: Для предпринимателей:
налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимателями)
НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с Договором простого товарищества или договором доверительного управления имуществом на территории РФ.
Налог на имущество организаций Налог на имущество ФЛ (в отношении имущества, используемого для предпринимательства.

Основные критерии применения упрощенной системы налогообложения:

1. За 9 месяцев года, предыдущего перед решением перейти на УСН выручка должна быть не более 45 млн. руб.

2. Предельный доход для сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения и составил 60 млн. руб. в год. Корректироваться на коэффициент-дефлятор этот лимит не будет.

3. Средняя численность работающих за отчетный (налоговый) должна быть не более 100 человек;

4. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна быть не более 100 млн. руб. Поэтому все организации, применяющие УСН, обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов в общеустановленном порядке. При этом учитываются только амортизируемое имущество в соответствии с главой 25 НК РФ.

5. Не вправе применять упрощённую систему налогообложения те организации, у которых имеются филиалы и (или) представительства.

6. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.

Организации, которые являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, не имеют права применять упрощённую систему налогообложения с объектом обложения «доходы» (п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ).

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

При применении УСН используется кассовый метод признания доходов и расходов.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Налог исчисляется плательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае выбора объекта налогообложения «доходы» налоговая ставка в соответствии ст. 346.20 равна 6%.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Кроме того, законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Организации могут уменьшить налог (авансовые платежи) на:

- сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- обязательное медицинское страхование и соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Однако сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%.

В 2012 году планируется снизить совокупный тариф страховых взносов с 34 % до 30 % (с 26 % до 20 % для льготных категорий плательщиков).

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).

Если налогоплательщик применяет в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходы, то ему необходимо рассчитывать в дополнение к единому налогу еще и минимальный налог по ставке 1 % от суммы дохода.

Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма рассчитанного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Минимальный налог является не дополнительным налогом к единому налогу, а,

по существу, лишь формой единого налога и обеспечивает минимальные гарантии для работников по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению, так как вся сумма минимального налога направляется по установленным нормативам в соответствующие социальные внебюджетные фонды.

Налогоплательщик вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Для исчисления налоговой базы по единому налогу при применении УСН налогоплательщики обязаны вести налоговый учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Уплата налога и квартальных платежей по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, производится по месту нахождения организации, т. е, по месту ее государственной регистрации (п. 6 ст. 346.12 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период:

- организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода;

- индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекщим налоговым периодом, по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.022 с.)