Этапы и тенденции развития налогового права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и тенденции развития налогового права.



НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Понятие налога и сборов

1. Понятие налога

- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (ст 8 НК)

 

2. Понятие сбора

- обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ОМСУ, иными уполномоченными органами и ДЛ юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

3. Ставка по налогу на прибыль организаций

-20% - по общему правилу.

a. 2% - в федеральный бюджет.

b. 18% - в бюджет субъекта РФ (может быть снижена до 13,5%).

-Ставка 0% для опр категорий (напр, для тех, кто осущ медицинскую или образоват дея-ть).

- Также отдельно выделяются ставки, кот применяются к налоговой базе, определяемой по доходам в виде дивидендов:

0% - по дивидендам, если на день принятия решения о выплате дивидендов, если в течение 365 дней до этого вы владеете не менее 50% доли в уставном капитале этой организации.

9% - остальные дивиденды (почти все остальные)

15% - дивиденды, получаемые иностранной организацией от российской.

4. Ставка по НДС

1. Базовые ставки:

0%, 10% или 18%.

18% - общий случай.

10% - продовольственные товары, социально-значимые товары (игрушки, пластилин, пеналы и т.д.)

0% - напр, международная перевозка товаров

Расчетные ставки: 10/110 или 18/118

 

5. Ставка по НДФЛ

13% - общее правило

35% - в нек-рых случаях, напр, когда доходы в виде выигрышей и призов

30% - нерезиденты РФ

9 и 15 % - в отношении дивидендов, получаемых резидентами и нерезидентами

 

Подходы к изучению и НалПр

6. Какие существуют методологические подходы к изучению налогового права

(Далее использована книга Кучеров И.И. – Налоговое право России и лекции, также книга Щекина Налоговые риски)

- догматический

- исторический

-сравнительно-правовой

-ценностный

- социологический

 

7. Догматический

- описание и анализ норм, их объяснение, толкование и классификация.

Проявляется, напр, в элементах налога.

 

На всякий случай перечислим элементы юридического состава налога.

Обязательные элементы:

1. Налогоплательщик – субъект налога.

2. Объект налога.

3. Налоговая база

4. Налоговый период

5. Налоговая ставка

6. Порядок исчисления налога.

7. Порядок и сроки уплаты налога.

 

Факультативные элементы:

1. Налоговые льготы.

2. Основания для их использования.

 

 

8. Исторический подход. Позволяет понять динамику развития. Напр, чтобы понять НДФЛ.

 

9. Сравнительно- правовой – сопоставление правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран.

Особенно важен в НП. Кто владеет знанием об иностранных налоговых системах и борьбой с уклонением, обладает научным и практическим потенциалом.

2011 г. - дело в ВАС РФ. Выиграли дело с учетом того, что было представлено заключение европейского эксперта - светила науки. Описал как эксперт, как эта ситуация облагалась бы в ЕС.

ВАС РФ принял точку зрения эксперта, противоположную судам других инстанций.

Наш НДС был списан полностью с Европы.

 

10., Ценностный подход (лекция 15 февр)

Аксиологический подход. Применяем общечеловеческие ценности к налоговому праву, баланс частных и публичных интересов.

Принципы налогообложения выражают ценностное начало.

Аксиома - исходное положение научной теории, какой-либо области человеческого знания, принимаемое как истинное в силу его очевидности

Правовая аксиома - базовое положение, принимаемое как истинное в силу его очевидности

В аксиомы нужно верить, они не доказуемы. Например, Ценность прав человека. Всё зависит от парадигмы.

 

В налоговом праве аксиомой является: налоговое право является средством защиты прав налогоплательщика.

Есть два подхода к налоговой системе:

1. Налоговая система компромиссного типа – учитываются интересы тех, кого облагают.

2. Налоговая система силового типа – государство, опираясь на политическую или военную мощь вводит налоги и не считается с интересами подданного.

 

11. Социолог подход (из книги Щекина Налоговые риски)

Налог право (его изменения) можно понять только через анализ социальной системы России.

Итак, вот осн положения соц. подхода.

