Сравнительный анализ косвенного налогообложения в России и Великобритании



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ косвенного налогообложения в России и Великобритании



Сходства и различия налоговых систем России и Великобритании

Преобладание косвенных налогов может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономик стран. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Однако такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики.

В России и Великобритании подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов (лиц, пребывающих на территории страны более чем 183 дня). Данным налогом облагается годовой доход. Также существуют различные вычеты, уменьшающие облагаемый доход. В Российской Федерации и Великобритании земельный налог относится к местным поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования, и не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налог на имущество физических лиц в России и налог на жилье во Великобритании также относятся к местным налогам. Плательщиками данных налогов, признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются местными органами власти.

Одной из серьезнейших проблем, которую в той или иной степени приходится решать и в России и во Великобритании, является уклонение от уплаты налогов. Обе страны едины в стремлении осуществлять уголовное преследование лиц, злостно не исполняющих свои обязанности по исчислению и уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или иных незаконных действий уголовно наказуемыми рассматриваются их умышленность и крупный размер неуплаченных налогов.

Принципиальным отличием налоговых систем России и Великобритании является количество уровней. Так, в России функционирует трехуровневая налоговая система, а в Великобритании - двухуровневая. Следует отметить, что в Великобритании в отличие от России налоговая система достаточно стабильна и ставки налогов не подвержены частым изменениям. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Великобританский подоходный налог представляет собой совершенно отличное от российского налога явление. Значительные различия объясняются его сущностью, которая заключается не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики. И с этой точки зрения он представляет собой достаточно эффективный инструмент. Если говорить о его прямом вкладе в бюджет, он ниже, чем в России. Это объясняется его структурой, учитывающей почти индивидуальные особенности плательщика. Но его косвенный вклад в увеличение благосостояния страны, возможно, выше. Главной особенностью подоходного налога во Великобритании является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а семья.

Транспортный налог в России относится к региональным налогам, а в Великобритании транспортный налог относится к государственным налогам. В России наряду с традиционной системой налогообложения действует альтернативная система, которая включает в себя три специальных режима. Упрощенная система налогообложения и сельскохозяйственный налог являются добровольными системами, на которые организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут перейти на определенных условиях. Единый налог на вмененный доход является обязательной системой, на которую переводят организации, занимающиеся определенными видами деятельности. В Великобритании отсутствуют альтернативные системы налогообложения. В России единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды, в Великобритании социальные отчисления входят в состав государственного бюджета. В Великобритании налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, входит в состав Министерства экономики и финансов. Министр финансов осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью налоговой администрации. Министр финансов определяет структуру налоговых органов (как центрального, так и местных), а также территориальные границы их деятельности. В России же Федеральная налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, функционирует наряду с Министерством финансов и подчиняется Правительству РФ и Президенту РФ. Рассмотрим более подробно различия налоговых систем Великобритании и России в таблице 2.

Таблица 2. Различия налоговых систем Великобритании и России

  Россия Великобритания
1.Тип налоговой системы трехуровневая двухуровневая
2. Наличие специальных режимов 1. упрощенная система; 2. единый налог на вмененный доход;3. сельскохозяйственный налог отсутствуют
3. Действие некоторых налогов налог на добычу полезных ископаемых водный налог налог на игорный бизнес налог на профессиональное образование --- --- ---
4. Основная ставка НДС 18% 5,5% 18,6%
5. Ставка налога на прибыль 24% 34%
6. Ставка налога на доходы физических лиц плоская шкала 13% прогрессивная шкала 0 - 58%
7. Ставки социальных отчислений 26% в государственные внебюджетные фонды 4,5% - 13,5% в государственный бюджет
8. Налоговые органы Федеральная налоговая служба; управления службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, инспекции службы межрайонного уровня налоговая полиция. Министерство финансов РФ работает совместно с ФНС России. Государственная налоговая дирекция; местные налоговые центры. Налоговые органы входят в состав Министерства экономики и финансов.

 

Сравнительный анализ налоговых систем России и Великобритании показал, что налоговые системы этих стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня и ряду других признаков. Главной отличительной чертой данных налоговых систем является количество уровней системы налогообложения. Так, в России функционирует трехуровневая налоговая система, в Великобритании - двухуровневая. В России действует плоская шкала налога на доходы физических лиц, в Великобритании - прогрессивная. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот.

В Великобритании подоходный налог представляет собой совершенно отличное от российского налога явление. Значительные различия объясняются его сущностью, которая заключается не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики. В России наряду с традиционной системой налогообложения действует альтернативная система, которая включает в себя три специальных режима. В Великобритании отсутствуют альтернативные системы налогообложения. Однако налоговые системы этих стран имеют и общие черты. Основное место в налоговых системах занимают косвенные налоги. Преобладание этих налогов может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономики в целом. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики. Однако косвенные налоги являются очень надежным источником дохода бюджета. Это стабильный, равномерно поступающий доход, практически не подверженный временным колебаниям, что позитивно сказывается на плавности поступления средств в доходную часть государственного бюджета. Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Наряду с косвенными налогами значительную долю в налоговых поступлениях занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Одной из серьезнейших проблем, которую в той или иной степени приходится решать и в России и в Великобритании, является уклонение от уплаты налогов. Обе страны едины в стремлении осуществлять уголовное преследование лиц, злостно не исполняющих свои обязанности по исчислению и уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или иных незаконных действий уголовно наказуемыми рассматриваются их умышленность и крупный размер неуплаченных налогов.

