Понятие, сущность и функции налогов и сборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и функции налогов и сборов



Элементы налога и сбора

Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации (ст. 57).

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Элементы налога – это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Данные элементы налога являются основными. Их характеристика представлена в табл. 4.

Таблица 4

Основные элементы налога

 

 

Кроме элементов налогообложения, указанных в ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, к дополнительным элементам также относятся:

• номенклатура налогов;

• носитель налога;

• предмет налога;

• масштаб налога;

• единица налога;

• источник налога;

• налоговый оклад;

• налоговая льгота;

• квазильготы по уплате налогов (необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок, изменение срока уплаты налога);

• налоговый расчет;

• получатель налога.

Характеристика дополнительных элементов налога представлена в табл. 5.

Таблица 5

Дополнительные элементы налога

 

 

 

3. Принципы определения цены для целей налогооблажения

Если иное не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ).

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики,качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 ст. 40, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 и главой 25 НК РФ.

 

Права налоговых органов

Налоговые органы вправе:

• требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов подтверждающие документы, на основании которых произведены исчисление и уплата налогов;

• проводить налоговые проверки;

• производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях их возможного уничтожения (сокрытия, изменения или замены);

• вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество;

• осматривать производственные помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию имущества;

• определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных помещений, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых документов, отсутствия (или ведения с нарушением установленного порядка) учета доходов и расходов, объектов налогообложения;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;

• взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы;

• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;

• привлекать для налогового контроля сторонних специалистов, экспертов и переводчиков;

• создавать налоговые посты;

• предъявлять в суды иски, связанные с нарушением налогового законодательства;

• другие права.

Налоговая декларация

НД-письмен.заявл-е н/ка об объектах н/о,о получен-х доходах и произвед-х расходах,об источниках доходов,оНБ,налог.льготах,об исчисленной ∑ н-га и о др.данных,служащих основ-ем для исчисления и уплаты н-га.НД предст-ся по кажд.н-гу.

Расчет аванс.платежа предст-ет собой письменное заявл-е н/ка о базе исчисления,об используемых льготах,исчисленной ∑авансового платежа и о др.данных,служащих основанием для исчисления и уплаты аванс.платежа.Расчет аванс.платежа предст-ся в отд.случаях применит-но к конкрет-му н-гу.

Расчет сбора-письмен.заявл-е плательщика сбора об объектах обложения,облагаемой базе,используемых льготах,исчисленной ∑ сбора и о др.данных, служащих основ-ем для исчисл-я и уплаты сбора.Расчет сбора предст-ся применит-но к кажд.сбору.

Налог.агент предст-ет в налог.орг.расчеты.Не подлежат предст-ю в налог.орг.НД по тем н-гам,по кот.н/ки освобождены от обяз-ти по их уплате в связи с примен-ем спец.налог.режимов.

Лицо,признаваемое н/ком по одн.или неск-м н-гам,не осущ-щее операций,в результате кот.происходит движение ден.ср-в на его счетах в банках(в кассе орг-ии),и не имеющее по этим н-гам объектов н/о,предст-ет по дан.н-гам един.(упрощен.)НД.

Един.(упрощен.)НДпредст-ся в налог.орг.по месту нахождения орг-ии или месту жительства ф.л.не позднее20-го числа месяца,следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

НД предст-ся в налог.орг.по месту учета Н(ПсНа)по установлен.ф. на бумажном носителе или по установлен.форматам в электронном виде вместе с документами, которые д.прилагаться к НД,как в электронном виде,так и в бумажн.виде.

Н/ки,среднесписочная числ-ть работников кот.свыше100 человек предст-ют НД (расчеты) в налог.орг.по установленным форматам в электрон.виде(за искл-ем порядка представления инфо.,отнесенной к гос.тайне).

Сведения о среднесписочной числ-ти раб-ков предст-ся н/ком в налог.орг.не позднее 20 января текущ.г.,а в случае создания(реорганизации) орг-ии-не позднее 20-го числа следующего месяца.

Бланки НД (расчетов) предост-ся налог.орг.бесплатно.

НД м.б.предст-на Н(ПсНа)в налог.орг.лично или через представителя,напр-на в виде почт.отправления с описью вложения или передана по телекоммуникац.каналам связи.

Налог.орг.не вправе отказать в принятии НД,представленной Н(ПсНа) по установл-й ф.(установл-му формату), и обязан проставить по просьбе Н(ПсНа) отметку о принятии и дату ее получения;передать квитанцию о приеме в электрон.виде-при получении НД по телекоммуникац.каналам связи.

При отправке НД по почте днем ее предст-я счит-ся дата отправки почт.отправления с описью вложения,а по телекоммуникац.каналам связи-дата ее отправки.Порядок предст-я НД и док-тов в электрон.виде опред-ся Минфином РФ.

При обнаружении н/ком в поданной им в налог.орг.НД ошибки,приводящих к занижению∑н-га,н/щик обязан внести необход.изм-я в НД и предст-ть уточненную НД.