- социальная жизнь сложнее и динамичнее НПА

- требование признания за др источниками права помимо НПА самост характера, напр, суд практики

-юр наука д изучать не только писаное право, но и практику его применения, те отношения, кот регулируются правом

Социологич подход в изучении налогового права предполагает не только анализ норм права, но и ориентирует на учет реальной правоприменит практики, кот м существенно исказить нормы зак-ва или даже создавать свои правовые подходы к регулирован налог отношений. Кроме того, он предполагает учет также обществен отношений и тех социальных интересов, под влиянием которых складываются законодат нормы и судебные позиции.

Однако право мы все равно не отождествляем с обществен отношениями!!

 

Щекин рассматривает социологич подход также и в след аспекте: анализ налог права через призму взаимодействия опр социальных групп (классов). Иными словами, чтобы понять тенденции развития налог права в Рос, надо выяснить, какие социальные силы взаимодействуют при реформировании налог системы.

На лекции: (видимо, это не стоит говорить на зачете)

Налоговая система по социологическому подходу состоит из 3 элементов:

1. Формальная налоговая система (НДС, налог на прибыль)

2. Административная рента (коррупция) – десятки, сотни миллиардов $.

3. “Государственно-частное партнерство”, “социальная ответственность бизнеса” – когда президент зовет олигарха и заставляет строить Сочи.

 

 


12. Этапы развития налогового права России (с начала 90-х годов ХХ в)

 

Интернетик:

Основы налоговой системы и системы налогового законодательства РФ формируются в октябре-декабре 1991 г. Законами РФ от 11 и 18 октября 1991г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т.д. Принят Закон РФ от 27 декабря 1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992г.

Кроме того в 1992г.было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РФ, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ.

В 1998г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000г. – вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ.

 

 

Лекция:

IV. 2012-2013 – новая тенденция, негативная (усиление карательных функций).

· Увеличен налог на добычу полезных ископаемых.

· Ужесточение судебной практики (около 2/3 дел выигрывает налоговая).

· Безумные судебные позиции… типа дела Северного Кузбасса.

 

 

Правовые аксиомы в налоговом праве

 

Лекция:

Аксиома первоначальное положение, не требующее доказательств.

Правовая аксиома - базовое положение, принимаемое как истинное в силу его очевидности

 

НП защищает слабую сторону отношений – налогоплательщика, что выражается в гарантиях (например, презумпция невиновности налогоплательщика, толкование неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика, право высказать возражение против результата налоговой проверки).

В аксиомы нужно верить, они не доказуемы. Например, Ценность прав человека. Всё зависит от парадигмы.

Очевидность очевидностью, но аксиомы, в конечном счете, связаны с эффективным функционированием какого-либо устройства. Государства, где главная ценность – права человека, наиболее сильные.

В налоговом праве аксиомой является: налоговое право является средством защиты прав налогоплательщика. Исторически вектор именно такой.

Налоговое право – не просто пресс по выжиманию денег из налогоплательщика.

 

 

Понятие фискальной техники.

ЛЕКЦИЯ: 21 век будет веком психотехнологий. Технологии очень разработаны (реклама, политика). Фискальная техника – совокупность приемов налогообложения.

Довольно простое понятие. Можно сказать даже так, “совокупность приемов регулирования налоговых правоотношений”, это будет более точно, т.к. есть же еще приемы разрешения налоговых споров. Но, мы сконцентрируется на налогообложении.

Элементы юридического состава налога – прием фискальной техники. Субъект налога, объект налога… Фискальная техника – большое цивилизационное достижение. Как сделать так, чтобы налогоплательщик заплатил налог. У налогоплательщика же нет имущественного стимула платить … Иеринг говорил, что “юриспруденция - это осадок здравого разума в вопросах права”.

Фискальная техника должна способствовать в реализации принципов налогового права. Например, есть НДФЛ. Человек получил доход, должен заплатить налог. Но, человек же может уехать в другую страну… Если человек уезжает в другую страну, правильно ли вводить налог на выезд? Приемов много, но они будут нарушать основные права и свободы человека.

 

Примеры из истории развития фискальной техники

ЛЕКЦИЯ. История России:

1) Прием фискальной техники – налог на окна. Большой дом, значит богатый, значит вот налог. Но, прием привел к искажению архитектуры в Европе.