Сравнив налоговую систему Великобритании и России можно сделать следующие выводы: налоговая система Великобритании имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, эластичной, строгой и стабильной.[19]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к ценам или тарифам, в отличие от прямых налогов, которые определяются доходами налогоплательщиков.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации, относится к федеральным налогам.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, регулируется Таможенным Кодексом Таможенного Союза.

Среди косвенных налогов особое влияние на уровень цены оказывает НДС. НДС представляет собой косвенный налог, взимаемый на всех стадиях воспроизводственного процесса: производственный цикл, посреднические операции, розничная торговля. Любая операция по производству и продаже товаров, услуг, работ облагается этим налогом.

Экономический смысл акциза - это налог на потребление. Характерной особенностью акциза является то, что он устанавливается только на определенные группы товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости.

Исследование косвенного налогообложения на современном этапе имеет особое значение, поскольку налоги выражают фискальные интересы государства. Одной из главнейших проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов можно отнести: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение «зон экономического благоприятствования», уклонение от уплаты налогов.

НДС и акцизы считаются одними из самых важных и в месте с тем сложных налогов существующих в налоговой системе нашего государства. Поэтому детальное их изучение и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательной базы и практики их взимания имеют важное значение, как для налогоплательщиков, так и для государства в лице его исполнительных органов.

В соответствии с прогнозом доходов федерального бюджета за 2011-2014 годы дальнейшего снижения налогового бремени не планируется, а это значит, что цены на товары (работы, услуги) облагаемые косвенными налогами - НДС и акцизы - будут только расти. Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты. Таким образом, косвенное налогообложение в современных условиях имеет ключевое значение в экономике. В России косвенное налогообложение связано с определенными проблемами, для реализации которых органами государственной власти разрабатываются и реализуются определенные меры.

Если взять финансовые результаты конкретного предприятия, то при определении таких показателей НДС вроде бы не учитывается. Однако в итоге этот налог все-таки оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности компании.

Сравнительный анализ налоговых систем России и Франции показал, что налоговые системы этих стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня и ряду других признаков. Главной отличительной чертой данных налоговых систем является количество уровней системы налогообложения. Однако налоговые системы этих стран имеют и общие черты. Основное место в налоговых системах занимают косвенные налоги. Это стабильный, равномерно поступающий доход, практически не подверженный временным колебаниям, что позитивно сказывается на плавности поступления средств в доходную часть государственного бюджета. Косвенные налоги позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Сравнив налоговую систему Великобритании и России можно сделать следующие выводы: налоговая система Великобритании имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, эластичной, строгой и стабильной.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Российская газета 1998.- 06 августа. - № 148-149.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Парламентская газета. - 2000. - 10 августа. - № 151-152.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. - 1994. - 08 декабря - № 238-239.

4. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 23.07.2013) О таможенном тарифе // Российская газета. - 1993.- 05 июня. - № 107.

5. Маслов М.Б. Методика реализации налогового планирования на промышленном предприятии // Управленческий учет. 2011. № 7.

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] : учебное пособие / Л.Н. Лыкова. - М.: Дело, 2007. - 384 с.

7. Шаталов С.Д Развития российской налоговой системы / Шаталов С.Д. // М. «Партнер», 2011 - 87 с.

8. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть вторая. М.: Издательство ООО "НПП "Грант - Сервис", 2012. - 462 с.

9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.) // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 6. - С. 8-34.;

10. Налоги: учеб. пособие / Д. Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 362 с.

11. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ: учебник. – М.: МЦФЭР, 2010. – 321 с.

12. Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система РФ: Учебное пособие для бакалавров /Л. И. Гончаренко, А. В. Варнавский. – М.: ИНФА – М, 2010. – 318 с.

13. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров. – 11–е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушин. – М.:Юрайт, 2012. – 899 с.

14. Солодянкина Г. А. Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2010. №7.

15. Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография / Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

16. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ под редакцией Д. Г. Черника – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 362 с.

17. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 174 с.

18. Фадеев Д. Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. - М.: Налоговый вестник, 2010 . - 288 с.

19. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. - М.: Юрайт, 2012. - 453 с.

20. Налоговые системы. Методология развития: Учебник // Под ред. И.О. Майбурова, Ю.И. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 464 с.

21. НДС и акцизы: комментарий к главам 21 и 22 НК РФ в новой редакции (постатейный). - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2012. - 200 с.

22. НДС. Просто о сложном:Учебник // Под ред. Г.И. Касьяновой. - М.: АБАК, 2012–544с.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.01 с.)