Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российской империи с 1861 по 1917 гг.

Поиск

 

Налоговая система Российского государства с момента образования до 1861 г. подвергалась большим изменениям, которые в основном касались только крестьянского сословия. После проведения либеральных реформ АлександраII, к налогообложению постепенно привлекаются другие социальные группы. Необходимо рассмотреть этот процесс, связанный с введением новых налогов и привлечения к обложению новых налогоплательщиков..

 

Цель: рассмотреть реформирование налоговой системы России в период либеральных реформ Александра II; раскрыть суть фискальных изменений, связанных с именами министров финансов России Н.Х.Бунге, Вышнеградского, С.Ю.Витте; показать эволюцию налоговой системы в годы Первой мировой войны и правления Временного правительства.

 

План:

1. Причины и суть фискальных преобразований в середине XIX в.

2. Налоговые реформы и реформаторы: Н.Х.Бунге, Вышнеградский, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин.

3. Преобразования в налоговой системе России в 1914-1917 гг.

 

Понятия и определения:

подушная подать, чрезвычайные налоги, гильдия, гильдейский сбор, окладные доходы, гербовые сборы, гербовая бумага, таможенный тариф, финансовые коллегии, неокладные доходы, оброчная подать, питейные сборы, пошлина с наследства, Министерство финансов, Департамент окладных сборов, Департамент неокладных сборов, казначейство, земские повинности, выкупные платежи, поземельный налог, реальный налог, подомовый налог, мирские повинности, натуральные повинности, мирские сборы, дорожные повинности, дорожный сбор, недоимки, недоборы, пошлина.

 

Основные положения проблемы:

Основы налоговой системы России конца XIX — начала XX в. были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 гг. К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены со­ляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882—1886 гг.). Эти изменения были связаны с деятельностью Министра финансов России Н.Х. Бунге. Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государствен­ного земельного налога. Государственный поземельный налог вводится на всей территории Империи и зависит от плодородности почвы. Самый высокий оклад был назначен на Курскую губернию – 17 коп. с десятины, один из самых низких окладов был в Архангельской губернии – ¼ коп. с десятины. С 1863 г. был введен налог с городского недвижимого имущества, который имел тенденцию к постоянному увеличению. При Министре финансов Вышнеградском происходит перенос обложения в сторону косвенного от прямого. В начале XX в. роль налогов в формировании доходов бюджет­ной системы России была относительно невелика. В качестве при­мера приведены данные об исполнении государственного бюджета России за 1906 г. (руб., % к итогу):

Прямые налоги..................................................163 182406(7,18)

В том числе:

налоги поземельные, с недвижимых

имуществ и подати.......................................60527366(2,66)

государственный промысловый налог..........82452448(3,63)

сбор с доходов от денежных капиталов..... 20 202 592(0,89)

Косвенные налоги...........................................466 246 670(20,52)

В том числе:

сбор с питей...............................................39393695 (1,73)

табачный доход.........................................59 902 709 (2,64)

сахарный доход.........................................108 825543 (4,79)

нефтяной доход.........................................29 863 260 (1,31)

спичечный доход...........................................14 990 999(0,66)

таможенный доход...........................................213 270 464(9,39)

Пошлины....................................................113268466(4,99)

В том числе:

гербовые, судебные, канцелярские..............53949126 (2,37)

с переходящих имуществ............................21968397 (0,97)

прочие..........................................................37 350 943 (1,64)

Правительственные регалии..........................777048028 (34,21)

В том числе:

монетный доход..........................................5257302 (0,23)

горный доход..........................................................35843 (0,00)

почтовый доход..................................................46 004 972 (2,03)

доход от казенной продажи питей....................697 503 834(30,70)

прочие.................................................................28246077 (1,24)

Прочие доходы...................................................751924378 (33,10)

Итого доходов..............................................2 271 669 948(100,00)

 

Как видно из приведенных данных, в России основными по объемам были неналоговые доходы. На долю налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов. Наиболее значительными из числа неналоговых доходов этого периода были казенные доходы от продажи питей, которые устойчиво превышали 30%, особенно после ведения С.Ю.Витте винной пошлины.

До её введения с 1895 г. спирт и иная алкоголь­ная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до введе­ния винной монополии в 1886 г. доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%.

