Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформирование налогообложения: от СССР до современной РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: рассмотреть изменении, произошедшие в налоговой сфере в 1965-1985 гг. и их причины; указать основные реформы фискальной сферы в период Перестройки; раскрыть причины неудач налоговых реформ в 1985-1992 гг.; выяснить основные черты современной российской налоговой системы. План: 1. Налоговая система СССР в 1965 - 1985 гг. 2. Перестройка и её влияние на налогообложение СССР. 3. Налоговая система современной России. Понятия и определения: налоговая система, объекты налогообложения, принцип однократности налогообложения, федеральные налги, налоговая инспекция, налоговая полиция, региональные налги, местные налоги.
Основные положения проблемы: Начиная с финансовой реформы 30-х годов, действие механизмов налогообложения фактически ограничивается негосударственным сектором экономики и населением. В отношении распределения доходов предприятий государственного сектора и формирования доходов бюджета за счет предприятий госсектора принято использовать иные термины: «распределение прибыли предприятий», «поступление в бюджет налога с оборота». Наиболее значительными событиями в данной области в период с конца 30-х годов и до начала активных рыночных преобразований в 1992 г. можно считать следующие: 1. Комплекс мер по увеличению объема доходов государственного бюджета в период Великой Отечественной войны. Хотя основная нагрузка 2. Экономическая реформа 1965 г. и отдельные мероприятия в 1979 г. и в Схема 6 Структура государственного бюджета СССР В 1965-1985 гг.
3.Налогообложение доходов физических лиц и колхозов вплоть до конца 80-х годов также неоднократно пересматривалось, однако качественных изменений не претерпело. Первый крупный шаг к возврату налоговых инструментов в экономическую практику управления отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который вступил в силу с 01.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%. При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%. Данный подход к формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился до настоящего времени. Вводимый этим Законом налог на прибыль адресовался исключительно предприятиям союзного подчинения. Предприятия республиканского подчинения (союзных и автономных республик) должны были платить налог на прибыль в соответствии с аналогичным республиканским законодательством, исходя из соответствующих республиканских законов и установленных в них ставок. Так, для Российской Федерации базовым стал Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"». В соответствии с этим Законом ставка налога на прибыль предприятий республиканского подчинения первоначально была установлена на уровне 38%. В течение 1991 г. союзная ставка налога на прибыль была снижена до 35, а республиканская —- до 32%. Ставки налога на прибыль были в значительной мере дифференцированы по типам налогоплательщиков (для предприятий, банков, совместных предприятий с иностранным участием, предприятий со 100%-ной долей иностранных инвестиций, общественных организаций, малых предприятий и т. д.). Аналогично и объем налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам по российскому законодательству, был более широким и более значительным, чем по союзному законодательству. Разница в уровнях ставок налога на прибыль, а также в объеме предоставляемых льгот по налогу в этот период имела определенную политическую подоплеку и была нацелена на стимулирование перехода государственных предприятий из союзного подчинения в республиканское. Введенная налоговая система отнюдь не все предприятия поставила, даже формально, в равное положение. Специальные налоговые ставки были установлены для коммерческих банков (55 и 45%), для совместных предприятий, доля иностранного партнера в уставном капитале которых превышает 30% (ставка 30%), предприятий Центросоюза и некоторых других. Предусмотренная союзным и российским законодательством система льгот предоставляла право на налоговые вычеты по расходам на НИОКР, на природоохранные мероприятия, на социальные и благотворительные цели. По предварительным расчетам, проведенным правительством еще до введения в силу союзного закона, в результате применения налоговых льгот реальная (эффективная) налоговая ставка могла составить 28%. Однако по результатам 1991 г. в России эффективная ставка составила 31,1%. Система налогообложения прибыли в тот период включала два специфических элемента, отмененных несколько позднее. Первым из них было установление дифференцированных ставок налога на прибыль в пределах установленного норматива рентабельности и при его превышении, вторым — налоговое регулирование темпов роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской модели налогообложения до 1993 г.). Косвенная привязка налогообложения к уровню рентабельности предприятий фактически приводила к повышению эффективной налоговой ставки против законодательно установленного максимального уровня (35% —- по союзному и 32% — по