2) Посошное обложение в РФ. Соха – определенный участок. Со временем придумали, распространить посошное обложение к городам, 1 кузня = 1 земельный участок. Привело к существенным искажениям.

3) Обложение акцизами производства сахара. Определенное оборудование давало определенное количество сахара или алкоголя. Не было учета конкретно продукции, не было бухучета и т.д. Государства опиралось на производительность чанов. 1 чан – 100 литров водки в сутки. Привело к резкому росту производительности труда и совершенствованию технологий. Выгодно было из 1 чана делать не 100, а 150.

 

Примеры отношений в области международного налогового права

МНП предназначено для регулирования НО с иностранным элементом.

2 группы в зависимости от того, какой элемент является иностранным:

1. Иностранным выступает субъект налогообложения – обложение налогом в качестве налогоплательщика субъект иностранного права. Субъекты налогообложения: ФЛ, ЮЛ и объединения лиц, которые подпадают под юрисдикцию иностранного гос-ва (применительно к ФЛ – в силу политико-правовой или экономической связи; объединение различных ОП форм, созданные на основании иностранного права) + лица без гражданства. Объекты – на территории страны.

2. Объект налогообложения – объект облагается у субъекта национального права за границей, у иностранного гр-на за границей, но всегда в связи с деятельностью в РФ.

 

Но если дальше начинаем выставлять дополнительные признаки (аргентинская компания принадлежит российскому лицу, это мясо представляется на экспорт в РФ), связи с юрисдикцией РФ, возникают каналы, по которым может быть НЮ расширена.

 

Российский Газпром приобрел Сибнефть - вне юрисдикции РФ. Через дочерние организации. Она прошла вне юрисдикции РФ. Также и приобретение ТНК ВР. Крупные сделки, структурированные вне юрисдикции РФ. Может ли РФ расширить свою НЮ?

 

Деоффшоризация сейчас происходит и будет происходить.

 

Если основным активом является российский актив, то это будет облагаться российским государством.

 

Торговые договоры

Пирамида.

Верхний уровень - бюджетные поступления в незначительном объеме. Низкий уровень - большая часть. Идеальная модель свойственна Швейцарии. На уровне МСУ наибольшая часть бюджетных поступлений, на уровне МСУ концентрируется большая власть. Федерация вообще нищая, кантоны чуть-чуть богаче. Есть обратная пирамида - пик направлен вниз - пример РФ. Максимально бюджетно обеспечена федерация. Наиболее эффективные доходовые источники - таможенные пошлины, налоги на добычу полезных ископаемых и т.д. Хотя и при этом бюджетный дефицит.

Уровень субъектов - 90% субъектов дотационны, им не хватает своих налоговых источников. Не смогут платить зарплаты, поддерживать дороги и т.д. Местное самоуправление - в самом низу. За очень редким исключением нищие. Источников доходов МСУ не хватает.

 

Исторические причины. Федерация решает другие задачи в РФ, многие другие, милитаризированность РФ. Швейцария - страна нейтральная, федеральной армии нет.

Чем дальше деньги от плательщика, тем меньше возможности контроля.

Кто проконтролирует? Обществу никогда не покажут.

Падение качества расходования и применения общественного контроля.

 

НДФЛ.

Ст. 226 увязывает с работниками обособленного подразделения, на практике с местом, где трудовая книжка.

 

 


См. предыдущий вопрос (83.)

Предлагается 15 шагов:

Шаг 1. Реагирование на вызовы современной экономики (экономики, основной на цифровых транзакциях):

Планируется внедрение международного сотрудничества в корпоративном налогообложении. Национальная налоговая политика больше не может быть изолированной, так как все больше и больше транзакций совершаются в электронном виде, в том числе сделки по реализации товаров и услуг. Каждая страна суверенна и может устанавливать налоговые правила так, как она считает нужным. Однако увеличившаяся взаимосвязь национальных экономик приводит к необходимости взаимодействия между внутренними налоговыми системами. По этой причине необходимы фундаментально новые стандарты в области налогообложения корпоративным налогом.

