Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История налоговой системы России

Поиск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 

 

 

 

Кравцова Е.С.

История налоговой системы России

Учебное пособие для студентов

факультета экономики и управления здравоохранением

медицинских вузов.

 

 

КУРСК 2006

УДК: Печатается по решению

ББК: редакционно-издательского

совета КГМУ

Кравцова Е.С. История налоговой системы России. Учебное пособие для студентов факультета экономики и управления здравоохранением медицинских вузов. Курск: КГМУ, 2006, с.

 

 

Пособие раскрывает основное содержание элективного курса «История налоговой системы России», предназначенного для студентов факультета экономики и управления здравоохранением медицинских вузов России.

В пособии история налоговой системы Российского государства представлена в виде монолитной картины фискально-экономического развития страны, начиная с эпохи появления государства на территории России и до начала XXI века. Внимание уделяется основным этапам становления системы, ее противоречим, достоинствам и недостаткам, логическим последовательностям, поворотным и узловым моментам.

Учебное пособие раскрывает структуру учебного процесса и его особенности, содержит теоретический материал, цели и задачи семинарских занятий, основные вопросы для подготовки и обсуждения, тематику докладов, сообщений, вопросы для подготовки к зачету по дисциплине. Комплексное освоение курса поможет глубже узнать многие проблемы налоговой системы России и ее эволюционирование совместно с государством на протяжении прошедших столетий.

 

 

Рецензенты:

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение  
Раздел 1. История налоговой системы России: от становления государства до начала XХI столетия  
Тема 1. История налоговой системы России как предмет исследования.  
Тема 2. Налогообложение России от древности до первой половины XIX века.  
Тема 3.Изменение налоговой системы в Российской империи с 1861 по 1917 гг.  
Тема 4. Налогообложение в Курской губернии в конце XIX начале XX веков  
Тема 5. Налоговая система в СССР 1917-1965 гг.  
Тема 6. Реформирование налогообложения: от СССР до современной России  
Тема 7. Эволюция регионального налогообложения: исторический обзор  
Раздел 2. Методические рекомендации для студентов.  
Перечень форм для самостоятельной работы  
Терминологический словарь  
Тестовые задания для самоконтроля  
Примерные вопросы для зачета  
Список литературы  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Элективный курс «История налоговой системы России», читаемый на факультете ЭУЗд медицинского вуза, посвящен особенностям становления и развития налоговой системы Российского государства с древнейших времен до современности. Он призван изучать возникновение, развитие и изменения форм и методов взимания налоговых платежей, фискального права, государственных органов, занимающихся сбором налогов, а также историю представлений и учений о построении налоговой системы в России.

Элективный курс представляет значительный интерес для будущих экономистов, поскольку рассматривает эволюцию налоговой системы России на протяжении всего ее существования как государства.

Для прохождения материала, обозначенного в программе, выделяется 34 часа, из которых на лекционные приходится 18 часов и семинарские 16 часов. Дисциплина изучается в первом семестре и заканчивается зачетом.

Учебное пособие к курсу «История налоговой системы России» подготовлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине, утвержденной в Курском государственном медицинском университете. Пособие раскрывает структуру учебного процесса и его особенности, содержит цели семинарских занятий, основные вопросы для подготовки и обсуждения, тематику докладов, сообщений, творческие задания, которые вызывают особый интерес у студентов, поскольку их выполнение предусматривает умственные действия, в резуль­тате которых на базе уже имеющихся знаний рождаются новые мысли, идеи, происходит их управляемое наращивание на продук­тивно-познавательной основе.

Основное место в пособии занимают методические советы к темам, выносимым на занятии. В пособии имеются словарь терминов, необходимых для изучения дисциплины; темы рефератов, примерные вопросы для зачета и экзамена; тестовые задания для самоконтроля.

 

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Сформировать у студентов целостное представление об эволюции
налоговой системы России в различные исторические эпохи.

2. Способствовать углублению и систематизации знаний в области
налогообложения.

