Проблемы применения симметричных корректировок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы применения симметричных корректировок



НДС без вычетов – это налог с оборота, а не НДС. Отсутствие простого и надежного механизма симметричных корректировок способно превратить работу налоговых органов по проверке договорных цен в действия, не имеющие ничего общего с налоговым администрированием трансфертного ценообразования.

Эффективному применению норм о симметричных корректировках препятствует ряд проблем. Остановимся на ключевых из них.

Пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов в случае применения цен, не соответствующих рыночным, если такое несоответствие повлекло занижение налогов. Однако симметричная корректировка возможна только при доначислении налога по итогам налоговой проверки (п. 1 ст. 105.18 НК РФ). Следовательно, если налогоплательщик добровольно корректирует налоговую базу и суммы налогов, его контрагент не вправе произвести корректировку. В итоге возникает банальное двойное обложение результатов сделки, противоречащее пункту 3 статьи 3 НК РФ.


Из пункта 1 статьи 105.18 НК РФ следует, что правом на симметричную корректировку обладают исключительно российские организации – налогоплательщики. В то же время постоянные представительства иностранных организаций, состоящие на учете в налоговых органах в РФ и являющиеся плательщиками налогов по российскому законодательству, не наделены правом на симметричную корректировку, что приводит к двойному обложению результатов сделок внутри страны.


Для проведения симметричных корректировок установлен разрешительный порядок – на основе уведомлений, выдаваемых налоговыми органами, поэтому процедура выдачи уведомления имеет особое значение.В течение месяца с момента возникновения права на симметричную корректировку налоговый орган обязан выдать налогоплательщику-контрагенту уведомление. При этом неясно, что считается моментом возникновения такого права. Было бы правильнее исчислять срок с момента уплаты налогоплательщиком недоимки.

В Налоговом кодексе РФ говорится как об увеличении до шести месяцев срока выдачи налоговым органом уведомления о возможности симметричной корректировки в случае судебного обжалования налогоплательщиком решения о доначислении налога, так и о приостановлении указанного срока до вступления в силу соответствующего судебного акта (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 105.18 НК РФ). Коллизия норм влечет за собой неясность в исчислении сроков, которая способна привести к значительной задержке выдачи уведомления о праве на симметричную корректировку.

Кроме того, не предусмотрена ответственность за просрочку выдачи налоговым органом уведомлений (к примеру, в виде процентов), что также может вызвать задержку их выдачи.


Согласно Налоговому кодексу РФ за просрочку уплаты налога налогоплательщику начисляются пени, однако за пользование государством денежными средствами контрагента в течение того же срока проценты не выплачиваются. В результате для группы компаний пени приобретают не компенсационный, а штрафной характер. Выдача уведомления должна порождать право контрагента не только на возврат налога, но и на получение соответствующих процентов.


В некоторых ситуациях симметричная корректировка осложнена или невозможна – например, если применен метод сопоставимой рентабельности или метод распределения прибыли (поскольку «правильная» цена сделки не определяется), если контрагент не является плательщиком НДС или освобожден от его уплаты.

6. Соглашения с налоговым органом по ценообразованию

 

Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения

 

1. Российская организация - налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков (далее в настоящей главе - налогоплательщик), вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее также - соглашение о ценообразовании).

2. Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

3. Предметом соглашения о ценообразовании являются:

1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;

2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;

3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

4) срок действия соглашения;

5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

4. Иные условия соглашения о ценообразовании, помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи, могут быть установлены по соглашению сторон.

 

 

Статья 105.20. Стороны соглашения о ценообразовании

 

1. Сторонами соглашения о ценообразовании являются налогоплательщик и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в лице его руководителя (заместителя руководителя), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

2. В случае, если заключение соглашения о ценообразовании предусматривается в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

3. В случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков) с указанными организациями может быть заключено многостороннее соглашение о ценообразовании. При этом условия указанного соглашения распространяются на всю группу налогоплательщиков, его заключивших.

При заключении соглашения о ценообразовании, изменении условий и проведении проверки исполнения условий соглашения о ценообразовании в порядке, установленном соответственно статьями 105.22, 105.23 настоящего Кодекса, общие интересы группы налогоплательщиков может представлять одна организация из группы налогоплательщиков, полномочия которой подтверждаются доверенностями, выданными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.

 

 

Статья 105.21. Срок действия соглашения о ценообразовании

 

1. Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий трех лет.

При этом действие соглашения о ценообразовании может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения до дня вступления в силу указанного соглашения.

2. Налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения о ценообразовании вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании.

3. Соглашение о ценообразовании может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года в порядке, предусмотренном статьей 105.22 настоящего Кодекса.

4. Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно указанным соглашением.

 

 

Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании

 

1. К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:

1) проект соглашения о ценообразовании;

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;

6) бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

2. Документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе запрашивать у налогоплательщика другие, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, рассматривает представленные налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи заявление и другие документы в срок не более шести месяцев со дня их получения. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.

