ТОП 10:

Эволюция регионального налогообложения: исторический обзор



Благоустройство территорий, образования, медицины и т.д. находились в полной зависимости от местного налогообложения со второй половины XIX века. И в настоящий период значение местных налогов столь же велико, поскольку речь идет о самостоятельности краев и областей, когда огромный груз ответственности ложится на плечи местных органов власти.

Цель: рассмотреть особенности местного обложения в России с XVI по XX вв.; выяснить специфику реального обложения; уделить внимание особенностям обложения в Курской области; раскрыть систему современного местного налогообложения, её плюсы и минусы.

 

План:

1. Понятие «местные налоги». Местные повинности в России.

2. Местные налоги и их категории в дореволюционной России (на примере Курской губернии).

3. Эволюция регионального налогообложения с 1917 по настоящее время.

 

Понятия и определения:

местные налоги, земские повинности, земские налоги, мирские налоги, волосные сборы, сельские сборы, региональные сборы, земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, налог с предприятий, налог с продаж.

 

Основные положения проблемы:

В пореформенной России под местными налогами подразумевались денежные сборы, взимаемые самоуправлением на различные нужды населения, проживающего на данной территории. Существовала тесная связь между общегосударственным и местным налогообложением, поскольку сборы поступали под единым контролем податной инспекции и Казенной палаты с идентичных объектов: земли и другой недвижимости, промыслов и т.д. Размеры местных налогов лишь вполовину уступали государственным сборам. Например, в Курской губернии за 1901 г. поступило только мирских и земских налогов на общую сумму 2,4 млн. руб., а казенное обложение дало 4,0 млн. руб.

Земские налоги собирались всесословным земским самоуправлением, делились на губернские и уездные сборы, поступали на развитие медицины, народного образования, агрономии и ветеринарии, кустарных промыслов и т.д. Основная часть налогов в Курской губернии поступала с земель, обложение которых возросло с 41 коп. в 1899 г. до 47 коп. в 1902 г. с десятины, а в самых плодородных и промысловых южных уездах сборы достигли: в Грайворонском – 56 коп., Корочанском – 51 коп., Суджанском – 58 коп., в то время как в Рыльском уезде составляли всего лишь 34 коп. Среднее же обложение земскими сборами по Курской губернии в начале XX века составляло 44 коп. В 1901 г. общая сумма земских сборов Курской губернии должна была составить 1,9 млн. руб., из которых 1,1 млн. руб. приходились на новые поступления, а 0,8 млн. руб. – на старые недоимки. Однако реально удалось собрать всего 1,2 млн. руб., что было меньше, чем в 1890 г. – 1,5 млн. руб.

Сложная экономическая ситуация вынудила земства увеличивать налоги, но, к примеру, Льговский уездный комиссар отмечал в своей докладной записке от 24 октября 1917 г. в казенную палату: «Земский сбор с крестьянских надельных земель по Льговскому уезду в текущем году, несмотря на совершенный государственный переворот и происходящие перемены в органах волостного и сельского управления, по частным срокам первой половины 1917 г. поступал довольно удовлетворительно».

Особо взимались городские сборы с недвижимых имуществ (1% оценочной стоимости), предпринимательской деятельности (10% чистого дохода) и т.д., собираемые городским самоуправлением под контролем податной инспекции.

Наиболее развитые в экономическом отношении Курск и Белгород дали в 1900 г. соответственно 308 тыс. руб. и 124 тыс. руб. городских сборов, самые захолустные города Дмитриев и Тим – 12,8 тыс. руб. и 9,4 тыс. руб., что не хватало на удовлетворение даже минимальных потребностей городского благоустройства.

Мирские налоги, собираемые крестьянским самоуправлением, делились на волостные (около 6%) и сельские (почти 94%) сборы, которые шли на устройство и содержание церквей, школ, дорог и проч.

Сельские сборы были выше волостных. Это объясняется тем, что потребности и обязанности сельского общества были больше. К примеру, в 1900 г. из всех налогов (казенных, земских, страховых, мирских) на долю последних приходилось 17,5%, из которых 10% - были сельские сборы. В цифровом показателе это выглядит так: 522,5 тыс. руб. – волостные и 696,3 тыс. руб. – сельские. Причем необходимо отметить, что по сравнению с предыдущим годом величина налога была повышена. Податные инспекторы объясняли это тем, что крестьяне стремились все натуральные повинности перевести в денежные, например, подворную повинность. К тому же многие сельские общества нанимали большое количество служащих для своих нужд.

