Особенности построения налоговой системы в России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения налоговой системы в России.



Основы налогообложения.

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, т.к. государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Состав участников налоговых отношений определен в НК РФ. Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Система налогообложения должна:

1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;

2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;

3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т.д.

Характерные признаки системы налогообложения:

1) наличие экономической эффективности налогов и сборов;

2) предельно простое и доступное законодательство, регламентирующее налоговые отношения;

3) гибкость системы налогов и сборов;

4) справедливость и социальную ориентацию налогов;

5) повышение эластичности ставок налогов в зависимости от состояния экономики страны и т.п.

Посредством налогов государство решает ряд наиболее значимых для него задач, таких как состояние экономики и бюджетов страны, экономическое и социальное положение населения и др.

Функции налогов:

1) фискальная функция, которая является основной из существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;

2) социальная (распределительная) функция. Суть функции состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;

3) регулирующая функция. Происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляются поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других.

4) контрольная функция. Позволяет органам государственной власти проследить за своевременностью и полнотой выплаты налогов субъектами налогообложения. При помощи этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами.

Экономические принципы:

1) принцип справедливости налогообложения;

2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности, т.е. сокращения издержек налогообложения.

Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ:

1) обязательность.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) законность.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) недискриминационный характер.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4) обоснованность.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

5) экономическая целостность.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) определенность и доступность.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) принцип "презумпции невиновности налогоплательщика".

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Кроме юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы.

Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

1) единство и стабильность налоговой системы;

2) подвижность и множественность налогов.

 

 

2. Экономическое содержание налога, понятие налоговой системы России

В процессе развития и изменений теорий налогообложения происходили изменения и во взглядах на понимание термина "налог".

А. Смит определял налог как бремя, которое накладывается государством законодательным путем. Законодательно предусмотрены размер и порядок уплаты налога. А. Смитом налог определялся как осознанная необходимость, потребность процесса экономического и социального развития.

"Налог - жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу" (Ж.Б. Сисмонди).

Налог(ст. 8 НК РФ) - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Относится к налоговым платежам.

Согласно положениям НК РФ налог должен обладать следующими отличительными чертами:

1) налог должен быть обязательным;

2) налог должен уплачиваться в денежной форме и т.д.

Признаками налоговых платежей, являются:

- обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

- безвозмездность передачи материальных ценностей;

- отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Сбор (п. 2 ст. 8 НК РФ) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками сборов являются:

- обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

- наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Относится к неналоговым платежам

Категория "неналоговые платежи" включает в себя:

1) непосредственно неналоговые платежи;

2) разовые изъятия.

Непосредственно неналоговый платеж - это обязательный платеж, не входящий в состав налоговой системы государства. Отношения по его установлению и порядок его взимания регулируются финансово-правовыми нормами. К неналоговым платежам можно отнести платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий и т.д.

Разовые изъятия - это платежи, которые взимаются в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

Разница между налоговым и неналоговым платежами заключается в обязанности по уплате налога, которая возникает при наличии объекта налогообложения. При этом налоги устанавливаются и вводятся в действие законами. Налог уплачивается безвозмездно и не имеет целевого назначения.

Обязательным условием при уплате пошлины или сбора является наличие специальной цели и интересов. Пошлины и сборы могут взиматься исключительно с лиц, которые обратились в компетентные органы для получения определенных услуг, в которых они нуждаются.

Основу любой налоговой системы составляют налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке.

Налоговая система представляет собой совокупность действующих в настоящее время в определенном государстве условий налогообложения.

Налоговые системы характеризуются существенными условиями налогообложения:

1) принципы налоговой политики и налогообложения;

2) система и принципы налогового законодательства;

3) порядок установления и ввода в действие налогов;

4) порядок распределения налогов по бюджетам;

5) система налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов;

6) права и ответственность участников налоговых правоотношений;

7) порядок и условия налогового производства;

8) форма и методы налогового контроля;

9) система налоговых органов.

Одним из существенных условий налогообложения является налоговая политика.

Налоговая политика - это совокупность действий, система мер, которые осуществляет государство в сфере налогов и налогообложения. Реализуется посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот и т.д. Налоговая политика является частью экономической политики государства.

Цели налоговой политики:

1) экономическая цель, заключается в обеспечении регулирования экономической жизнедеятельности государства при помощи налогов и налогообложения. Посредством налогов решаются такие важные экономические задачи, как преобразование структуры экономики, стимулирование бизнеса, инвестиционной и инновационной активности, регулирование спроса и предложения;

2) фискальная цель, заключается в формировании посредством налогов и сборов бюджетов различных уровней;

3) социальная цель, заключается в выравнивании доходов граждан различных категорий, обеспечении социальной защиты нуждающихся;

4) контрольная цель, заключается в проведении налоговых проверок для принятия органами государственной власти решений в сфере экономики и социальной политики.

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ - это единый законодательный акт, который состоит из двух частей и систематизирует сферу налогового права, закрепляет основополагающие принципы налогообложения в России.

В части 1 НК РФ закрепляются:

1) общие принципы налогообложения;

2) система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

3) налоговые органы и участники налоговых правоотношений;

4) основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

5) порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

Часть 2 НК РФ посвящена порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Конституция РФ закрепляет обязанность каждого гражданина платить законно установленные платежи и сборы (ст. 57). Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Указы Президента РФ являются подзаконными актами, но могут вносить значительные изменения в налоговое законодательство страны. Данные подзаконные акты не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству. Они имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Согласно действующему законодательству РФ Президент РФ имеет право принимать нормативные акты по налогообложению только в двух случаях:

1) при наличии пробела в законодательном регулировании определенных отношений;

2) в случае, если названные полномочия даются ему каким-либо федеральным законом.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин, определяется применяемый при налогообложении состав затрат, рассчитывается индекс инфляции и т.д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти правомочны создавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления могут формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.