В Российской империи в конце XIX — начале XX в. основной формой обложения торговли и промышленности был государствен­ный промысловый налог из двух основных компонентов:

• основного сбора, который представлял собой внесение платы за про­мысловые свидетельства;

• дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из несколь­ких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам:

1) с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетно­стью, дополнительный сбор взимался в виде

а) налога с капитала;

б) процентного сбора с прибыли;

2) с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) раскладочного сбора;

б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум.

Ставки основного сборабыли дифференцированы в зависимос­ти от:

—местности (существовало пять классов местностей в зависимости от
степени развития в них торговли и промышленности);

—разряда торгового или промышленного предприятия.

В рамках дополнительного сбора важную проблему на протяже­нии всего периода существования данного налога составлял рас­кладочный сбор. Его величина устанавливалась как общая сумма необходимых бюджету средств по данному налогу на грядущее трех­летие. Далее эта величина «раскладывалась» на губернии (этот сбор существовал только в губерниях европейской России и четырех сибирских). В рамках губерний специальный орган — губернское раскладочное присутствие — «раскладывал» данную сумму на на­логоплательщиков. Теоретически «раскладка» проводилась исходя из объявляемого оборота и оценки процента средней прибыльно­сти. Однако на практике зачастую раскладка велась пропорциональ­но платежеспособности владельца предприятия, а не по объектив­ным показателям его оборота и рентабельности.

Определенный интерес представляет список льгот по данному налогу в части раскладочного сбора. От раскладочного сбора осво­бождались:

• вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;

• предприятия, прибыль которых не превышала определенный минимум
(в 1895 г. в двух столицах — 350 руб., в местностях 1-го класса — 300 руб.
и т. д.);

• личные промысловые занятия;

• некоторые другие.

Схема промыслового налога действовала в Российской империи начиная с налоговой реформы 1898 г. До 1917 г. в нее неоднократно вносились частные изменения (список местностей, относящихся к тому или иному разряду, изменение процентных ставок, измене­ние списка льгот и др.). Однако корректировки не меняли схемы по существу.

Так, в 1916 г. государственный промысловый налог в части ос­новного промыслового налога уплачивался при выборке промыс­ловых свидетельств на право торговли для каждого предприятия и каждой торговой лавки.

Местности делились на четыре класса плюс столицы. В столицах промысловые свидетельства выдавались не ниже второго разряда. К местностям первого класса относились, в част­ности, Варшава, Киев, Одесса, Рига, к местностям второго клас­са—в частности, Астрахань, Баку, Казань, Иркутск, а также при­городы Москвы, Санкт-Петербурга. Например, основной промыс­ловый налог в местностях первого класса по первому разряду предприятий уплачивался в размере 187,50 руб. + 30 руб. (по основ­ному торговому помещению и с каждого складского помещения). Как прототип подоходного налога в 1896 г. был введен государственный квартирный налог, который взимался с квартиросъемщиков в зависимости от местности проживания и качества снимаемого жилья.

Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:

· временный военный налог с проезжающих по железной дороге пасса­жиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным кви­танциям грузов;

· налог на военную прибыль;

· особый временный налог на русский хлопок;

· единовременный налог на телефоны;

· личный военный налог (1915 г.);

· ряд других.

Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX в. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 г. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутирова­лось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.

Первый Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916 г. Введенное положение распространялось на все мест­ности Российского государства (за исключением Великого княже­ства Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, по­лученных от всех источников:

• капитала;

• недвижимости, аренды;

• торговых, промышленных и иных предприятий;

• профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды

занятий;

• иных, не поименованных выше источников доходов.

Не подпадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.

К кругу налогоплательщиков были отнесены:

• российские подданные (за исключением не проживающих постоянно в России);

• иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

Кроме того, обложение подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые и промышленные общества, акционерные общества и компании, паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.

Не подлежали налогообложению следующие виды доходов:

• паевые взносы членов обществ взаимного кредита;

• служебное вознаграждение в действующей армии;

• пенсии и пособия за службу в войсках и флоте, а также некоторые иные
виды пенсий;

• пособия на погребение членов семьи плательщика.