российскому законодательству). В случае превышения предельного уровня рентабельности союзное законодательство устанавливало «запретительные» налоговые ставки в размере 80—90%. При этом предельный уровень рентабельности (к себестоимости) определялся как удвоенный среднеотраслевой. Установленные среднеотраслевые показатели колебались от 20% по большинству отраслей (кроме легкой, пищевой и некоторых других) до 40% для связи и издательской деятельности. При превышении предельного уровня рентабельности менее чем на 10 процентных пунктов к этой величине прибыли применялась ставка 80%, а свыше этого уровня — 90%. Такое повышение реальных налоговых ставок по сравнению с номинальными привело к тому, что амнистировались крупные предприятия, не стимулировалось повышение эффективности производства. Напротив, налоговая система понуждала предприятия манипулировать с фактической себестоимостью и делала выгодным прямое сокращение объемов производства (так как это влекло относительный рост издержек за счет условно постоянных расходов). Российское налоговое законодательство вслед за союзным также предусматривало установление предельного уровня рентабельности. В отличие от союзного законодательства и предельный уровень рентабельности, и рестриктивная ставка были установлены на более льготных для предприятий уровнях. Так, предельный уровень рентабельности по российскому закону составлял 50% (против 20— 40% по союзному), а налоговая ставка при его превышении составляла 75% (против 80-90%). Одним из элементов налогообложения прибыли предприятий этого периода стало использование специального механизма ограничения роста расходов на оплату труда. Суть его состояла в нормировании тех расходов на оплату труда, которые могли быть включены в себестоимость. Нормирование осуществлялось из средних величин расходов на оплату труда предшествующего года и темпов роста объемов производства продукции, скорректированных с помощью дифференцированных коэффициентов (от 0,9 до 0,4 по разным отраслям). Средства, направленные на оплату труда, превышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую прибыль предприятия. Система налогообложения предприятий в 1991 г. не исчерпывалась налогом на прибыль и дополняющими его элементами: она включала налоги на экспорт, на импорт, с продаж, а также отчисления в стабилизационный фонд и др. Сохранялся и даже получил некоторое расширение сферы применения налог с оборота. Косвенные налоги в отечественной налоговой системе в этот период были представлены налогом с оборота и налогом с продаж. Ставки налога с оборота по-прежнему устанавливались в виде разницы между государственными розничными ценами за вычетом торговых и оптово-сбытовых скидок или оптовыми ценами промышленности и оптовыми ценами предприятий, а по некоторым товарным позициям — в процентах к обороту или в твердых суммах с единицы товара. Более того, в 1991 г. был расширен круг плательщиков налога с оборота за счет совместных (с иностранным участием) предприятий, продукция которых ранее не подпадала под обложение данным налогом. Доля налога с оборота в этот период составляла 25,7% доходов союзного бюджета (в 1990 г.). В доходах российского бюджета его величина была чуть меньше — 22,2% (в 1991 г.). Ниже представлены данные об исполнении государственного бюджета РСФСР в 1991 г. (млрд руб., % к итогу): Налог на прибыль........................... 91,9 (28,4) Налог с оборота..............................72,1 (22,2) Налог с продаж...............................17,1 (5,3) Налоги с населения...............................40,7 (12,6) Доходы от внешнеэкономической деятельности..........................................5,8 (1,8) Прочие доходы................................96,5 (29,7) Итого доходов бюджета........................324,1(100,0) Введение налога с продаж в 1991 г. преследовало главным образом цель расширения доходной базы бюджета. Этот налог был введен союзными властями как единый налог на продажи по всей технологической цепочке по ставке 5%. Налог с продаж охватывал весьма широкий перечень товаров, оставляя лишь некоторые исключения. Методика расчета, когда налог с продаж, уплаченный при приобретении сырья, материалов, комплектующих и т. д., подлежал вычету из сумм налога, полученных с покупателя продукции, в известной степени роднила данный налог с НДС, введенным позднее, в 1992 г. Стабилизационные возможности налога с продаж в 1991 г. использовать практически не удалось. Недовольство населения централизованным повышением цен в результате введения этого налога было «погашено» отменой налога на широкий круг товаров народного потребления. При этом российские и союзные власти фактически соревновались, кто освободит от этого налога более широкий круг товаров. В результате реальная ставка налога с продаж в среднем по России составила около 1,8%, а потери республиканского бюджета в 1991 г. от льгот по налогу с продаж оказались сопоставимы с дефицитом бюджета. Законодательство, регулировавшее индивидуальное подоходное налогообложение, также в этот период претерпело некоторые