3. Раскрыть значение крупнейших мероприятий в налоговой сфере.

4. Выявить проблемы и противоречия в построении налоговых
отношений на различных этапах государственного строительства.

5. Дать представления о различных видах налогов, пошлин, сборов и
других платежей прямого и косвенного обложения.

6. Познакомить студентов с особенностями налогообложения Курской
губернии в XIX столетии.

7. Показать роль и значение выдающихся представителей теории и
практики налогообложения в России.

8. Разъяснить специальную терминологию, имеющую применение в данной сфере.

 

Студент, изучивший данную дисциплину, должен знать и уметь:

1. Характерные черты, закономерности, этапы развития налоговой
системы в контексте истории Отечества.

2. Характеристику основных изменений, произошедших в области
фиска на различных этапах исторического развития государства.

3. Основные концепции и теории налогообложения, разработанные в различное время в России.

4. Самостоятельно и грамотно делать суждения об изменениях в налоговой сфере на разных исторических этапах.

5. Владеть навыками анализа литературы

6. Выполнять небольшие письменные работы, доклады.

 

При изучении курса следует пользоваться учебниками: Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран (М. 2002), Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России (М.2001), Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д.Г. (М. 1995), Налоговая политика России: проблемы и перспективы (М. 2003), Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: учеб. для вузов (М. 1999), т.к. лекционный курс, содержание пособия не дает возможности представить материал в надлежащем объеме.

.

 

 

Занятие 1.

Занятие 2

Налогообложение России от древности

До первой половины XIX века

 

Поняв важность поставленных вопросов, необходимо приступить к рассмотрению зачатков налоговой системы Киевской Руси и ее трансформирования в продуманную организацию взимания налогов в период создания и развития Российской империи (с IX по первую половину XIX столетия).

 

Цель: рассмотреть особенности налогообложения в древнерусском государстве; выявить специфичные черты обложения в период монголо-татарского нашествия; раскрыть эволюцию налогообложения в период создания единого Российского государства; обратить внимание на реформирование системы в XVIII - начале XIX вв.; сравнить концепции налогообложения И.Посошкова, В.Татищева, А.Н.Радищева, Н.И.Тургенева, Н.С.Мордвинова.

 

План:

1. Особенности развития древнерусского государства и налогообложения (XI-XV вв.)

2. Подати и сборы XVI-XVII вв.

3. Фискальная реформа в России в XVIII в.

4. Налоговая политика Российского государства в первой половине XIXв.: идеи и результаты.

Понятия и определения:

Дань, дым, слобода, повоз, полюдье, ордынский выход, баскак, мытник, ям, кормления, косвенные налоги, прямые налоги, дорожная пошлина, оброк, натуральные повинности, пошлинные люди, ясак, откуп, тягло, соляная пошлина, церковная десятина, посошное обложение.

Основные положения проблемы:

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой исто­рии на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 г. В современном переводе эта часть документа звучит следую­щим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород горо­дом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги».

К более поздним относится упоминание об элементах налого­обложения в виде некоторого прообраза подушной подати, отно­симое к 1016 г.

Бесконечные междоусобицы, продолжавшиеся после распада Ки­евской Руси, привели к тому, что в 1230— 1240-х годах древнерусские земли были захвачены монголо-татарскими завоевателями. Иноземное иго продолжалось почти 240 лет и принесло экономике и культуре не­исчислимые бедствия.

Экономическая зависимость Руси выражалась в том, что все насе­ление покоренных русских земель было переписано и обложено тяже­лой ежегодной данью — ясакомв виде серебра и различного имуще­ства. Сбор дани поручался монгольским сборщикам податей — баска­камили отдавался на откуп «бесерменским» (басурманским) купцам, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории извест­ную сумму, потом взыскивали ее с населения в гораздо большем разме­ре. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей:ратную, ямскую, подводную, по которым сле­довало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для бас­каков, платить большие торговые пошлины. Позже, в первой полови­не XIV века, золотоордынские ханы отдали процесс сбора дани на Руси из рук своих чиновников в руки русских князей, которые тем не менее при поездке в Орду были обязаны везти ханам дорогие подарки, что ложилось тяжелым бременем на население (см. схему 1).

