Билет 34. Взаимодействия органов внутренних дел налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 34. Взаимодействия органов внутренних дел налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля



Под взаимодействием понимается основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность государственных органов, решающая задачи по соблюдению налогового законодательства.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов осуществляется, в первую очередь, в целях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации в налоговой сфере.

Необходимость взаимодействия налоговых и правоохранительных органов обуславливается рядом факторов:

- наличием общих целей и задач по обеспечению законности хозяйственной деятельности, а также предупреждению, выявлению и раскрытию правонарушений, совершаемых субъектами финансово-хозяйственной деятельности;

- реализацией комплексного подхода к сбору, анализу и оценке соответствующей информации в сфере экономики;

- реальной возможностью успешного использования в борьбе с преступностью в сфере экономики средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

-взаимной заинтересованностью органов, участвующих в совместной проверке;

- различием полномочий.

Основными задачами взаимодействия являются: профилактика, выявление и пресечение налоговых правонарушений; усиление воздействия на налогоплательщиков с целью своевременной выплаты недоимки; привлечение к уголовной ответственности лиц с целью полного возмещения ущерба, розыск лиц, совершивших налоговые преступления.

Основными принципами взаимодействия являются:

- законность;

- паритетность (не ущемление взаимных прав при проведении совместных проверок);

- плановость (составление плана совместных проверок);

- сочетание гласных (ФНС) и негласных методов (МВД и правоохранительные органы).

Виды взаимодействия можно сгруппировать по различным признакам:

Исходя из поставленных целей: профилактические и поисковые (с другими правоохранительными органами на предмет сбора оперативной информации);

По продолжительности: постоянные (совместные проверки с ФНС) и временные (привлечение экспертов, специалистов в какой-либо области);

По законодательной урегулированности: урегулирование и неурегулирование.

На практике наиболее часто и практически в обязательном порядке встречается взаимодействие:

- следствие и дознание (цели расследования, аналитическая работа, сбор доказательной базы);

- следствие и дознание прокуратурой (надзор за соблюдением законности);

- дознание, следствие с экспертами (судебно-бухгалтерская, почерковедческая экспертиза);

- дознание, следствие с другими контролирующими органами (Счетная палата) и общественными организациями (материалы журналистского расследования).

Вопрос 2 Налоговый учет и анализ: сущность, назначение и содержание.

Налоговый учет как система обобщения информации был впервые введен на законодательном уровне 2002 году для определения базы по налогу на прибыль (25 гл. НК). Определение налогового учета дано в ст. 313 НК.

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль, на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком предусмотренным НК. При этом в соответствии со ст. 313 НК налогооблагаемую базу прибыли необходимо рассчитывать по данным не бухгалтерского учета, а специальных регистров налогового учета, введение которых вменяется в обязанность налогоплательщика. Система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из следующих принципов:

последовательность. Руководствуясь этим принципом нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода до другого.

непрерывность. На предприятии должна быть обеспечена непрерывность отражения в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с НК могут повлечь за собой изменения размера налоговой базы при определении налога на прибыль.

самостоятельность. Предприятие налогоплательщик самостоятельно определяет порядок документооборота и последовательности выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же форм представления данных в налоговую инспекцию.

Целью налогового учета является– формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов предприятия определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

В задачи налогового учета входят:

1. контроль над порядком формирования сумм доходов и расходов

2. порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде.

3. контроль над суммой задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.

4. контроль за порядком формирования сумм создаваемых резервов.

В мировой практике выделяют две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета:

1. Европейская (континентальная) модель предполагает практически полное совпадение бухгалтерского и налогового учета и при этом количество корректировок минимальное.

2. Американская (англо-саксонская) модель – самостоятельно ведется бухгалтерский учет и налоговый учет

В Российской практике в качестве основы используется вся бухгалтерская информация и ведется учет для целей бухгалтерского учета, который позволяет правильно формировать показатели себестоимости при выпуске продукции, а так же ведется налоговый учет с использованием специальных налоговых регистров, которые позволяют правильно формировать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, систематизации этих фактов и формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

Предусмотрены различные варианты обобщения информации для целей налогового учета.

Для систематизации и накопления информации могут быть использованы

регистры бухгалтерского учета

регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми

реквизитами, если не достаточно информации для определения налоговой базы

аналитические регистры налогового учета

Таким образом, налогоплательщик имеет право выбрать одну из моделей налогового учета и использовать в своей деятельности.

Всего в Российской практике допускается использовать 3 модели ведения налогового учета:

Модель 1: эта модель предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским

Аналитические регистры Налогового учета составляются на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с налоговым законодательством и представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период.

Регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые учитываются для целей налогообложения. Налогоплательщик самостоятельно определяет по каким объектам учета он должен разрабатывать и утвердить формы регистра налогового учета, в котором должны быть представлены все данные необходимые для правильного определения показателей налоговой декларации.

