Билет 2 Общая характеристика финансовой политики. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 2 Общая характеристика финансовой политики. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.



Финансовая политика государства определяется по разному. Во-первых, как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Во-вторых, как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов, государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. В-третьих, как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Таким образом, финансовая политика- составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

(1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

(2) создание адекватного финансового механизма;

(3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

К определению составляющих финансовой политики в экономической литературе не выработано единого подхода. В экономической теории, как правило, ее рассматривают как фискальную или налогово-бюджетную политику государства. Выделяют дискреционную налогово-бюджетную политику - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и (или) снижение налоговых ставок, а дискреционная сдерживающая (рестрикционная), напротив, снижение государственных расходов и (или) рост ставок налогов и сборов. И автоматическую налогово-бюджетную политику - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством в результате действия встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, которые уменьшают реакцию реального ВВП на вменения совокупного спроса (пособия по безработице, прогрессивное налогообложение и др.).

В. Г. Ковалев указывает на неразрывную взаимосвязь финансовой политики с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития с использованием кредитно-денежных инструментов. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства он выделяет налоговую, инвестиционную, социальную и таможенную политику.

Можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношении. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на Предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.

Вопрос 2 Особенности определения налоговой базы для исчисления НДФЛ при получении физическими лицами доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей: в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов (ст. 211 НК РФ). К доходам, полученным налогоплательщиками в натуральной форме, в частности, относятся: 1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха обучения в интересах налогоплательщика 2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе; 3) оплата труда в натуральной форме.

В виде материальной выгоды. К доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, относится: материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей; материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику; материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.

При получении материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисляется следующим образом: а) как разница между суммой, рассчитанной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора; б) как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

При получении дохода в виде материальной выгоды физическим лицом от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, налоговая база определяется как превышение цены идентичных товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных товаров (работ, услуг) налогоплательщику.

При получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

 

 

Билет 3. Дефицит госбюджета. Основные концепции бюджетного дефицита. Проблема государственного долга в экономике. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. При превышении расходов бюджета над его доходами образуется дефицит бюджета. При превышении доходов бюджета над его расходами - профицит бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. В экономической теории выделяют три подхода к проблеме балансирования государственного бюджета.

бюджет, балансируемый ежегодно, т.е. сальдо доходов и расходов равно нулю, полный отказ от наличия в бюджете дефицита. Однако секвестр, сокращение расходов до уровня доходов, непопулярная мера, поскольку сокращение расходов государства опять-таки приведет к сокращению чьих-то доходов, например, бюджетников.

Бюджет, балансируемый на циклической основе. Сторонники данной концепции исходят из того, что в годы кризиса и противодействия спаду государство может иметь бюджетный дефицит, который в дальнейшем будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема.

Функциональный подход к балансированию бюджета исходит из того, что главная задача экономической политики не балансирование бюджета, а балансирование всей экономики, а следовательно, при необходимости регулирование экономики вполне может сопровождаться накапливающимися бюджетными дефицитами.

Бюджетным кодексом РФ установлены ряд особенностей формирования и финансирования дефицита федерального, региональных и местных бюджетов.

Во-первых, дефицит федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Во-вторых, дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов его бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, - 10 %.

В-третьих, дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 % объема собственных доходов местных бюджетов, -5%.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

В-четвертых, едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Следствием принятия бюджетов с дефицитом является государственный долг, который определяется как сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Различают внешний долг - займы государства у граждан и организаций за рубежом, и внутренний долг – займы государства для финансирования дефицита, привлеченные внутри страны.

Основным последствием наличия и роста государственного долга страны может явиться банкротство государства, хотя в научной литературе можно встретить концепции, признающие данную проблему несостоятельной по следующим причинам: государство может рефинансировать свой гос.долг выпустив новые серии государственных ценных бумаг, увеличить директивно доходы бюджета, например, увеличив ставки налогов, а также имеет монопольное право эмиссии денег. Однако использование указанных источников погашения государственного долга может привести к негативным последствиям для экономики. Поэтому большинство экономистов признают как минимум две важнейшие проблемы государственного долга как действительно серьезные: наличие эффекта вытеснения и проблема обслуживания внешнего долга. Эффект вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса). Проблема обслуживания внешнего долга в том, что происходит миграция капитала из страны. Необходимо наращивать экспорт и сокращать импорт, чтобы иметь источник выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга.

Согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» № Э57-ФЗ от 13.12.2010 г. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не^ превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) установлены следующие основные характеристики федерального бюджета на 2011 г.:прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 8 844 554 761,0 тыс. рублей;общий объем расходов федерального бюджета в сумме 10 658 558 761,0 тыс. рублей;верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей;

верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на I января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро;

дефицит федерального бюджета в сумме 1 814 004 000,0 тыс. рублей. Причины дефицита гос.бюджета:-падение

доходов в условиях кризиса эк-ки и

уменьшение прироста нац.дохода,- уменьшение акцизных налогов, поступающих в гос.бюджет,-увеличение бюджет. расходов,-непоследовательная финансово-эк-кая политика.Меры по снижению гос.бюджета:1. выпуск гос.займов

2. ужесточение н/о (секвестр) – пропорцион. снижение гос. Расходов по всем статьям.3. произ-во денег (сень оранж) – т.е.

печатанье денег.

Совр. сень оранж выражается в создании резервов ком.банков, кот. концентрируются в ЦБ и могут

быть использованы для покрытия дефицита бюджета.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.008 с.)