Указанным положением предусматривалась достаточно дробная шкала налогообложения: всего выделялась 91 позиция. В качестве примера приведем ставки, установленные положением на первые годы (1917—1919 гг.). Не подлежал налогообложению годовой до­ход менее 850 руб. С дохода от 850 до 900 руб. должно было быть упла­чено 6 руб. С дохода от 900 до 1000 руб. должно было быть уплачено 7 руб., и т. д. С доходов, превышавших 400 тыс. руб., должно было быть уплачено 48 тыс. руб. плюс 1250 руб. на каждые полные 10 тыс. руб. дохода.

Однако данное положение так и не было реализовано. События 1917г. заблокировали введение этой модели подоходного налога. Тем не менее именно это положение о подоходном.налоге можно считать первой версией отечественного подоходного обложения.

Фактически к началу 1917 г. в России действовали следующие основные налоги:

• поземельный налог, который носил раскладочный характер;

• поземельные сборы, существовавшие на территории польских губер­ний, Сибири и некоторых других местностей;

• налоги с недвижимых имуществ;

• подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губер­ний;

• кибиточная подать, взимавшаяся в Ставропольской губернии, Степ­
ном и Туркестанском краях;

• оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной зем­лей;

• квартирный налог;

• промысловый налог;

• налог на денежный капитал;

• эмиссионный налог с акций и облигаций;

• некоторые другие налоги.

Существенной характеристикой российской налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на раз­ных территориях Российского государства. Налоговая система, дей­ствовавшая на территории польских губерний, существенно отли­чалась от той, что использовалась в губерниях Центральной Рос­сии, а налогообложение на территории Средней Азии имело немного общих черт с налоговой системой сибирских губерний.

Методические советы для студентов:

Прежде чем приступать к рассмотрению указанных проблем, выясните основные направления реформ в правление Александра II, и те изменения, которые повлекли за собой преобразования в налоговой сфере. Далее рассмотрите специфику такого вида обложения, как выкупные платежи. Выясните, какие новые и старые виды взимания существовали в этот период. Укажите специфику их взимания. Подумайте над тем, какие из этих налогов тормозили развитие общества, а какие напротив, давали ему толчок.

Рассматривая второй вопрос, уделите внимание оценке историков таких государственных деятелей, как Н.Х.Бунге, Вышнеградского, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина. дайте характеристику их деятельности. Выясните, на какие группы налогов они делали упор. Укажите значение их фискальных преобразований.

Изучение третьего вопроса необходимо начинать с выяснения ситуации, которая сложилась в стране с началом Первой мировой войны. Укажите основные изменения, которые последовали с её началом. Охарактеризуйте фискальные преобразования Временного правительства. Проанализируйте их содержание.

Сделайте вывод о развитии налоговой системы с 1861 г. по 1917 г.

 

Темы для докладов и сообщений:

1. Реформирование налоговых органов в правление императора Александра II.

2. Выкупные платежи в России как обязательный, прямой, сословный налог.

3. Н.Х.Бунге – реформатор-экономист.

4. С.Ю.Витте: взгляды, идеи, решения.

5. Политические партии России и их взгляды на налоговую систему страны.

6. Проблемы налогообложения в русских революциях 1905 г. и 1917 г.

 

Творческое задание:

Составьте схему-рисунок «Дерево целей и задач» для деятельности Министров финансов:

1) Н.Х.Бунге;

2) Вышнеградского;

3) С.Ю.Витте

Ранжиро­вание целей и их значимости предполагает: выбор главной цели реформы (I уровень); разделение главной цели на под­цели (II уровень); определение дальнейшей дифференциа­ции целей (III уровень); выявление задач, решение которых обеспечит выполнение целей III уровня. Примерная схема приведена ниже:

Структурная схема "Дерево целей и задач"

 

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные фискальные преобразования, проведенные в правление Александра II.

2. В чем было значение отмены подушной подати?

3. Назовите основные реформы, проведенные Н.Х.Ьунге.

4. В чем значение фискальных преобразований С.Ю.Витте?

5. Назовите последствия отмены круговой поруки. Почему за эту меру ратовали С.Ю.Витте и П.А.Столыпин?

6. Перечислите основные налоги, введенные в России в 1914-1917 гг.

7. Укажите этапы разработки закона о подоходном налоге.

8. Раскройте основные положения Промыслового налога в России.

9. Перечислите и охарактеризуйте косвенные налоги в России (1861-1917).

10. Укажите взаимосвязь государственных органов и органов местного самоуправления.

