Применение информационных технологий при проведении налоговых проверок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение информационных технологий при проведении налоговых проверок



Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

Первоочередным условием формирования эффективного налогового контроля является современная, основанная на передовых информационных технологиях система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Преимуществами процесса автоматизации приема отчетности налогоплательщиков для налоговых органов являются:

‑ оперативность ввода информации в базу данных инспекции;

‑ качественная обработка отчетности при дальнейшем проведении камеральной проверки;

‑ формирование перечня налогоплательщиков для выездной проверки;

‑ автоматизация сверки регистрационных данных налогоплательщика с информацией, содержащейся в базе данных;

‑ возможность оперативного формирования статистики посредством выборок и др.

Кроме этого, представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляет ряд существенных преимуществ и самим налогоплательщикам:

‑ нет необходимости тратить время в очередях;

‑ отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям;

‑ обновление форм отчетности производится по каналам связи;

‑ можно запрашивать информацию о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки и др.

Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Целенаправленное и настойчивое внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход на представление информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Передаваемая в налоговый орган в электронном виде информация сразу вносится в соответствующую программу, которая автоматически проверяет все показатели расчетов и фиксирует обнаруженные ошибки, что относительно легко проверяется работниками налоговых служб. Такой механизм дает возможность проведения 100%-ной автоматизированной камеральной налоговой проверки, приводит к значительной экономии рабочего времени и существенно снижает риск ошибок в результате влияния субъективного фактора.

Компьютерная обработка и хранение всей информации о проводимых автоматизированных камеральных проверках обеспечивает возможность оперативного сбора статистической информации по любому показателю налоговой и бухгалтерской отчетности и результатам проведенных проверок. В частности, использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для выездной проверки.

Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора. Кроме того, действующее программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с определенными значениями этих показателей для соответствующей отрасли.

Очевидно, что основной путь повышения результативности налогового контроля – переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, а также оценить реальный размер налоговых обязательств.

Наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации налогового контроля. Лишь применение такой процедуры способно обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов, их максимальную эффективность в аспекте как произведенных доначислений в бюджет, так и профилактического воздействия на налогоплательщиков (при минимальных затратах времени и усилий на их проведение).

Следующим шагом в автоматизации налогового контроля должна стать разработка программного обеспечения для сопровождения выездных налоговых проверок. Необходимо автоматизировать поддержку подготовки и контроля выполнения программы их проведения, включая перечень вопросов, нуждающихся в проверке, поддержку анализа первичной документации, отчетных и других документов налогоплательщика.

Программное обеспечение по автоматизации выездных налоговых проверок должно:

‑ обеспечивать обмен информацией с автоматизированной информационной системой «Налог» (информационными ресурсами местного, регионального и федерального уровней);

‑ позволять формализовать формирование выходной информации, в том числе результатов выездной налоговой проверки;

‑ осуществлять загрузку данных бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика (на основе наиболее распространенных бухгалтерских программ) в базу данных системы выездного офиса.

При переходе к автоматизированному выездному налоговому контролю налоговые инспектора смогут с помощью компьютерных программ:

‑ контролировать правильность и достоверность формирования показателей налоговых деклараций (расчетов) на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

‑ рассчитывать суммы налогов на основе результатов аналогичной деятельности других налогоплательщиков в случае невозможности достоверного определения налоговой базы на основе данных налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика;

‑ определять вероятную налоговую базу проверяемого налогоплательщика на основе косвенных методов и др.

Внедрение автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок позволит разработать и применять автоматические системы выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов. При разработке таких систем должна использоваться точная формализация методик отбора налогоплательщиков для контрольных проверок и выявления неплательщиков, а в недалеком будущем также специальные алгоритмы и элементы искусственного интеллекта. Наличие эффективной возможности распознавать с высокой степенью вероятности налоговыми органами неплательщиков имеет значение для обеспечения полноты сбора налогов.

Таким образом, в настоящее время в вопросах совершенствования налогового контроля важнейшее значение приобрело использование современных информационных технологий – систем приема и обработки данных, аппаратно-технических средств, специального прикладного программного обеспечения. Они призваны повысить уровень производительности в налоговых органах, что, в свою очередь, должно отразиться на эффективности их контрольной работы в сфере камеральных и выездных проверок.