Акты Федеральной налоговой службы в некоторых случаях могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом их задача сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п.

Письма, указания, разъяснения налоговых органов носят ненормативный характер. Они рассматривают частные налоговые ситуации. Данные акты не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства - их целью является регламентирование деятельности органов власти.

Постановления Конституционного Суда РФ. По решениям суда могут быть обжалованы незаконные решения налоговых органов.

Международно-правовые договоры. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

Российские законы о налогах и сборах носят постоянный характер, они действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год либо нет.

Законодательные акты, которые каким-либо образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, которыми в действие вводятся новые налоги и сборы, а также акты, посредством которых положение налогоплательщиков улучшается, имеют обратную силу.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Основные права налоговых органов закреплены в статьях: 31, 92,п. 1 ст. 30 НК РФ

Основные обязанности налоговых органов закреплены в статьях 32,п.1 ст.31 НК РФ.

 

 

Классификация налогов.

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ существует несколько признаков, по которым можно произвести классификацию налогов.

Основные классификации налогов:

1) по способу изъятия налоги делятся на:

а) прямые;

Относятся на доход (прибыль), имущество, либо на его передачу, и уплачиваются собственниками этого дохода (имущества) (Пример: налог на прибыль, имущество)

б) косвенные (однако следует отметить, что точно классифицировать по рассматриваемому признаку некоторые налоговые платежи достаточно сложно);

Включаются в цену товара, работы, услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

2) по объекту налогообложения:

а) на доход;

б) на имущество;

в) на действия и т.д.;

3) по целевому назначению:

а) абстрактные (общие) – предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств;

б) целевые (специальные) -вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды;

4) по налоговой ставке:

а) равные;

Все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества.

б) пропорциональные;

Величина налоговой ставки одинаковая для всех плательщиков, сумма налогового платежа зависит от размера объекта налогообложения.

в) прогрессивные;

Предусматривавает применение нескольких налоговых ставок, чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки.

г) регрессивные;

Подразумевает применение нескольких налоговых ставок, чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка.

5) по субъектам платежа:

а) с физических лиц;

- Налог на доходы физических лиц (федеральный налог, регулируется положениями гл. 23 НК РФ).

- Налог на имущество физических лиц (местный налог, регулируется Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц").

б) с организаций;

- Налог на прибыль организаций (федеральный налог, регулируется положениями гл. 25 НК РФ).

- Налог на имущество организаций (федеральный налог, регулируется положениями гл. 30 НК РФ).

в) смежные.

Смежные налоги - налоговые платежи, взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

- Налог на добавленную стоимость (федеральный налог, регулируется положениями гл. 21 НК РФ).

- Акцизы(федеральные налоги, регулируются положениями гл. 22 НК РФ).

- Транспортный налог (региональный налог, регулируется положениями гл. 28 НК РФ).

- Земельный налог (местный налог, регулируется положениями гл. 31 НК РФ).

6) По источникам уплаты налоги подразделяются

а) за счет выручки от реализации работ, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

б) за счет списания на себестоимость продукции (ЕСН, таможенные пошлины, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги на природоиспользование, загрязнение среды в пределах нормы).

в) за счет финансового результата деятельности предприятия (Налог на имущество)

г) за счет налогооблагаемой прибыли, оставшейся после начисления всех налогов (Налог на прибыль организаций, сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды, лицензионные и другие сборы).

7) По отношению к уровням государственной власти (по уровню государственного управления) налоги и сборы подразделяют:

а) федеральные;

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).

б) региональные;

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ).

в) местные;

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Данные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ).

 

При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов РФ или представительные органы местного самоуправления могут самостоятельно определять элементы налогообложения

Ø налоговые ставки в пределах, установленных НК;

Ø порядок и сроки уплаты налога.

Налоговая отчетность.

Налоговая отчетность, оформленная в виде налоговой декларации или расчета.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговая отчетность может быть представлена в налоговый орган в установленные сроки лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговые санкции.

Налоговое правонарушение- это совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Примеры видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116НК);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);

- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);

- неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК)

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);

- неисполнение банком решения о взыскании налога сбора, а также пени (ст. 135 НК);

- непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 135.1 НК).

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);

- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК)

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

— арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);

— суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Ставки налога.

— 0% (льготная ставка);

— 10% (льготная ставка);

— 18% (основная ставка).

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признававаемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому период) и с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающим налоговую базу в определенном налоговом периоде.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ или услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с НК.

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные в ст. 171 НК налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Порядок и сроки уплаты налога. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Уплата налога по всем остальным операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Налоговая отчетность. Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Акцизы

В отличие от большинства налогов акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров. Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.

В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов.

Основной нормативный акт НК 2 разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»"

Налогоплательщики:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами считаются:

— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

— спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

— алкогольная продукция;

— пиво;

— табачная продукция;

— автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);

— автомобильный бензин;

— дизельное топливо;

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

— прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация на территории РФ лицами произведенные ими подакцизных товаров;

— продажа лицами переданных им уполномоченными на той государственными органами конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

— передача на территории РФ лицами произведенных ими давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

— передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);

— передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

— передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

— передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);

— передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

— передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

— получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

— получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.

Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.

Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.

Налоговая базаустанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:

— финансовой помощи;

— авансовых или иных платежей;

— оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;

— пополнения фондов специального назначения;

— в счет увеличения доходов;

— процента (дисконта) по векселям.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодомпризнается календарный месяц.

Порядок исчисления акциза.Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.036 с.)