 

Шаг 2. Нейтрализовать эффект разнородных несогласованных мер: Предполагается разработать рекомендации для национального законодательства, которые позволят нейтрализовать эффект:

а) двойного неналогообложения;

б) двойного вычета;

в) долговременных отсрочек от уплаты налога.

Это будут:

1) изменения Модельной конвенции ОЭСР, которые позволят убедиться, что стороны не злоупотребляют бенефитами соглашения,

2) положения национального законодательства, которые будут ограничивать использование вычетов одной компании, которые в свою очередь будут освобождать от налогообложения как доходы другой компании;

3) гид по применению правил, если более чем одна страна участвует в сделке или структуре, к которой пытаются применить правила

 

Шаг 3. Укрепление CFC – правил: Разработка рекомендаций относительно принятия правил о контролируемой иностранной компании.

 

Шаг 4. Ограничение размывания налоговой базы через вычитаемые проценты и другие финансовые инструменты

Основная цель в рамках этого шага – контроль над процентными расходами и другими финансовыми расходами. Возможность вычета процентов приводит к двойному неналогообложению как в случае контролируемого, так и неконтролируемого займа. Новые правила должны учитывать, что в определенных случаях проценты могут оказаться полностью освобожденными от налогообложения, и в этих случаях возможность их вычета должна быть ограничена, в особенности, когда речь идет о задолженности между зависимой стороной и третьей стороной, формируемой, чтобы достичь возможности вычета процентов. Аналогичное решение должно быть применено и к другим финансовым транзакциям, например, гарантиям, деривативам, страховкам, особенно в контексте трансфертного ценообразования.

 

Шаг 5. Противодействие вредной налоговой практике более эффективно, принимая во внимание прозрачность и состояние: Развитие прозрачности налоговых режимов, изменение налоговых режимов, предоставляющих чрезмерные налоговые льготы

 

Шаг 6. Предотвращение злоупотреблений соглашениями

Действующая модельная конвенция ОЭСР уже не отвечает современным требованиям. Включение в Модельную конвенцию положений, препятствующих избежанию двойного налогообложения, вместе с новыми национальными правилами позволит вернуть налоговые ресурсы в большинстве случаев. Таким образом, планируется разработка модели соглашения и рекомендаций для национального законодательства, которые помогут ограничить использование налоговых соглашений в недопустимых обстоятельствах. Любая страна, прежде чем заключить налоговое соглашение с другой страной, должна принимать во внимание, что налоговые соглашения не должны использовать налогоплательщиками для достижения эффекта двойного неналогообложения.

 

Шаг 7. Предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства: Предполагается разработка изменений к определению постоянного представительства, которое сейчас позволяет налогоплательщикам искусственно избегать образования постоянного представительства, особенно в части, касающейся применения таких исключений, как агентская деятельность и другая специфическая деятельность.

 

Шаги 8,9,10. Уверенность, что трансфертные цены устанавливаются в зависимости от создания добавленной стоимости в отношении нематериальных активов (шаг 8), рисков и капитала (шаг 9), других высоко рисковых транзакций (шаг 10)

Авторы доклада признают, что основанная проблема – это трансфертное ценообразование во взаимозависимых сделках. В идеале правила трансфертного ценообразования существуют для того, что объяснить, почему прибыль, заработанная мультинациональной корпорацией, аккумулируется в тех странах, в которой компания осуществляет бизнес. По факту корпорации используют правила трансфертного ценообразования, чтобы отделить прибыль от экономической активности и перенести прибыль в низконалоговую юрисдикцию. Альтернативными мерами системе трансфертного ценообразования является, например, система распределения прибыли по формуле, которая пока не признается эффективной.

В отношении нематериальных активов требуется детализировать определения нематериальных активов, установить, что прибыль от их использования должна распределяться в зависимости от добавленной стоимости, должны быть усилены правила трансфертного ценообразования или разработан гид по определению стоимости сделки.

В отношении рисков и капитала планируется предотвратить разделение рисков и капиталов.

В части других сделок планируется:

1) прояснить обстоятельства, в которых должна быть изменена квалификация таких сделок,

2) определить применимый метод трансфертного ценообразования, в контексте расщепления прибыли и глобальной тенденции распределения добавленной стоимости по цепи,

3) предоставить защиту против типовых способов размывания налоговой базы, таких как вознаграждение за управление, затраты головного офиса и пр.