В настоящее время автоматизация процессов налогообложения стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием реализации налоговой реформы. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

Вопрос оснащения компьютерной техникой и средствами передачи данных стал одним из важнейших. Без его решения трудно наладить эффективную работу налогового контроля за правильностью исчисления и полноты поступления налогов в бюджет.

Первоочередным условием формирования эффективного налогового контроля является современная, основанная на передовых информационных технологиях система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Преимуществами процесса автоматизации приема отчетности налогоплательщиков для налоговых органов являются:

‑ оперативность ввода информации в базу данных инспекции;

‑ качественная обработка отчетности при дальнейшем проведении камеральной проверки;

‑ формирование перечня налогоплательщиков для выездной проверки;

‑ автоматизация сверки регистрационных данных налогоплательщика с информацией, содержащейся в базе данных;

‑ возможность оперативного формирования статистики посредством выборок и др.

Кроме этого, представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляет ряд существенных преимуществ и самим налогоплательщикам:

‑ нет необходимости тратить время в очередях;

‑ отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям;

‑ обновление форм отчетности производится по каналам связи;

‑ можно запрашивать информацию о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки и др.

Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Целенаправленное и настойчивое внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход на представление информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Передаваемая в налоговый орган в электронном виде информация сразу вносится в соответствующую программу, которая автоматически проверяет все показатели расчетов и фиксирует обнаруженные ошибки, что относительно легко проверяется работниками налоговых служб. Такой механизм дает возможность проведения 100%-ной автоматизированной камеральной налоговой проверки, приводит к значительной экономии рабочего времени и существенно снижает риск ошибок в результате влияния субъективного фактора.

Компьютерная обработка и хранение всей информации о проводимых автоматизированных камеральных проверках обеспечивает возможность оперативного сбора статистической информации по любому показателю налоговой и бухгалтерской отчетности и результатам проведенных проверок. В частности, использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для выездной проверки.

Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора. Кроме того, действующее программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с определенными значениями этих показателей для соответствующей отрасли.

Очевидно, что основной путь повышения результативности налогового контроля – переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, а также оценить реальный размер налоговых обязательств.

Наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации налогового контроля. Лишь применение такой процедуры способно обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов, их максимальную эффективность в аспекте как произведенных доначислений в бюджет, так и профилактического воздействия на налогоплательщиков (при минимальных затратах времени и усилий на их проведение).

Следующим шагом в автоматизации налогового контроля должна стать разработка программного обеспечения для сопровождения выездных налоговых проверок. Необходимо автоматизировать поддержку подготовки и контроля выполнения программы их проведения, включая перечень вопросов, нуждающихся в проверке, поддержку анализа первичной документации, отчетных и других документов налогоплательщика.

Программное обеспечение по автоматизации выездных налоговых проверок должно:

‑ обеспечивать обмен информацией с автоматизированной информационной системой «Налог» (информационными ресурсами местного, регионального и федерального уровней);

‑ позволять формализовать формирование выходной информации, в том числе результатов выездной налоговой проверки;

‑ осуществлять загрузку данных бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика (на основе наиболее распространенных бухгалтерских программ) в базу данных системы выездного офиса.

При переходе к автоматизированному выездному налоговому контролю налоговые инспектора смогут с помощью компьютерных программ:

‑ контролировать правильность и достоверность формирования показателей налоговых деклараций (расчетов) на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

‑ рассчитывать суммы налогов на основе результатов аналогичной деятельности других налогоплательщиков в случае невозможности достоверного определения налоговой базы на основе данных налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика;

‑ определять вероятную налоговую базу проверяемого налогоплательщика на основе косвенных методов и др.

Внедрение автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок позволит разработать и применять автоматические системы выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов. При разработке таких систем должна использоваться точная формализация методик отбора налогоплательщиков для контрольных проверок и выявления неплательщиков, а в недалеком будущем также специальные алгоритмы и элементы искусственного интеллекта. Наличие эффективной возможности распознавать с высокой степенью вероятности налоговыми органами неплательщиков имеет значение для обеспечения полноты сбора налогов.

Таким образом, в настоящее время в вопросах совершенствования налогового контроля важнейшее значение приобрело использование современных информационных технологий – систем приема и обработки данных, аппаратно-технических средств, специального прикладного программного обеспечения. Они призваны повысить уровень производительности в налоговых органах, что, в свою очередь, должно отразиться на эффективности их контрольной работы в сфере камеральных и выездных проверок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.017 с.)