Схема 1

 

Эволюция налогообложения в древнерусском государстве.

 

 

На протяжении XIII в. в различных княжествах проводятся пе­реписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 г. переписано население Суздальской, Рязанской и Муромс­кой земель, в 1259 г. проведена перепись Новгородских земель. Со­бираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.

26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и влади­мирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сбо­ров с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV-XV вв. со свободного населения помимо ор­дынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV в. часть натуральных сборов была заме­нена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяй­ства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод. В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскла­дывать совместно правительство и общество. Правительство реша­ло вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о спо­собности платить налоги теми или иными разрядами плательщи­ков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тягло­вого населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньга­ми, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги». С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII в. появляется относительно оформленное обло­жение городских промыслов так называемыми процентными день­гами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ям­ские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения. Уже в этот период количество податей было весьма значитель­ным. Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сбо­ров и податей в России и сокращению их количества принято от­носить к 1672-1682 гг. В 1679 г. царь Федор Алексеевич провел ре­форму налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявля­лось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским при­говором была введена подворная подать, заменившая прежние стре­лецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное об­ложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство). Эволюцию прямого и косвенного обложения можно проследить в табл. 1 и табл. 2.

Таблица 1

 

Прямые налоги

 

В удельное время тягло состояло (до сер. XVI в.): 1)из даней или податей князю 2) из кормов областным управителем: а) въезжий; б) петровский; в) рождественский
В XVI-XVII вв. присоединяются: 1)полоняничные деньги; 2) стрелецкий хлеб; 3)ямские; 4)ямчужные или селитрячные С 1681 г. собираются деньги данные, деньги полоняничные, оброк или откуп В XVII в. объединяются подати: 1) в стрелецкие деньги; 2) в ямские и полоняничные деньги

Таблица 2

 

Занятие 4

Занятие 5.

Занятие 6

С середины 60-х годов XX века до настоящего времени в СССР (России) проводилось несколько налоговых реформ, которые нашли свое отражение во внутренней политике, общественном мнении и в целом в существовании самого государства.

 

Занятие 7

Схема 9

Раздел 2

Методические рекомендации для студентов факультета экономики и управления здравоохранения

Перечень форм для самостоятельной работы по истории России

 

1. Написание реферата по предложенной теме

2. Написание внеплановой курсовой работы

3. Аннотирование трех научных статей из журналов «Налоговый вестник», «Финансы», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики» и др. 2003 -2006 годов издания (по одной из тем семинарских занятий).

4. Составление терминологического поля (кроссворд) по сквозным темам курса.

5. Составление словаря терминов.

6. Составление мини - энциклопедии биографий деятелей России.

7. Изготовление презентации темы (по совместному выбору преподавателя и студента).

 

Методические рекомендации для написания реферата

 

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одного до двух месяцев).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Реферат имеет несколько функций, таких как:

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная, коммуникативная.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата:

Титульный лист (см. приложение 1).

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. Введение должно включать в себя: актуальность темы, анализ литературы, цели реферата. При написании работы особый интерес представляют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники и помогающие сэкономить время на поиск и сбор научной информации. Аннотации во введении объемом должны быть от нескольких слов до 10-15 строчек. Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами». Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 2).

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

Изложение результатов изучения в виде связного текста;

Устное сообщение по теме реферата.

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод.

Создание конспектов для написания реферата. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста. Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы. Требования к введению.

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 3). При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких: поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными, в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы, дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из Интернета и т.д.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов). Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению). Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов). Использование литературных источников. Культура письменного изложения материала. Культура оформления материалов работы. Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент оценивает работу по традиционной 10-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается отзыв рецензента одной итоговой оценкой. Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.