Шаг 11. Установление методологии по сбору и анализу информации о размывании налоговой базы и перемещению прибыли и действий по противодействию этому: Предполагается разработка инструментов, которые позволят мониторить информацию об этом на постоянной основе.

Шаг 12. Требовать от налогоплательщиков раскрытия их агрессивных мер НП: Прозрачность отдельных налоговых схем/сделок – необходимое условие. Для его выполнения необходимо разработать рекомендации для случаев обязательного раскрытия информации при применении агрессивных (т.е. направленных на избежание) транзакций. Особое внимание должно быть уделено международным налоговым схемам, где работы должны строиться с учетом широкого толкования определения «налоговые бенефиты».

Шаг 13. Пересмотр документации по трансфертному ценообразованию: Установление новых требований к оформлению документации по трансфертному ценообразованию с учетом требований прозрачности. Кроме того, правительства должны информировать друг друга о перераспределениях прибыли, экономической активности, уплаченных налогов на примере крупных или типовых случаев.

Шаг 14. Сделать механизм решения споров более эффективным: Рекомендуется запретить разрешение споров из применения налоговых соглашений на основании взаимно согласованных процедур. Споры должны рассматриваться только судом (в рамках арбитража).

Шаг 15. Разработка многостороннего документа: Анализ налогового международного права должен завершиться подготовкой многостороннего документа, который позволит отдельным юрисдикциям имплементировать в национальное законодательство меры, предложенные в рамках борьбы с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли.

Также в отчете установлены общие сроки, в течение которых заявленные меры должны быть реализованы. Указанный срок составляет 12-18 месяцев. Отчет также определяет методологию и устанавливает перечень отправных точек, которые должны быть проанализированы в первую очередь.

ВЫВОД ПО ДОКЛАДУ: Он не дает готовых решений и не содержит новых правил. Однако не стоит недооценивать его значение, поскольку доклад определяет основные направления международного сотрудничества по ограничению двойного «неналогообложения». Доклад коснулся всех тех инструментов, которые активно используются налогоплательщиками при налоговом планировании, таких как проценты, роялти, зависимые компании в низконалоговых юрисдикциях, трансфертное ценообразование и др.. Таким образом орган, многие годы отвечавший за разработку бенефитов для налогоплательщиков и защиту их интересов при осуществлении ими бизнеса в других странах, орган, разработавший действующую Модельную конвенцию об избежании двойного налогообложения, превращается в орган, который в ближайшей перспективе намерен значительно изменить существующий налоговый порядок, из органа, проповедавшего концепцию избежания двойного налогообложения - в орган, устанавливающий требования для обязательного налогообложения (избежания неналогообложения).


85. Понятие налогового планирования

Налоговое планирование – это организация деятельности налогоплательщика, таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства, на стабильный период времени, без нарушения буквы и духа законов.

Не нарушение духа законов – важная идея!

В понятии налогового права самое главное два элемента:

1) Уменьшение залоговых обязательств;

2) Законным способом.

Но, здесь специфическое понятие законных способов: норма + дух (налоговые мотивы, цели). В другом праве такого нет, конечно.

Например, во многих странах есть правило: если основная цель присоединение убыточной компании – уменьшение налоговых платежей – нарушение.

 

Некоторые еще добавляют понятие: “ обхода налога (налогового закона) ” (типа, когда-то законное, когда-то незаконное). Третья категория. Получается, что критерий разграничения нарушения, критерий законности утрачивается. Лектору не очень нравится этот термин.

Иногда говорят, что воздержание от деятельности надо сюда добавить, но, по мнению лектора, это вообще не налоговое планирование. Н-р, если я не добываю полезное ископаемое, то я не являюсь плательщиком НДПИ, что это обход закона?! – нет, просто нормы не распространяются.

 

Много нормы, направленные на защиту налогоплательщика:

· П. 7 ст. 3 НК – Толкование сомнений в пользу налогоплательщика: если закон четко не говорит облагать, то можем не облагать, толкование в пользу налогоплательщику;

· Ст. 108 НК – Презумпция невиновности – основание для налогового планирования.

