Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы построения налогообложения.

Поиск

В экономической литературе понятия «налоги» и «налогообложение» зачастую ставят в один ряд, хотя они означают далеко не одно и то же. Под налогообложением следует понимать законодательно установленный процесс организации порядка взимания налогов: исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов. Через налогообложение реализуется деятельность субъектов налоговых отношений по организации функционирования на практике разнообразных налоговых форм и видов налогов на принципах и в порядке, закрепленных в законах и нормах налогового права.

Налогообложение предлагается рассматривать в широком и в узком смысле. В первом случае – это экономическое (финансовое) понятие, включающее все многообразие налоговых отношений от теоретического обоснования концепции налоговых отношений до законодательного утверждения налогового механизма и его реализации на практике. В узком смысле, налогообложение представляет собой чисто практический механизм управления различными видами налогов, платежей и сборов, а также взаимоотношениями, правами и обязанностями субъектов налогообложения. Конкретные элементы налога (плательщики, объект, база, ставки, сроки, льготы), а также условия, нормы и правила взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, закрепленные в рамках закона по каждому виду налога, составляют технику налогообложения.

Налогообложению непосредственно должны подлежать все доходы как источники уплаты налогов (валовой доход, добавленная стоимость, рента, оплата труда, прибыль и другие доходы), возникающие в результате взаимодействия факторов производства (земли, труда, капитала, предпринимательской способности), по принципу всеобщности и справедливости. Собственники указанных личных и вещественных факторов производства становятся субъектами налогообложения. Государство в процессе налогообложения реализует свое экономическое право на присвоение части чистого продукта общества в форме косвенных налогов прямых (подоходных и личных) налогов.

С учетом вышесказанного система налогообложения любого рыночно развитого государства должны включать в себя четыре равнозначных уровня:

1) налогообложение выручки (валового дохода) от реализации товаров, работ, услуг, как общего результата взаимодействия всех факторов производства (налогообложение добавленной стоимости, оборота подакцизных товаров, ввоза и вывоза товаров через таможенную границу РФ);

2) налогообложение доходов личных факторов производства (налогообложение оплаты труда работников и других доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а также расходов организаций на оплату труда);

3) налогообложение капитала и доходов от капитала (все виды поимущественного налогообложения, налогообложение прибыли и других доходов организаций);

4) налогообложение природного фактора и рентных доходов (все виды налогов за пользование природными ресурсами, в том числе налогообложение сверхдоходов от добычи углеводородов).

Как организационно-финансовое понятие, налогообложение и его система должны строиться на определенных экономически обоснованных принципах (основополагающих требованиях). Они должны отражать как общие содержательные стороны рассматриваемой категории, так и наиболее важные организационные аспекты функционирования системы налогообложения в условиях современной российской действительности.

Вопрос о принципиальных основах построения налогообложения до сих пор остается дискуссионным. И все же, большинство исследователей (даже А. Вагнер) опирались и развивали известные классические принципы налогообложения А. Смита: равенства налогообложения, определенности и простоты исчисления налога, определенности сроков и удобства уплаты налога для налогоплательщика, дешевизны сбора налогов.

Принципы налогообложения конкретизированы и в статье 3 Налогового кодекса РФ. Из содержания этой статьи НК РФ можно вывести следующие принципы:

- обязательности уплаты законно установленных налогов и сборов;

- всеобщности и равенства налогообложения;

- фактической способности налогоплательщика уплачивать налоги с учетом справедливости;

- недопущения дискриминации при установлении налогов, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;

- недопустимости установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин);

- экономической и правовой обоснованности (налоги не должны быть произвольными и препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав);

- недопустимости нарушения единого экономического пространства страны, ограничения свободного перемещения товаров, работ, услуг, денежных средств или законной деятельности налогоплательщика.

Несмотря на практическую значимость перечисленных выше принципов, в Кодексе не нашли отражение некоторые важные основополагающие требования, игнорирование которых лишает систему налогообложения рациональности. Поэтому, учитывая и развивая мнение современных российских экономистов, следует дополнить их следующими принципами:

- однократности налогообложения (исключения практики двойного обложения одного объекта и обложения одного налога другим налогом);

- стабильности элементов налогообложения (их неизменности в течение периода не менее 3-х лет);

- непревышения совокупного предельного уровня налоговых изъятий на каждый конкретный стратегический период времени.

Соблюдение или следование всем названным основополагающим требованиям позволит построить в стране рациональную систему налогообложения и создать базу для эффективного функционирования российской налоговой системы в целом.

 

Функции налогов и их характеристика.

Объективно налоги выполняют четыре функции:

1) функцию совокупного эквивалента стоимости государственных услуг;

2) фискальную функцию;

3) регулирующую функцию;

4) контрольную функцию.

Все функции налогов настолько взаимосвязаны между собой, что выделение какой-то одной из них в качестве основной, представляется невозможным. Ни одна функция не может существовать в отрыве от других, и если это происходит, то нарушается налоговое равновесие. Хотя, с позиций экономической мотивации и интересов государства главенствующее положение занимает фискальная функция, а все прочие функции играют подчиненную роль.

Налоги при выполнении функции совокупного денежного эквивалента стоимости государственных услуг принимают форму специфической, иррациональной и монопольной цены совокупных общественных благ (выгод) в меновой пропорции совокупных государственных расходов.

Фискальная функция налогов определяет их место как основного источника государственных доходов, аккумулируемого в бюджетной системе страны в форме обязательных, законодательно установленных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Налоги в своей регулирующей функции обслуживают процессы сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно используя налоги для стимулирования экономического роста, а также сознательного или неосознанного сдерживания и даже торможения тех или иных экономических процессов.

Контрольная функция налогов обусловлена обязательностью налоговых платежей и объективной возможностью использования их государством налоговых механизмов в качестве инструмента проведения контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства и за их экономической деятельностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.006 с.)