Недостатки этой модели:

1.параллельное ведение двух видов учета значительных затрат, связанных с необходимостью создания в организации отдела или группы налогового учета;

2.привлечение высококвалифицированных специалистов для разработки налоговых регистров, систем документооборота и программных продуктов.

Модель 2: в основу этой модели положены данные формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры необходимые для налогового учета.

Такая модель позволяет снизить объём работы сотрудников бухгалтерии, поскольку и для бухгалтерского и для налогового учета используются одни и те же регистры.

Комбинированные регистры могут быть использованы в налоговом учете только в том случае, когда порядок группировки и учета хозяйственных объектов и операций совпадают как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета.

Модель 3: в данной модели используются регистры бухгалтерского и налогового учета. В том случае если не отличается хозяйственная операция для целей налогового учета от порядка установленного правилами бухгалтерского учета, то применяется только бухгалтерские регистры, а налоговые регистры можно не вести.

Но если есть незначительные отличия и требуется корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения, то могут быть использованы бухгалтерские справки.

Особенностью этой модели является, то, что основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первично-учетные документы, а регистры бухгалтерского учета и справки.

Такая модель позволяет максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета, что в конечном итоге сближает две системы учета. Поэтому при разработке учетной политики предприятию необходимо:

1.определить объект учета, по которому правило бухгалтерского и налогового учета совпадают;

2.определить те объекты учета, которые могут быть использованы для учета в целях налогообложения

3.определить те объекты учета, по которым правило учета не совпадают и тем самым выделить объекты налогового учета

4.разработать формы аналитических регистров налогового учета для выделенных объектов.

Сущность, назначение, содержание налогового анализа определяются специфичностью данного вида деятельности, направленного на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков в процессе налогообложения.

Объектом налогового анализа является совокупность параметров налогообложения и их воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (налогоплательщика).

Под параметрами налогообложения понимают уровень, структуру и динамику налоговых обязательств и платежей, формирующихся в результате налогообложения. Таким образом, объект налогового анализа триедин:

1.показатели, которые образуются методом начисления или совокупность налоговых издержек;

2. показатели движения денежных средств, или денежных потоков в процессе уплаты налога и возврата из бюджета излишне уплаченных налогов;

3. показатели балансов остатков-обязательств перед государством по уплате налогов.

Предметом налогового анализа является определение влияния на различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности воздействия со стороны государства и налогоплательщика на совокупность следующих показателей: налоговой базы, налоговых ставок, сроков уплаты налогов.

Предмет и метод определяют следующие задачи, которые решаются в процессе налогового анализа:

1.аккумулирование информации, позволяющее помочь организации - налогоплательщику правильно платить налоги, то есть сочетать точное соблюдение налогового законодательства с интересами организации-налогоплательщика;

2. выявление взаимосвязи показателей экономического эффекта и экономической эффективности с уровнем налоговых издержек;

3. оценка влияния налогообложения на цену капитала и рыночную стоимость организации;

4. оценка финансового состояния организации с целью определения текущей и перспективной платежеспособности, в том числе по расчетам с государством;

5. обоснование методов управления оборотным капиталом с целью обеспечения его достаточности для своевременного и полного погашения налоговых платежей.

6. анализ и прогнозирование уровня и структуры денежных потоков организации в процессе уплаты налогов и возврата излишне уплаченных налогов.

7. выбор методов управления основным капиталом с учетом практики налогообложения и налогового кредитования.

Методика налогового анализа - система правил и требований, гарантирующих эффективное применение способов налогового анализа. Она включает в себя:

1. совокупность и порядок расчета анализируемых показателей;

2. последовательность налогового анализа;

3. способы и приемы, которые используются в процессе налогового анализа.

Всю систему аналитических показателей, используемых в налоговом анализе подразделяют на несколько групп: показатели, используемые для выполнения факторного анализа; показатели, используемые при анализе финансовых результатов; показатели маржинального анализа, безубыточности; показатели финансового состояния.

Рациональная организация налогового анализа, его последовательность представляет собой упорядочивание данного вида экономической работы путем соблюдения ряда организационных этапов:

- планирование налогового анализа;

- рациональное распределение обязанностей между исполнителями;

- информационное обеспечение анализа;

- методическое обеспечение налогового анализа.

Все способы и приемы, используемые в процессе налогового анализа, можно разделить на 2 группы:

1.качественные - основаны на логическом осмыслении полученных данных, на профессиональной подготовке аналитика и его интуиции. К ним относятся: сравнение, построение аналитических таблиц и графиков, моделирование взаимосвязи показателей, мониторинг, прием экспертных оценок и др.

2.количественные - основаны на расчетах и включающие в себя бухгалтерские методы, статистические методы, экономико-математические методы.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.62.78 (0.007 с.)