Приложение 1. Оформление титульного листа

 

 

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет_______________________________________
Кафедра_________________________________________


 

 

Реферат

на тему: _________________________________________

 

Выполнил(а):Ф.И.О. студента(ки), номер группы,

 

Научный руководитель кафедра, должность, звание, Ф.И.О.

 

Курск
200____год

Приложение 2. Обязательные требования к оформлению реферата.

 

Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки (баллов)

Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.

Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.

В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.

Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.

Сноска может быть сделана двумя способами:— традиционный вариант (через «вставка / сноска») — «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая - номер страницы.

Работа предоставляется как в рукописном виде (почерк читаемый, т.е. разборчивый), так и в напечатанном виде через 1.5 интервала. Размер шрифта - 12-14 Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.

Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.

Приложение 3. Оформление списка литературы.

Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

Законы, постановления правительства.

Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.

Специальная литература.

Периодические издания.

При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы (от и до). Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги, остальные материалы в хронологическом порядке.

Пример оформления списка использованной литературы:

Монографии
Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России. Авт. коллектив А.З.Астапович, У.Бирминхем, Л.М. Григорьев и др. М., Бюро экономического анализа.1998 - 157с.

Учебники и учебные пособия

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Москва. НОРМА-ИНФРА.М., 1998 - 560с.

Периодические издания

Портной М.А. "Сверяя часы" с Европой. Журнал "Бизнес- образование", выпуск 2.1997. С. 30-35.

Источники из Интернет

Statsoft. Ins. (1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http//www.statsoft.ru/home/textbook.

2.Аннотация.
Аннотация - краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи), включающая иногда и его оценку. Это наикратчайшее изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о теме.
Основное ее назначение - дать некоторое представление о книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского, реферативного характера. Поэтому аннотации не требуется изложения содержания произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике (содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?», дает представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.

По своему характеру аннотации могут быть:

1. Справочными (без критической оценки произведения).
Обязательными требованиями к справочным аннотациям являются четкость и простота изложения. Примерная схема справочной аннотации такова:

уточнение заглавия;

краткие сведения, связанные с содержанием;

сведения, связанные с автором;

особенности издания;

читательский адрес (на кого издание рассчитано).

Полноценное справочное аннотирование призвано обратить внимание читателя на специфику книги (статьи), источники и теоретический уровень текста, характер приложений.

2. Рекомендательными (содержат критическую оценку произведения).
В рекомендательной аннотации дается обоснование значимости произведения: включается указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю; что в книге должно привлечь внимание читателя; что поможет читателю в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки и техники и т.д.

Примерная схема рекомендательной аннотации:

сведения об авторе (дают представление о направленности произведения и, в определенной степени, о его качестве);

замечания по существу вопроса (с целью привлечения внимания читателя к аннотируемому произведению);

оценка произведения в ряду других аналогичных книг (статей) (с целью обращения внимания читателя именно на это произведение).

По охвату содержания аннотируемого документа и читательскому назначению различают общие аннотации (характеризуют документ в целом, рассчитаны на широкий круг читателей), специализированные (раскрывают документ лишь в определенных аспектах, интересующих узких специалистов).

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации обычно носят справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными (или групповыми). Обзорная аннотация — это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике. Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений. В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

Исходя из требований к аннотациям, их объем можно довести от нескольких слов до 10-15 строчек. Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами». Особенностью аннотации является использование в ней языковых оценочных клише. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений.
Текст аннотации не стандартизирован. В научной литературе можно встретить различные требования к составлению аннотаций. Например, текст справочной аннотации может включать следующие сведения:

тип и название аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и т.п.)

задачи, поставленные автором аннотируемого документа

метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников)

принадлежность автора к определенной научной школе или направлению

структуру аннотируемого документа

предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора

характеристику вспомогательных иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание, при этом не повторять их. При составлении аннотации обычно используют стандартные обороты речи (речевые клише):

Речевые стандарты для составления аннотаций.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана…) в журнале (газете…)
Монография вышла в свет в издательстве…

Статья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.014 с.)