Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2 Система и правовой статус налоговых органов

Поиск

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и других обязательных платежей, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции).

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов (ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»).

Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены ПК РФ, Законом о налоговых органах, Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и иными нормативно правовыми актами. В случаях возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеет НК.

На основании Положения о Федеральной налоговой службе утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 можно сделать вывод, что ФНС России выполняет следующие функции:

- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, принятие решения об изменении срока уплаты налогов. Сборов и пеней, информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах согласно НК РФ;

- контроль в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ФЗ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

- валютный контроль (ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле»);

- контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике и за полнотой учета выручки денежных средств (ФЗ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»);

- лицензирование (ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»);

- государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»); регистрация договоров коммерческой концессии (ст. 1028 ГК РФ);

- ведение учета налогоплательщиков, реестров налогоплательщиков, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, реестров выданных и аннулированных лицензий, единого реестра лотерей;

- установление (утверждение) форм документов, например формы заявления о постановке на учет в налоговом органе (всего согласно Положению 20 пунктов);

- представление интересов по обязательным платежам и (или) денежным
обязательствам Российской Федерации (ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

- организационно-распорядительные полномочия (функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, хранение архивных документов и т.д.);

- иные функции в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства (составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях согласно КоАП РФ).

Налоговые органы согласно ст. 31 НК РФ вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по
формам, установленным государственными органами и органами местного:
самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что это документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

другие права, предусмотренные ст. 31 НК РФ.

Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности, установленные ст. 32 НК РФ. Основополагающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивая и конкретизируя ее.

Налоговые органы обязаны:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

-бесплатно информировать (в том числе в письменной форме)
налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

-осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях - налоговое уведомление и требование об уплате налога или бора и др.

Обязанности налоговых органов так же, как и права, конкретизирована по кругу их должностных лиц (ст. 33 НК РФ). Налоговым кодексом дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных служащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц налоговых органов некоторыми статьями НК РФ (например, ст. 92, ст. 94, ст. 104 НК РФ), а также иными федеральными законами.

 

 

Билет 48. Транспортный налог: основные элементы, действующий порядок исчисления и уплаты (356 -)

Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 года взамен действовавших до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Федеральным законом «О дорожных фондах в РФ», и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом «О налогах на имущество физических лиц».

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ (гл.28) и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности (ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются наземные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу), водные транспортные средства (теплоходы, катера, моторные лодки, несамоходные суда и др.) и воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 358 НК РФ установлен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. К таким транспортным средствам относятся: автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощноегью двигателя до 100 л с, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; промысловые морские и речные суда; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; др. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству в соответствии со ст. 359 НК РФ. Так, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый, второй, третий кварталы календарного года (ст. 360 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. ФЛ уплчивают до 1 ноября налог.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса

(ст. 361 НК РФ).

Порядок исчисления суммы налога (авансовых платежей по налогу) для организаций и физических лиц установлен ст. 362 НК РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Порядок и сроки уплаты налога организациями и физическими лицами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 363 НК РФ. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока подачи налоговой декларации. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок представления налоговой декларации в налоговые органы регламентируется ст. 363.1 НК РФ (1 февраля).РМ: срок уплтаты до 10 фев, аванс.платежи не позднее последнего мес.след за истекш отчет периодом.

 

Вопрос 2 Правовое регулирование исполнения обязанности по уплате налогов (сборов).

Налоговая обязанность – это действие или комплекс действий налогоплательщика или плательщика сбора по перечислению денежных средств в бюджет или внебюджетные фонды, которые должны быть выполнены в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налоговая обязанность возникает только в силу закона, а её исполнение обеспечивается государственным принуждением.

Основаниями возникновения налоговой обязанности (ст.44 НК РФ) являются такие юридические факты, с которыми связывается обязанность по уплате налога или сбора. В соответствии со ст.38 НК РФ этими юридическими фактами могут признаваться следующие объекты налогообложения: реализация товаров в розницу или за наличный расчет; право собственности на имущество; получение прибыли, дохода; совершение оборота по реализации; изготовление подакцизной продукции.

Основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов определены п.3 ст. 44 НК РФ: уплату налога и сбора налогоплательщиком; ликвидация организации налогоплательщика (после проведения ликвидационной комиссии всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ); смерть физического лица – налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством РФ (задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследуемого имущества); возникновение обстоятельств, с которыми законодатель связывает прекращение налоговых обязанностей.

Самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке предусмотренном ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

Общий порядок исполнения налоговой обязанности установлен ст. 45 НК РФ. Исполнение налоговой обязанности может быть признано должным, когда налогоплательщик самостоятельно, своевременно либо досрочно в полном объеме в соответствующей валюте и форме уплатил налог. Сроки уплаты налога регулируются ст. 57 НК РФ, определяются применительно к каждому налогу, изменение допускается только в порядке предусмотренном НК РФ. При нарушении срока уплаты налогоплательщик за каждый день просрочки уплачивает пени в порядке и на условиях ст. 75 НК ОФ. Если налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате считается исполненной налогоплательщиком (ст.45 НК РФ) с момента:

- предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии денежного остатка на счете налогоплательщика;

- внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или в кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, - при уплате налогов наличными денежными средствами;

- внесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов и поступления их в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд;

- удержание налога налоговым агентом, когда обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента.

Изменение срока уплаты налога, сбора, пени регулируется гл. 9 НК РФ (ст. 61-68). Предусмотрены формы изменения срока уплаты: отсрочка (перенесение срока платежа на более позднее время), рассрочка (возможность внесения суммы налога частями), инвестиционный налоговый кредит (предоставляется на срок от года до пяти лет, возможность занижения суммы уплачиваемого налога с последующей выплатой остатка вместе с процентами по кредиту).

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных ст. 45-48 НК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.008 с.)