Распределение этого вида налогообложения происходило на волостных и сельских сходах под наблюдением податных инспекторов, причем мирские сборы с земель превышали земские: в 1898 г. первые составляли 50 коп. с десятины, начале 1900-х годов. превысили 70 коп., а в Грайворонском уезде поднялись до 1,3 руб. В 1901 г. планировалось поступлений мирских налогов Курской губернии в размере 1,2 млн. руб., которые и были собраны, за исключением 3 тыс. руб. на нужды волостного самоуправления.

Мирские налоги крестьянское население платили более исправно, чем земские. В 1885 г. за Новооскольским и Корочанским крестьянством оставалось в недоимке земских налогов 85 тыс. руб., а мирских – 3 тыс. руб. Это объясняется тем, что, платя мирские налоги, крестьяне знали, куда тратятся средства, и были заинтересованы в постоянном пополнении сельской кассы, а земские налоги по их разумению расходовались не всегда по назначению.

В конце 1890-х – начале 1900-х гг. среднее обложение в Курской губернии 1 дес. надельной земли крестьян было равно 2 руб. 84 коп., а в южных уездах превышало 3 руб. После событий октября 1917 г. государственная политика в сфере местного налогообложения изменилась.

Для местных бюджетов доходным источником выступали надбавки к государственным налогам — дополнительные суммы налогов, поступающие в местные бюджеты; устанавливаются в определенной доле к государственным налогам. В Советской России и СССР в 20-х гг. надбавки к государственным налогам использовались как налоговый источник доходов местных бюджетов. Право вводить надбавки (в ус­тановленных пределах) имели губернские и уездные съезды Советов. Действовали надбавки к промысловому и подоходному налогам, плате за патенты на право продажи спиртных напитков, минеральной воды и табачных изделий, охотничьему сбору, судебной пошлине, плате, взимаемой нотариальными органами. Надбавки к государственным налогам были отменены в связи с налоговой реформой 1930—1932 гг.

В результате дальнейших преобразований к 1980-м годам доходы местных бюджетовформировались главным образом за счет поступлений от народного хозяйства (около 80% доходов этих бюджетов). В местные бюджеты поступали: платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, государственная пош­лина, местные налоги (к местным налогам относились: налог с вла­дельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств) и некоторые другие доходы.

Местные налоги и сборы в общей налоговой системе играли лишь вспомогательную роль. Местные налоги устанавливались Верховным Советом СССР и поступали в ведение местных Советов народных депутатов (суммы поступлений от местных налогов полностью направ­лялись в местные бюджеты). В современной России в соответствии с Налоговым кодексом РФ к местным налогам отнесено 12 видов. В настоящее время из семи региональных налогов действуют всего два (налог на имущество предприятий и налог с продаж), а также некоторые региональные сборы. Два налога (дорожный и транспортный) пока в действие не введены, один имеет статус федерального (налог на игорный бизнес, рассмотренный в гл.15), а один предполагается как альтернативный налогам на имущество предприятий и некоторым другим. Из пяти местных налогов, пре­дусмотренных Кодексом, сегодня действует всего три (налог на имущество физических лиц, земельный налог и налог на рекламу).

Налог на наследство и дарения пока является федеральным, а местные лицензионные сборы в том виде, как это предусмотрено Кодексом, пока не введены. Группа региональных и местных налогов формирует относитель­но незначительную долю доходов консолидированного бюджета РФ. По итогам 1999 г. эта группа налогов обеспечила поступление 11,4% всей суммы доходов консолидированного бюджета России. В сумме доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации доля этих налогов была выше 21,5%. В том числе региональные налоги составили 12,3%, а местные — 9,2% доходов бюджетов субъектов Федерации.

По итогам первого полугодия 2000 г. роль этих налогов в форми­ровании доходной части консолидированного бюджета несколько снизилась и составляла 9,6%. Соответственно снизилась (до 19,9%) и их роль в формировании доходов региональных бюджетов. Местные налоги делятся на две группы: основные и дополнительные (см. схему 9).

 

Схема 9







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.007 с.)