Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2 Нормативно-правовые источники и принципы регулирования налоговых отношений

Поиск

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Исключительная важность налоговых отношений для жизнедеятельности государства обуславливает необходимость их всестороннего регулирования правовыми нормами. Системная организация этих норм, находя закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

Принципы налогового права - это закрепленные в налоговом законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм налогового права и главные направления государственной политики в области правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов. В ч. 3 ст. 75 Конституции РФ содержится норма об определении общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. В постановлении КС РФ от 21.03.1997 г. № 5-П отмечено, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации».

Выделяют следующие принципы налогообложения:

1) установленные Конституцией РФ (конституционные):

- принципы законности (все обязаны соблюдать нормы Конституции РФ (ст.15));

- принцип федерализма (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами);

- принцип разделения властей (федеральные законы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты принимаются Государственной Думой РФ и подлежат обязательному одобрению в Совете Федерации, а законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ);

принцип плановости (сбор налогов, их распределение и использование сумм налоговых поступлений проводятся на основе планов государства (бюджетов));

принцип гласности (законы подлежат официальному опубликованию, не могут применяться, если не опубликованы для всеобщего сведения);

- принцип гарантии защиты прав налогоплательщиков (законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков не могут иметь обратной силы);

2) установленные НК РФ (ст. 3):

принцип всеобщности (п. 1 ст. 3 НК РФ);

принцип равенства (абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ);

принцип соразмерности (п. 1 с. 3 НК РФ);

принцип конституционности (п. 3 ст. 3 НК РФ);

принцип единства экономического пространства (п. 4 ст. 3 НК РФ);

принцип законности (п. 5 ст. 3 НК РФ);

принцип экономической обоснованности (п. 3 ст. 3 НК РФ);

принцип определенности (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ);

принцип недопущения дискриминации (п. 2 ст. 3 НК РФ);

принцип однократности (принцип международных договоров, согласно
которым участники договоров (государства) устраняют двойное налогообложение).

Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией: международные договоры РФ (ст.15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч.2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов РФ (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), федеративные и иные государственно-нормативные договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 2 и ст. 7 НК РФ. Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры РФ, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права считается нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источниками налогового права выступают:

1. Конституция РФ (ст. 57, ст. 83, ст. 85, ст. 90, ст. 104 и др.).

2. Нормы Международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ):

- налоговые соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества;

- специальные соглашения по вопросам избегания двойного налогообложения (морское судоходство, воздушные и автомобильные перевозки);

- соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

3. Законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ):

- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (принятые в соответствии с НК РФ);

- нормативные правовые акты муниципальных образований о муниципальных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (БК РФ, КоАП, УК и др.).

Подзаконные нормативно-правовые акты (например, Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе» и др.)

Особое значение в налоговой деятельности государства приобретают Постановления Конституционного Суда РФ.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (ст. 5 НК). Акты законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, отягчающие ответственность, устанавливающие новые обязанности, иным образом ухудшающие положение налогоплательщика обратной силы не имеют (п.2 ст. 5 НК РФ). Акты законодательства о налогах и сборах смягчающие ответственность, устанавливающие дополнительные гарантии защиты, улучшающие положение налогоплательщика имеют обратную силу (ст. 5 НК РФ).

 

Билет 46. Экономическое содержание региональных и местных налогов. Их роль в социально-экономическом развитии субъектов РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Региональная бюджетная система (в России это бюджетная система субъекта Федерации) является составной и обособленной частью общегосударственной бюджетной системы. В основе региональных бюджетных систем лежат следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и местными бюджетами.

Региональные бюджетные системы выполняют следующие основные функции:

1. закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение) и методов регулирования возникающих при этом отношений;

2. аккумулирование и использование в общественных целях:

- средств, собранных на самой территории и поступающих в региональные бюджетные системы полностью и одноканально (это региональные и местные налоги, штрафы и иные финансовые санкции);

- средств, поступающих в региональные бюджетные системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетными системами разного уровня (регулирующие налоги - налог на прибыль, НДФЛ).

3. финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий с соблюдением требований официальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней;

4. самообеспечение внутрирегиональных социальных программ;

5. формирование инфраструктуры территории как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;

6. регулирование состояния и использования природного потенциала как естественного базиса существования развития территории и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.009 с.)