изменения. Наиболее существенными из них были выделение в относительно самостоятельный сегмент налогообложения доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, усиление социальной составляющей при предоставлении налоговых льгот: почти все льготы стали предоставляться исходя из социального статуса человека (инвалиды, пенсионеры, одинокие матери и т. д.). Были несколько изменены и базовые параметры налогообложения: повышен не облагаемый налогом минимум доходов, снижены ставки с низких размеров доходов и усилена прогрессия при высоких доходах. Необходимо отметить, что в этот период налогообложение доходов населения осуществлялось в рамках месячного налогового периода. Только в отношении доходов от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности было сделано исключение — осуществлен переход к годовому налоговому периоду. Российское налоговое законодательство в отношении налогообложения доходов населения, так же как в случае с налогообложением доходов юридических лиц, отличалось от общесоюзного, предлагая относительно пониженный уровень налогообложения и более широкий спектр налоговых льгот. В отношении налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности первоначально был избран рестриктивный подход, в соответствии с которым уровень налогообложения этой категории доходов был существенно выше, чем уровень налогообложения тех же сумм, полученных от занятости по найму. Так, доля налога в доходах в размере средней заработной платы (530 руб. в 1991 г.), полученных от выполнения трудовых обязанностей, составляла 12,1%, а при индивидуальной трудовой деятельности — 23,8% (по союзному законодательству). Позднее дискриминационный характер налоговой системы в отношении индивидуального предпринимательства был устранен. С 1992 г. можно начинать отсчет истории современного этапа строительства российской налоговой системы. Именно с 01.01.92 вводились практически все основные ее законы. Хотя на протяжении почти десятилетнего периода данная система претерпела весьма существенные изменения, ее основы и принципиальные элементы были заложены именно в принятых в декабре 1991 г. законах в области налоговой системы и налогообложения. Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее пересмотра в 1999— 2001 гг., когда вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ (с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 01.01.01). Налоговая система любого государства представляет собой: во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей; в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты. Налоговые органы России были представлены следующими подразделениями (см. схему 7).
Схема 7 Налоговые органы РФ
С известной долей условности первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй — системой налогового законодательства, а третий — институциональной системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние — вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют. Поэтому мы будем рассматривать налоговую систему России через призму системы налогов, остальные же взаимосвязанные аспекты будут отодвинуты на второй план. Как отмечалось, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры — федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов (см. схему 8). Схема 8
К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов относят налог на имущество предприятий, налог с продаж и др. К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов (т. е. тех налогов, которые должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и ряд других. Формально определенный законом статус того или иного налога еще не определяет бюджет, в который этот налог поступает В практике организации налоговых систем сложились определенные критерии, позволяющие определить, какие именно налоги следует (или предпочтительнее) использовать в качестве федеральных налогов, а какие — на более низком уровне бюджетной иерархии. Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между составляющими этого государства: центральным правительством и местными органами власти — в унитарных государствах; федерацией, ее субъектами (регионами) и местным уровнем — в федеративных государствах.
Методические советы для студентов: Вначале необходимо рассмотреть социально-экономическую и политическую ситуацию в СССР, выяснить её особенности. Укажите причины фискальных реформ их суть и значение. Выделите основные изменения, произошедшие в налоговой сфере в период перестройки, укажите их последствия. Сделайте вывод о влиянии социальных, экономических и политических процессов на эволюцию налогообложения в СССР. Какие новые виды налогов появились и какие виды доходов стали ими облагаться. Определите основные этапы реформирования системы. Третий вопрос начните с рассмотрения особенностей национального налогового права. Уделите внимание российскому налоговому законодательству. Охарактеризуйте основные федеральные законы России. Дайте оценку современной системе налогообложения. Подумайте над перспективами развития налоговой политики в Российской Федерации.
