Основные направления совершенствования национальной системы налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления совершенствования национальной системы налогообложения



Задача оптимизации налоговой системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленным изменениями экономических ситуаций. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются воплощением налоговой политики государств, которая проводиться в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Реформирование налоговой системы нельзя рассматривать как одномоментный акт. Его целесообразно осуществлять поэтапно с ориентацией на принятые приоритеты. При этом требуется абсолютная четкость экономической стратегии государства, определение регулирующей роли и границ хозяйственных функций.

Позиция правительственных структур, как правило, основывается на интересах бюджета и склоняется к необходимости лишь частичных корректировок налоговой системы, тогда как представители реального сектора экономики отстаивают существенный пересмотр налогового законодательства исходя из интересов отдельных отраслей и предприятий.

В этой полемике четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы - обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.

При этом построение применяемых в развитых странах налоговых систем исходит из четкого признания того факта, что в конечном итоге все налоги (и прямые, и косвенные) фактически платят не предприятия, перечисляющие эти налоги в бюджет, а население страны, потребляющее производимые и импортируемые товары. У нас, как правило, этот факт игнорируется. Считается, что с физических лиц (населения) взимается только подоходный налог и частично налог на недвижимость, тогда как основное бремя налоговой нагрузки ложится на реальный сектор экономики, который ежемесячно перечисляет в бюджет налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, отчисления на соцстрах, экологический налог и все остальные сборы и отчисления, взимаемые с выручки от реализации продукции. Отсюда и фактическая бесполезность постоянного торга между правительственными структурами, испытывающими недостаток бюджетных средств, и субъектами хозяйствования[23, с. 64].

В действительности почти все налоги включаются предприятиями в цену производимых товаров и услуг, и, значит, фактически их платит население страны, потребляющее данные товары.

Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на реформирование налоговой системы:

ü Сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций;

ü Происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты;

ü Расходы на реализацию программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии предусмотрены непосредственно за счет средств бюджета Республики Беларусь;

ü введение пониженных ставок налога при применении упрощенной системы налогообложения в размере 5% с выручки (в случае неуплаты НДС) и 3% с выручки (в случае уплаты НДС в общем порядке) для организаций и ИП в 2015 году;

ü Предусмотрено исключить из объектов обложения НДС оборотов по реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы Республики Беларусь в 2014 году. Это позволит предотвратить случаи двойного налогообложения работ и услуг во внешнеэкономической деятельности и применять единый, общепринятый в мировой практике принцип их налогообложения.

ü Намечено ввести единый перечень продовольственных товаров и товаров для детей, ввоз на таможенную территорию и реализация которых на внутреннем рынке Республики Беларусь облагается НДС по пониженной ставке в размере 10%.

ü Исключены таможенные сборы за таможенное оформление товаров.

ü Усовершенствован и упрощен порядок предоставления налоговых вычетов. Сокращен перечень документов, предоставляемых плательщиками для получения стандартного налогового вычета на детей и иждивенцев.

ü Отчислениям на социальное страхование необходимо придать статус налога, как это сделано в развитых странах, а сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между нанимателями и работниками. Сохранив общий размер тарифа, целесообразно увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10 - 12% с тем, чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов для нанимателей логично сократить вначале до 23 - 25%, что позволит только за счет перераспределения снизить налоговое давление на предприятия.

Таким образом, налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась, так как были предприняты реальные шаги, направленные на ее реформирование. Но следует отметить, что по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах, и имеет ряд недостатков:

· сложное законодательство;

· нечеткость изложения некоторых норм;

· большое количество налогов и сборов;

· относительно высокие налоговые ставки;

· жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;

· высокое налоговое бремя;

· значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;

· частые случаи уклонения от уплаты налогов;

· большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.

Однако учитывая то, что налоговая система Республики Беларусь зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:

· снижение числа налогов и сборов;

· упрощение налогового законодательства;

· систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;

· упрощение документооборота;

· введение электронной системы расчетов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· увеличение периода уплаты налогов;

· меры по избеганию двойного налогообложения и др.

Налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Курсовая работа выполнена в соответствии с темой, где рассматривались все основные вопросы по изучению, оценке и перспективам развития налоговой системы Республики Беларусь.

В первой главе курсовой работы мы рассмотрели содержание и принципы системы налогообложения, функции и основные элементы системы налогообложения на уровне теории. Во второй главе приведена классификация налогов, названы и охарактеризованы основные виды налогов. В третьей главе приведены особенности и основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

Главные недостатки белорусской налоговой системы можно свести к следующим позициям:

· налоговая система Беларуси перегружена большим количеством налогов и платежей;

· многократное обложение разными налогами одной и той же базы, в частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики; законодательно закреплено неправильное формирование издержек производства, в которые включено более десяти видов налогов платежей, составляющих почти 10% их объема;

· налоговая система имеет многочисленные несистематизированные и малоэффективные налоговые льготы;

· существует доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;

· регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти; роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

После анализа системы налогообложения Республики Беларусь были установлены основные направления совершенствования налоговой системы:

· отмена мелких, неэффективных налогов и сборов, выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков, совершенствование системы налогового администрирования, сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;

· сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы могли бы стать:

· улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения и применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот и расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

· оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов, экологических платежей, которые будут являться основой формирования местных бюджетов.

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.016 с.)