Если уточнен.НД предст-ся до истечения срока подачи НД,она считается поданной в день ее подачи. Уточнен.НД предст-ся н/ком в налог.орг.по месту учета по ф., действовавшей в налог.п-д, за кот.вносятся соотв-щие изм-я.

Применение

В настоящее время ИНН от физического лица требуют при приёме на работу[2], однако его получение остаётся добровольным. Необходим только государственным служащим и индивидуальным предпринимателям, тем не менее, номер может быть присвоен без ведома лица при необходимости ведения налогового учёта в отношении данного лица.[3] ИНН в обязательном порядке требуется для регистрации на Едином портале государственных услуг Gosuslugi.ru.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получивший разрешение на временное проживание, обязан представить копию свидетельства или уведомления о постановке на налоговый учет в течение 12 месяцев с даты въезда в РФ.

Применяется в налоговом учёте вместо использования персональных данных практически во всех документах.

Бухгалтерская и налоговая отчётность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна содержать ИНН.

 

Понятие, сущность и функции налогов и сборов

Понятие налога

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов.

Исходя из определения налога его основными признаками являются:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);

3) отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

4) источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Обязательность платежа. Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд[1] указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, т.е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность) налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов – см. ниже).

Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме. Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

В момент уплаты налога происходит смена собственника денежных средств. Факт перехода права собственности от налогоплательщика к государству имеет большое значение, поскольку позволяет разграничить по данному признаку налоговые и бюджетные отношения. Бюджетные отношения возникают по поводу формирования и распределения государственных финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, и перехода права собственности в бюджетных отношениях не происходит, в то время как налоговые отношения связаны с переходом права собственности от налогоплательщика (частного субъекта) к государственным или муниципальным органам (публичному субъекту).

Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Цель взимания налога – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

Налоговые доходы являются основными в доходах государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах.

В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80—90%, а в доходах местных бюджетов – более 50%.

Финансирование государственных нужд – один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной власти (или местного самоуправления) – они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним характерным отличием налогов от других фискальных платежей.

Понятие сбора

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены различия между налогом и сбором.

В числе характерных признаков сбора выделяют:

• обязательность платежа;

• возмездность.

1. Обязательность платежа.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему признаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Это позволяет выделить определенное отличие сбора от налога.

2. Возмездность сбора.

Возмездность сбора характеризует основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмездность сбора проявляется в том, что уполномоченный орган должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований означает наличие какой-либо возмездности, что позволяет рассматривать сбор как «индивидуально-возмездный платеж»[3].

В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что сборы предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

Налоги в воспроизводственном процессе

Налоговые отношения составляют специфическую подсистему производственных отношений. Из всей совокупности отношений, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением, налоги функционируют на стадии распределения. В процессе движения национального дохода происходит обособление распределительных отношений в целом и налоговых отношений – в частности.

Налоги как подсистема производственных отношений представляют собой форму обобществления части национального дохода в денежной форме. Распределение не выступает как пассивный результат производства. В результате изменения распределения оно может оказывать на производство обратное влияние. Значительная роль в этом процессе принадлежит налогам[4].

Движение налогов связано с движением всего общественного капитала. Посредством налогов изымается значительная часть необходимой и часть прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает самостоятельную форму и движение. На последующей стадии возросшая в результате получения прибавочной стоимости масса денежного капитала расходуется не только для расширенного воспроизводства, но и для выплаты налоговых обязательств. Таким образом, функционирование налогов одновременно приводит к сокращению производственного потребления и к формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный спрос и потребление.

Объектом налоговых отношений является движение части стоимости национального дохода в денежной форме посредством ее перераспределения и образования целевых фондов финансовых ресурсов.

Субъектами налоговых отношений в Российской Федерации выступают:

• юридические и физические лица – в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

• Министерство финансов Российской Федерации, финансовые структуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные отделения;

• таможенные органы;

• государственные и муниципальные органы исполнительной власти.

Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя.

Функции налогов и сборов

Сущность налогов как экономической категории, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Выделяют фискальную и контрольную функции налогов.

При этом фискальная функция (от лат. fiscus – корзина) налогов является основной. С ее помощью обеспечивается формирование государственных (муниципальных) денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода. Без фискальной невозможно существование контрольной функции.

Контрольная функция налогов позволяет оценивать эффективность функционирования налоговой системы, осуществляется контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений[5].

 

 

Элементы налога и сбора

Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации (ст. 57).

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Элементы налога – это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Данные элементы налога являются основными. Их характеристика представлена в табл. 4.

Таблица 4

Основные элементы налога

 

 

Кроме элементов налогообложения, указанных в ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, к дополнительным элементам также относятся:

• номенклатура налогов;

• носитель налога;

• предмет налога;

• масштаб налога;

• единица налога;

• источник налога;

• налоговый оклад;

• налоговая льгота;

• квазильготы по уплате налогов (необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок, изменение срока уплаты налога);

• налоговый расчет;

• получатель налога.

Характеристика дополнительных элементов налога представлена в табл. 5.

Таблица 5

Дополнительные элементы налога

 

 

 

3. Принципы определения цены для целей налогооблажения

Если иное не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ).

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики,качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 ст. 40, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 и главой 25 НК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.083 с.)