Основания и порядок продления срока рассмотрения представленных налогоплательщиком документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается одно из следующих решений:

1) решение о заключении соглашения о ценообразовании;

2) мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;

3) решение о необходимости доработки проекта соглашения, в котором федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, предлагает налогоплательщику доработать в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и повторно представить проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи.

6. Соответствующее решение о заключении (об отказе в заключении, о необходимости доработки проекта соглашения) соглашения о ценообразовании (с указанием места, даты и времени подписания соглашения о ценообразовании в случае принятия решения о заключении соглашения о ценообразовании) направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

7. При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов на основании решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи:

1) государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи, не взимается;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, решение принимается в течение трех месяцев.

8. Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании, в частности, являются:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) неуплата или неполная уплата государственной пошлины;

3) мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или) методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

9. Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком, направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение трех дней со дня подписания этого соглашения в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

11. Заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленное налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть отозвано указанным налогоплательщиком. При этом уплаченная сумма государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи, не возвращается.

12. Соглашение о ценообразовании может быть изменено в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

 

 

Статья 105.23. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании

 

1. Проверка исполнения налогоплательщиком соглашения о ценообразовании осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с порядком, предусмотренным главой 14.5 настоящего Кодекса.

2. В случае, если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения о ценообразовании (в том числе при установлении этого обстоятельства по итогам проверки, указанной в пункте 1 настоящей статьи), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы в соглашении о ценообразовании.

 

 

Статья 105.24. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании

 

1. Соглашение о ценообразовании прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Действие соглашения о ценообразовании прекращается досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при нарушении налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проведения проверки в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса.

Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

3. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о прекращении соглашения о ценообразовании, вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Решение о прекращении соглашения о ценообразовании, направленное налогоплательщику по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма.

Копия указанного решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

4. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о прекращении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражный суд в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Уплата суммы налога, пеней и штрафа осуществляется только в случае, если прекращение соглашения о ценообразовании вследствие неисполнения (нарушения) его условий повлекло занижение суммы налога.

 

 

Статья 105.25. Стабильность условий соглашения о ценообразовании

 

1. Условия соглашения о ценообразовании остаются неизменными в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения о ценообразовании, внесении в него изменений и прекращении его действия.

2. В случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.

 

 

7. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ЦЕН:

[лектор не будет спрашивать их описания на зачете]

1. Метод сопоставления рыночных цен (информационный) (ст. 105.9).

Мы должны взять рыночную цену, в аналогичной сделке, но между не взаимозависимыми лицами.

Проблема в том, когда это не биржевой товар… трубы. Цена – тайна.

Метод хороший, но применяется редко… информации мало (в основном – котировки, статистика).

Как всё это сделается: делается подборка сделок, выбрасываются самые крупные и самые низкие цены – то, что в середине – рыночный интервал – если цена вписывается – значит цена рыночная.

2. Метод цены последующей реализации.

Используется при перепродаже товара. Надо смотреть, за сколько купил, а за сколько потом продал …

3. Затратный метод.

Работает для работ и услуг. Считается рентабельность… например, услуга по мытью полов. Подход такой – берется затратная часть компании (за что они платят), берется рентабельность в этой отрасли …

4. Метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12).

Самый рабочий, самый применяемый метод

Получение заключения оценщика (применяется редко). Берется бухгалтерская отчетность других компаний.

5. Метод распределения прибыли (спит-профита).

Жульнический метод. Берется прибыль одной сделки и прибыль другой сделке, потом всё суммируется, и потом эта прибыть как-то расщепляется между компаниями. Очень субъективный метод, лектор не припомнит, чтобы у нас применялся… в основном – за рубежом.

 

6. Получение заключения оценщика.

 

 

Можно заключить договор о ценообразовании с ФНС.

Было заключено мало таких соглашений – Роснефть, Газпром нефть.

2. Характеристика презумпции в законодательстве по вопросам трансфертного ценообразования

8. Характеристика презумпции в законодательстве по вопросам трансфертного ценообразования

Бремя доказывания рыночности цен. Презумпция рыночности цен - п. 3 ст. 105.3.

Есть 3 подхода:

1. Презумпция рыночности. Налоговая доказывает рыночность цен.

2. США. Презумпция нерыночности цен. Рыночность цен доказывает налогоплательщик.

3. Расщипленное бремя доказывания: доказывают оба.

 

У нас был 1. Сейчас скорее 3.

Готовим документацию, подтверждающую рыночный уровень цен.

Дело Шахты "Большевик" ВАС 2010 обращает внимание на индивидуализацию оценки рыночности.

Дело "Серебро Магадана" 2012 - критерий бытовой разумности. Суд не разбирается в экономических мелочах. Ему сложно оценить анализ и данные.

ВАС от 31.07.2013 - продажа за рубеж дешевле, чем внутри страны. Тоже отказали.

Ключевое доказательство - документация и тщательность ее создания и подготовки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.052 с.)