11. Охарактеризуйте фискальную политику Временного правительства.

12. Как на налоговой политике отразилось проведение столыпинской аграрной реформы?

 

Основная литература:

1. Иванова С.Е., Кравцова Е.С. Налоговые реформы С.Ю. Витте в конце XIX-начале ХХ вв. // Молодежная наука и современность. Материалы 69 межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых. В 2-х частях. Часть 2. Курск:, 2004. С. 231- 232.

2. Кравцова Е.С. Культурный и образовательный уровень податных инспекторов в России на рубеже XIX–ХХ столетий // Культура как фактор развития личности. Материалы межрегион. науч. - практ. конф. Курск: КГМУ, 2004. С.102-104.

3. Кравцова Е.С. Роль Н.Х. Бунге в реформировании фискальной системы Российской империи во второй половине XIX в.// Герои и антигерои в исторической судьбе России: Материалы 35 Всероссийской заочной научной конференции / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2004. С. 77-81.

4. Кравцова Е.С. Податные присутствия в России на рубеже XIX-ХХ столетий // Россия на рубеже веков: история и современность: материалы Всеросс. Науч. - теорет. Конф. (5 ноября 2004 г.) Курск:, 2004.

5. Кравцова Е.С. Система государственных финансовых органов в России на рубеже XIX – ХХ столетий // Университетская наука: Взгляд в будущее. Сб. тр. юбил. науч. конф. КГМУ и сессии Центр. - Чернозем. науч. центра РАМН, посв. 70-лет. КГМУ. В 2-х томах. Курск:, 2005. Т.2. С.436-437.

6. Кравцова Е.С. Податный инспектор и его функции на грани XIX–ХХ вв. // Курские ведомости: Федеральный журнал в регионе: Информационно-аналитические материалы о деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. – 2003. – № 3 (63). – С. 61–63.

7. Лойбера М.Я. История экономики: учеб.пособие для студентов вузов. – М., 2001

8. Муравьева Л.А. Золотой рубль С.Ю.Витте (О денежной реформе в России 1895-1898 гг.) // Деньги и кредит, 2003, №3.

9. Ненахова Ю.А., Кравцова Е.С. История подоходного налога в России // Молодежная наука и современность. Юбилейная межвузовская научная конференция студентов и молодых ученых, посвященная 70-летию КГМУ. В 2-х частях. Часть II. Курск:, 2005. С. 235-236.

10. Самохин Ю.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М.,2001.

11. Толмачева Р.П. Экономическая история: генезис рыночной экономики. М.,2002.

12. Толмачева Р.П. Краткий словарь по экономической истории. Термины, понятия. Имена, хронология. М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Зарипов В.М. Налоги, люди, время. М., 1998.

2. Буланже М. Из истории подоходного налога и налога на прибыль // Налоговый вестник. 1998. № 6. С. 147-151.

3. Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах// Налоговый вестник. 1999. № 4, 5.

4. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.

5. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1994, Т.1-3.

6. Галаган А.А. история российского предпринимательства. Теоретический курс. М., 1993.

7. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1998.

8. Коломиец А.Г. Финансовые реформы русских царей: От Ивана Грозного до Александра Освободителя. М., 2001.

9. Куксин И.Н. Российская налоговая политика: история, теория и практика. СПб., 1997

10. Мау В.А. Реформы и догмы, 1914-1929: очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

11. Петр Столыпин: Сборник/ Сост. Лысцов Г.И. М., 1997.

12. Петров Ю. Предприниматели и российское общество в начале XX века // Свободная мысль. 1992, № 17.

13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989.

14. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М., 2000.

15. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Т. I / Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. М., 1984.

16. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Т. II / Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. М., 1986.

17. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Т. III/ Гл. ред. Н.В. Гаретовский. М., 1988.

18. Шмелев Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XXвеке. М., 2000

19. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия: В 4 т. / Гл. ред. А.М. Ру­мянцев. М., 1972-1980.

20. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии: В 12 т. Т. 1 / Отв. ред. В.М. Карев, М.Н. Хитров. М., 1991 — 1994.

21. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокга­уз - И.А.. Ефрон 1890-1907: В 43 т. (86 полутомах). М., 1990-1994.

22. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост. О.Платонов. М., 1995.

 

 

Занятие 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.013 с.)