Темы для докладов и сообщений: 1. Экономическая политика советского правительства в в 1985-1992 гг. и налоговые преобразования. 2. Проблемы взимания налогов как одна из причин развала СССР. 3. Реформы Е.Т.Гайдара и вопросы налогообложения. 4. Современная система налогообложения Франции и Германии. 5. Современная налоговая система США и Канады.
Творческое задание: Подготовьтесь к дискуссии по предложенным вопросам: 1. Есть ли зависимость между развитием и налоговой системы России? 2. Почему правительство считает, что в настоящее время не выгодно вводить прогрессивное подоходное обложение? 3. Почему при самой широкой налоговой ставке обложения в 13%, налогоплательщики продолжают уклоняться от уплаты налогов?
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие основные налоги были ведены в отечественной налоговой системе накануне рыночных реформ в 1991 г.? 2. Каковы основные критерии уровней государственной власти для введения того или иного налога? 3. Какие налоги доминируют в формировании доходов российской бюджетной системы? 4. Назовите основные налоговые органы Российской империи. 5. Назовите основные черты налоговой системы российского государств, требующие корректировки. 6. Дайте характеристику основным прямым налогам России. 7. Перечислите основные косвенные налоги современной России. охарактеризуйте их. 8. Перечислите основные проблемы, которые возникают при налогообложении малого предпринимательства. 9. Функции и значение НДС в налоговой политике государства. 10. Что такое налоговое бремя. Каковы его показатели? 11. Перечислите принципы фискального федерализма. 12. Перечислите основные проблемы эффективности в налогообложении.
Основная литература: 1. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М., 2002. 2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов. М., 2000. 3. Бобоев М., Камин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 54-70. 4. Гороний И. К оценке налоговой политики.// Вопросы экономики. 2002. № 7, С. 70-79. 5. Козлов Д. Налоговая политика: какой путь выбрать? // Вопросы экономики. 2002. № 7. с. 79-109. 6. Лойбера М.Я. История экономики: Учеб.пособие для студентов вузов. М., 2001. 7. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М., 2001. 8. Мау В.А. Экономическая политика России: В начале новой фазы // Вопросы экономики. 2001, № 3. 9. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. Под ред. И.В.Горского. М., 2003. 10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для студентов вузов. М., 2001. 11. Самохин Ю.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М.,2001. 12. Толмачева Р.П. Экономическая история: генезис рыночной экономики. М., 2002. 13. Толмачева Р.П. Краткий словарь по экономической истории. Термины, понятия. Имена, хронология. М., 2003.
Дополнительная литература: 1. Балакина А.П. Налоговая академия — принципиальный взгляд // Налоговый вестник. 1997. № 12. С. 3-6. 2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Зарипов В.М. Налоги, люди, время. М., 1998. 3. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М., 1997. 4. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. 5. Галаган А.А. История российского предпринимательства. Теоретический курс. М., 1993. 6. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза от 1917 года до наших дней. Кн. 1-2. М., 1995. 7. Государственный бюджет СССР 1981—1985: Стат. сборник / Министерство финансов СССР. М., 1987. 8. Дерябина М. Реформа отношений собственности // Политэконом. 1996, № 3. 9. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1998. 10. Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. М., 1997. 11. Куксин И.Н. Российская налоговая политика: история, теория и практика. СПб, 1997. 12. Кошкин В.Н. О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления // Налоговый вестник. 1997. № 3. С. 33-35. 13. Лившиц А.Я. Экономическая реформа в России и её цена. М., 1994. 14. Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985-1994. М., 1995. 15. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. 4-с изд., перераб и доп. М., 2000. 16. Налоги в России: налоговая система России. Общие вопросы налогового законодательства: органы налогового контроля. М, 1994. 17. Пансков ВТ. Налоги и налогообложение в РФ: Учеб. для вузов. М., 1999. 18. Пансков В.Г. Поступления налогов в 1998 году: оценка и реальность // Налоговый вестник. 1998. № 8. С. 3-10. 19. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М., 2000. 20. Перов А.В. Налоги на имущество в России. М., 1998. 21. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М., 2000. 22. Толкушкин А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью. М., 2000. С. 140-159. 23. Экономическая история зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов вузов. Минск, 1998.
Занятие 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.017 с.) |