 

Помимо базовых основания, на основе которых можно заниматься налоговым планированием, есть другие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:

Уклонение от уплаты налогов

 

Уклонение от уплаты налогов Налоговое планирование
Уклонение от уплаты налогов - уменьшение налоговых обязательств незаконным способом. Бывает: - Умышленное. - Неумышленное. Уклонение от уплаты налогов - уменьшение налоговых обязательств законным способом.  
!(Доп источник:)
Уклонение от уплаты налогов – это полное или частичное неисполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов, возложенных на него в соответствии с действующим законодательством. - является основанием для применения штрафных или иных санкций по отношению к налогоплательщику.     Формы осушествления: - искажения отчетности, предоставляемой в налоговые органы; - ведения незарегистрированной хозяйственной д-ти; - нарушения сроков уплаты налогов; - незаконное использование налоговых льгот и т.д. НП – это использование налогоплательщиками своих законных прав для минимизации налоговых платежей, оно может быть основано на поисках несовершенства, несогласованности законодательства, использовании предоставляемых законом льгот.   - не связано с нарушением действующего законодательства и осуществляется исключительно легальными способами. Формы осуществления НП: -- выбор организационно-правовой формы юридического лица (с целью получения льгот для малых предприятий, некоммерческих организаций); -- выбор места размещения или регистрации фирмы (например, создание оффшорных компаний); -- использование налоговых льгот; -- оптимизация инвестиционной политики.

 

Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

 

87. Обход налогов (На данный вопрос лучше отвечать, дублируя 85, так как возникает дискуссия о выделении данной категории)

(ЛК:) Некоторые еще добавляют понятие: “ обхода налога (налогового закона) ” - следует сказать, что влияние западной терминологии, т.к. там разделяется «вежен», «…» Третья категория.

Получается, по критерию законности оно не строгое, т.к. или мы законно минимизируем налоги, тогда это налоговое планирование или незаконно, когда это уклонение от уплаты налогов, поэтому место для «обхода налога» не остается, следовательно данный термин нечеткий.

Если, н-р, отчеркнем, и будем считать уклонение от уплаты налога умышленной деятельностью налогоплательщика, то «о.н.» будет проявляться как некая недоплата налога, однако сам термин, предполагает целенаправленную деятельность.

Таким образом, о нем можно говорить, но делать оговорку, что он не строгий, т.к. для него не остается место. Если рассматривать трехчленную структуру: - налоговое планирование; - обход закона; - уклонение от уплаты налога…Возникает вопрос: обход закона – это какая деятельность законная или незаконная?

Некоторые авторы утверждают, когда-то обход закона законное, а когда-то незаконное действие, т.е. пограничное состояние. Следовательно это такое понятие, которое необходимо делить по критерию законности и относить, либо к налоговому планированию, либо уклонению от уплаты налога. Лектору не очень нравится этот термин.

 

(Доп источник: Энциклопедический словарь экономики и прав)

“О.Н.” - Ситуация, при которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщикам либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо из-за отсутствия своей регистрации в налоговых органах.

Понятие О.н. можно разделить на две части:

а) Первый способ О. н. — уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в т.ч. и по повышенным ставкам, не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений.

б) Второй способ О.н. предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов является налоговым правонарушением.

 

 

88. Правовая характеристика использования пробелов налогового закона для налогового планирования

89. Правовая характеристика использования налоговых льгот для налогового планирования

90. Правовая характеристика использования специальных налоговых режимов для налогового планирования

91. Правовая характеристика использования гражданско-правовых механизмов для налогового планирования

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

 

Статья - 105.14 НК. Написано сумбурно.

Статья 105.14. Контролируемые сделки

 

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

 

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

 

При применении положения подпункта 1 пункта 2 статьи 105.14 в 2012 и 2013 годах сумма доходов по сделкам между лицами, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 105.14 составляет:

за 2012 год - 3 млрд. рублей;

за 2013 год - 2 млрд. рублей ( пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

 

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 настоящего Кодекса.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 - 7 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.129 с.)